1.Организационный момент | Настраиваются на рабочий лад. | Приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок, определяет готовность к уроку. (1-2минуты) | Личностные: позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2. Актуализация опорных знаний учащихся | Отвечают на вопросы блиц – опроса в своих тетрадях, затем меняются тетрадями, сверяют ответы с правильными ответами, представленными учителем, используя шкалу оценивания, выставляют оценку друг другу. | Блиц – опрос 1. Оксид фосфора (V) образуется при сгорании фосфора в избытке кислорода. 2. Оксид фосфора (V) является кислотным оксидом. 3. При взаимодействии оксида фосфора (V) с водой при нагревании образуется ортофосфорная кислота. 4. Степень окисления фосфора в ортофосфорной кислоте равна +5. 5. Валентность фосфора в ортофосфорной кислоте равна V. Шкала оценивания: каждый правильный ответ оценивается в – 1 баллов. Контролирует правильность ответов. -Молодцы, ребята! | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные: построение логической цепи рассуждений |
3.Мотивационный этап | Включение учащихся в диалог. -Углерода. Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. | -Мы изучили наиболее известные неметаллы VII, VI, V групп ПСХЭ. Ребята, какую группу неметаллов мы ещё не изучали? Конечно, это IVА группа. О каком из химических элементов этой группы идёт речь? «У элемента номер шесть Достоинств очень много есть. «Людям я совсем как брат Много тысяч лет назад Я уже пылал в костре Освещая интерьер Первобытных их пещер И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе... Если мягким быть решу,- То в тетради я пишу. Такова друзья природа, Элемента ... .» Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
4. Изучение нового материала. | | Итак, сегодня мы познакомимся с первым представителем этой группы. Тема урока: Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Наша цель – характеризовать физические и химические свойства углерода, составлять уравнения реакций углерода как окислителя и как восстановителя. Определим план изучения темы. План изучения новой темы: Сравнительная характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. 1.Элементы подгруппы углерода-________________________________________________. Наибольшее значение в жизни человека имеет углерод, входящий в состав живых организмов и кремний-важнейший элемент земной коры. 1.Работа с таблицей в группах. Таблица № 1. Сравнительная характеристика элементов углерода и кремния Критерии сравнения | С углерод | Si кремний | Положение в ПС | | | Строение атомов | ﴿﴿ | ﴿﴿﴿ | Электронная конфигурация атомов | | | Валентные возможности | … в обычном состоянии … в возбужденном состоянии | Возможные степени окисления | | | Радиус атома | ? | Электроотрицательность | | | Формула высшего оксида, его характер, название | | | Формула высшего гидроксида, его характер, название | | | Водородное соединение | | | 2. Аллотропия углерода. 2. Аллотропные видоизменения углерода ____________ _____________ ___________ ___________ _____________ (Получены искусственно) Таблица 2.Аллотропные модификации углерода Аллотропные видоизменения углерода | Строение | Свойства | Применение | Алмаз | Атомная кристаллическая решетка. Четыре одинаковые по длине ковалентные связи расположены под одинаковым углом друг к другу. | Очень твердый, прозрачный, бесцветный, хорошо преломляет свет. Не проводит электрический ток. | Ювелирные украшения, «алмазный» инструмент, бурение горных пород. | Графит | Атомная кристаллическая решетка. Слоистое строение. 3 ков. Связи расположены в одной плоскости, а 4-я связь – металлическая – перпендикулярно. | Мягкий, легко расслаивается, непрозрачный, жирный на ощупь, серого цвета, очень тугоплавкий, с металлическим блеском. Электропроводен. | Производство карандашей, «графитовая смазка», электроды, получение искусственных алмазов. | 3.Физкультминутка 3.Химические свойства углерода Углерод — малоактивен, химическая активность проявляется при высоких температурах. С – восстановитель С0 – 4 е-→ С+4 или С0 – 2 е-→ С+2 | С – окислитель С0 + 4 е-→ С-4 | 1.с кислородом C + O₂ t˚C → CO₂ углекислый газ 2. с оксидами металлов С + MexOy = CO2 + Me C+ 2CuO t˚C → 2Cu + СO₂ 3.C+ СO₂ t˚C → 2CO 4. C+ H₂O t˚C → СO + H₂ | 1. с некоторыми металлами образует карбиды 4Al + 3C t˚C → Аl₄C₃ Ca + 2C t˚C → СаС₂ 2. с водородом C + H2 t˚C → СН₄ | Вывод: Углерод проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства, самой распространенной является реакция взаимодействия углерода с кислородом, в результате которой образуются два оксида СО – угарный газ и СО2 – углекислый газ. 4. Адсорбция Следующая наша задача: ознакомиться со строением и свойствами простых веществ, образованных атомами углерода. Одно из таких веществ - древесный уголь. Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины. Он применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях. Такой же поглотительной способностью обладает и активированный уголь. Он благодаря пористости способен поглощать газообразные или растворенные вещества своей поверхностью. В этом суть явления адсорбции. Такие качества активированного угля позволяют его использовать при: -очистке от примесей в производстве сахара, - для защиты органов дыхания –противогазы, - в медицине -таблетки «Карболен». | Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия.поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица) |
5. Закрепление изученного материала | | Возвратимся к плану, который составили в начале урока. Всё ли мы с вами выполнили? Выполните тест с раздаточного листа. Выпишите цифры – признаки 1 в.- графита 2 в. - алмаза 1. Жирный на ощупь 2. Сильный блеск 3. Мягкий. 4. Самый твердый 5. Проводит ток 6. Массу измеряют в каратах 7. Применение: твердые смазки, электроды 8. Применение: резка стекла, бурение Предполагаемые ответы 1в. – 1, 3, 5, 7 2в. – 2, 4, 6, 8 | Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев. |