СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика и основы методики воспитания координационных способностей

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой контрольную работу по предмету " Методика оучения предмету "Физическая культура""

Просмотр содержимого документа
«Характеристика и основы методики воспитания координационных способностей»

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж




Контрольная работа


МДК 01.01 Методика обучению предмету физическая культура


Специальность 49.02.01 Физическая культура


«Характеристика и основы методики воспитания

координационных способностей»






Выполнил: студент группы Ф-6

Сафаров Сергей Имранович

Преподаватель:

Смирнов Евгений Анатольевич





Рыбинск,

2021 г.



Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…….…3

1. Понятие о координационных способностях………………………………..…..4

2. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей……6

3. Средства и методы воспитания координационных способностей……………..8

4. Методика воспитания координационных способностей………………………11

5. Факторы, определяющие уровень развития и проявления

координационных способностей…………………………………………….……..13

Заключение………………………………………………………………..…………14

Библиографический список………………………………………………………...15

Практическое задание………………………………………………………………16





Введение

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, темп жизни увеличивается, усложняются условия современного производства, и профессии предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, умению быстро воспринимать обстановку, поскольку сегодня многие специальности разворачиваются в системе «человек-машина». Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в младшем школьном возрасте. Учащиеся постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложными в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми.

Структура двигательных действий отражена в трудах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревской, В.П. Филин, Н.А. Фомин, В.И. Лях.

По их мнению данные способности развиваются у учащихся от 7 до 18 лет. Исследования В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова утверждают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей.

Цель контрольной работы: изучение характеристики и основ методики воспитания координационных способностей, выполнение практического задания (составление комплекса упражнений на развитие координационных способностей, заполнение таблицы «Методы воспитания координационных способностей и их характеристика», составление контрольных упражнений (тестов) для определения уровня развития координационных способностей).





1.Понятие о координационных способностях

Координационные способности - способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Координационные способности тесно связанны с развитием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение учащегося правильно управлять своими движениями [8].

Координационные способности (КС) представляют собой свойства

организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи.

Уровень КС определяется следующими способностями индивида:

- точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;

- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся

объект;

- ориентироваться во времени и пространстве;

- дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры

движения;

- приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке

задачи;

- предугадывать положение движущегося объекта в нужный «момент

времени» (экстраполяция)

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации

движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные,

временные и динамические параметры движений.

2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое

равновесие.

3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной

напряженности (скованности) [8].

Однако термин координационные способности не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия, как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость»)

В настоящее время существует большое количество определений

координации движений: физиологический, биомеханический,

нейрофизиологический, кибернетический. Еще в 1946 году в книге

«Физиология человека» крупный и авторитетный ученый Н.А. Бернштейн

писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление

избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение

их в управляемые системы. Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных [2].

Таким образом, координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности. Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специфические координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости.

2. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей

Вполне определена позиция в этом вопросе известного ученого Л.П.Матвеева. Автор считает, что координационные способности не тождественны понятию, определяющему такое качество как ловкость. Ловкость – это более общее понятие, а координационные способности распространены в основном, в спорте.

Ловкость - термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.

Ловкость, как  двигательное качество, включает в себя:

 - координационные способности  (согласование и перестроение движений,    дифференцирование усилий, мышечная координация,  произвольное расслабление);

- разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания); 

-  чувства (равновесия,  времени и пространства,  ориентации,  ритма).

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет на­иболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двига­тельные задачи, надо быть сильным, быстрым, вынос­ливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обла­дать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.
Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения [5].



 Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.

Различают ловкость:

- общую  

- специальную  

- прыжковую  

- акробатическую

- скоростную    

Различают три степени ловкости. Первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. Третья - высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

Ловкость - качество специфическое и, в определенной степени

врожденное, однако в процессе тренировки оно поддается

совершенствованию. Уровень развития ловкости зависит от того,

насколько точно человек может ощущать свои движения, и как быстро он

может перестраиваться на овладение новыми двигательными навыками.

Основу ловкости составляют две основные способности: во-первых,

способность быстро овладевать новыми двигательными действиями

(способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и

координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях

внезапного изменения обстановки [2].

Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность  и время выполнения.



3. Средства и методы воспитания координационных способностей

Для воспитания координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

- стандартно-повторного упражнения;

- вариативного упражнения;

- игровой;

- соревновательный.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.

Соревновательный метод, используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.

Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. При разучивании новых, достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на две разновидности — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения [8].

В программный материал для учащихся начальной школы входят:-гимнастические и акробатические упражнения. Наиболее широкую и доступную группу средств воспитания КС составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц:

1. Простейшие виды построений (в шеренгу, в колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два и т.п.);

2. Общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (мячами, гимнастическими палками,скакалками, обручами, набивным мячом весом 1 кг и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях

тела и его частей, в разные стороны;

3. Элементы акробатики (кувырок вперед, кувырок в сторону, различные перекаты и др.); упражнения в равновесии (ходьба по гимнастической скамейке, бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90° и 180°).

4. Легкоатлетические упражнения: ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе); бег с максимальной скоростью до 60 м; бег в равномерном темпе до 10 мин; челночный бег 3x5, 3x1; прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов; прыжки в высоту с прямого и бокового разбега; метание малого мяча на дальность и в цель из различных исходных положений правой и левой руками.

5. Лыжная подготовка: скользящий и ступающий шаг; передвижение попеременным двухшажным ходом; подъемы и спуски с небольших склонов;

повороты на лыжах на месте и в движении; прохождение учебных дистанций

1-2 км.

6. Плавание: специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.); движения рук и ног при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс; проплыть одним из способов дистанции 25-50 м.

7. Простейшие единоборства: «Бой петухов»; «Перетягивание в парах»; «Выталкивание из круга» [4].

Сложность физических упражнений можно увеличить:

- за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;

- изменяя площадь опоры или, увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.;

- комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в

данном виде спорта и трудовыми действиями. Для совершенствования координации движений и их точности в уроки включаются усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных

параметров движения, а также упражнения на «расслабление» и на «равновесие» [7].




4. Методика воспитания координационных способностей

Методика воспитания координационных способностей заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости.

Развитие ловкости представляет собой «комплекс  комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному  направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества [5].

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений,  и которые имеется элемент внезапности  

2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

3. Упражнения  в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

При развитии координационных способностей необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

- разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания

- варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

- регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

- определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий.Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений.    Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности,  амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств [7].

Специальная ловкость

Специальная ловкость (правильное и  быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем  в основном при выполнении упражнений с ракеткой и мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям.  

Физиология ловкости

В основе ловкости, по мнению физиологов, в боль­шей степени, чем в основе других качеств, лежит соот­ветствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры большого мозга. Другими словами, от объема моторных на­выков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости челове­ка. Чем больше этот объем, тем выше уровень лов­кости.

Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов,  а также от пластичности центральной нервной системы.  Информация,  получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Таким образом, упражнения, направленные на развитие координации:

- общеразвивающие;

- постепенно усложняющиеся;

- увеличивающие двигательный опыт, систематически пополняющие имеющийся комплекс двигательнокоординационных навыков;

- способствующие развитию отдельных координационных способностей: чувства пространства, времени, степень развиваемых мышечных усилий [5].

Новизна, необычность и соответствующая координационная трудность – определяющие критерии выбора двигательных заданий для воспитания координационных способностей.

5. Факторы, определяющие уровень развития и проявления

координационных способностей

На развитие координационных способностей своё влияние оказывают разные факторы. Среди них – возраст, пол, уровень развития физических способностей, способность человека к точному анализу движений. Можно в этот перечень включить системность воспитательных мер и тренировок, так под их воздействием меняются характеристики высших функций мозга – образуется ассоциативное внутри- и межполушарное взаимодействие, усложняются рефлекторные связи, ускоряется реакция, тем самым совершенствуются двигательно-координационные навыки. Влияют на их развитие показатели массы и длины тела. Есть исследования и о том, что координационные способности испытывают влияние генетических факторов. [2].

Многие специалисты, занимающиеся в рамках теории физического воспитания, единодушны в том, что на развитие координации движений прежде всего оказывает влияние фактор возраста. Л.П. Матвеев пишет: «есть исследовательские данные, свидетельствующие о том, что некоторые морфофункциональные предпосылки высокого проявления этих способностей появляются уже к периоду полового созревания. О том же косвенно говорят факты поразительных достижений подростков видах деятельности, требующих совершенной координации движения. Во всяком случае, детский, подростковый, юношеский периоды онтогенеза можно с достаточным основанием считать особо благоприятными для эффективного воздействия на развитие двигательно-координационных способностей. В эти периоды не только легче формируются двигательные умения и навыки, но, по-видимому, в наибольшей мере прогрессирует и сама способность всё новые умения, навыки и преобразовывать их» [5].

Также на развитие координационных способностей влияют психологические особенности индивида.

Заключение

Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности.

Основными методами оценки координационных способностей служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Для развития координационных способностей у детей школьного возраста существует множество методов. Но главными из них являются методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного), игровой и соревновательный методы.

Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения. Для тренировки координации движений детей школьного возраста необходимо лишь целенаправленное воздействие посредством педагогического процесса. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками.

Натренированные координационные способности имеют свойство длительно сохраняться даже без регулярного использования.



Библиографический список

  1. Аникин, А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников [Текст] А.А. Аникин // Вестник спортивной науки. – 2014. - №6. – С. 17-19.

  2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]: публикация подготовлена профессором И.Н. Фейгенбергом / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991.- 287 с. 5. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.

  3. Карпеев, А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений [Текст] / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры.-1995. - №9. - С.5-11.

  4. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 класс [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011. 20. Лях, В.И. Координационные способности школьника [Текст] / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 160 с.

  5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт,1991. - 543с.

  6. Никитушкин, В.Г. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет [Текст] / В.Г. Никитушкин, С.В. Малиновский, Ю.И. Разинов, А.В. Аулова // Вестник спортивной науки, 2012. - № 2. - С. 2529.

  7. Панов, В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы [Текст] / В.А. Панов. - М.: ФиС, 2006. – 98 с.

  8. Холодов, В.С., Кузнецов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Холодов, Ж.К. Кузнецов – М.: Академия, 2003. – 480 с.

  9. Ярославцева, И.В. Особенности развития физических качеств у младших школьников [Текст] / И.В. Ярославцева // Вестник спортивной науки. – 2011. - №4. – С. 31-37.



Практическое задание

1. Комплекс упражнений на развитие координационных способностей

(для младшего школьного возраста).

1. «Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга (Дифференцировка расстояния, глазомер)

2. «Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через предметы (кегли, мячи, и т.п.)

(дифференцировка усилий, отмеривание расстояния)

3. «Узкий мостик». Ходьба по полоске (узкой линии) приставляя пятку к носку впереди стоящей ноги, ходьба боком, приставными шагами, ставя носок на край линии

(Развитие равновесия, точности движения)

4. «Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый 4-й счёт. В слух произносится: «Раз, два, три, хлоп!».

Первый раз хлопок над головой, второй – перед собой, третий – за спиной

(Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма)

5. «Иди смело». Ходьба с гимнастической палкой хватом двумя руками (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

(Координация движений рук, координация осанки, знакомство с новым словом)

6. «Идём в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове

(Координация осанки)


2. Методы воспитания координационных способностей и их характеристика

Методы воспитания координационных способностей

Характеристика методов воспитания координационных способностей

Стандартно-повторного упражнения

(стандартно-непрерывный и стандартно-интервальный метод)

Характеризуется непрерывным выполнением заданной физической работы (методы стандартного непрерывного упражнения), а часть – чередованием дозированной нагрузки с интервалами отдыха (методы стандартного интервального упражнения)


Вариативного (переменного) упражнения

(непрерывно-переменный и переменно-интервальный метод)

Особенность методов переменного упражнения заключается в направленном изменении факторов воздействия по ходу упражнения. Это достигается изменением параметров движения (скорости, темпа, длительности и т.д.), способа выполнения действий, а также варьированием интервалов отдыха и внешних условий действия, дополнительного отягощения и т.д.


Игровой

метод

С дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определённых условиях, либо определёнными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуются тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.


Соревновательный

метод

Данный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предполагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае если занимающиеся ещё недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.

3. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

1. Челночный бег (3х10м)

(Для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям).

2. Опускание палки – реакция

(Тест для определения способности к комплексной реакции).

3. Повороты на гимнастической скамейке

(Для оценки динамического равновесия).

4. Стойка на одной ноге

(Для оценки статического равновесия).

5. Упор присев – упор лёжа

(Для определения способности к согласованию движений).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!