СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хэллоуин – чем он опасен?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.Наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.

Просмотр содержимого документа
«Хэллоуин – чем он опасен?»

О ВЕСЕЛОМ ПРАЗДНИКЕ ТЫКВ HALLOWEEN

Открытка, посвященная Хэллоуину 1912 г.

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельтские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Епископ Александр (Милеант)



ХЕЛЛОУИН: КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ

Беседа со священником Павлом Гумеровым

Антон Поспелов


Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием Halloween. О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?

Священник Павел Гумеров

– Мне, как приходскому священнику, неоднократно приходилось слышать вопросы от родителей детей и подростков, которых в школе тем или иным образом втягивают во все это; иногда даже подобная инициатива исходит от администрации школы, от учителей. Особенно празднование «веселого праздника Хэллоуин»характерно для частных учебных заведений. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, с этим, тем не менее, совершенно не считаются. Когда я учился в школе, у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь своему ребенку сделать какой-то костюм, чтобы он был в нем на новогоднем или ином балу. Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и, конечно, дети, не имеющие еще духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более что они воспринимают все с доверием, раз это исходит от учителя – взрослого, авторитетного человека.

Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, чтопраздник Хэллоуин имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле – это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.

Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь – за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.

Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.

Здесь – то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?

Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как иДень святого Валентина. Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень строго осуждалось Церковью и было равносильно измене вере.

Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей – вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?

– Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые – стойкие люди – нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача – все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин – это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит – это как раз про наше время.


Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы – коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя – вроде бы люди авторитетные, уважаемые – иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно – зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.

И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и пришествием антихриста. Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача – воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.

Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин – это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?

– В Интернете, в других источниках очень много рассказано о Хэллоуине, о его языческих, оккультных корнях – в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком – обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа – можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. – и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.

Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма «Калина красная» В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная радость. А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций – обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева, в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?

Мы, православные, – счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На Благовещение выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования – яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.

Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается – хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании Рождества, о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.

Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, – и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.

А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?

– Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а Хэллоуин – это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу – и с этим тоже надо бороться.

Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.


Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство – это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, – но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь – очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.

Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.

Повторюсь: человек за каждое праздное слово – не только за праздное действие – несет ответственность перед Богом.

Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.

А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.

Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.

Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.





Хэллоуин: экспортное язычество

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ | 31 ОКТЯБРЯ 2014 Г.



  • Шесть причин, почему Хэллоуин далеко не безобиден

  • Епископ Пантелеимон: Письмо тем, кто собирается праздновать Хэллоуин

В этой статье мы попытаемся разобраться, имеет ли смысл запрещать Хэллоуин, и какой вред этот “праздник” может нанести христианской вере.

Хэллоуин – чем он опасен?

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан сказал однажды, что «душа по природе – христианка». Он сказал это в запале словесной и идейной борьбы с язычниками, которым доказывал Небесное происхождение христианской веры.

Протоиерей Андрей Ткачев

Душа, говорил он, узнавая истину, попадает в сродную себе область, словно просыпается от сна и радуется, доказывая тем самым, что она не чужда Богу изначала. Она всегда втайне жаждет Бога, хотя и сама не знает часто, чего или Кого она жаждет.

Эти слова вошли в тощий виртуальный «цитатник сказанного отцами», и цитировались на протяжении веков всеми, кому не лень, то к месту, то не к месту.

А в конце 19-го века незабвенный В.В. Розанов, не шибко красневший перед авторитетами, дерзнул эти, кажущиеся незыблемыми, слова опровергнуть. «Христианка, говорите?», – спросил Розанов. «Ничего подобного. Душа по природе – язычница»

На Василия Васильевича зашикали, замахали руками, затопали ногами. Но сама жизнь – лучший его адвокат. И кто, вопреки Розанову, хочет доказать слова Тертуллиановы, тот докажи это жизнью, а не риторикой.

Мне, например, без пенсне видно, что в мире есть много примеров, доказывающих Тертуллианову правоту. Но примеров, доказывающих Розановскую горечь, не меньше, если не больше.

Берите Хэллоуин. Откуда у множества людей столько глупости, столько желания серы понюхать и рогатого за хвост подержать? Впрочем, много ручьев стеклось под первое ноября в кельтское болото, и что-то одно до конца сей феномен не объясняет.

* * *

Христианство не отменило язычество и не уничтожило, поскольку это невозможно. Язычество неистребимо.

Христианство очень мудро повело себя с язычеством, то вытесняя его собою с насиженных мест, то наполняя новым смыслом старые суеверия, то возвышаясь сияющими высотами над теми зарослями, в которых нимфы стенали о смерти «великого Пана». В духе подобного подхода получило свою дату празднование Рождества, так «воцерковилась» Коляда с Масленицей. И процесс этот шел одинаково, что на Востоке, что на Западе.

Но мухи не садятся на котел, пока котел горяч, а древняя ложь не воскресает, пока люди хранят веру. Стоит же веру утратить, или начать утрачивать, как из-под священных риз христианского мира начинает выползать ожившая нечисть. По календарю она претендует на торжества в один и тот же день с христианскими праздниками, и вот уже трудно разобрать, что, собственно, празднуем.

Так произошло с праздником Всех Святых, который католики празднуют не в зависимости от Пасхи (как мы), а фиксировано – 1-го ноября. На это время по кельтским понятиям попадает какое-то свое празднование, связанное с духами, с темной (зимней) частью года, с буйным весельем, призванным то ли духов ублажить, то ли от них защититься. Вся эта этнографическая блажь со временем перекочевала в Новый Свет в головах эмигрантов, и там праздновалась в этнических группах ирландцев, шотландцев, валлийцев. Ну а уже в наши годы, то есть с конца 20-го века, праздник коммерциализировался, и в качестве экспортного товара стал активно распространяться по миру.

Критиковать подобные «праздники» – это все равно, что ругаться с паровозом. И запрещать его бестолку. Нужно только назвать вещи своими именами. Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации.

Надо сказать, что у каждой страны хватает своей собственной бесовщины, но англоязычная бесовщина с некоторых пор автоматически превращается в нечисть интернациональную. Вот почему германские Вальпургиевы ночи и прочие шабаши дальше Европы нос не кажут, не в пример тыквенным рожам с огоньком внутри. Естественное распространение Хэллоуина ограничивается англоговорящими странами: США, Великобританией, Австралией.

Что же касается стран Европейского Союза, или Японии, или Южной Кореи, то это уже знаки глубокой зависимости – финансовой и культурной – от Штатов; зависимости, возникшей после окончания Второй Мировой. К последней категории относимся и мы, только наше холуйство более позднего происхождения, поскольку мы у Штатов ходим в унизительной зависимости не с конца войны, а с «лихих 90-х».

*

Что ж, мир слепливается в кучу, интегрируется, объединяется. При этом внутренне людям все больше угрожает опустошение и бессмысленность существования. Опустошенному и объединенному человечеству тоже нужно что-то праздновать. Это – специфические «красные даты глобального календаря».

Хотя можно и у заморских купцов покупать хороший товар. В день святого Патрика не обязательно наливаться пивом и сидеть в пабе. Можно по всем церквям отслужить молебен Патрику. Великий ведь святой. Равноапостольный в трудах. Но в том-то и есть вся суть заимствованной шумихи, что берется только нечто поверхностное и глупое, бьющее по страстям, как по клавишам.

Всемирные праздники объединенного человечества непременно шумны. Как фейерверки на Новый год, начинающиеся в Японии и заканчивающиеся в Сиэтле. Как открытие очередной Олимпиады, на которое смотрят, сидя у экранов, сразу несколько миллиардов людей.

После праздников, типа Хэллоуина, специально надо еще день отсыпаться. Это не праздники, от слова «праздность», то есть покой, то есть отдых от изнурительного труда, то есть, почти «шабат». Напротив, это будет шум и гам, визг и вой. Скорее шабаш, чем «шабат», скорее знак душевного надрыва, чем признак подлинного веселья.

Это не праздник села или небольшого города, но праздник мегаполисов, где сконцентрирован праздный люд и в карманах водятся шальные деньги.

Это не праздник детей, стариков или серьезных людей среднего возраста. Методом нехитрого исключения определяем тех, кто празднует, и где.

В ресторанах, пабах и ночных клубах больших городов эту заморскую баланду будут хлебать молодые люди с пустой душой и лишними деньгами. Они уже сегодня считают себя гражданами мира, для них и создается «новый месяцеслов глобального человечества».

«Помолимся убо о них, да откроются их душевные очи, и да придет на них вразумляющая и очищающая благодать Святого Духа».

ПО ИТОГАМ

Мы дерзнули высказаться о смысловой изнанке явления. Не ругались, не клеймили, не призывали запретить. Хотя, что касается школ, то здесь ограничения необходимы. Но мы и об этом не заикнулись. Сказали, что спорить бесполезно, как и с паровозом. Массивен, едет по прямой и мозгами не обладает.

Но ведь Адам в Раю давал животным имена. Почему бы и нам в местах изгнания не назвать клопа – клопом и обезьяну – обезьяной? Не лишайте нас этой поэтической радости и умного труда. Различать между чистым и нечистым, между священным и профанным – главное отличие человека, которому подарена вера.

Правда, как говорил А. Ф. Лосев, дерзните сделать неумолимые выводы из того, что «дважды два – четыре», и вы наживете себе немало врагов.

Самую невинную критику православных оппоненты готовы обозвать «вакханалией», «воскрешением Совдепа», ретроградством. «РПЦ тянет Россию назад!», – кричат истинные друзья Отечества, едва умывшись от недавнего макияжа.

А что мы, в сущности, сказали?

«Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализма», – звучит вывод статьи. Оппоненты кипятятся. «Мы не пусты, – говорят они. – В нашем выскобленном, как тыква, нутре мерцает свечечка»

**

Самая распространенная реакция людей, для которых Хэллоуин – праздник, это призыв считать явление нейтральным. Вот оригинальные высказывания:

«Почему нельзя раз в год просто подурачиться, напялить смешные костюмы, разукраситься и повеселиться? Это просто маскарад, коммерциализованный веселый праздник, в котором не осталось религиозности, и никто из празднующих, уж по крайней мере в нашей стране, не воспринимает его как религиозное действо. Что плохого в веселом празднике не в пост?»

«Главное меру знать. Выпустить языческий пар, если угодно. Полуголые девицы здесь, конечно, ни при чем, а тыквы, да и прочие урожайно-осенние украшения очень симпатичны и создают настроение, когда впереди неуютная зима»

«Я не вижу ничего дурного в том, чтобы относиться к данному празднику нейтрально»

«Хэллоуин давно лишен религиозного подтекста, как языческого, так и христианского. Это маскарад, не более того»

***

Ну что ж, дьяволу не кланяются, и на том спасибо. Теперь поговорим о нейтральности.

Было бы очень неплохо, если бы в нашей жизни было побольше нейтральных вещей и явлений. Но таков уж груз, лежащий на плечах сынов человеческих, что нейтральных вещей в мире людей нет, или почти нет.

Понятие о вещах нейтральных принадлежит грекам. Точнее – стоикам. Они учили, что благом является только добродетель, злом – порок и невежество, а все, что посередине – нейтрально.

Так, например, нейтральны, по их мысли, деньги. Ими можно пользоваться как для благих, так и для злых целей. Нейтрально все то, что приобретает оценку в процессе использования. Искать зло не в вещах, а в намерениях учили эти философы.

Мы так и делаем. Мы не называем людей, празднующих Хэллоуин, ни дьяволопоклонниками, ни как-то еще. «Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализма», – сказано в статье. А вот внутренняя пустота в категориях учения о вещах нейтральных благом вовсе не является.

И те самые деньги, о которых стоики рассуждали возвышенно и отстраненно, для нас совсем не всегда таковы. Любовь к ним (сребролюбие), по Апостолу Павлу – «корень всех зол». Подавляющее большинство людей никогда не относилось и не относится к деньгам нейтрально даже в теории.

Так жизнь убеждает нас в том, что от нейтральности мы далеки, и не способны нейтрально относиться даже к тому, что по природе нейтрально. Хэллоуин же нейтрален еще менее банковских билетов.

***

В своем последнем пределе человеческий мир весь религиозен.

Отношение к еде и одежде, браку и детям, смерти и рождению во всех культурах формируется культом, и специфично настолько, насколько специфичен культ. Вы можете и не догадываться о культовых корнях того или иного явления, но это не значит, что этих корней нет.

Вы можете не знать, как именно и почему мировоззрение японцев и их отношение к смерти заставляет их наслаждаться щемящей картиной ежегодного опадания клена. Но, уверяю вас, это – внутренне связанные явления.

А у швейцарского шоколада и их же точных часов есть своя протестантская, еще точнее – кальвинистская, история.

Это столь интересная тема, что о ней можно часами говорить, превращая окружающий мир в увлекательную книгу. Здесь же можно лишь наметить тему штрих-пунктиром.

Своя религиозная предыстория есть и у открытия Америки, и у появления Ротшильдовского капитала, и у перехода Суворова через Альпы.

Вам до этого дела нет? Но тогда так и скажите. А не записывайте в нейтральные явления то, что по определению не может быть нейтральным.

**

Верующему интересно жить, он видит и глазами, и умом. А неверующий должен веселить себя искусственно, и это жалкое занятие редко бывает безгрешным.

Хэллоуин не нейтрален уже хотя бы по дате проведения. Неужели вам это не понятно?

В сей день католики празднуют память Всех святых, то есть и Николая Чудотворца, и Варвары-мученицы, и Георгия-Победоносца. Всех!

Да, не по нашему календарю, но что с того? У них свой Литургический год, и не нам ими командовать.

Если накануне этого дня расползтись на ночь по кабакам и пить «кровавую Мэри» так, как если бы это была кровь, и надеть костюм скелета, продолжая считать себя «нейтральным деятелем», то сами дайте диагноз. Я буду слишком резок.

Коммунист не верил в Бога, но не сидел на Пасху тихо, как мышь, а снаряжал комсомольские отряды, чтобы не пускать других в храм. А в первые годы Советской власти и вовсе устраивали напротив храмов «комсомольские Пасхи», смеясь над верующими, шумя и срывая Богослужение.

Этим самым большевик доказывал не столько неверие, сколько ненависть к Воплотившейся Истине. Сидел бы тихо, был бы нейтрален, а так – извините. Точно так же не нейтрален по отношению к насмешке над Всеми Святыми тот, у кого нет в голове мозгов, а в сердце – совести, что бы он себе не пробормотал в самооправдание.

По логике людей подобного рода, бить в барабаны и орать частушки в Пасхальную ночь за церковным забором есть занятие «просто веселое» и «нейтральное». Это есть некое «выпускание пара», только и всего. В прошлом веке это многие так и объясняли.

И эти же люди, эти же «выпускатели пара», находящие вкус в игривом богохульстве, называют Православную Церковь «пережитком Совка»! Вонми, небо, и слушайте, небеса. Когда-нибудь вы будете свидетелями.

***

Но скажет некто, что сам он лично ничего не знал и «ничего такого» в «праздник» не вкладывал.

Это как раз понятно. Чтобы что-то вложить, надо что-то иметь, а у празднователей, как я понимаю, за душой пустовато.

Но слово о незнании не принимается. Думайте, узнавайте мир, в котором вы небо коптите. А не умеете думать – старших слушайте.

И еще – обижайтесь, дергайтесь, извивайтесь, как червячок на конце иглы. Этим вы докажете то, что совесть в вас жива, и душа ваша задета. Поспорите, поспорите, а потом и согласитесь. Мы подождем.

***

Теперь еще спрошу вас. Отвечайте мне.

Хэллоуин насыщен символикой смерти или нет? Черепа, вурдалаки, призраки там есть или нет? Разве символика смерти нейтральна? Или у вас никто никогда не умирал в роду? Или вы никогда у зева разрытой могилы не стояли и стоять не собираетесь?

Череп человеческий, он и в монашеской костнице, и на картине Верещагина, и в руке у Гамлета равно священ и таинственен. Он уважения к себе требует, а не кощунства над собою. Из него нельзя пепельницу делать или чашу, как сделали печенеги с головой Святославовой. Если вы с этим не согласны, то с вами не о чем разговаривать.

А если согласны, то как можно считать нейтральным то «баловство» (скажу мягко) с черепами и то перевернутое отношение к смерти, которым пропитан сей полночный шабаш в канун Всех Святых, который вы дерзаете называть праздником без кавычек?

***

Отношение к смерти делает человека человеком, и оно есть неистребимый корень религиозности. Не верите мне – читайте Тойнби.

Но это касается тех сфер, где человек еще не перестает быть самим собой.

Человек же есть существо динамическое. Он находится в постоянном движении и либо деградирует, либо развивается. У него как раз есть возможность преодолеть себя и вырасти над собой, либо же перестать вообще быть человеком.

Хэллоуиновское отношение к смертной символике и есть один из признаков утраты человеческого достоинства.

И современная цивилизация, та самая, которой так некритично восхищаются бессердечные и суетные люди, ведет к исчезновению человека. Это ее свойство.

Это цивилизация крайнего эгоизма и культа наслаждений.

Оргазм и смерть царствуют над нею. Цивилизация блудных конвульсий и смертной гнили – вот еще одно имя, которое да будет позволено нам произнести. Не верите мне – читайте Оливье Клемана.

И в контекст этой цивилизации, словно пижама в чемодан, удобно укладывается подземный хохот ночью с маской на лице. Вы это называете нейтральным явлением?

***

Мир слепливается, склеивается, глобализуется. При этом мир внутренне опустошается. Опустошенному миру тоже нужно что-то праздновать.

В больших городах молодые люди с пустотой внутри и лишними деньгами в карманах собираются в ночь на 1-е ноября для проведения одного из таких «праздников».

Все это – очень мягкие и толерантные даже формулировки, изложенные в предыдущей статье по теме. Посмотрим, на каком воре в сей раз шапка загорится?

Кто в пыл полемики полезет?

Только никому не советовал бы я бесу в адвокаты наниматься.

Советовал бы лучше купить глазной мази, в Апокалипсисе упомянутой, чтоб помазать глаза и увидеть мир в его подлинном, а не «нейтральном» виде.

Читайте также:

Хэллоуин: голова или тыква?





http://www.pravoslavie.ru/609.html
http://www.pravoslavie.ru/57069.html
http://www.pravmir.ru/xellouin-eksportnoe-yazychestvo/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!