СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика причин и форм проявления социальных девиаций, выявление специфики агрессивного поведения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье анализируются возможные  причины и формы проявления социальных девиаций

Просмотр содержимого документа
«Характеристика причин и форм проявления социальных девиаций, выявление специфики агрессивного поведения»

Характеристика причин и форм проявления социальных девиаций, выявление специфики агрессивного поведения


За долгое время работы в школе мне не раз приходилось сталкиваться с различными формами девиаций, которые порой сопровождались проявлением агрессии со стороны подростков. Каковы же причины подобного поведения?

Их множество… Все, что составляет существование наших детей, априори агрессивно: жизнь, непредсказуемая и сложная; культура, порой вызывающая, а потому столь привлекательная для подростков; игры, исключающие «вечные» человеческие ценности, вероломные и разрушительные по своей сути. Все это нарушает незримый баланс двух самых важных нервно-психических процессов: возбуждения и торможения. Анализируя нашу жизнь, можно смело сказать о том, что возбуждение у современных детей в избытке, а торможения явно недостает.

Традиционно причины девиаций принято разделять на две группы: первая – это причины, связанные с психическими отклонениями ( с такими детьми работают специально обученные педагоги, врачи, клинические психологи), вторая – связана с социальными и психологическими нарушениями (с подобными приходится сталкиваться, к сожалению, достаточно часто, особенно в последнее время – время господства Интернета, соц.сетей, компьютерных игр, вместе взятые, они подменяют нормальные человеческие отношения, эмоции, поведение).

Если конкретизировать причины девиантного поведения, то можно назвать несколько самых распространенных. Во-первых, это недостаток внимания. К сожалению, мы не всегда можем уделять детям много времени, подолгу гулять, играть, да просто разговаривать о том, что интересно. В результате у них возникает полная уверенность в том, что их не любят, ибо для подростка внимание равняется любви. Такие дети начинают делать все, чтобы привлечь внимание и взрослых, и своих сверстников (например, они начинают задавать бессмысленно-назойливые вопросы, не делают домашнего задания, дразнятся, задирают одноклассников, прячут их личные вещи и т.п.) Такие дети уверены в том, что любимы и успешны только те, на кого обращают внимание.

Во-вторых, борьба за власть. Эта причина имеет место быть там, где детей сильно контролируют дома. В результате у подростков складывается ощущение, что человек важен, интересен и нужен только тогда, когда он побеждает. И если дома его постоянно «давят»: ругают, наказывают, все запрещают, кричат, - значит, в школе он будет делать все возможное и невозможное, чтобы стать «хозяином положения». Такие дети часто страшно упрямы, могут спорить до умопомрачения, потому что должны обязательно победить. Отсюда возникает желание приврать, чтобы выглядеть более «влиятельным», чтобы упрочить свое положение.

В-третьих, чрезмерная опека родителей, из-за которой дети перестают верить в свои силы, становятся вялыми и беспомощными. Такой ребенок постоянно уклоняется от любой деятельности, стесняется участвовать в любых мероприятиях, не хочет, чтобы от него что-либо потребовали, не может поставить высокие цели. Он не делает ничего, потому что уверен, что он ни на что не способен, и все для него слишком сложно.

В-четвертых, экономическая нестабильность. Не секрет, что наши дети – это своеобразное «зеркало», в котором отражается наша взрослая жизнь. Исследования школьного психолога нашей гимназии показывают, что большая часть выпускников 9 классов приоритетным считают достижение материального благополучия. Труд и учеба утрачивают свою ценность и значимость, причем, такая позиция пятнадцатилетних подростков приобретает все более воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцируя поведенческие девиации.

В-пятых, слабость интеллектуальной базы ребенка. В силу вечной занятости родителей дети подчас предоставлены себе, мало посвящают времени урокам, из рук вон плохо выполняют домашнее задание, совершенно не напрягаясь и не утруждаясь. Самое страшное, что нынешние подростки катастрофически мало читают (учителя русского языка и литературы уже давно бьют тревогу по этому поводу), что сильно сказывается на интеллекте нынешних детей. В силу того, что мозг не занят мыслительной деятельностью, а энергии хоть отбавляй, у ребенка начинаются различные поведенческие отклонения.

В-шестых, неблагополучная ситуация в семье. Чаще всего в таких семьях дети чувствуют себя униженными, не ощущают своей ценности и нужности. В результате они становятся агрессивными, озлобленными, начинают мстить, когда их насильно заставляют делать что-нибудь, кричат или наказывают. В результате месть может быть направлена не на того, кто причиняет боль, кто унижает, а совсем другому, потому что боль носить в себе крайне тяжело, особенно ребенку.

Ко всему сказанному следует добавить низкую самооценку. Самооценка, т.е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности, эмоциональным срывам и т.д. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Нельзя не назвать еще одну причину социальных девиаций – это стремление к самостоятельности и независимости. В поведении отмечается отрицательно направленная решительность, активность с упрямством, склонность навязывать свою волю окружающим с признаками несдержанности, раздражительности. Подростки стремятся утвердить себя среди сверстников, легко пренебрегают интересами окружающих, несдержанны, раздражительны, пренебрежительно относятся к значимым для коллектива положительным примерам. Повышенная эмоциональная напряженность, стремление утвердиться в конфликтной ситуации приводят к тому, что подростки с такой формой поведения, как правило, занимают позицию «отрицательного лидера», стремятся организовать «отрицательную группу» по отношению к физически слабым или младшим по возрасту, проявляют склонность к применению средств физического принуждения.

Вызывают опасения и примеры жестокости, безнаказанности, насилия, полученных из СМИ. Дети усваивают модели поведения обаятельных экранных персонажей, которые они демонстрируют. Это очень опасно для юных зрителей с неустойчивой психикой, с еще не сформировавшейся системой ценностей. Уже сами названия фильмов наводят ужас: «Человек-паук», «Вампиры», «Сумерки», «Железный человек», «Семейка Аддамс» и т.п. Чему они учат наших детей? Обилие страшного притупляет чувствительность, поэтому после страшных сцен убийства мамина головная боль или бабушкина забывчивость вряд ли вызовет у подростка сочувствие. Происходит явная подмена культурных ценностей, искажение национального самосознания, духовно-нравственных устоев российского общества.






Литература:

  1. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители?- М.: Профиздат, 1992. - 96с.

  2. Еникеев М.И., Кочетов Я.Л. Общая социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь.-М.: Юридическая литература, 1997. - 448с.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).: Учебное пособие.-М.: Издательство РОУ, 1996.-180с.

  4. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер.с англ.- М.: Прогресс, 1987.-421с.

  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие.- М.: Флинта, 1998. - 96с.

  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1998. - 336с.