Характеристика профессиональной деятельности
педагога – психолога
Липиной Натальи Владимировны
Тюменская область, Ишимский район, Муниципальное автономное образовательное учреждение
Черемшанская средняя общеобразовательная школа
Содержание
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании……………………………………стр. 3
Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.…………стр. 3
Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года …………………..………………………………….........................…стр. 5
Перечень применяемых Конкурсантом психолого – педагогических технологий, методик, программ ……………………………………стр. 17
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании
Окончила ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2008 - 2013г., по специальности «Педагогика и психология» с присвоением квалификации Педагог – психолог;
Прошла обучение по программе дополнительного образования «Защита и поддержка несовершеннолетних от преступных посягательств (Тюмень, 2018), «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС» (ООО Инфоурок, 2018).
Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.
Локальные, методические документы:
Положение о школьной службе примирения;
Положение о социально–психологической службе МАОУ Черемшанская СОШ.
Программы:
Программа курса "Психология индивидуальности"; Коррекционно-развивающая программа тревожности в подростковом возрасте; Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа”; Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков;
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Методические разработки:
Диагностический инструментарий педагога-психолога "Психолого-профориентационная работа в период подготовки к государственной итоговой аттестации";
Конспект занятия "Толерантная личность";
Мастер-класс для педагогов "Нейрографика - магия рисования для взрослых и детей";
Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…»;
Занятие по психологии для учащихся 4-х классов «Хочу вырасти здоровым человеком";
Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом;
Методическая разработка по инклюзивному образованию "Они ждут, когда мы их поймём".
Психологическое просвещение родителей:
Разработка тематики и содержания традиционных родительских собраний:
- «Безопасность и я»,
- «Интернет»,
- «Адаптация пятиклассников» и др.
Разработка содержания буклетов, наглядного материала:
«Первый раз в пятый класс».
- Выпуск школьной газеты «Школьная служба медиации».
- Разработка буклетов «Для Вас, родители выпускника» (рекомендации при подготовке к ГИА).
Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года
Начала свой профессиональный путь в должности педагога - психолога в 2016 году в Муниципальном автономном образовательном учреждении Черемшанская средняя общеобразовательная школа по настоящее время работаю в Черемшанской СОШ
В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:
«Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
«Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271);
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599;
Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе;
Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;
Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;
«Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.;
Основная образовательная программа МАОУ Маслянская СОШ (ФГОС);
Учебный план МАОУ Черемшанская СОШ;
Устав МАОУ Черемшанская СОШ;
Положение о школьной службе примирения;
Положение о социально–психологической службе МАОУ Черемшанская СОШ.
Итоги профессиональной деятельности в МАОУ Черемшанская СОШ за 2016-2020 уч. год
Моя профессиональная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Наиболее приоритетными направлениями являлись психологическая диагностика, психологическое развитие и коррекция.
Психологическая диагностика осуществлялась фронтально и индивидуально. Были проведены:
диагностика психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе (комплекс методик из программы «Школьный старт»);
диагностика особенностей психологической адаптации учащихся 5- х классов к обучению в средней школе. («Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова); опросник школьной тревожности (Филлипс);
диагностика особенностей социально–психологической адаптации учащихся 10 класса (методика САН, диагностика психологической атмосферы в коллективе, диагностика степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива);
диагностика эмоционального состояния учащихся 7 – 11 классов («Самооценка психических состояний» (Г. Айзенка));
профориентационная диагностика учащихся 9-х классов («Готовность к выбору профессии» методика В. Б. Успенского).
Часто используемые методики (диагностические)
В рамках проведения диагностики использовались следующие методики:
Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.;
«Опросник страхов» Захарова;
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);
Опросник Баса-Дарки;
Шкала явной тревожности для детей;
Тест школьной тревожности Филипса;
Тест «Рука»;
Проективные методики «Моя семья», «Несуществующее животное».
Тесты достижений, позволяющие объективно изучить уровень интеллектуального развития, структуру способностей и другие психолого-педагогические характеристики, поддающиеся объективной оценке: тест Векслера (детский вариант), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест работоспособности Э. Ландольта
Проективные методики, имеющие сильную методологическую основу и частично доступные для машинной обработки: фрустрационный тест Розенцвейга, Hand-тест
Надёжные опросники с доказанной валидностью: Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), опросник «Анализ семейного воспитания» Эйдемиллера, Юстицкиса.
Количественные данные и их качественная интерпретация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Количественный и качественный анализ диагностической работы
Название методики | Сентябрь 2017-2019 г. |
Диагностика психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе (комплекс методик из программы «Школьный старт») | высокий уровень готовности к школьному обучению | 7% (15 чел.) |
средний уровень | 89% (172 чел.) |
низкий уровень | 4% (9 чел.) |
Всего участвовало | 196 человек |
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что на момент поступления в школу у большинства первоклассников отмечается средний уровень психологической готовности к обучению в школе.
В таблице 2 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики психологической адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе.
Таблица 2
Результаты диагностики особенностей психологической адаптации
учащихся 5- х классов к обучению в средней школе
Название методики | Октябрь 2017 г. | Декабрь 2018 г. | Ноябрь 2019 |
«Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова) | высокий уровень учебной мотивации | 24% | высокий уровень учебной мотивации | 12% | высокий уровень учебной мотивации | 11% |
средний уровень | 68% | средний уровень | 68% | средний уровень | 79% |
низкий уровень | 8% | низкий уровень | 0 | низкий уровень | 0 |
Опросник школьной тревожности (Филлипс). | высокий уровень тревожности | 5% | высокий уровень тревожности | 5% | высокий уровень тревожности | 4% |
повышенный уровень тревожности | 21% | повышенный уровень тревожности | 15% | повышенный уровень тревожности | 16% |
в пределах нормы | 74% | в пределах нормы | 80% | в пределах нормы | 85% |
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства пятиклассников отмечается средний уровень учебной мотивации, школьная тревожность находится в пределах нормы.
Количественные данные и качественная их интерпретация по особенностям социально-психологической адаптации учащихся 10 класса проиллюстрированы в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики особенностей социально – психологической адаптации учащихся 10 класса
Название методики | 2016-2010 г. |
Методика САН | неблагоприятное самочувствие | 3% |
благоприятное самочувствие | 97% |
не активны | 3% |
активны | 97% |
Не благоприятное настроение | 0 |
благоприятное настроение | 100% |
Психологическая атмосфера в коллективе | Среднее по классу 8,1- высокая оценка психологического климата |
Диагностика степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива | «Наш класс очень дружный и сплоченный» | 45% |
«В нашем классе принято помогать без напоминания» | 86% |
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства десятиклассников отмечается средний уровень социально – психологической адаптации (на момент диагностики преобладало благоприятное состояние испытуемых, высокая оценка психологического климата).
Результаты (количественные и качественные) диагностики эмоционального состояния учащихся 7-11 классов охарактеризованы в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики эмоционального состояния
учащихся 7 – 11 классов
Название методики | 2016-2020 г. |
«Самооценка психических состояний» (Г. Айзенка); | благополучное эмоциональное состояние (тревожность в пределах нормы, низкий уровень фрустрации, ригидности, агрессивности) | 91% |
неблагополучное эмоциональное состояние (высокий уровень тревожности, фрустрации, ригидности, агрессивности) | 9% |
Анализируя полученные данные диагностики, можно сказать, что у большинства учащихся 7–11 классов наблюдается благополучное эмоциональное состояние.
Таблица 5
Профориентационная диагностика учащихся 9-х классов
Название методики | 2016-2020 г. |
«Готовность к выбору профессии» методика В. Б. Успенского | высокий уровень готовности к выбору профессии | 33% |
средний уровень | 67% |
низкий уровень | 0 |
Анализируя полученные результаты диагностики, можно сказать, что у большинства учащихся 9-х классов наблюдается средний уровень готовности к выбору профессии.
Анализ результатов диагностической работы выявил проблемные точки и позволил определить дальнейшие направления профессиональной деятельности в образовательном учреждении.
На основании проведенной диагностической работы были определены следующие задачи:
способствовать повышению уровня психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
способствовать снижению неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7 – 11 классов;
научить учащихся 9-х классов ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных индивидуальных особенностях в целях повышения уровня психологической готовности к выбору профессии.
Коррекционно-развивающая работа включала разработку, модификацию и реализацию коррекционно-развивающих программ в соответствии с поставленными задачами (табл.6).
Таблица 6
Охват учащихся коррекционно-развивающими программами
№ п/п | Название программы | Контингент | Кол-во занятий |
1 | «Лесная школа» | учащиеся 1-х классов | 94 |
2 | Программа психологического сопровождения учащихся 5-х классов к обучению в средней школе | учащиеся 5-х классов | 47 |
3 | Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов к обучению в старшей школе | учащиеся 10-х классов | 100 |
4 | Программа профориентации «Основы профессионального самоопределения» | учащиеся 9-х классов | 84 |
5 | Адаптированная программа для ребенка с особыми возможностями здоровья (развитие познавательной, эмоционально -личностной сфер) | учащиеся 1–9 классов | 1969 |
6 | Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Готовимся к ЕГЭ» | учащиеся 9-х, 11-х классов | 24 |
7 | Индивидуальные занятия (по запросу) | учащиеся 1-11-х, классов, педагоги | 118 |
Коррекционно–развивающая работа осуществлялась как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Результатами коррекционно – развивающей работы выступили:
повышение уровня психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
снижение неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7 – 11 классов;
повышения уровня психологической готовности к выбору профессии у учащихся 9-х классов;
психологическая готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;
развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, мышление, память);
снижение неблагополучного эмоционального состояния (агрессивность, ригидность, фрустрация, тревожность) у учащихся 7 – 11 классов.
снижение уровня ситуационной тревожности у педагогов, учащихся;
Коррекционно-развивающее направление для детей с ОВЗ
За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Работа велась по основным направлениям:
коррекция и развитие познавательной сферы (сюда же включена сенсорная стимуляция);
коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы;
развитие коммуникативной сферы.
развитие психомоторики и сенсорных процессов.
В рамках коррекции и развития познавательной сферы ставились следующие задачи:
коррекция памяти,
коррекция логического мышления,
расширение кругозора,
коррекция внимания,
развитие мелкой моторики,
коррекция восприятия.
В результате реализации поставленных задач по коррекции (развитию) познавательной сферы достигнуты следующие показатели: улучшение слухоречевой и зрительной памяти, развитие логических операций (исключение/обобщение, выведение аналогии, установление последовательностей), улучшение конструктивного праксиса, расширение запас знаний, повышение устойчивости и переключаемости внимания, расширение объёма внимания, улучшение мелкой моторики, улучшение восприятия.
В рамках коррекции эмоционально-личностной сферы ставились следующие задачи:
развитие уверенности в себе,
снятие эмоционального напряжения,
коррекция тревожности,
коррекция агрессивности,
стабилизация эмоционального состояния,
коррекция страхов.
В результате реализации поставленных задач по коррекции эмоционально-личностной сферы достигнуты следующие показатели: повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, снижение агрессивности, стабилизация эмоционального состояния, снижение количества страхов.
В рамках коррекции коммуникативной сферы ставились следующие задачи:
развитие навыков эффективного общения,
развитие эмпатии.
В результате реализации поставленных задач по коррекции коммуникативной сферы достигнуты следующие показатели: развитие навыков эффективного общения в референтной группе, развитие эмпатии и сопереживания.
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной.
Выводы. Проведенную коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.
По направлению психологическое просвещение, психопрофилактика были проведены мероприятия, которые отражены в таблице 7.
Таблица 7
Реализованные мероприятия по психологическому просвещению и психологической профилактике
№ п/п | Название мероприятия | Контингент | Кол-во занятий | Охват |
1 | Программа психологического тренинга для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания Семинар – практикум «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно – воспитательном процессе» | педагоги | 35 | 176 |
2 | Беседы на темы: «Права детей», «ЗОЖ – что это такое?», «Ответственность за порчу имущества школы», «Сердце матери», «Чувство собственного достоинства», «Для чего нужна семья», «Преступление и наказание» и т.д. | дети «группы риска» | 237 | 58 |
3 | Занятия на темы: Профилактическое занятие «Поговорим о конфликте»; социальный тренинг «Друг другу навстречу»; профилактика девиантного поведения и т.д. | учащиеся начальной школы, 7-8 классов | 24 | 316 |
Всего | 296 | 481 |
Профилактическая работа.
Профилактическая работа проводилась по направлениям:
Суицид и жестокое обращение с детьми.
Профилактика безнадзорности правонарушений.
Профилактика асоциальных явлений.
- Межведомственное взаимодействие со специалистом по делам несовершеннолетних.
- Социально-педагогический контроль. Ведется систематическая связь с учителями – предметниками. С помощью учителей - предметников работать над повышением учебной мотивации учащихся. - Строгий учёт пропусков и нарушений учащихся. По каждому пропуску и нарушению беседа с родителями, разбираться в причинах и планировании дальнейшей работы с ребёнком.
В воспитательной работе в школе важным элементом является психолого-педагогическое сопровождение, в том числе просвещение и профилактика социально опасных явлений. Мероприятия по профилактике суицида способствуют более глубокому изучению ценностных приоритетов учащихся, позволяют каждому учащемуся задуматься о своих целях и будущем.
В течение этого периода особое внимание уделялось актуальной проблеме: профилактике и предотвращению жестокого обращения с несовершеннолетними. Профилактическая работа с обучающимися проходит в различных формах, одним из актуальных считаю тренинговые занятия.
Рекомендации: В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков представляется необходимым шире использовать возможности:
детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению этих ребят в значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;
правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.
Принято решение по усилению воспитательной работы классных руководителей, воспитателей, социального педагога, психолога в плане развития толерантности, уважения к чужому мнению посредством: бесед, игровых моментов, личного примера.
По направлению психологическое консультирование были проведены консультации на следующие темы:
особенности младшего школьного возраста (причины «плохого» поведения, неуспеваемость, низкая учебная мотивация, гиперактивность, импульсивность, вопросы детского воровства и др.);
особенности подросткового возраста (тревожность, комфортность референтной группе, лживость, противоправные действия);
особенности детско–родительских отношений (предпочитаемый стиль в воспитании, как понять своего растущего, меняющегося ребенка, как наладить с ним общение, вопросы сиблинговых отношений и др.).
Статистические данные по психологическому консультированию отображены в таблице 8.
Таблица 8
Количество индивидуальных консультаций и специфика субъектов образовательного процесса
С кем проводилась консультация | Количество индивидуальных консультаций |
учащиеся | 323 |
родители | 676 |
учителя | 139 |
Результатами консультаций была выдача рекомендаций, иногда направление к смежному специалисту.
Консультативное направление
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собирается анамнез и выявляются психологические особенности ребенка или семьи; б) повторное консультирование – где родителям давались рекомендации по проблемам развития ребенка, по дальнейшему развитию ребенка.
В целом все запросы родителей можно разделить на:
трудности в коммуникативной сфере;
трудности эмоционально-волевой сферы (агрессивность, тревожность, большое количество страхов и т.п.);
проблемы в детско-родительских отношениях;
сложности со стороны познавательной сферы.
Так же проводилось консультирование по индивидуальному запросу родителей, связанному с их психологическими проблемами. Имели место темы взаимоотношений в семье, профессиональной социализации, психосоматических расстройств, самоопределения и т.д.
Деятельность по обучению родителей проходила в рамках вопросов особенностей развития детей и взаимодействия с ними, и имела преимущественно групповую формы. Задачами просветительской деятельности является:
1) повышение психологической грамотности;
2) осознание своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;
3) побуждение к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;
4) мотивирование родителей на более глубокую работу по преодолению трудностей.
Родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Таким образом, исходя из полученных результатов всех направлений деятельности, были определены следующие приоритетные направления работы на следующий учебный год:
к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
способствовать снижению неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7–11 классов;
повышать уровень психологической готовности к выбору профессии
у учащихся 9-х классов;
формировать психологическую готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;
развивать познавательную и эмоционально–личностную сферы младших школьников;
проводить профилактику уровня тревожности, эмоционального выгорания у педагогов.
Организационно - методическая работа
В течение учебного года мною осуществлялась методическая работа, в форме участия и транслирования собственного опыта на семинарах, конкурсах, образовательных курсах. Объем данного вида деятельности представлен в таблице 9.
Таблица 9
Участие в семинарах, конкурсах, образовательных программах за 2018-2019 уч. год
№ п/п | Дата проведения, место | Форма проведения (семинар, конференции и т.д.) |
1. | Сентябрь 2017 г. МАОУ Мезенская ООШ | Общешкольное родительское собрание «Родителям о способах развития внимания, памяти, мышления и воображения в целях успешного обучения в школе» |
2 | Октябрь 2017 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Общешкольное родительское собрание «Психологический климат семьи. Стили семейного воспитания» в |
| Сентябрь 2018 г. МАОУ Плешковская СОШ | Общешкольное родительское собрание «Причины и последствия детской и подростковой агрессии и пути коррекции в семье» |
3 | Декабрь 2018 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Выступление на педсовете «Работа лагеря дневного пребывания» |
4 | Апрель 2018 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Общешкольное родительское собрание «Психологическая готовность выпускников к экзамену» |
5 | Октябрь 2019 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Выступление на педсовете «Работа лагеря дневного пребывания» |
6 | Ноябрь 2019 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Открытый тренинг общения «Я - особенный» |
7 | Ноябрь 2019 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Открытый тренинг «Мир глазами каждого» |
8 | 2019 г. МАОУ Черемшанская СОШ | Открытый тренинг «Формула успеха» психологическая подготовка к ЕГЭ |
Награды
Благодарственное письмо директора МАОУ Черемшанская СОШ Болтунова Н.Е, 2019 год.
Благодарственное письмо директора МАОУ Черемшанская СОШ Болтунова Н.Е, 2019 год.
Перечень применяемых Конкурсантом
психолого - педагогических технологий, методик, программ
Психолого – педагогические технологии:
Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашей школе мы нередко проводим диагностику профессиональной ориентации на компьютерах коллективов учащихся. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного учащегося теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Мне как психологу остается собрать данные каждого учащегося, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом. В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности.
В течение последних 3 лет я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее. В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.
Технология обучающих игр. Обучающие игры выполняют три основные функции:
Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся, выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технологию обучающей игры я комбинирую с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).
Здоровьесберегающие технологии. В школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В моем рабочем арсенале находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Наиболее часто я применяю такие методики, как:
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести ресурсное состояние.
Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.
Наиболее используемые диагностические методики, представлены в таблице 10.
Таблица 10
Перечень диагностических методик
№ п/п | Название методики | Цель методики |
Интеллект, умственные способности |
1 | Краткий отборочный тест (КОТ) Н.В. Бузин | Оценка общих умственных способностей (способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, отвлекаемость, скорость и точность восприятия. распределение и концентрация внимания и др) |
2 | Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной) | Определение усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся |
Эмоционально – личностная сфера |
3 | Тест школьной тревожности Филлипса | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. |
4 | Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) | Определение уровня общей, школьной, самооценочной, межличностной тревожности |
5 | Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда | Диагностика социально-психологической адаптации (адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, ведомость и др.) |
6 | Методика изучения мотивации учения подростков М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М | Определение ведущего мотива учения, уровня мотивации |
7 | Методика «Формула темперамента» Белов | Определение доминирующего типа темперамента |
8 | Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» | Определение типа акцентуации личности |
9 | Цветовой тест Люшера | Измерение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативные способности. |
10 | Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки) | Диагностика агрессивных и враждебных реакций |
11 | Определение уровня депрессии (В.А.Жмуров) | Определение депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии). |
12 | Экспресс – оценка самочувствия, активности и настроения (САН) | Оценка самочувствия, активности и настроения |
13 | Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) | Определение уровня тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности |
14 | Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С.Степановав модификации И.И. Махониной | Определение стиля воспитания |
15 | Опросник ценностные ориентации М. Рокича | Определение терминальных, инструментальных ценностей |
16 | «Карта внутренней страны» по материалам книги Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии». | Исследование неосознаваемых целей, путей их достижения, индивидуальной динамики процесса формирования образа цели |
17 | Диагностика особенностей Я – концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, модификация А.М. Прихожан) | Изучение особенностей Я-концепции (Поведение, интеллект, положение в школе, тревожность, общение и др. факторы) |
18 | Тест – опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев | Выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения |
Профориентация |
19 | Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) | Определение ведущего интереса к предмету или виду деятельности |
20 | Методика «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной | Определение ведущего типа мышления |
21 | Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной) | Выявление склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. |
22 | Методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией Р.В.Овчаровой | Определение ведущего мотива выбора профессии |
23 | Методика «Мои способности» под редЕ.И.Рогова | Определение направления в развитии способностей |
24 | Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) (под редакцией Н.Н.ЗахароваВ.Д.Симоненко) | Определениеприоритетного типа профессий |
Программы:
Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения на основе ресурсного подхода (Жарикова Т.П.);
Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е);
Программно-методический комплекс «Стрессоустойчивость. Навыки саморегуляции» (Швецова С.В.);
Развивающая профориентационная программа «Миссия выполнима!» (Наволочная Н.А.);
Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности школьников» (Мазуренко Т.В., Волосенко А.В);
Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя» (Аксенов Ю. Г);
Программа коррекции тревожности у подростков (Черная Н.А);
Коррекционно-развивающая программа «Толерантность педагога: путь кпрофессиональному долголетию» (Семёнова Е.М);
Программа оказания психологической помощи старшеклассникам «SOS» (Зязюлькин П.В)
21