СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учились определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”. Учились  анализировать поступки героев. Формировала умения анализировать литературное произведение, аргументировали свой ответ.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»»

А.С.Пушкин









«Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



















ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЕ 04.02

Дата:

07.11.2023г.

Номер урока:


Класс:

Тема урока:

Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Методическая цель урока:

учить анализировать произведение.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные

поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук , буквы

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им

Предметные:  учить обосновывать свою точку зрения развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Тип урока:

Урок открытие новых знаний

Оборудование:

Учебник 4 класс. Презентация. карточки с заданиями.




Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Посмотрели на слайд и прочитаем хором. (Слайд1)

Доброта входит тихo, без cтyка.

И не требует cлавы в ответ.

Доброта – слишком цeнная штyка.

У дешёвых людей её нет.

Учитель. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь и подарите друг другу сердце. (дети складывают пальцы)

Учитель. И я тоже хочу поделиться частичкой своей доброты. Доброта спасёт мир. Я хочу пожелать всем плодотворной работы на уроке. (Слайд2)

2.Актуализация знаний.

Учитель. Все люди любят путешествовать. И мы с вами сегодня отправимся в необычное путешествие. А куда отправимся, надо угадать.

Учитель. Слушаем.

«…Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна

Села ждать его одна…»

Учитель. Кто автор строк? (А,С,Пушкин)

Учитель. Как называется произведение? «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)


3. Выявление затруднений.

Учитель. Путешествовать будем по страницам сказки.

Учитель. Открываем 1 страницу «Блиц-турнир»

и проверим, как вы знаете содержание сказки. На вопрос отвечаем одним словом.

За правильные ответы, вы будете получать карточки.


2балла

2балла

1 балл



1.Кому царица велела избавиться от царевны?- Чернавке

2.Где Чернавка оставила царевну? - В лесу.

3. Кто помог королевичу найти царевну? - ветер

4.Как звали жениха царевны?- Елисей

5. В какой гроб уложили царевну богатыри?- хрустальный

6. Сколько было богатырей в сказке?- 7

7. К кому обращалась за советом царица?- зеркальцу

Учитель. Выполняя задания, вы будете получать карточки, а в конце урока подсчитаем и определим победителя.


8. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?-

Учитель. Какие вы молодцы. С этим заданием справились, вы знаете содержание сказки.

4. Постановка целей и задач.


Учитель. Теперь открываем 2страницу « Жанр»


Учитель. Какой литературный жанр этого произведения? (сказка).

Учитель. Ответьте, какие бывают сказки? (Авторские и народные.)

Учитель. К какой группе сказок мы можем отнести нашу сказку?

(Потому что всегда известно кто написал. Авторские сказки существуют всегда в одном варианте)

Учитель. В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем.

Учитель. Докажите, что это произведение действительно сказка. (слайд 3)

1.        зачин

2.        волшебные предметы

3.        сказочные слова и выражения

4.        троекратный повтор

5.        борьба добра и зла

6.        добро побеждает зло

7.        концовка

Учитель. В авторской сказке важна позиция самого автора. В любой сказке идёт борьба чего?

( борьба добра со злом.)

Учитель. Прочитайте эпиграф урока. (слайд 4)

Руставели сказал :

Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Работа в группах.

Учитель. Прочитайте, как называется ледующая страница нашего путешествия «Добро и зло»

Сейчас поработаем в группах. Найдите в словаре. (слайд 4)

1группа- Что такое Добро?

(Добро́ — это нормативно-оценочная категория морального сознания, характеризующая положительные нравственные ценности.)

2группа.- Что такое Зло?

(Зло — нормативно-оценочная категория морального сознания, характеризующая отрицательные нравственные ценности.)

4 Физминутка.

Учитель. Мы хорошо работали, а теперь отдохнём. А страница наша « Царь Горох»

Представим, что мы с вами в сказке. Пошли все вместе…..

«Царь Горох»
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

5. Изучение нового материала. Работа с текстом.

Учитель. Молодцы . Переходим к следующей странице путешествия «Герой»

Работа в карточках.

Учитель. Молодцы. Сейчас выполним задание. Перед вами портреты героев. Разделите героев на 2 группы. (по портретам)

Царевна, королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер . (Слайд 5)

Учитель. На какие две группы делятся герои? (Добрые и злые.)

Учитель. Определить положительных и отрицательных героев.


Царевна


Добрые:Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер.



Злые : Царица и Чернавка.

Учитель. Молодцы. Ответьте, так над какая тема урока сегодня? (вариант ответов детей)

Учитель. Прочитайте тему урока: Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

(дети читают с доски)

Учитель. Какие задачи поставим на уроке? :

- определить положительные и отрицательные черты героев сказки

6.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи 

Учитель. Ответьте, почему главная героиня у нас в центре?

(все события происходят вокруг неё)

Учитель. Почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?

( высказывают свои предположения)

Учитель.- Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора.

Поиск решения.

Учитель. Каждая страница очень интересная, а вот мы пришли на следующую « Характер»

Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ

Учитель.У меня на слайде записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? (черты характера) (слайд 7)

Учитель. Сейчас ваша задача разделить эти слова на 2 группы

Добрая Злобная Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

Равнодушная   Бессердечная

Учитель. Прочитайте на какие группы разделили слова? Почему ? ( положительные и отрицательные- это черты характера. Так сделали , чтобы можно было дать характеристику героев сказки)

Учитель. Кого характеризуют эти слова? (царицу и царевну)

Выборочное чтение.

Учитель. Свои утверждения, ужно доказать словами из текста, правильность характеристики героев . Прочитайте из произведения описание царицы.

.«…Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»

Учитель. А теперь прочитайте, как Пушкин описал царевну?

. «… Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…»

Учитель. Знакомясь с каждой страницей, мы знаем всё больше и больше. Переходим к следующей странице «Синквейн»

Характеристика героев

Учитель. Молодцы. Всё сказанное подтвердим знаниями и составим синквейн о главных героинях.

1вариант «Царевна»

2вариант «Царица» (2 мин)

Учитель. Проверяем.

Царица

гордая, злая,

ходила,смотрела,любовалась

Царица очень своенравная.

Царица –злая.



Царевна

Молодая,белолица

Росла,поднялась, расцвела

Царевна молодая тихо росла.

Царевна- добрая.



Учитель. Давайте проверим ваши предположения. (несколько детей читают ответ)

Учитель. Вы сдадите работы и я проверю ваши работы.

Учитель Докажите по какой причине царица не любила Царевну?

( За молодость, красоту, её все любили)

Учитель. Подтвердите это словами Пушкина. (она «чёрной зависти полна».)

Учитель. Прочитайте из сказки к чему привела «чёрная» зависть ? (она умерла)

Учитель. Как вы думаете, как к ней относится автор? (с жалостью)

Учитель. Выскажите свое мнение, а как вы относитесь к Царице?

Учитель. Главные героини очень красивы внешне. Можем ли сказать, что и их внутренний мир тоже красив? (ответы учеников)

Учитель. В сказке царица названа злой 5 раз. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

Учитель. Так скажите, можно ли согласиться с высказыванием Ш.Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Учитель. Мы описали главных героинь, а путешествие продолжается и следующая страница «Отношения»

А сейчас попробуем узнать, какие отношения у главной героини с другими персонажами сказки.

Работа в группе.

Учитель. Сейчас поработаем в группах. Задание для групп.

1группа. Запишите отношение Царевны и Елисея к героям

2группа. Запишите отношение к героям Царицы и Чернавки.

Учитель. Сейчас проверим ответы групп. (Высказывают своё мнение.)

Царевна:

- любит как братьев, семерых богатырей;                                                                                          уважает их;

не перечит им;

- любит Елисея;

- добра к Чернавке.

Елисей:

- любит царевну, уважает.  

Чернавка:

- жалеет царевну.

Царица:

- любит себя;

- завидует, ненавидит царевну

Закрепление.

Учитель. Завершающая страница путешествия « Вывод»

Учитель. Давайте сделаем вывод. (Как мы поступаем с людьми, так и с тобой будут поступать. Делай людям добро и тебе оно вернётся. А зло как магнит притягивает всё плохое.)

Учитель. - Царевна-молодая , что всем дарит?  ( добро)

Учитель. Вывод прочитать с доски. (Слайд 8)

Пушкин показал на примере главной героини, человеческие отношения . Люди должны помнить : зависть - главный порок.

Учитель. Ответьте, так какая главная мысль этого произведения?

(Не делай зло, будешь наказан)

Учитель. Существует пословица: «Как аукнется, так и откликнется» Объясните как понимаете.

(Надо  делать  людям добро. Мы знаем, что  зависть  и злоба себя наказывают.)

Рефлексия. Подведение итогов. Давайте посчитаем свои баллы. (Оценивание)

Учитель. Прочитайте: «Сказка — ложь, да в ней намек». (читают из слайда)

Учитель. Какой намёк в данной сказке? (ответы)

Учитель. Чему нас научит сказка А,С,Пушкина?

Учитель. Продолжите фразу:

На уроке я: (дети выбирают фразу и прикрепляют к доске )

•        Работал в группе

•        Работал в парах

•        Отвечал на вопросы

•        Работал с учебником

•        Составлял синквейн


Учитель. Что больше всего вас заинтересовало во время урока?

Учитель.  Кто с героев понравился вам больше всего?