Характеристика дидактических средств, используемых
при ознакомлении с цифрами
Процесс ознакомления дошкольников с цифрами осуществляется под
руководством педагога в результате систематически проводимой работы на
занятиях и вне их. Дидактические средства являются своеобразными
орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности
детей. Основным средством обучения является комплект наглядного
дидактического материала для занятий.
В него может входить следующее:
— объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные
предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки,
раковины и т. д.;
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и
без них, нарисованные на карточках; — графические и схематические средства: цветные палочки, числовые
фигуры, карточки, таблицы, модели.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:
первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,
вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность
детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.
Дети легко и с интересом усваивают цифры в играх и дидактических
упражнениях.
Упражнения и игры на ознакомления с цифрами
«На что похожа цифра»
Данное упражнение проводится по типу игры в загадки, оно достаточно
увлекательное и эмоционально окрашено. Для этого упражнения
понадобится конверт или мешочек с цифровыми карточками. Воспитатель
достаёт одну карточку с цифрой и загадывает некую загадку: «Эта цифра
похожа на …», например, замок или матрёшку, или кочергу и т.д. Дети
должны угадать карточку, с какой цифрой достал водящий.
«Путаница»
Это упражнение направлено на закрепление последовательности цифр.
Здесь понадобятся карточки с цифрами. Карточки перемешиваются и
раскладываются на столе в произвольном порядке. Задача детей разложить
цифры в правильной последовательности, называя их.
«Какая цифра убежала»
Для этого упражнения так же понадобится набор карточек с цифрами. На
столе перед раскладываются эти карточки в прямой последовательности.
Нужно дать детям некоторое время запомнить цифры. Затем просят их
отвернуться. Одна из цифр убирается. Задача детей определить, какую цифру вы спрятали. Можно усложнить упражнение, разложив цифры в
произвольном порядке.
«Покажи следующую цифру»
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 6. Им необходимо выстроить
последовательный ряд чисел, показывая и называя число, которое больше
того, что показал воспитатель, на 1. По сигналу (показ цифры) дети должны
показать карточку с числом, следующим за данным и назвать его. Те, у кого
нужная карточка, выполняют дополнительно любое двигательное задание:
обегают «галопом» детей по кругу; выполняют прыжки на одной ножке,
ходьбу мелким быстрым шагом, боковой «галоп», ходьбу на пяточках, на
высоких четвереньках.
«Построй числовой ряд»
Детям раздаются карточки с цифрами и предлагается построить ряд чётных
чисел в порядке возрастания. Остальные дети (не задействованные в
построении ряда) должны выполнить следующее задание: найти своё место
должна цифра (ребёнок с цифрой в руках):
– которая стоит перед цифрой 4;
– с которой начинается числовой ряд;
– которая стоит между 6 и 8;
– которая стоит после 8 и заканчивает счет.
Дети выполняют задание, выстраиваясь на ковре в порядке возрастания, а
затем разбегаются по группе и выстраивают цепочку уже в порядке
убывания.
Просмотр содержимого документа
«Характеристика дидактических средств, используемых при ознакомлении с цифрами»
Характеристика дидактических средств, используемых
при ознакомлении с цифрами
Процесс ознакомления дошкольников с цифрами осуществляется под
руководством педагога в результате систематически проводимой работы на
занятиях и вне их. Дидактические средства являются своеобразными
орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности
детей. Основным средством обучения является комплект наглядного
дидактического материала для занятий.
В него может входить следующее:
— объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные
предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки,
раковины и т. д.;
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и
без них, нарисованные на карточках; — графические и схематические средства: цветные палочки, числовые
фигуры, карточки, таблицы, модели.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:
первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,
вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность
детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.
Дети легко и с интересом усваивают цифры в играх и дидактических
упражнениях.
Упражнения и игры на ознакомления с цифрами
«На что похожа цифра»
Данное упражнение проводится по типу игры в загадки, оно достаточно
увлекательное и эмоционально окрашено. Для этого упражнения
понадобится конверт или мешочек с цифровыми карточками. Воспитатель
достаёт одну карточку с цифрой и загадывает некую загадку: «Эта цифра
похожа на …», например, замок или матрёшку, или кочергу и т.д. Дети
должны угадать карточку, с какой цифрой достал водящий.
«Путаница»
Это упражнение направлено на закрепление последовательности цифр.
Здесь понадобятся карточки с цифрами. Карточки перемешиваются и
раскладываются на столе в произвольном порядке. Задача детей разложить
цифры в правильной последовательности, называя их.
«Какая цифра убежала»
Для этого упражнения так же понадобится набор карточек с цифрами. На
столе перед раскладываются эти карточки в прямой последовательности.
Нужно дать детям некоторое время запомнить цифры. Затем просят их
отвернуться. Одна из цифр убирается. Задача детей определить, какую цифру вы спрятали. Можно усложнить упражнение, разложив цифры в
произвольном порядке.
«Покажи следующую цифру»
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 6. Им необходимо выстроить
последовательный ряд чисел, показывая и называя число, которое больше
того, что показал воспитатель, на 1. По сигналу (показ цифры) дети должны
показать карточку с числом, следующим за данным и назвать его. Те, у кого
нужная карточка, выполняют дополнительно любое двигательное задание:
обегают «галопом» детей по кругу; выполняют прыжки на одной ножке,
ходьбу мелким быстрым шагом, боковой «галоп», ходьбу на пяточках, на
высоких четвереньках.
«Построй числовой ряд»
Детям раздаются карточки с цифрами и предлагается построить ряд чётных
чисел в порядке возрастания. Остальные дети (не задействованные в
построении ряда) должны выполнить следующее задание: найти своё место
должна цифра (ребёнок с цифрой в руках):
– которая стоит перед цифрой 4;
– с которой начинается числовой ряд;
– которая стоит между 6 и 8;
– которая стоит после 8 и заканчивает счет.
Дети выполняют задание, выстраиваясь на ковре в порядке возрастания, а
затем разбегаются по группе и выстраивают цепочку уже в порядке
убывания.