СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Характеристика форм проведения классного часа».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«: «Характеристика форм проведения классного часа».»

Тема: «Характеристика форм проведения классного часа».

Тема: «Характеристика форм проведения классного часа».

План лекции: 1.Понятие «форма организации воспитательной работы». 2.Классификация форм воспитательной работы. 3.Основные формы проведения классного часа.

План лекции:

1.Понятие «форма организации воспитательной работы».

2.Классификация форм воспитательной работы.

3.Основные формы проведения классного часа.

 1.Понятие «форма организации воспитательной работы». Формы организации внеклассной воспитательной работы – это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия .

1.Понятие «форма организации воспитательной работы».

Формы организации внеклассной воспитательной работы – это

варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия .

Формы воспитания - это конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия , в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Формы воспитания - это конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия , в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

2.Классификация форм воспитательной работы.

2.Классификация форм воспитательной работы.

1.П о кол ичест ву учащихся   Групповая Индивидуальная Массовая

1.П о кол ичест ву учащихся

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Массовая
2.П о видам деятельности Игровая Трудовая Художественно-эстетическая Общественно-полезная Физкультурно-оздоровительная Коммуникативная

2.П о видам деятельности

  • Игровая
  • Трудовая
  • Художественно-эстетическая
  • Общественно-полезная
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Коммуникативная

3.По времени проведения  кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся).

3.По времени проведения

  • кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
  • традиционные (регулярно повторяющиеся).
4.По субъекту организации организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и её реализация принадлежит детям.

4.По субъекту организации

  • организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • инициатива и её реализация принадлежит детям.
5.В зависимости от методов 1. Словесные. 2.Практические. 3.Наглядные.

5.В зависимости от методов

1. Словесные.

2.Практические.

3.Наглядные.

6.В зависимости от воспитательной задачи   1. Познавательные. 2. Развлекательные. 3. Управление и самоуправление школьной жизнью.

6.В зависимости от воспитательной задачи

  • 1. Познавательные.
  • 2. Развлекательные.
  • 3. Управление и самоуправление школьной жизнью.
3. Основные формы проведения классного часа.

3. Основные формы проведения классного часа.

1. КТД  (Коллективное творческое дело) – коллективная форма организации воспитательной работы, забота о своем коллективе, друг о друге ,  о б окружающей жизни, непрерывный поиск лучших решений какой-либо задачи. Выполняется и организуется сообща и творчески.

1. КТД (Коллективное творческое дело) – коллективная форма организации воспитательной работы, забота о своем коллективе, друг о друге , о б окружающей жизни, непрерывный поиск лучших решений какой-либо задачи.

Выполняется и организуется сообща и творчески.

Виды КТД: Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант») Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг») Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество) Спортивные КТД (пример: «Спартакиада») Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Виды КТД:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
  • Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Этапы проведения:   1)Выдвижение идеи .  2)Совместное планирование и обсуждение .  3)Совместная подготовка .  4)Проведение .  5)Совместное подведение итогов .  6)Совместный анализ ближайших последствий КТД .

Этапы проведения:

1)Выдвижение идеи . 2)Совместное планирование и обсуждение . 3)Совместная подготовка . 4)Проведение . 5)Совместное подведение итогов . 6)Совместный анализ ближайших последствий КТД .

2.Беседа - это форма общения (система вопросов и ответов), в ходе которой реализуются задачи учебно-воспитательного процесса. Виды бесед : познавательная, этическая, экологическая, политическая, эстетическая.

2.Беседа - это форма общения (система вопросов и ответов), в ходе которой реализуются задачи учебно-воспитательного процесса.

Виды бесед :

  • познавательная,
  • этическая,
  • экологическая,
  • политическая,
  • эстетическая.
Примерная структура беседы. Тема: Форма проведения : беседа Цели: образовательная, развивающая, воспитательная. Оборудование: для учителя: для учащихся: Литература:  1….. 2…… 3……

Примерная структура беседы.

Тема:

Форма проведения : беседа

Цели:

образовательная,

развивающая,

воспитательная.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

Литература:

1…..

2……

3……

Ход занятия I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Вводная беседа. IV. Беседа по содержанию.  1.Беседа о …  2.Рассказ учителя.  3.Сообщение учащихся.  4.Работа с таблицей.  5.Просмотр видеозаписей. V. Практическая направленность беседы (анализ ситуаций, сюжетно-ролевые игры). VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Вводная беседа.

IV. Беседа по содержанию.

1.Беседа о …

2.Рассказ учителя.

3.Сообщение учащихся.

4.Работа с таблицей.

5.Просмотр видеозаписей.

V. Практическая направленность беседы (анализ ситуаций, сюжетно-ролевые игры).

VI. Итог занятия.

Рекомендации к проведению беседы. 1.Определите тему, цели беседы. 2.Изучите необходимую литературу по теме, подготовьте выставку книг. 3.Подберите наглядные пособия, технические средства. 4.Составьте план беседы. 5.Продумайте систему вопросов. 6.Подготовьте к беседе учащихся, разработайте практические задания. 7.Подберите ситуации из жизни. 8.Используйте произведения писателей, устное народное творчество (пословицы, поговорки, шутки, сказки…), игровые ситуации, занимательный материал (загадки, ребусы, кроссворды, шарады …). 9.Вовлекайте в активную работу учащихся, активизируйте познавательную деятельность школьников.

Рекомендации к проведению беседы.

1.Определите тему, цели беседы.

2.Изучите необходимую литературу по теме, подготовьте выставку книг.

3.Подберите наглядные пособия, технические средства.

4.Составьте план беседы.

5.Продумайте систему вопросов.

6.Подготовьте к беседе учащихся, разработайте практические задания.

7.Подберите ситуации из жизни.

8.Используйте произведения писателей, устное народное творчество (пословицы, поговорки, шутки, сказки…), игровые ситуации, занимательный материал (загадки, ребусы, кроссворды, шарады …).

9.Вовлекайте в активную работу учащихся, активизируйте познавательную деятельность школьников.

3.Викторина. Викторина – это форма внеклассного мероприятия, которая представляет собой систему вопросов и ответов по определенной теме из различных областей науки, техники, природы, литературы, искусства. Примерная структура викторины. Тема. Форма проведения : викторина. Цели:  образовательная, развивающая, воспитательная. Оборудование: для учителя: для учащихся: Литература: 1…. 2. … 3. …

3.Викторина.

Викторина – это форма внеклассного мероприятия, которая представляет собой систему вопросов и ответов по определенной теме из различных областей науки, техники, природы, литературы, искусства.

Примерная структура викторины.

Тема.

Форма проведения : викторина.

Цели:

образовательная,

развивающая,

воспитательная.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

Литература:

1….

2. …

3. …

Ход занятия I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Вводная беседа. IV. Знакомство с условиями викторины. V. Викторина (вопросы викторины, ответы на вопросы, информация для расширения кругозора). VI. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Вводная беседа.

IV. Знакомство с условиями викторины.

V. Викторина (вопросы викторины, ответы на вопросы, информация для расширения кругозора).

VI. Подведение итогов.

4.Конкурс. Конкурс (от лат. – «встреча», «стечение», «столкновение») – соревнование между отдельными учащимися или группой участников, имеющее целью выявить лучших из их числа. Виды конкурсов: индивидуальные, групповые, коллективные, школьные, городские (районные), областные, республиканские, международные.

4.Конкурс.

Конкурс (от лат. – «встреча», «стечение», «столкновение») – соревнование между отдельными учащимися или группой участников, имеющее целью выявить лучших из их числа.

Виды конкурсов:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • школьные,
  • городские (районные),
  • областные,
  • республиканские,
  • международные.
Примерная структура конкурса. Тема. Форма проведения: конкурс. Цели: образовательная, развивающая, воспитательная. Оборудование: для учителя: для учащихся: Литература: … … …

Примерная структура конкурса.

Тема.

Форма проведения: конкурс.

Цели:

образовательная,

развивающая,

воспитательная.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

Литература:

Ход занятия. I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Вводная беседа (система вопросов) или вводное слово. IV. Знакомство условиями с соревнования (деление класса на команды, представление команд или отдельных участников конкурса, выбор жюри, формы поощрения). V. Конкурсы.  Задание 1.  Задание 2.  Задание 3.  Задание 4.  Задание 5. VI. Подведение итогов конкурса.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Вводная беседа (система вопросов) или вводное слово.

IV. Знакомство условиями с соревнования (деление класса на команды, представление команд или отдельных участников конкурса, выбор жюри, формы поощрения).

V. Конкурсы.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

VI. Подведение итогов конкурса.

5.Игра-путешествие  Игра для школьников – это способ обучения, исследования и ориентации в реальном мире.  В ходе игры воспитывается личная ответственность. Игра может стать эффективным средством формирования в школьниках таких качеств как ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ИНИЦИАТИВА, ТВРОРЧЕСТВО.

5.Игра-путешествие

Игра для школьников – это способ обучения, исследования и ориентации в реальном мире.

В ходе игры воспитывается личная ответственность. Игра может стать эффективным средством формирования в школьниках таких качеств как ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ИНИЦИАТИВА, ТВРОРЧЕСТВО.

Игра-путешествие – это яркая, эмоциональная, игровая форма проведения внеклассного занятия, которая имеет свои отличительные особенности: наличие карты путешествия, разработка маршрута путешествия, определение станций (остановок), продумывание содержания деятельности учащихся на каждой станции, выбор транспорта.

Игра-путешествие – это яркая, эмоциональная, игровая форма проведения внеклассного занятия, которая имеет свои отличительные особенности:

  • наличие карты путешествия,
  • разработка маршрута путешествия, определение станций (остановок),
  • продумывание содержания деятельности учащихся на каждой станции,
  • выбор транспорта.
Примерная структура игры-путешествия. Тема. Форма проведения: игра-путешествие. Цели: образовательная, развивающая, воспитательная. Оборудование: для учителя: для учащихся: Литература: … … …

Примерная структура игры-путешествия.

Тема.

Форма проведения: игра-путешествие.

Цели:

образовательная,

развивающая,

воспитательная.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

Литература:

Ход занятия. I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Знакомство с правилами игры. IV. Игра-путешествие  1.Станция «…»  2.Станция «…»  3.Станция «…»  4.Станция «…» и др. V. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Знакомство с правилами игры.

IV. Игра-путешествие

1.Станция «…»

2.Станция «…»

3.Станция «…»

4.Станция «…» и др.

V. Подведение итогов.

6.Устный журнал Устный журнал – это форма проведения внеклассного воспитательного мероприятия, в ходе которого дети вовлекаются в активную работу, знакомятся с новой информацией, расширяется их познавательный кругозор, развивается инициатива, самостоятельность, креативные способности. Материал представляется блоками (страницами), между которыми устанавливается логическая связь.

6.Устный журнал

Устный журнал – это форма проведения внеклассного воспитательного мероприятия, в ходе которого дети вовлекаются в активную работу, знакомятся с новой информацией, расширяется их познавательный кругозор, развивается инициатива, самостоятельность, креативные способности.

Материал представляется блоками (страницами), между которыми устанавливается логическая связь.

Примерная структура устного журнала. Тема. Форма проведения: устный журнал. Цели: образовательная, развивающая, воспитательная, Оборудование: для учителя: для учащихся: Литература: … … …

Примерная структура устного журнала.

Тема.

Форма проведения: устный журнал.

Цели:

образовательная,

развивающая,

воспитательная,

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

Литература:

Ход занятия. I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Вводная беседа. IV. Устный журнал.  Страница 1 «…»  Страница 2 «…»  Страница 3 «…»  Страница 4 «…» и др. V. Итог занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Вводная беседа.

IV. Устный журнал.

Страница 1 «…»

Страница 2 «…»

Страница 3 «…»

Страница 4 «…» и др.

V. Итог занятия.

7.КВН – клуб веселых и находчивых. В КВН соревнуются учащиеся двух команд из 10-12 человек, для оценки конкурсов выбирается жюри. Примерная структура КВН Тема. Форма проведения: КВН. Цели: образовательная, развивающая, воспитательная. Оборудование: для учителя: для учащихся: Литература: … … …

7.КВН – клуб веселых и находчивых. В КВН соревнуются учащиеся двух команд из 10-12 человек, для оценки конкурсов выбирается жюри.

Примерная структура КВН

Тема.

Форма проведения: КВН.

Цели:

образовательная,

развивающая,

воспитательная.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся:

Литература:

Ход занятия. I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Вводная беседа. IV. Знакомство с условиями соревнования. V. КВН  1.Приветствие команд.  2.Разминка.  3.Конкурс капитанов.  4.Музыкальный конкурс.  5.Домашнее задание. VI. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Вводная беседа.

IV. Знакомство с условиями соревнования.

V. КВН

1.Приветствие команд.

2.Разминка.

3.Конкурс капитанов.

4.Музыкальный конкурс.

5.Домашнее задание.

VI. Подведение итогов.

8.Праздник (утренник). Праздник – это «день торжества в память какого-нибудь выдающегося события, день массовых игр, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием («Толковы словарь. Под ред. Д.Н.Ушакова») Праздник – это одна из форм проведения воспитательной работы, способствующая воспитанию подрастающего поколения на традициях государства, общества, семьи. Типология праздника государственные, профессиональные, народные, религиозные, местные, семейные, школьные, групповые.

8.Праздник (утренник).

Праздник – это «день торжества в память какого-нибудь выдающегося события, день массовых игр, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием («Толковы словарь. Под ред. Д.Н.Ушакова»)

Праздник – это одна из форм проведения воспитательной работы, способствующая воспитанию подрастающего поколения на традициях государства, общества, семьи.

Типология праздника

  • государственные,
  • профессиональные,
  • народные,
  • религиозные,
  • местные,
  • семейные,
  • школьные,
  • групповые.
Примерная структура праздника. Тема. Форма проведения: праздник Цели: образовательные, развивающие, воспитательные. Оборудование: для учителя: для учащихся. Литература: … … …

Примерная структура праздника.

Тема.

Форма проведения: праздник

Цели:

образовательные,

развивающие,

воспитательные.

Оборудование:

для учителя:

для учащихся.

Литература:

Подготовка праздника: 1. Составление предварительного плана праздника 2. Разработка сценария праздника 3. Подготовка оформления праздника  4. Проведение предпраздничных репетиций

Подготовка праздника:

1. Составление предварительного плана праздника

2. Разработка сценария праздника

3. Подготовка оформления праздника 

4. Проведение предпраздничных репетиций

Ход праздника I. Организационный момент. II. Постановка задач, сообщение темы. III. Сценарий праздника.  1.Выступления учащихся.  2.Музыкальные номера, инсценировка.  3.Конкурсы, аттракционы.  4.Игры с учащимися.  5.Танцы.  6.Чаепитие. IV. Итог занятия.

Ход праздника

I. Организационный момент.

II. Постановка задач, сообщение темы.

III. Сценарий праздника.

1.Выступления учащихся.

2.Музыкальные номера, инсценировка.

3.Конкурсы, аттракционы.

4.Игры с учащимися.

5.Танцы.

6.Чаепитие.

IV. Итог занятия.

9.Экскурсия. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения различных объектов и явлений действительности. Значение: познавательное (расширение и углубление знаний, накопление наглядных представлений и жизненных фактов), практическое (помогает установлению связи теории с практикой, с жизнью), воспитательное (профориентация, воспитание нравственных качеств, эстетических чувств, уважения к историческому наследию), развивающее (развитие наблюдательности, внимательности, умений сравнивать, обобщать материал и др.)

9.Экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения различных объектов и явлений действительности.

Значение:

  • познавательное (расширение и углубление знаний, накопление наглядных представлений и жизненных фактов),
  • практическое (помогает установлению связи теории с практикой, с жизнью),
  • воспитательное (профориентация, воспитание нравственных качеств, эстетических чувств, уважения к историческому наследию),
  • развивающее (развитие наблюдательности, внимательности, умений сравнивать, обобщать материал и др.)
Виды экскурсий. По месту в изучаемом разделе: вводные (предваряющие), текущие (сопутствующие), итоговые (заключительные) В зависимости от объектов наблюдения: производственные, природоведческие, краеведческие, географические, литературные, искусствоведческие

Виды экскурсий.

По месту в изучаемом разделе:

  • вводные (предваряющие),
  • текущие (сопутствующие),
  • итоговые (заключительные)

В зависимости от объектов наблюдения:

  • производственные,
  • природоведческие,
  • краеведческие,
  • географические,
  • литературные,
  • искусствоведческие
Этапы экскурсии. I. Подготовка: определение темы, разработка маршрута, выбор и посещение места, отбор объектов для демонстрации, подготовка учащихся, подготовка оборудования, составление плана. II. Проведение. 1.Организационный момент. 2.Постановка задач. 3.Вводное слово. 4.Наблюдение за объектом. 5.Самостоятельная работа учащихся. 6.Проверка самостоятельной работы. 7.Обобщающая беседа, итог.

Этапы экскурсии.

I. Подготовка:

  • определение темы,
  • разработка маршрута,
  • выбор и посещение места, отбор объектов для демонстрации,
  • подготовка учащихся,
  • подготовка оборудования,
  • составление плана.

II. Проведение.

1.Организационный момент.

2.Постановка задач.

3.Вводное слово.

4.Наблюдение за объектом.

5.Самостоятельная работа учащихся.

6.Проверка самостоятельной работы.

7.Обобщающая беседа, итог.

  10. ДИСКУССИЯ   Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.   Диспут (от лат. disputo – рассуждаю, спорю) – публичный спор на научные, литературные, политические, культурные, экономические, правовые темы. В основе диспута – спор, борьба мнений.

10. ДИСКУССИЯ

  • Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.  
  • Диспут (от лат. disputo – рассуждаю, спорю) – публичный спор на научные, литературные, политические, культурные, экономические, правовые темы. В основе диспута – спор, борьба мнений.
Примерная тематика : «О вкусах не спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди», «Зачем человеку музыка», «Вода – это хорошо или плохо», «Нужна ли школьная форма» и др.

Примерная тематика :

  • «О вкусах не спорят»,
  • «Право быть или слыть»,
  • «Воспитанные ли мы люди»,
  • «Зачем человеку музыка»,
  • «Вода – это хорошо или плохо»,
  • «Нужна ли школьная форма» и др.
Методика проведения   Подготовка к диспуту : разработка вопросов для обсуждения (5-6 вопросов); ознакомление участников с этими вопросами заранее; подготовка и назначение участников спора; выступления должны быть живыми, свободными, краткими.

Методика проведения

Подготовка к диспуту :

  • разработка вопросов для обсуждения (5-6 вопросов);
  • ознакомление участников с этими вопросами заранее;
  • подготовка и назначение участников спора;
  • выступления должны быть живыми, свободными, краткими.
Проведение диспута : Организационный момент. Постановка задач. Сообщение темы. Постановка проблемы. Обсуждение вопроса. Вывод.

Проведение диспута :

  • Организационный момент.
  • Постановка задач. Сообщение темы.
  • Постановка проблемы.
  • Обсуждение вопроса.
  • Вывод.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!