СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика профессиональной деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окончила ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2008 - 2013г., по специальности «Педагогика и психология» с присвоением квалификации Педагог – психолог;

Прошла обучение по программе дополнительного образования «Защита и поддержка несовершеннолетних от преступных посягательств (Тюмень, 2018), «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС» (ООО Фавурок, 2018).

 

Просмотр содержимого документа
«Характеристика профессиональной деятельности»







Характеристика профессиональной деятельности

педагога – психолога

Липиной Натальи Владимировны

Тюменская область, Ишимский район, Муниципальное автономное образовательное учреждение

Черемшанская средняя общеобразовательная школа





















Содержание


  1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании……………………………………стр. 3

  2. Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.…………стр. 3

  3. Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года …………………..………………………………….........................…стр. 5

  4. Перечень применяемых Конкурсантом психолого – педагогических технологий, методик, программ ……………………………………стр. 17





























Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании


Окончила ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2008 - 2013г., по специальности «Педагогика и психология» с присвоением квалификации Педагог – психолог;

Прошла обучение по программе дополнительного образования «Защита и поддержка несовершеннолетних от преступных посягательств (Тюмень, 2018), «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС» (ООО Инфоурок, 2018).

Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.


Локальные, методические документы:

  • Положение о школьной службе примирения;

  • Положение о социально–психологической службе МАОУ Черемшанская СОШ.


Программы:

  • Программа тренинговых занятий "Готовимся к ЕГЭ: тренинг для старшеклассников";

  • Программа курса "Психология индивидуальности";
  • Коррекционно-развивающая программа тревожности в подростковом возрасте;
  • Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа”;
  • Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков;  

  • Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».


Методические разработки:

  • Диагностический инструментарий педагога-психолога "Психолого-профориентационная работа в период подготовки к государственной итоговой аттестации";

  • Конспект занятия "Толерантная личность";

  • Мастер-класс для педагогов "Нейрографика - магия рисования для взрослых и детей";

  • Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…»;

  • Занятие по психологии для учащихся 4-х классов «Хочу вырасти здоровым человеком";

  • Рекомендации родителям детей с СДВГ синдромом;

  • Методическая разработка по инклюзивному образованию "Они ждут, когда мы их поймём". 


Психологическое просвещение родителей:

Разработка тематики и содержания традиционных родительских собраний:

- «Безопасность и я»,

- «Интернет»,

- «Адаптация пятиклассников» и др.

Разработка содержания буклетов, наглядного материала:

«Первый раз в пятый класс».

- Выпуск школьной газеты «Школьная служба медиации».

- Разработка буклетов «Для Вас, родители выпускника» (рекомендации при подготовке к ГИА).































Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года


Начала свой профессиональный путь в должности педагога - психолога в 2016 году в Муниципальном автономном образовательном учреждении Черемшанская средняя общеобразовательная школа по настоящее время работаю в Черемшанской СОШ

В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:

  • «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

  • «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271);

  • «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе;

  • Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;

  • Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;

  • «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.;

  • Основная образовательная программа МАОУ Маслянская СОШ (ФГОС);

  • Учебный план МАОУ Черемшанская СОШ;

  • Устав МАОУ Черемшанская СОШ;

  • Положение о школьной службе примирения;

  • Положение о социально–психологической службе МАОУ Черемшанская СОШ.


Итоги профессиональной деятельности в МАОУ Черемшанская СОШ за 2016-2020 уч. год


Моя профессиональная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Наиболее приоритетными направлениями являлись психологическая диагностика, психологическое развитие и коррекция.

Психологическая диагностика осуществлялась фронтально и индивидуально. Были проведены:

  • диагностика психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе (комплекс методик из программы «Школьный старт»);

  • диагностика особенностей психологической адаптации учащихся 5- х классов к обучению в средней школе. («Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова); опросник школьной тревожности (Филлипс);

  • диагностика особенностей социально–психологической адаптации учащихся 10 класса (методика САН, диагностика психологической атмосферы в коллективе, диагностика степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива);

  • диагностика эмоционального состояния учащихся 7 – 11 классов («Самооценка психических состояний» (Г. Айзенка));

  • профориентационная диагностика учащихся 9-х классов («Готовность к выбору профессии» методика В. Б. Успенского).

Часто используемые методики (диагностические)

В рамках проведения диагностики использовались следующие методики:

  • Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.;

  • «Опросник страхов» Захарова;

  • Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);

  • Опросник Баса-Дарки;

  • Шкала явной тревожности для детей;

  • Тест школьной тревожности Филипса;

  • Тест «Рука»;

  • Проективные методики «Моя семья», «Несуществующее животное».

Тесты достижений, позволяющие объективно изучить уровень интеллектуального развития, структуру способностей и другие психолого-педагогические характеристики, поддающиеся объективной оценке: тест Векслера (детский вариант), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест работоспособности Э. Ландольта

Проективные методики, имеющие сильную методологическую основу и частично доступные для машинной обработки: фрустрационный тест Розенцвейга, Hand-тест

Надёжные опросники с доказанной валидностью: Минессотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), опросник «Анализ семейного воспитания» Эйдемиллера, Юстицкиса.


Количественные данные и их качественная интерпретация представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количественный и качественный анализ диагностической работы


Название методики

Сентябрь 2017-2019 г.

Диагностика психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе (комплекс методик из программы «Школьный старт»)

высокий уровень готовности к школьному обучению

7% (15 чел.)

средний уровень

89% (172 чел.)

низкий уровень

4% (9 чел.)

Всего участвовало

196 человек

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что на момент поступления в школу у большинства первоклассников отмечается средний уровень психологической готовности к обучению в школе.

В таблице 2 отображены количественные данные и качественная интерпретация результатов диагностики психологической адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе.


Таблица 2

Результаты диагностики особенностей психологической адаптации

учащихся 5- х классов к обучению в средней школе


Название методики

Октябрь 2017 г.

Декабрь 2018 г.

Ноябрь 2019

«Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова)


высокий уровень учебной мотивации

24%

высокий уровень учебной мотивации

12%

высокий уровень учебной мотивации



11%

средний уровень

68%

средний уровень

68%

средний уровень

79%

низкий уровень

8%

низкий уровень

0

низкий уровень

0

Опросник школьной тревожности (Филлипс).

высокий уровень тревожности

5%

высокий уровень тревожности

5%

высокий уровень тревожности

4%

повышенный уровень тревожности

21%

повышенный уровень тревожности

15%

повышенный уровень тревожности

16%

в пределах нормы

74%

в пределах нормы

80%

в пределах нормы

85%

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства пятиклассников отмечается средний уровень учебной мотивации, школьная тревожность находится в пределах нормы.

Количественные данные и качественная их интерпретация по особенностям социально-психологической адаптации учащихся 10 класса проиллюстрированы в таблице 3.


Таблица 3

Результаты диагностики особенностей социально – психологической адаптации учащихся 10 класса


Название методики

2016-2010 г.

Методика САН

неблагоприятное самочувствие

3%

благоприятное самочувствие

97%

не активны

3%

активны

97%

Не благоприятное настроение

0

благоприятное настроение

100%

Психологическая атмосфера в коллективе

Среднее по классу 8,1- высокая оценка психологического климата

Диагностика степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива

«Наш класс очень дружный и сплоченный»

45%

«В нашем классе принято помогать без напоминания»

86%

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства десятиклассников отмечается средний уровень социально – психологической адаптации (на момент диагностики преобладало благоприятное состояние испытуемых, высокая оценка психологического климата).

Результаты (количественные и качественные) диагностики эмоционального состояния учащихся 7-11 классов охарактеризованы в таблице 4.


Таблица 4

Результаты диагностики эмоционального состояния

учащихся 7 – 11 классов

Название методики

2016-2020 г.

«Самооценка психических состояний» (Г. Айзенка);

благополучное эмоциональное состояние (тревожность в пределах нормы, низкий уровень фрустрации, ригидности, агрессивности)

91%


неблагополучное эмоциональное состояние (высокий уровень тревожности, фрустрации, ригидности, агрессивности)

9%



Анализируя полученные данные диагностики, можно сказать, что у большинства учащихся 7–11 классов наблюдается благополучное эмоциональное состояние.


Таблица 5

Профориентационная диагностика учащихся 9-х классов


Название методики

2016-2020 г.

«Готовность к выбору профессии» методика В. Б. Успенского

высокий уровень готовности к выбору профессии

33%

средний уровень

67%

низкий уровень

0

Анализируя полученные результаты диагностики, можно сказать, что у большинства учащихся 9-х классов наблюдается средний уровень готовности к выбору профессии.

Анализ результатов диагностической работы выявил проблемные точки и позволил определить дальнейшие направления профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

На основании проведенной диагностической работы были определены следующие задачи:

  • способствовать повышению уровня психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

  • способствовать снижению неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7 – 11 классов;

  • научить учащихся 9-х классов ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных индивидуальных особенностях в целях повышения уровня психологической готовности к выбору профессии.

Коррекционно-развивающая работа включала разработку, модификацию и реализацию коррекционно-развивающих программ в соответствии с поставленными задачами (табл.6).

Таблица 6

Охват учащихся коррекционно-развивающими программами


№ п/п

Название программы

Контингент

Кол-во занятий

1

«Лесная школа»

учащиеся

1-х классов

94

2

Программа психологического сопровождения учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

учащиеся

5-х классов

47

3

Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов к обучению в старшей школе

учащиеся

10-х классов

100

4

Программа профориентации «Основы профессионального самоопределения»

учащиеся

9-х классов

84

5

Адаптированная программа для ребенка с особыми возможностями здоровья (развитие познавательной, эмоционально -личностной сфер)

учащиеся

1–9 классов

1969

6

Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Готовимся к ЕГЭ»

учащиеся

9-х, 11-х классов

24

7

Индивидуальные занятия (по запросу)

учащиеся

1-11-х, классов, педагоги

118


Коррекционно–развивающая работа осуществлялась как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Результатами коррекционно – развивающей работы выступили:

  • повышение уровня психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

  • снижение неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7 – 11 классов;

  • повышения уровня психологической готовности к выбору профессии у учащихся 9-х классов;

  • психологическая готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;

  • развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, мышление, память);

  • снижение неблагополучного эмоционального состояния (агрессивность, ригидность, фрустрация, тревожность) у учащихся 7 – 11 классов.

  • снижение уровня ситуационной тревожности у педагогов, учащихся;

Коррекционно-развивающее направление для детей с ОВЗ

За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Работа велась по основным направлениям:

  • коррекция и развитие познавательной сферы (сюда же включена сенсорная стимуляция);

  • коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы;

  • развитие коммуникативной сферы.

  • развитие психомоторики и сенсорных процессов.

В рамках коррекции и развития познавательной сферы ставились следующие задачи:

  • коррекция памяти,

  • коррекция логического мышления,

  • расширение кругозора,

  • коррекция внимания,

  • развитие мелкой моторики,

  • коррекция восприятия.

В результате реализации поставленных задач по коррекции (развитию) познавательной сферы достигнуты следующие показатели: улучшение слухоречевой и зрительной памяти, развитие логических операций (исключение/обобщение, выведение аналогии, установление последовательностей), улучшение конструктивного праксиса, расширение запас знаний, повышение устойчивости и переключаемости внимания, расширение объёма внимания, улучшение мелкой моторики, улучшение восприятия.

В рамках коррекции эмоционально-личностной сферы ставились следующие задачи:

  • развитие уверенности в себе,

  • снятие эмоционального напряжения,

  • коррекция тревожности,

  • коррекция агрессивности,

  • стабилизация эмоционального состояния,

  • коррекция страхов.

В результате реализации поставленных задач по коррекции эмоционально-личностной сферы достигнуты следующие показатели: повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, снижение агрессивности, стабилизация эмоционального состояния, снижение количества страхов.

В рамках коррекции коммуникативной сферы ставились следующие задачи:

  • развитие навыков эффективного общения,

  • развитие эмпатии.

В результате реализации поставленных задач по коррекции коммуникативной сферы достигнуты следующие показатели: развитие навыков эффективного общения в референтной группе, развитие эмпатии и сопереживания.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной.

Выводы. Проведенную коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.


По направлению психологическое просвещение, психопрофилактика были проведены мероприятия, которые отражены в таблице 7.


Таблица 7

Реализованные мероприятия по психологическому просвещению и психологической профилактике


№ п/п

Название мероприятия

Контингент

Кол-во занятий

Охват

1

Программа психологического тренинга для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

Семинар – практикум «Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в учебно – воспитательном процессе»

педагоги

35

176

2

Беседы на темы: «Права детей», «ЗОЖ – что это такое?», «Ответственность за порчу имущества школы», «Сердце матери», «Чувство собственного достоинства», «Для чего нужна семья», «Преступление и наказание» и т.д.

дети «группы риска»

237

58

3

Занятия на темы: Профилактическое занятие

«Поговорим о конфликте»; социальный тренинг «Друг другу навстречу»; профилактика девиантного поведения и т.д.


учащиеся начальной школы, 7-8 классов

24

316

Всего

296

481

Профилактическая работа.

Профилактическая работа проводилась по направлениям:

Суицид и жестокое обращение с детьми.

Профилактика безнадзорности правонарушений.

Профилактика асоциальных явлений.

- Межведомственное взаимодействие со специалистом по делам несовершеннолетних.

- Социально-педагогический контроль. Ведется систематическая связь с учителями – предметниками. С помощью учителей - предметников работать над повышением учебной мотивации учащихся. - Строгий учёт пропусков и нарушений учащихся. По каждому пропуску и нарушению беседа с родителями, разбираться в причинах и планировании дальнейшей работы с ребёнком.

В воспитательной работе в школе важным элементом является психолого-педагогическое сопровождение, в том числе просвещение и профилактика социально опасных явлений. Мероприятия по профилактике суицида способствуют более глубокому изучению ценностных приоритетов учащихся, позволяют каждому учащемуся задуматься о своих целях и будущем.

В течение этого периода особое внимание уделялось актуальной проблеме: профилактике и предотвращению жестокого обращения с несовершеннолетними. Профилактическая работа с обучающимися проходит в различных формах, одним из актуальных считаю тренинговые занятия.

Рекомендации: В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди под­ростков представляется необходимым шире использовать возможности:

детского самоуправления в классах, которое может стать одним из фак­торов социализации подростков, поможет включению этих ребят в зна­чимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;

правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.

Принято решение по усилению воспитательной работы классных руководителей, воспитателей, социального педагога, психолога в плане развития толерантности, уважения к чужому мнению посредством: бесед, игровых моментов, личного примера.

По направлению психологическое консультирование были проведены консультации на следующие темы:

  • особенности младшего школьного возраста (причины «плохого» поведения, неуспеваемость, низкая учебная мотивация, гиперактивность, импульсивность, вопросы детского воровства и др.);

  • особенности подросткового возраста (тревожность, комфортность референтной группе, лживость, противоправные действия);

  • особенности детско–родительских отношений (предпочитаемый стиль в воспитании, как понять своего растущего, меняющегося ребенка, как наладить с ним общение, вопросы сиблинговых отношений и др.).

Статистические данные по психологическому консультированию отображены в таблице 8.

Таблица 8

Количество индивидуальных консультаций и специфика субъектов образовательного процесса


С кем проводилась консультация

Количество индивидуальных консультаций

учащиеся

323

родители

676

учителя

139

Результатами консультаций была выдача рекомендаций, иногда направление к смежному специалисту.


Консультативное направление

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собирается анамнез и выявляются психологические особенности ребенка или семьи; б) повторное консультирование – где родителям давались рекомендации по проблемам развития ребенка, по дальнейшему развитию ребенка.

В целом все запросы родителей можно разделить на:

  1. трудности в коммуникативной сфере;

  2. трудности эмоционально-волевой сферы (агрессивность, тревожность, большое количество страхов и т.п.);

  3. проблемы в детско-родительских отношениях;

  4. сложности со стороны познавательной сферы.

Так же проводилось консультирование по индивидуальному запросу родителей, связанному с их психологическими проблемами. Имели место темы взаимоотношений в семье, профессиональной социализации, психосоматических расстройств, самоопределения и т.д.

Деятельность по обучению родителей проходила в рамках вопросов особенностей развития детей и взаимодействия с ними, и имела преимущественно групповую формы. Задачами просветительской деятельности является:

1) повышение психологической грамотности;

2) осознание своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;

3) побуждение к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;

4) мотивирование родителей на более глубокую работу по преодолению трудностей.

Родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

Таким образом, исходя из полученных результатов всех направлений деятельности, были определены следующие приоритетные направления работы на следующий учебный год:

  • способствовать повышению уровня психологической адаптации

к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

  • способствовать снижению неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7–11 классов;

  • повышать уровень психологической готовности к выбору профессии

у учащихся 9-х классов;

  • формировать психологическую готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;

  • развивать познавательную и эмоционально–личностную сферы младших школьников;

  • проводить профилактику уровня тревожности, эмоционального выгорания у педагогов.

Организационно - методическая работа

В течение учебного года мною осуществлялась методическая работа, в форме участия и транслирования собственного опыта на семинарах, конкурсах, образовательных курсах. Объем данного вида деятельности представлен в таблице 9.




Таблица 9


Участие в семинарах, конкурсах, образовательных программах за 2018-2019 уч. год


№ п/п

Дата проведения, место

Форма проведения (семинар, конференции и т.д.)

1.

Сентябрь 2017 г.

МАОУ Мезенская ООШ

Общешкольное родительское собрание «Родителям о способах развития внимания, памяти, мышления и воображения в целях успешного обучения в школе»

2

Октябрь 2017 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Общешкольное родительское собрание «Психологический климат семьи. Стили семейного воспитания» в


Сентябрь 2018 г.

МАОУ Плешковская СОШ

Общешкольное родительское собрание «Причины и последствия детской и подростковой агрессии и пути коррекции в семье»

3

Декабрь 2018 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Выступление на педсовете «Работа лагеря дневного пребывания»

4

Апрель 2018 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Общешкольное родительское собрание «Психологическая готовность выпускников к экзамену»

5

Октябрь 2019 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Выступление на педсовете «Работа лагеря дневного пребывания»

6

Ноябрь 2019 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Открытый тренинг общения «Я - особенный»

7

Ноябрь 2019 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Открытый тренинг «Мир глазами каждого»

8

2019 г.

МАОУ Черемшанская СОШ

Открытый тренинг «Формула успеха» психологическая подготовка к ЕГЭ



Награды


Благодарственное письмо директора МАОУ Черемшанская СОШ Болтунова Н.Е, 2019 год.

Благодарственное письмо директора МАОУ Черемшанская СОШ Болтунова Н.Е, 2019 год.

Перечень применяемых Конкурсантом

психолого - педагогических технологий, методик, программ


Психолого – педагогические технологии:


Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашей школе мы нередко проводим диагностику профессиональной ориентации на компьютерах коллективов учащихся. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного учащегося теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Мне как психологу остается собрать данные каждого учащегося, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом. В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности. 

В течение последних 3 лет я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее. В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.

Технология обучающих игр. Обучающие игры выполняют три основные функции:

  • Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;

  • Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся, выражается в дидактических методиках;

  • Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технологию обучающей игры я комбинирую с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технологии. В школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В моем рабочем арсенале находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Наиболее часто я применяю такие методики, как:

  • Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

  • Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

  • Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

  • Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести ресурсное состояние.

  • Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.

Наиболее используемые диагностические методики, представлены в таблице 10.


Таблица 10

Перечень диагностических методик


№ п/п

Название методики

Цель методики

Интеллект, умственные способности

1

Краткий отборочный тест (КОТ) Н.В. Бузин

Оценка общих умственных способностей (способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, отвлекаемость, скорость и точность восприятия. распределение и концентрация внимания и др)

2

Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)

Определение усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся


Эмоционально – личностная сфера

3

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

4

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Определение уровня общей, школьной, самооценочной, межличностной тревожности

5

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Диагностика социально-психологической адаптации (адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, ведомость и др.)

6

Методика изучения мотивации учения подростков М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М

Определение ведущего мотива учения, уровня мотивации

7

Методика «Формула темперамента» Белов


Определение доминирующего типа темперамента

8

Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»


Определение типа акцентуации личности

9

Цветовой тест Люшера

Измерение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативные способности.

10

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки)

Диагностика агрессивных и враждебных реакций

11

Определение уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Определение депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии).

12

Экспресс – оценка самочувствия, активности и настроения (САН)

Оценка самочувствия, активности и настроения

13

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Определение уровня тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности

14

Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С.Степановав модификации И.И. Махониной

Определение стиля воспитания

15

Опросник ценностные ориентации М. Рокича

Определение терминальных, инструментальных ценностей

16

«Карта внутренней страны» по материалам книги Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии».

Исследование неосознаваемых целей, путей их достижения, индивидуальной динамики процесса формирования образа цели

17

Диагностика особенностей Я – концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, модификация А.М. Прихожан)

Изучение особенностей Я-концепции (Поведение, интеллект, положение в школе, тревожность, общение и др. факторы)

18

Тест – опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения

Профориентация

19

Методика «Профиль» 
(методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

Определение ведущего интереса к предмету или виду деятельности

20

Методика «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной

Определение ведущего типа мышления

21

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)


Выявление склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной.

22

Методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией Р.В.Овчаровой

Определение ведущего мотива выбора профессии

23

Методика «Мои способности» под редЕ.И.Рогова

Определение направления в развитии способностей

24

Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО)

(под редакцией Н.Н.ЗахароваВ.Д.Симоненко)

Определениеприоритетного типа профессий


Программы:

  • Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения на основе ресурсного подхода (Жарикова Т.П.);

  • Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (Квачева Н. Е);

  • Программно-методический комплекс «Стрессоустойчивость. Навыки саморегуляции» (Швецова С.В.);

  • Развивающая профориентационная программа «Миссия выполнима!» (Наволочная Н.А.);

  • Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности школьников» (Мазуренко Т.В., Волосенко А.В);

  • Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя» (Аксенов Ю. Г);

  • Программа коррекции тревожности у подростков (Черная Н.А);

  • Коррекционно-развивающая программа «Толерантность педагога: путь кпрофессиональному долголетию» (Семёнова Е.М);

  • Программа оказания психологической помощи старшеклассникам «SOS» (Зязюлькин П.В)



21