5
Характеристика уровня
социально-профессиональной адаптации учащейся молодёжи
Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2
г. Владикавказ
Анализ проблемы социально-профессиональной адаптации учащейся молодёжи в условиях учреждения среднего профессионального образования (СПО), а именно в Республике Северная Осетия-Алания, показал, что проблемы повышения эффективности профессионального образования в учреждениях СПО с целью соответствия знаний, умений и навыков обучающихся учреждений СПО современным инновационных технологиям производства и значительно возросшим требованиям рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования до настоящего времени не изучены в полном объёме.
Проблема поиска наиболее оптимальных вариантов подготовки будущих специалистов в образовательных учреждениях СПО рассматривается с точки зрения модификации процесса социально-профессиональной адаптации учащихся в учреждениях СПО в современных социально-экономических условиях.
Адаптация вообще - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном общественном классе, социальной группе системой норм и ценностей [Большая советская энциклопедия. М.: Изд-во, советская энциклопедия, Т. 47., с. 242].
Во взаимосвязи с адаптацией исследуется и адаптационная способность обучающихся. «Под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профобразование», с. 18].
Система подготовки квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики должна опираться на комплекс научно обоснованных взглядов, идей, принципов, определяющих основные направления работы с кадрами, ее формы и методы. Эти идеи и ориентиры с той или иной степенью полноты и адекватности должны находить своё применение в процессе социально-профессиональной адаптации обучающихся в условиях учреждения СПО.
Как экономическая категория обучающиеся и выпускники учреждений СПО, являясь трудовыми ресурсами, выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности.
Трудовые ресурсы двояки по своей природе. С одной стороны, они являются главной производительной силой общества, с другой – выступают как субъект и объект производственных отношений, охватывающих процессы их формирования, распределения и использования.
Обучающиеся учреждений СПО в целом относятся к экономически неактивному населению, за исключением тех, кто одновременно имеет определенную работу или ищет её. Совокупность физических, профессиональных и духовных способностей, которые вырабатываются у выпускников профессиональных училищ и лицеев, техникумов и колледжей в ходе обучения, является одним из основных факторов, влияющих на востребованность молодых специалистов на рынке труда. Способности к труду позволяют человеку приобрести определенный социальный статус как участника общественного производства, вступить в трудовое сообщество, в кадровый состав определенного предприятия, организации.
Всю совокупность возможностей человека по участию в трудовой деятельности можно объединить, на наш взгляд, в три группы, характеризующие следующие стороны его потенциала: социально-психологическую, физическую, профессиональную. Первая группа представляет собой социально и психологически обоснованный выбор обучающимися профессии, на который оказывает влияние уровень школьной подготовки, прошлый опыт и социальное окружение. Физический потенциал характеризует физическую, энергетическую, биологическую возможность людей выполнять работу, осуществлять деятельность. Если второй элемент человеческого потенциала характеризует энергетическую способность к осуществлению трудовой деятельности, то третий – духовно-практическую. В современном производстве работник в процессе трудовой деятельности должен обладать высокими профессиональными способностями. В условиях инновационных технологий для рационального, эффективного использования способностей работника необходимы знания, умения и навыки, а также культура. Профессиональный потенциал определяется содержанием объема и качества общих и специальных знаний, уровнем образования, определенной степенью природной одаренности и профессионально-квалификационной подготовленностью к выполнению конкретного труда.
Количественная и качественная стороны трудового потенциала обучающихся складываются под влиянием большого числа условий и факторов. Количественная характеристика формируется под воздействием демографических процессов, уровня развития производства, определяющего общественно необходимые трудовые затраты и степень интенсивности труда. Качественная характеристика в большей степени складывается под воздействием тех факторов, которые определяют уровень развития способностей к труду и личности вообще. К ним можно отнести уровень развития систем общего и профессионального образования, социальную структуру, сферы культуры, быта, здравоохранения, физкультуры и спорта и др.
В современных условиях особую актуальность, на наш взгляд, приобретают влияние профессионально-квалифицированных факторов. Квалификация – это, прежде всего, определенная совокупность черт личности, знаний, опыта, мастерства и сноровки. Квалифицированный работник обладает большим объемом знаний и информации, лучшими навыками и творческим отношением к труду. Поэтому повышение квалификационного уровня работников особенно необходимо в настоящее время, когда социально-экономическое развитие осуществляется в условиях сокращающихся темпов прироста общей численности трудоспособного населения.
В этой связи важно оценить место и роль обеих составляющих профессионально-квалификационных факторов: 1) подготовки и 2) повышения квалификации кадров, так как в условиях становления рынка потребности экономики все больше определяются не численностью занятых, а качеством их труда. Следовательно, в настоящее время необходимо создавать условия, способствующие формированию, в первую очередь, качественных характеристик кадрового потенциала. Высокое профессиональное мастерство, образованность и культура становятся все более необходимым для работников всех отраслей экономики.
В процессе социально-профессиональной адаптации обучающихся учреждений СПО одним из важных условий является педагогическое сотрудничество, как особый тип учебно-воспитательной и производственной деятельности – общение, основанное на благоприятных межличностных отношениях, когда происходит творческий процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности - преподавателя и обучающихся. При этом межличностные отношения формируются под воздействием средств педагогического сотрудничества и механизмов межличностных отношений [Выготский Л.С. Педология подростка: Собрание сочинений: В 6-и томах. Т. 4.-М.: Педагогика, с. 3].
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов инженерно-педагогическим коллективам учреждений СПО необходимо уделять особое внимание социально-профессиональной адаптации обучающихся в условиях учреждения СПО, учитывая при этом такие переменные, как уровень социального развития обучающихся, этика труда и мотивация, которая зависит от способностей, состояния здоровья, нормативно-ценностных установок человека. Следовательно, социально-психологический потенциал определяется системой мотивационно-ценностных ориентаций, уровнем социальной зрелости, системой нравственных и культурных интересов, типом личности его носителя: отношение к труду, тип нервной системы, инициативность, состязательность, заинтересованность в труде, способность к саморазвитию и самообразованию, мобильность, моральные качества.
По нашему мнению, более корректно и целесообразно ставить цели и задачи процесса адаптации обучающихся в условиях учреждения СПО, исходя из главной функции профессиональной школы – обучение профессии, подготовка конкурентоспособных специалистов. В этом случае основанием для разработки модели выпускника можно определить три блока: а) профессиональный, б) общепрофессиональный, учитывающий современный уровень производственных, инновационных, технологий, культуры труда, тенденции развития мира профессий и рынка труда, в) надпрофессиональный, включающий характеристики, непосредственно не связанные с профессией, но важные для успешной адаптации выпускника в социуме.
Содержание профессионального образования, направленное на формирование рабочих широкого профиля и высокой квалификации, не может повторять, воспроизводить содержание конкретной разновидности трудовой деятельности. За счет обобщения содержания труда и выявления его общих закономерностей, общенаучных, политехнических основ, общепроизводительной и общеотраслевой специфики достигается обеспечение профессиональной мобильности будущих рабочих [Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях.–СПб., c. 238].
Чтобы успешно завершить процесс адаптации обучающихся в учреждении СПО и подготовить такого «успешного» выпускника, необходимо структуризировать модели каждого из блоков, исходя из следующих соображений:
- профессиональный блок должен содержать в себе не только конкретные знания, умения и навыки, но и перечень профессионально важных качеств. Поэтому уровень профессионализма специалиста определяется не только ЗУН, а также разновидностью профессионально важных качеств (например, предприимчивость, педантичность, пунктуальность и т.д.);
- в модель выпускника может быть заложена многовариативность эффективного поведения на рынке труда. Высокий профессионализм – не единственный ресурс конкурентоспособности специалиста. Можно говорить о разных моделях конкурентоспособности на рынке труда, например, кроме модели «профессионала», когда конкурентоспособность достигается за счёт высокого уровня квалификации, существуют такие модели, как «универсал» (за счёт владения несколькими специальностями, широкими и разнообразными умениями и навыками в различных областях), «хороший работник» (достигает успеха благодаря трудолюбию, обязательности, ответственности), «гибкий» (за счёт умения перестраиваться, переориентироваться, осваивать новые виды деятельности), «коммуникатор» (за счёт умения общаться, устанавливать связи) и т.д.;
- выпускникам придётся осваивать новые функции в своей профессии, специальности, обучаться другой. А это значит, что в модели выпускника необходимо предусмотреть динамичные изменения в содержании, характере и условиях труда в большинстве профессий, специальностей изменения в структуре рынка труда, спроса и предложений на ту или иную профессию. Поэтому в модель должны включаться прежде всего умения и навыки, общие для большинства профессий, специальностей (самоорганизация, планирование собственной трудовой деятельности и др.); качества, которые помогут освоить новые функции или новую профессию, специальность (готовность к изменениям, гибкость мышления и др.); компьютерная грамотность; знание иностранного языка, коммуникативные навыки; умение предлагать и продвигать себя на рынке труда, работать в режиме самозанятости, организовывать собственное дело и др.
Целесообразно развивать у выпускника учреждения СПО такие качества и умения, которые помогут ему профессионально реализоваться. В этом случае работа по адаптации обучающихся в учреждении СПО приобретает логическое основание и служит главной цели – подготовке конкурентоспособных кадров.
Исходя из вышесказанного, можно назвать пять составляющих уровня социально-профессиональной адаптации обучающихся в условиях учреждения СПО: 1) творческий потенциал – разносторонние интересы, этическая и эстетическая культуры, творческая активность на оптимальном для каждого обучающегося уровне, способность к самоопределению и самореализации; 2) здоровье – ведение здорового образа жизни, осознанное отношение к физической культуре; 3) ценностный потенциал – стремление осмыслить понятия о гражданственности, культуре, профессиональной чести, долге, ответственности, гордости; экология и безопасность жизнедеятельности, признание свободы слова и культуры других людей, самоуважение, самодостаточность, уверенность в завтрашнем дне, восприятие человеческой жизни как главной ценности, уважение и защита прав человека, адекватная самооценка, рефлексия, оптимизм и настойчивость в преодолении трудностей; 4) коммуникативные умения – социальная активность, культура речи, умение устанавливать конструктивные отношения в трудовом коллективе, умение разрешать конфликты, умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них, умение отстаивать свои взгляды и убеждения; 5) познавательные интересы и профессиональные знания и умения – профессиональная готовность, способность к повышению профессиональной квалификации, осознанные профессиональные интересы и их реализация, способность использовать профессиональные знания и умения на практике, рациональная организация труда, самообразование, достижение уровня компетенции, соответствующей требованиям на рынке труда, умение адаптироваться в современных социально-экономических и производственных условиях.