СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы учителя начальных классов в первом классе.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС»

Авдеева Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов высшей категории

МОУ гимназия № 3, Волгоград


Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС


Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке всех субъектов общеобразовательного учреждения. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Прежде всего, изменения коснулись деятельности обучающихся. В этом году, набирая детей, я начала работать по ФГОС второго поколения. До этого была проведена большая подготовительная работа по изучению нормативных документов. Проанализировав весь свой опыт работы, я поняла, что уже многое использую. И всё же все методы и приёмы потребовали корректировки.

Самостоятельной работе детей на уроке отвожу много времени, но теперь характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Отдаю предпочтение групповой работе и работе в парах. Теперь этому способствуют и задания учебников, предлагающие обменятся впечатлениями от выполненной работы с соседом по парте. Конечно, такая «рабочая» атмосфера создаёт много шума на уроке, но в дальнейшем, когда коммуникативная компетенция детей значительно развивается, они свободно взаимодействуют и легко применяют правила работы в группе. Мною подмечено, что эти виды работы, особенно в период адаптации, значительно снижают напряжение у ребёнка, позволяя использовать его ведущую игровую деятельность и легко переводить её в учебную. Так мои ученики очень любят читать тексты из «Азбуки» друг другу, выступая, попеременно, то в роли ученика, то в роли учителя.

Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. В начале урока и перед каждым видом деятельности ставим микроцели, позволяющие первокласснику осознанно выполнять задания. (Зачем надо уметь писать заглавную букву Д? – так как есть слова, которые начинаются на Д и они в начале предложения пишутся с заглавной буквы.) При этом формирую у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. На начальной стадии я предлагаю критерии оценивания, затем их первоклассники выводят сами. Так в нашем классе большой популярностью пользуются смайлики (улыбающиеся или думающие). По ним мне легко получить обратную связь от ребёнка, особенно, когда того что-то тревожит: уже на первых неделях был выявлен ребёнок с психологическими проблемами, а у другого выявилось ухудшение зрения.

Школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; первоклассники свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя. Поощряю задавать вопросы с целью уточнения или пояснения деталей задания.

Значительно расширен ассортимент учебных материалов: активно используются средства ИКТ (получен и осваивается мобильный класс, активно применяется интерактивная доска), интернет-ресурсы.

Для учёта индивидуальных достижений вёдутся портфолио обучающихся, где отражаются не только учебные, но и личностные изменения.

Все эти виды значительно снижают у детей уровень тревожности и повышают мотивацию к обучению, активно включают обучающихся в образовательный процесс, позволяя постепенно выстраивать субъектно-субъектные отношения.

В работе с родителями также произошли изменения. Задача учителя и в этом направлении - стать не поучителем, а тьютором, помогающим родителю стать родителем первоклассника.

Родители уже с первых дней не только помогают в организации внеучебной деятельности класса, но и принимают в ней активное участие. Отклик находит любой проект или начинание гимназии будь то «Минута славы», подготовка осеннего праздника, или помощь в создании сценариев сказок, различных выступлений. При этом родители сами становятся инициаторами различных мероприятий. Так, родители нашего класса предложили проводить на каждых каникулах внеклассные мероприятия на природе («Сосновый бор») с целью сдружить своих первоклассников.

Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов, круглых столов, активно делятся опытом воспитания, выступают с сообщениями. Принимают активное участие и проведении уроков, особенно направленных на здоровьесбережение или повышение правовой культуры.

Даже информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" расширяется. К традиционным общению по телефону, родительскому собранию и личной встрече добавляются взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта, электронного журнала).

Жизнь не стоит на месте. Меняется информационное пространство, меняется ученик, меняются его родители. Соответственно, чтобы идти в ногу со временем, должен меняться учитель и его характер взаимодействия с участниками образовательного процесса. ФГОС этому помогают, так как в современной школе все учителя должны ими руководствоваться в своей работе.