СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по химии в 8 классе к учебнику Габриелян.

Просмотр содержимого документа
«Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы»

Технологическая карта урока

Урок по химии в 8 классе по теме: «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы»

УМК: Химия. 8 класс: учебник О.С. Габриелян

Цель урока: сформировать представление о химических формулах, читать их; сформировать понятия о коэффициентах и индексах, относительной атомной и молекулярной массах.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о химических формулах, коэффициентах, индексах, относительной атомной и молекулярной массах, научиться их рассчитывать.

  2. Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы.

  3. Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные результаты: сформированность ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные результаты: формировать первоначальные представления о веществах: понятия “химическая формула”, “индекс”, “коэффициент”, “относительные атомная и молекулярная массы”; формировать навыки расчёта относительной молекулярной массы вещества.

Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, мандарины, весы, разновесы, комплект шаростержневых моделей, проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, ЭОР.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

 Здравствуйте ребята.

- Мы выучили «буквы» - химические символы. Теперь пришло время составлять «слова».

- Какие знания необходимы для того, чтобы составлять формулы химических элементов?

Что такое масса? Как её можно измерить? Измерьте массу мандарина? (взвешивают на весах)

Обладают ли массой атомы и молекулы?

Измерьте с помощью весов массу молекулы мандаринового сока.

Вы смогли выполнить задание?

Какой возникает вопрос? (Как можно определить массу атомов и молекул?)

Какая тема нашего урока? Запишите в рабочий лист нашу тему: «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы»

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

4. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

II.

Поиск решения.

.

Химический диктант

1.Натрий                       

2.Сера                                                

4.Азот                                                

5.Кислород                    

6.Фтор

7.Фосфор                      

8.Калий                        

9.Магний                     

10.Водород                        

 Выставление оценки

Вам известно, что многие вещества состоят из молекул.

Что такое молекулы?

Из чего состоят молекулы? Приведите примеры.

Предлагаю проверить знания химических элементов     

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.






Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Разделимся на группы и соберём шаростержневые модели.

 Шарики разного цвета. Это – цвет моделей, шариков, но не атомов. Атомы не окрашены. Модели атомов кислорода белого цвета. Модели атомов водорода  – синего цвета.

Попробуйте показать один атом водорода.

 - Какой символ можно использовать для обозначения?

 - Как учесть их количество?

Попробуйте сделать  рисунок и соответствующую запись.  

Как Вы думаете, в веществах атомы могут объединяются друг с другом?


Рассмотрите рис.26 в учебнике. Как называются цифры в данной записи: индекс, коэффициент.

Попробуйте объяснить, что означает индекс? Коэффициент? Где записывается индекс? Коэффициент?

                                   2 Н2

           Коэффициент        Индекс

Попробуйте написать молекулу воды, которая состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода.

Н2О – химическая формула воды. Читается: «Аш-два-о»

Запишите три молекулы воды: 3Н2О - три молекулы сложного вещества воды, каждая из которых состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Читается: «три-аш-два-о»

Как вы думаете, модели молекул похожи?

Чем модели отличаются друг от друга?

Вещества, которые состоят из одинаковых атомов одного химического элемента, называют простыми.

Попробуйте дать определение сложным веществам.

Итак, состав веществ записывается  химическими формулами.

О чем говорит нам химическая формула?

На что указывает качественный состав вещества? (показывает, из атомов каких химических элементов оно состоит).

Что показывает количественный состав? (показывает число атомов каждого химического элемента в составе вещества).

Следовательно, какой мы можем сделать вывод: химическая формула описывает?

Вам известно, что атомы имеют массу. Как вы думаете, молекулы имеют массу? Как вы считаете, как можно найти массу молекулы, зная массу атомов?

Найдите определение относительной молекулярной массы, прочитайте и запишите в тетрадь.

 Для расчёта массы молекул используется относительная молекулярная м асса вещества Мr.

- Относительную молекулярную массу вычисляют путём сложения произведений относительных атомных масс химических элементов, входящих в состав вещества на соответствующие индексы в химической формуле (с учётом числа атомов).

Mr (H2O) = 2Ar (H) + Ar(O) = 2∙1 + 16 = 2+16 = 18

Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют рабочий лист урока.

– Как ответим на вопрос урока?









III. Самостоятельное применение знаний.










ΙV.

Итог урока.

  1. Запишите: а) 3 молекулы серной кислоты, если известно, что в состав молекулы входят 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода; б) 2 молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом азота и 3 атома водорода.

  1. Запишите качественный и количественный состав каждой формулы:

            О3,  MgO

Организуется взаимопроверка по образцу на слайде. Выставляется оценка.



– Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян п. 6 упр. 1,3,4 (письменно), 5 (устно), 8 (повышенной сложности, письменно)

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?







 

Все понял

Частично понял

Ничего не понял

1. Индекс

 

 

 

2. Коэффициент

 

 

 

3. Относительная атомная масса

 

 

 

4. Относительная молекулярная масса

 

 

 

5. Расчёт относительной молекулярной массы вещества




6. Доволен ли ты своей работой?

 

 

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!