СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Характерные закономерности макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм" (открытый урок, 10 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку в 10 (11) классе.  ФГОС с элементами метапредметности. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Характерные закономерности макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм" (открытый урок, 10 класс)»

Признаки

Результат эволюционных преобразований

Микроэволюция

Механизмы

Формирование новых видов

Макроэволюция

Длительность

Действие ненаправленных факторов микроэволюции (мутационной и комбинативной изменчивости, популяционных волн, изоляции), направляющего фактора – естественного отбора

Формирование надвидовых таксонов – родов, семейств, отрядов и т.д.

Характер

Не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством процессов микроэволюции, являясь их интегративным выражением

Происходит внутри вида на уровне популяций. Может происходить в исторически короткое время и быть доступной непосредственному наблюдению

Идет на надвидовом уровне. Требует исторически больших промежутков времени и недоступна непосредственному наблюдению

Дивергентный

ХАРАКТЕРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МАКРОЭВОЛЮЦИИ

«Как почки в силу роста дают начало новым почкам, а эти, если только они достаточно сильны, превращаются в побеги, которые, разветвляясь, покрывают и заглушают многие зачахнувшие ветви, так, полагаю, было в силу воспроизведениия и с великим деревом жизни…»

(Чарльз Дарвин)

1 группа «Различия конечностей позвоночных животных». Конечности позвоночных - Можно ли отнести эти различия конечностей к МАКРОэволюционным изменениям? Обоснуйте ответ.  - Какое закономерное явление (закономерность) лежит в основе этого процесса?

1 группа

«Различия конечностей позвоночных животных».

Конечности

позвоночных

- Можно ли отнести эти различия конечностей к МАКРОэволюционным изменениям? Обоснуйте ответ.

- Какое закономерное явление (закономерность) лежит в основе этого процесса?

2 группа «Различия конечностей позвоночных и беспозвоночных животных». - Можно ли отнести эти различия конечностей к МАКРОэволюционным изменениям? Обоснуйте ответ.  - Что вы ещё можно сказать об этой группе позвоночных? Чем это обосновано? Какое закономерное явление (закономерность) лежит в основе этого процесса?

2 группа

«Различия конечностей позвоночных и беспозвоночных животных».

- Можно ли отнести эти различия конечностей к МАКРОэволюционным изменениям? Обоснуйте ответ.

- Что вы ещё можно сказать об этой группе позвоночных? Чем это обосновано?

Какое закономерное явление (закономерность) лежит в основе этого процесса?

«Быстроплавающие позвоночные»

«Быстроплавающие позвоночные»

Сравните! Структуры и органы, имеющие единое  происхождение, но выполняющие разные функции называют гомологичными

Сравните!

Структуры и органы,

имеющие единое

происхождение, но

выполняющие разные

функции называют

гомологичными

Сравните! Структуры и органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение называют аналогичными

Сравните!

Структуры и органы,

выполняющие

сходные функции, но

имеющие принципиально

различное строение

и происхождение называют

аналогичными

«Быстроплавающие позвоночные» Параллелизм – это такое эволюционное явление, когда сходство организмов, относящихся к разным таксонам, основано на гомологичных структурах (и, в том числе, на гомологичных органах)

«Быстроплавающие позвоночные»

Параллелизм – это такое эволюционное явление, когда сходство организмов, относящихся к разным таксонам, основано на гомологичных структурах (и, в том числе, на гомологичных органах)

Микроэволюция и макроэволюция Признаки Микроэволюция Результат эволюционных преобразований Формирование новых видов Механизмы Макроэволюция Длительность Действие ненаправленных факторов микроэволюции (мутационной и комбинативной изменчивости, популяционных волн, изоляции), направляющего фактора – естественного отбора Формирование надвидовых таксонов – родов, семейств, отрядов и т.д. Происходит внутри вида на уровне популяций. Может происходить в исторически короткое время и быть доступной непосредственному наблюдению Не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством процессов микроэволюции, являясь их интегративным выражением Характер  Идет на надвидовом уровне. Требует исторически больших промежутков времени и недоступна непосредственному наблюдению  Дивергентный Дивергентный, конвергентный

Микроэволюция и макроэволюция

Признаки

Микроэволюция

Результат эволюционных преобразований

Формирование новых видов

Механизмы

Макроэволюция

Длительность

Действие ненаправленных факторов микроэволюции (мутационной и комбинативной изменчивости, популяционных волн, изоляции), направляющего фактора – естественного отбора

Формирование надвидовых таксонов – родов, семейств, отрядов и т.д.

Происходит внутри вида на уровне популяций. Может происходить в исторически короткое время и быть доступной непосредственному наблюдению

Не имеет специфических механизмов и осуществляется только посредством процессов микроэволюции, являясь их интегративным выражением

Характер

Идет на надвидовом уровне. Требует исторически больших промежутков времени и недоступна непосредственному наблюдению

Дивергентный

Дивергентный, конвергентный

РЕФЛЕКСИЯ: - Вспомним тему урока. - Раскрыли ли мы тему? - Знаем ли мы теперь, что является характерными закономерностями макроэволюции? - Объясните смысл  следующего образного выражения: «Организмы, имеющие конвергентное сходство, по сути разные книги в одинаковом переплёте».

РЕФЛЕКСИЯ:

- Вспомним тему урока.

- Раскрыли ли мы тему?

- Знаем ли мы теперь, что является характерными закономерностями макроэволюции?

- Объясните смысл  следующего образного выражения: «Организмы, имеющие конвергентное сходство, по сути разные книги в одинаковом переплёте».

Домашнее задание : §73, оформить таблицу аналогичных и гомологичных органов РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ.

Домашнее задание :

§73, оформить таблицу аналогичных и гомологичных органов РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя