МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРААЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУТУГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выступление на заседании методической комиссии
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Подготовила: преподаватель дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов
ГБОУ СПО ЛНР «Лутугинский колледж»
Сухова Оксана Константиновна
2024 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Под принципами обучения понимают исходные положения, определяю-щие различные стороны обучения - содержание, методы, средства, формы.
Дидактические принципы отражают общие требования к формированию со-держания образования и организации учебно-воспитательного процесса. На основа-нии и в соответствие с принципами обучения вырабатываются методы, приемы и средства обучения.
Рассмотрим основные принципы обучения, применяемые в организации современного педагогического процесса.
Принцип воспитывающего обучения:
- отражает закон единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала. Например, изучение литературы способствует нравственному и эстетическому воспитанию детей. Уроки математики воспитывают привычку к точности, добросо-вестному выполнению любых заданий, к принятию глубоко обоснованных решений и т. д. Воспитывает учащихся также правильная организация учебного процесса. Четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях создают благоприят-ные условия для воспитания у учащихся сознательной дисциплины, трудолюбия. Воспитанию в процессе обучения способствует и личный пример учителя. Тут важ-но все: как учитель знает и любит свою науку, каковы его личные качества, как он относится к учащимся, к труду, к людям и многое другое. Успех в реализации принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как преподаватель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.
Принцип научности:
- этот принцип требует включения в содержание обучения научно достоверных знаний. Но фонд научных знаний, которыми владеет человечество, непрерывно пополняются. Отсюда возникает задача: научиться отбирать из огромной массы разнообразных знаний то содержание науки, на основе которого идет усвоение комплекса теоретических знаний и практических умений и навыков по специальности в условиях среднего специального учебного заведения. Задачей учителей является реализация принципа научности в конкретной дидактической ситуации, с учетом возрастных и индивидуальных познавательных возможностей и уровня умственного развития учащихся. Знакомство учащихся с новыми научными идеями будет способствовать тесной связи обучения с жизнью, побуждать у них познавательный интерес, воспитывать творческий подход к изучению любимой науки.
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью:
- требует понимания учащимися значения теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для решения практических задач. Выполнение практических заданий во время изучения теоретических вопросов способствует углублению знаний, осмыслению сущности изучаемых явлений и связей между ними. В таком случае практика является движущей силой в учебном познании. В деятельности учащихся принцип связи теории с практикой преломляется как путь развития их способностей, творческого мышления, воспитания пытливости, интереса к поиску путей познания и преобразования мира. Способы решения этих задач могут быть различные: лабораторные и практические работы, комплекс заданий во время учебной, производственной, технологической и преддипломной практики, путем участия в работе предметных кружков, в опытнической работе, по техническому конструированию, моделированию и так далее. Принцип связи обучения с жизнью, трудом следует конкретизировать по всем предметам и по внеурочным мероприятиям, в зависимости от возможностей каждого предмета и целей обучения и воспитания.
Принцип наглядности:
- Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. Честь первого обоснования принципа наглядности принадлежит Я.А. Коменскому. Он сформулировал известное «золотое правило» дидактики: «...все, что только можно, предоставлять для воспитания чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».
В процессе обучения принцип наглядности реализуется преимущественно посредством использования наглядных пособий: натуральных (явления природы, реальные предметы); изобразительных (картины, таблицы); схематических и символических (схемы, карты, графики). Выбор вида наглядности зависит от ее функции и поставленных на уроке целей и задач. Так, если необходима наглядная основа обучения, то выбирают натуральные и изобразительные пособия; а для выделения главного, для широких обобщений и систематизации знаний - схематические и символические пособия и модели, для формирования навыков и умений различные виды наглядных пособий, моделей, тренажеров, технических средств.
Принцип доступности
- предполагает, что содержание и методы обучения выбираются с учетом возрастных особенностей учащихся и возможностей их общего развития, т.е. чтобы сложность и трудоемкость содержания образования возрастали постепенно, в соответствии с познавательными возможностями учащихся. Этот принцип требует учитывать в процессе обучения известные дидактические правила: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от частного к общему, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Требования принципа доступности не противоречат принципу научности знаний, согласно которому учащиеся должны усваивать знания, соответствующие со-временным научным представлениям. Диалектическое противоречие между принципами доступности и научности разрешается таким образом: учебный материал строится на современном уровне развития науки, но при этом он не может быть ни слишком легким, ни слишком трудным для учащихся. Принцип реализуется через методы обучения с учетом уровня подготовки, их познавательных возможностей общего развития и индивидуальных особенностей. Учет этих факторов дает возможность, не снижая уровня научности обучения, оптимальный вариант сочетания методов и средств, которые обеспечат усвоение материала в определенные программой сроки. Реализация принципа доступности в сочетании со всем и другими принципами — основа современного подхода к оптимизации обучения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении:
— отражает необходимость построения обучения в строгой логической после-довательности, таким образом, чтоб новые знания опирались на ранее усвоенные и в свою очередь становились фундаментом для усвоения последующих знаний. Принцип требует усвоения знаний в системе, которая отображала бы в целостном виде изучаемые предметы и явления со всеми их связями и зависимостями. Дидактиче-ская интерпретация этих связей внутрипредметные и межпредметные связи, а их реализация — обязательное условие правильного и успешного обучения. Данный принцип требует придерживаться определенной системы и последовательности в организации работы по подготовке специалиста. Вначале будущий, специалист овладевает основами общенаучных знаний. В дальнейшей учебной работе он усваивает теоретические и практические знания основ всех производств и, наконец, систему специальных знаний, умений и навыков. Такая последовательность овладения знаниями облегчает процесс обучения и образования, делает знания учащихся сознательными, глубокими и прочными.
Принцип созидательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков:
— требование прочности знаний исходит из того, что всякое дальнейшее накопление знаний невозможно, если полученные ранее знания забыты. Таким образом, для дальнейшего успешного изучения материала и использования знаний на практике необходимо, чтобы все изучаемое усваивалось учащимися основательно. Прочные знания - это такие знания, которые надолго сохраняются в памяти, воспроизводятся в словах или действиях без особых усилий, которыми учащийся может легко, умело пользоваться при решении различных задач. 3апоминание матери-ала должно строиться на его понимании, осмыслении, раскрытии существенных связей и отношении между предметами и вещами объективного мира. Принцип сознательности и прочности усвоения состоит в том, чтобы обеспечить учащимся оптимальные условия для глубокого осмысления изучаемых фактов и обобщений, способов выполнения действий, прочного усвоения основных понятий, законов, теорий, формирования навыков и умений для применения их на практике. Для сознательно-го усвоения знаний необходимо постепенно подводить учащихся к самостоятельному анализу фактов, установлению причинно-следственных, функциональных и др. связей и взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. Важными способами обеспечения прочности знании являются выделение главного в изучаемом материале, концентрация на нем основного внимания учащихся, осмысление его, раскрытие сути изучаемых явлений, заучивание, запоминание главного, как в развернутом виде, так и в виде схем, моделей, повторение, обобщение и систематизация знаний.
Принцип самостоятельности и активности учащихся:
- состоит в том, чтобы создать условия для проявления учащимися познавательной самостоятельности и творческой активности в процессе усвоения знаний, навыков и умений и применения на практике. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть репродуктивной (исполнительской) или поисковой (творческой). При этом самостоятельная учебная деятельность учащихся осуществ-ляется под руководством учителя в большей или меньшей степени влияющего на нее. Активность учащихся в обучении тесно связана с их самостоятельностью: оба эти качества свойственны учебной деятельности, но проявляются в разной степени. Так, в процессе устного изложения знаний учителем учащиеся проявляют в основ-ном мнемоническую активность при минимальной самостоятельности, т. е. они стремятся дословно запомнить и потом воспроизвести текст изложения. Активность и самостоятельность учащихся повышаются, если их обучают не только слушать, но и осмысливать материал, фиксировать его в виде плана, тезисов или конспекта, выделять главное в учебном материале, если их нацеливают на поиск ответов на вопросы.
Наивысшая активность проявляется тогда, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблемы, определяют гипотезы, планируют и организуют поиск способов решения учебных проблем, ищут пути их решения и проверки, анализируют полученные результаты и делают выводы. Все эти действия могут быть осуществлены в результате целенаправленного изучения нового учебного материала и его практического применения.
Принцип индивидуального подхода:
— требует создания оптимальных условий для успешного обучения каждого в процессе организации фронтальной и групповой работы в классе. Групповая форма обучения содействует развитию здорового общественного мнения в коллективе группы, стимулирует формирование правильных моральных взаимоотношений, развивает творчество, подтягивает отстающих. Для успешной же реализации принципа индивидуального подхода в условиях группового обучения учитель изучает индивидуальные особенности каждого ученика, его социальные и бытовые условия, учитывая их при организации учебного процесса. Дифференциация обучения предполагает уделение достаточного внимания учащимся, уровень и темп работы которых отличается от большинства (ликвидация пробелов в знаниях отстающих и, напротив, углубленное факультативное изучение предметов с преуспевающими). С целью такого подхода учитель может использовать индивидуальные задания различных уровней, широкие возможности для этого создают программированные устройства (компьютеры), лингафонная аппаратура, материально—техническая база современных учебных кабинетов.
Принцип оптимизации учебного процесса:
— требует из ряда возможных его вариантов выбора такого, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития учащихся при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся. Основные категории оптимальности: достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного, соблюдение учащимися и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу. Для определения конкретного оптимального варианта обучения необходимо:
- изучить особенности, исходный уровень воспитанности, обучения и развития учащихся данного класса;
- избрать оптимальное содержание урока (выделить главное в материале, определить внутрипредметные и межпредметные связи, привести содержание материала в соответствие с реальным уровнем развития учащихся и временем, отведенным на его изучение и т.д.)
- подобрать оптимальные методы, средства, формы обучения для решения педагогических задач на данном конкретном их этапе
- за счет рациональной организации работы на уроке, внедрения новых прогрессивных методик обеспечить экономию времени и сил учащихся, устранение перегрузок, а также экономию личного времени учителя.
В целом этот принцип предполагает системный подход к организации обучения на современном уровне развития дидактики, частных методик, педагогической философии и других смежных наук в диалектическом единстве всех дидактических принципов.
Принципы обучения тесно связаны между собой. При этом следует учесть, что на конкретном этапе обучения (например, уроке) может преобладать один или не-сколько принципов, а остальные играть второстепенную роль. Так, на уроке контроля знаний преобладающими могут быть принципы индивидуального подхода, сознательности и активности, тогда как принципы научности и наглядности лишь усилят действие основных. Напротив, на уроке усвоения нового материала, основными будут принципы научности, наглядности, целенаправленности и доступности, а принципы самостоятельности, активности и творчества учащихся будут являться лишь сопутствующими.