Просмотр содержимого документа
«Характеристика познавательных процессов обучающихся с ЗПР (2 вариант)»
Характеристика познавательных процессов обучающихся с задержкой психического развития (2 вариант)
Ученики с задержкой психического развития (далее ЗПР) – это те дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Познавательная сфера
наблюдается низкая концентрация, устойчивость внимания, неспособность переключения внимания с одного объекта на другой. Наиболее нарушено произвольное внимание;
память характеризуется низкой скоростью запоминания, сниженным объемом. Отмечается преобладание наглядной памяти над словесной, а также нарушение механической памяти;
восприятие отмечается недостаточной полнотой, точностью, замедленностью. Недостаточно сформированы пространственно-временные представления;
отмечается низкая мыслительная активность. Анализ предметов и явлений является поверхностным, недостаточно полным. Такие операции мышления как сравнение и обобщение также нарушены. Уровень наглядно-действенное мышления у учащихся с ЗПР в норме, но наглядно-образное развито недостаточно. Словесно-логическое мышление у большинства школьников не развито;
устная речь школьников с ЗПР содержит негрубые нарушения произношения и грамматического строя. Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие. Характерна недостаточность словарного запаса, отмечается его бедность. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.
Эмоционально-волевая сфера
отмечается быстрая истощаемость, повешенная отвлекаемость, незрелость мотивационной сферы личности;
ученики с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, настроений.
Рекомендации педагогам, работающим с учащимися с ЗПР
Нельзя допускать переутомление ребенка: при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с учеником.
Поощрять успехи и достижения ребенка.
Повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ученику должна быть предоставлена помощью.
На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Использовать на уроках больше наглядного и яркого материала (схемы, картинки, образцы и т.д.).