СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характер литературного героя. Б.Панов «Серёжа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характер литературного героя. Б.Панов «Серёжа»

Просмотр содержимого документа
«Характер литературного героя. Б.Панов «Серёжа»»

Характер литературного героя.

Цель.

  1. Организовать работу детей по практическому освоению приема сравнения в прозаическом тексте.

  2. Подводить учащихся к осознанию воспитательного воздействия художественных произведений на примере В. Панова «Кто такой Сережа…»(фрагменты).

Ход урока

- Прочитайте пословицу: «Чтение - вот лучшее учение». Объясните ее смысл. (Если человек много читает, он узнает много нового, становится умнее, мудрее)

- Многие книги учат и воспитывают людей. И пусть эта пословица станет эпиграфом, девизом нашего урока.

Актуализация опорных знаний

- Какие приемы написания загадок мы с вами изучили? (Олицитворение, сравнение)

Попробуйте подсказать пропущенные слова в стихотворении Ю. Мориц ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ

На горе шумит ветла, (рисунок)

На ветле шумит пчела,

Полосатая, как ... (зебра).

В нашу лодку иногда

Набирается вода,

В глубине плывет звезда,

Серебристая, как ... (рыба).

В роще клены и дубы,

А под ними есть грибы,

Каждый гриб похож на ... (зонтик).

Вышел месяц молодой,

Небо кажется ... (водой),

Туча кажется ... (волной),

Месяц - ... (лодкой) деревянной.

До чего же все похоже.

Значит, я, наверно, тоже

На кого-нибудь похож?

Я пошел и крикнул козам,

Овцам, уткам и стрекозам:

- На кого же я похож?

Белый козлик повернулся,

По-козлячьи улыбнулся

И сказал по-человечьи:

- Разве ты не видишь сам?

Ты добрее, чем теленок,

Веселее, чем козленок.

Ты совсем еще ребенок,

Но похож на ... (человека)! Ю. Мориц

- Вот видите, оказывается приём сравнения используется не только в фольклорных текстах, но и в авторской поэзии, мы уже наблюдали это и при чтении других поэтических текстов.

- Интересно, а в прозе используют этот приём или нет? Как вы думаете?

- Сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. (Прикрепляю вопрос на доску)


Открытие нового знания.

  1. Работа над текстом «Трудности существования» (с. 75-79).

- А теперь откройте учебник литературы по закладке с. 75.

- Как называется текст, который сейчас начнём читать и исследовать?

- Попробуйте угадайте о ком рассказывает писательница Вера Панова.

Глазами какого героя она взглянула на мир?

Может глазами маленького животного, как мы уже видели в рассказе про Томку, а может маленького человека, как в рассказе «Друг детства»?

Но чтобы угадать вам что потребуется? (Внимательность, умение слушать и слышать, анализировать)


Чтение 1 части главы «Трудности существования»

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- А почему не можете сказать точно?

Чтение II части главы «Трудности существования»

- Что это за зверь?

- Что вам подсказало отгадку?

- В каких жанрах литературы уже встречались с этим приёмом? (стих, загадка, сказка)

Чтение III части.

Читаем дальше и проверяем наши предположения.

- Так мы можем теперь с уверенностью сказать, что это за су­щество, у кого такие трудности?

- Где доказательство того, что вы правы в отгадке? Прочтите

- Что за зверь ему угрожает?

- Какие характеристики указывают на петуха?


  1. Чтение и анализ рассказа «Кто такой Серёжа».

- «Трудности существования» это 2 глава рассказа писательницы В. Пановой. А первую прочитаем вместе. А вас не удивило, что читать начали не с первой части, а со второй, зачем Виктория Владиславовна сначала вторую часть поместила, а потом пойдёт первая?

Захотела подшутить над вами. Она знает, что вы любите разные сюрпризы, загадки.

- А о ком текст, попробуйте угадать:

- Какие буквы странные,

Совсем как иностранные.


Вот это о ком!

- Кому из вас родители уже читали рассказы Веры Пановой?

- Вижу, что вы мало знакомы с ее творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все еще впереди. Вы научились читать, а значит, сами прочтете ее произведения.

А сегодня на уроке мы прочтем небольшой отрывок из произведения «Сережа»,

- Судя по названию произведения, кто такой Сережа? А какой он, раз автор про него целый рассказ написал?

Чтение первой части.

- Давайте проверим. Послушайте.(Читаю стр.70)

- Верны ли ваши предположения?

- Внимательно просмотрите текст рассказа и зачитайте слова, доказывающие, что это маленький мальчик 

- Что еще вы узнали о Сереже?

- Похож он на вас хоть чем-то?

- А какой ваш Сережа, нарисуйте, только словами?

Что вам нравится в Сереже? Каким можно назвать Сережу?

Чтение второй части учеником.

- Сколько лет Серёже по-вашему? Что навело на эту мысль?

- А дальше есть в книге ещё такие слова:

Но все-таки он не может перенести, как это дровосек и его жена обманом завели своих детей в лес, чтобы они там заблудились и не вернулись никогда. Хоть Мальчик с пальчик спас их всех, но слушать про такие дела невозможно. Сережа не позволяет читать ему эту книжку.

- Какая сказка кажется вам не очень справедливой? Почему? («Снегурочка», «Русалочка» Г. Андерсена и другие.)

- Что вы можете добавить к характеристике Сережи? Какой у него характер? Почему?

- А как ты обращаешься со своими книжками?

Чтение третьей части.

- Теперь прочитаем третью часть. Читаю

- Какие чувства вызывает у вас Сережа?

- Как вы думаете, почему мальчик просит тетю рассказывать ему сказки, которые он знает почти наизусть?

- Какую сказку вы любите слушать не один раз? Вам тоже настойчиво приходится просить взрослых об этом?

Чтение по ролям

- Давайте попробуем прочитать по ролям разговор Серёжи с тётей, старайтесь передать голосом настроение Серёжи и тёти в этой ситуации. Сколько чтецов нам нужно?

- Если ли у вас книги, которые вам нравится перечитывать?

- Итак, правы ли вы были, определив жанр, как рассказ вначале урока? Почему? ( в таблице открыть признаки текста)


Обобщение

- Понимаете ли вы Сережу, близки ли вам его мысли? Почему?

- Расспросите дома родителей, какими вы были в детстве.

- А сейчас давайте посмотрим, ответили ли мы на вопросы урока? Все ли пункты плана выполнили?

1. Жанр текста.

- Какие признаки рассказа можете назвать?(переворачиваю карточки в таблице)

2. Литературный или художественный?

3. Главный герой – кто он?(смотрим на доску, всё, что узнали о Серёже)

4. Литературные секреты текста.

- Какой приём, не забывайте, что трудности существования, тот же рассказ, только 1 глава.

- В рассказе Драгунского «Друг детства» текст написан от лица мальчика Дениски, а рассказ Серёжа? Докажите.

(вопрос сильным учащимся)

- На самом деле это сложный вопрос, мы слышим речь рассказчика, который называет героя «он», но в нее словно вплетается голос героя маленького мальчика. Найдите, какие слова могли быть сказаны самим Серёжей?

- Это тоже секрет текста, когда отношение автора мы наблюдаем в его фразах, сказанных о герое или от его лица.


Рефлексия

- Какую исследовательскую работу провели?

- Какое настроение у вас возникло после прочтения этого рассказа?

- Чем близок вам этот мальчик?

- Обведите на листе свою ладошку, а теперь давайте подведём итог работы: большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил точный ответ на вопрос…

средний - мне было трудно ( не понравилось)…

безымянный – как я чувствовал себя на уроке, какое настроение было

мизинец – мне немножко на уроке не хватало…

- Не забудьте, расспросить маму о себе в детстве и сравнить себя маленького с Сережей (сходство и отличие).

- А теперь крепко потрите свои ладони так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своему соседу по парте, соединив все ладони вместе. На этом мы и закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Спасибо всем за работу.