Тема урока: Характеристика героя произведения. Е.Пермяк “Самое страшное”. В.Осеева “Хорошее”.
Урок литературного чтения
Раздел “Хорошие соседи, счастливые друзья” (урок 2)
Речевая разминка Прочитай стихотворение, а затем ответь на вопросы.
В сумку ябеды Ларисы
Я свою соседку Олю
Я с утра подкинул крысу,
За косичку дёрнул в школе, —
Эта Оля мне опять
Та устроит в сумке нору, —
Вот потеха будет скоро!
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
Одноклассницу Марину,
С Ирой я давно дружу –
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Ей лишь кнопку подложу…
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
Ответь на вопросы и потренируйся читать выразительно:
- Какое впечатление произвело на тебя это стихотворение?
- Объясни смысл стихотворения. Что хотел сказать нам автор?
- Может ли дружба быть такой, как здесь рассказано?
- Прочитай стихотворение с ускорением.
- Прочитай с замедлением.
- Прочитай стихотворение выразительно.
- Посмотри на портрет писателя. Знаком ли тебе этот человек?
- В учебнике на стр.44 прочитай имя этого автора. Знаком ли ты с его произведениями?
Сегодня на уроке мы продолжим работу с разделом “Хорошие соседи, счастливые друзья” и будем читать произведения Евгения Пермяка, чей портрет ты видел; познакомимся с произведением В.Осеевой о дружбе.
- Прочитай в учебнике на стр.44 название произведения Евгения Пермяка.
- Как ты думаешь, что на свете может быть самым страшным?
- Прочитай самостоятельно рассказ или послушай его, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=YbdAUiQWv-U&feature=emb_logo
Самое страшное (Е.Пермяк)
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинешенек!
- Какие чувства ты испытал при чтении?
- Каким рос Вова? Найди ответ в тексте и прочитай.
- Что он испытывал от того, что никого не боялся?
- Какой день настал однажды?
- Докажи предложениями текста, что все от него отвернулись.
- В каких строчках заключена главная мысль рассказа? Прочитай их.
- Прочитай в учебнике на стр.46 название рассказа, рассмотри иллюстрации к нему, предположи, о чём этот рассказ.
В.Осеева “Хорошее”
2. Прочитай рассказ Валентины Осеевой “Хорошее” в учебнике на стр.46 или послушай его, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v=QATqtqo3oRA&feature=emb_logo
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
3. Каковы твои впечатления от прочитанного?
4. Какое желание однажды утром появилось у Юры?
5. О чём он мечтал? Выбери подходящие строки и прочитай их выразительно.
6. Почему мальчик не осуществил свою мечту?
7. Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
8. Объясни смысл названия рассказа.
9. Объясни смысл пословиц:
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Добрый человек добру и учит.
Подведём итоги урока
- Какие произведения читал на уроке?
- Кто авторы этих произведений?
- Чему тебя научили эти произведения?
- Трудно ли тебе было на уроке?
В рабочей тетради на стр.62 выполни задания по теме сегодняшнего урока. Сфотографируй и отправь учителю на проверку.