Интегрированный урок «География + Химия +Биология»
"Химическая промышленность и её влияние на человека»
9-й класс
Разделы:География, химия, биология.
Цели урока:
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о её значении в народном хозяйстве;
- раскрыть особенности размещения химической промышленности;
- выявить влияние химической промышленности на окружающую среду и на здоровье человека.
Развивающие:
- продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей;
- совершенствовать умения анализировать тематические карты, самостоятельно делать выводы; анализировать
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения, толерантности, усидчивости, положительного отношения к предмету,
- формировать экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду и человека.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: интегрированный
Средства обучения: карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, атласы к учебнику В.П Дронова, В.Я Ром., «География. России. Население и хозяйство», М.: Дрофа, 2014 г., мультимедиапроектор, презентация «Химическая промышленность», видеоролик, индивидуальные маршрутные листы, раздаточный материал, учебник О.С. Габриеляна «Химия», 9класс.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Форма организации учебной деятельности: использование технологии интенсивного обучения, сочетание фронтальной и групповой форм работы.
Ход урока:
1 этап: Актуализация знаний
(Слайд№1)- предметы
Учитель географии: Здравствуйте ребята! Обратите ваше внимание на слайд ! Вам знакома эти предметы? Какие предметы вы видите?
Как вы думаете, какая отрасль промышленности выпускает эту продукцию? (Ответ уч-ся: Химическая промышленность.)
Учитель географии: Так какая сегодня на уроке будет тема? ( Учащихся называют тему урока) « Химическая промышленность и ее влияние на здоровье человека»
(Слаид №2) – тема урока
Учитель географии: Уже с самого утра, проснувшись вы непрерывно сталкиваетесь с химией. Отправляетесь в ванную комнату и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: керамическая плитка; пластмассовые трубы сантехники, стиральный порошок, мыло, зубная паста, шампунь и др. предметы
Химия имеет отношение ко всему: к пище, лекарствам, удобрениям, и даже к жизненным процессам организма.
Учитель географии: Ребята давайте определим цель нашего урока? (уч-ся определяют цель урока).
Спрашивает: ( состав хим. промышленности, ее значение для человека и экономики страны, влияние на экологию и человека, где размещаются предприятия хим. промышленности в России)
Учитель географии: Сегодня мы будем работать на уроке в группах, поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу. Вы готовы к работе?
На столах у вас находятся маршрутные листы, которые вы будете заполнять в ходе работы на уроке. Подпишите свои фамилии на них. Так-же вы будете оценивать свои знания в колонке маршрутного листа «Оценка».
2 этап: Изучение нового материала
Учитель географии: Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: “Широко простирает руки свои химия в дела человеческие”. Эти слова актуальны и сейчас. Ведь только грамотное, аккуратное применение достижений химии позволяет сделать жизнь человека достойной и безопасной.
Широкое применение химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства называется химизацией.
(Слайд №3)- химизация
Учитель географии: Ребята, какое сырьё используют для получения химической продукции? Какие полезные ископаемые служат сырьём, обратите внимание на слайд.
(Слайд № 4 ) - сырьё
(уч-ся называют сырьё)
Учитель географии: Скажите, как будет называться отрасль химической промышленности, которая занимается добычей сырья. (ответ учащихся: горнохимическая). Посмотрите на слайд.
(Слайд №5 и №6)- сырьё для горно-хим. промышленности
Учитель географии: Давайте отределим ,каково же значение химической промышленности?
Открываем учебник географии п. 24, стр 106.
(работу выполняем в группах, ответы записываем в маршрутный лист.
Время работы 3 минуты)
Опрос учащихся
Ответы:
Появление материалов, которых нет в природе, и которые по своим качествам превосходят натуральные продукты.
Неограниченная сырьевая база (нефть, газ, древесина, воздух)
Использование разнообразных технологий (из нефти получают различные виды продукции)
(Слайд № 7) - значение
Учитель географии: Ребята определите по карте атласа, стр 14, какие еще отрасли входят в состав химической промышленности? ( Учащиеся определяют по карте и называют)
Учитель географии: Давайте определим по карте атласа (стр 14), какую продукцию производят основные отрасли, и заполним таблицу в маршрутном листе. Работаем в парах: 1-2 участник - отрасль основной химии, 2-3 участник- отрасль химии органического синтеза.
Работа выполняется 3минуты.)
(Проверяем: учащиеся отвечают и показывают на карте
(Слайд № 8) –таблица
(Слайд №9) – проверочная таблица
Учитель химии: Какое сырье широко используется для производства продукции органического синтеза ( учащиеся отвечают: нефть, газ, продукты переработки)
Показ коллекции.
Учитель химии: Сегодня мы познакомимся с одним из важнейших продуктов органического синтеза- с нефтью.
Нефть – это черная или темно-коричневая густая маслянистая жидкость со своеобразным запахом. Нерастворима в воде, т.к ее плотность меньше плотности воды. Поэтому в случае аварий судов, перевозящих нефть, она разливается по поверхности воды, а это приводит к экологическим катастрофам. Продуктами переработки нефти являются бензин, керосин, горючие и смазочные масла, гудрон, парафин, вазелин, битум, асфальт.
Учитель географии: В каких городах нашей области есть предприятия, производящие продукцию органического синтеза? Найдите эти города и покажите на карте.
(учащиеся показывают на карте)
Учитель географии:
(Слайд № 10) - предприятия
Предприятия Тюменской области:
ООО «Тобольск- Нефтехим» - крупнейшее предприятие по переработке углеводородного сырья, нефти и газа на составляющие(пропан, изобутан).
(Слайд №11) - Тобольск-нефтехим
Тюменский трубный завод «СИБГАЗАППАРАТ» - производит современные полиэтиленовые трубы для водо и газоснабжения и их комплектующие.
(Слайд № 12)
ПАО «СИБУР –холдинг; ООО «Тобольск-полимер», продукция: топливно- сырьевые продукты: алефины и полиалефины, эластомеры (применяються для производства синтетического каучука), полипропилен, изопентан, гексан
Учитель химии: Давайте совершим виртуальную экскурсию на предприятие нашей области « Тобольский полимер»
(Слайд №13) - видеоролик о Тобольск- Полимер. (12 минут)
Учитель химии: Какую продукцию выпускает данное предприятие, где она применяется?
(учащиеся отвечают после просмотра видеоролика)
Учитель биологии: Как вы думаете, оказывает ли влияние химическая промышленность на экологию и здоровье человека?
(Слайд №14) -зкология
Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.
Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2015 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?
( 3-4 минуты)
(Слайд №15) – о заболеваниях
Действительно, на долю химической и нефтехимической промышленности в Башкирии приходится 14%, в Татарстане – 13%, в Ставрополье и в Адыгее от 2 до 3%.
На основании проделанной работы сделайте вывод, как химическая промышленность влияет на здоровье человека?
3 этап: рефлексия
Учитель химии: А сейчас, ребята, представьте, что вы не ученики 9 класса, а депутаты государственной думы, которые решают судьбу химической промышленности России. Вам, как депутатам нужно отдать свой голос, “ЗА” или “ПРОТИВ” химической промышленности, понимая, все её положительное и отрицательное воздействие на человека, и экономику страны. Обоснуйте свой выбор и запишите в маршрутном листе.( время 2 минуты)
(Слайд № 16) – «за» «против»
(Учащиеся отвечают) посчитайте общий балл в своих маршрутных листах и поставьте себе оценку.
Учитель:
Откройте дневники и запишите дом. Задание.
(Слайд№17) Домашнее задание:
география: п. 24, прочитать, записать в тетрадь и отметить на к/к основные центры производства предприятий химии органического синтеза.
Биология, химия : эссе «Химическая промышленность и экология»
Учитель:
Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. До свидания.
Приложение:
Маршрутный лист оценочного контроля
Ученика (цы) 9 класса
Ф.И. ________________________________________________
I этап Определение темы, целей, задач урока, актуализация знаний.
Самооценка. За правильный ответ – 1 балл.
География | Оценка 1 балл | Химия | Оценка 1 балл |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого баллов: | | Итого баллов: | |
2 этап (география): Групповая работа с учебником географии: п.24, стр. 106.
«Значение химической промышленности:
1.___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка 1 балл за каждый правильный ответ: Количество баллов:___________
3 этап ( география):Работа с картой атласа стр 14:
Заполнить таблицу «Отрасли химической промышленности»
(работа выполняется в парах)
Отрасли | Сырьё | Что производят | Центры |
Основная химия | | | |
Оценка 1 балл за правильно заполненную колонку.
Количество баллов:__________
Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.
Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2015 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?
4 этап (химия, биология):
Ответы на вопросы
Биология | Оценка 2 балл За правильно выполненное задание | Химия | Оценка 1 балл За правильно выполненное задание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого баллов: | | Итого баллов: | |
Заполните схему( работа в группе)
Оценка 1 балл за правильный ответ. Количество баллов: ___________
5 этап: Рефлексия
Вывод:__________________________________________________________________
Общее количество баллов по предметам
География (баллы) | Оценка | Химия, биология (баллы) | Оценка |
| | | |
Общее количество баллов по предметам
Химия, биология (баллы) | Оценка | География (баллы) | Оценка |
6 – 8 баллов | 5 | 8 – 10 баллов | 5 |
4-5 балла | 4 | 5 – 7 баллов | 4 |
3 балла | 3 | 3-4 балла | 3 |
Маршрутный лист оценочного контроля
Ученика (цы) 9 класса
Ф.И. ________________________________________________
I этап Определение темы, целей, задач урока, актуализация знаний.
Самооценка. За правильный ответ – 1 балл.
География | Оценка 1 балл | Химия | Оценка 1 балл |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого баллов: | | Итого баллов: | |
2 этап (география): Групповая работа с учебником географии: п.24, стр. 106.
«Значение химической промышленности:
1.___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка 1 балл за каждый правильный ответ: Количество баллов:___________
3 этап ( география):Работа с картой атласа стр 14:
Заполнить таблицу «Отрасли химической промышленности»
(работа выполняется в парах)
Отрасли | Сырьё | Что производят | Центры |
Химия органического синтеза | | | |
Оценка 1 балл за правильно заполненную колонку.
Количество баллов:__________
Задание №1: (работа в парах) Используя текст, который есть на ваших столах, назовите болезни, которыми страдает человек при воздействии на него различных химических веществ. На основании этого текста заполните схему в ваших маршрутных листах.
Задание №2: Используя таблицу статистических данных по заболеваемости населения в некоторых территориях России в 2015 году, назовите 2 территории с самым высоким и с низким порогом заболеваемости. Чем это можно объяснить?
4 этап (химия, биология):
Ответы на вопросы
Биология | Оценка 2 балл За правильно выполненное задание | Химия | Оценка 1 балл За правильно выполненное задание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого баллов: | | Итого баллов: | |
Заполните схему( работа в группе)
Оценка 1 балл за правильный ответ. Количество баллов: ___________
5 этап: Рефлексия
Вывод:__________________________________________________________________
Общее количество баллов по предметам
География (баллы) | Оценка | Химия, биология (баллы) | Оценка |
| | | |
Общее количество баллов по предметам
Химия, биология (баллы) | Оценка | География (баллы) | Оценка |
6 – 8 баллов | 5 | 8 – 10 баллов | 5 |
4-5 балла | 4 | 5 – 7 баллов | 4 |
3 балла | 3 | 3-4 балла | 3 |