СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека»

УРОК ПО ХИМИИ

в 10 классе



ТЕМА: «Химические свойства и применение спиртов. Физиологическое воздействие спиртов на организм человека».



ЦЕЛЬ УРОКА:

- Познакомить с химическими свойствами спиртов.

- Познакомить с основными областями применения спиртов.

- Закрепить знания учащихся о физиологическом действии спиртов на организм человека.

- Развить познавательный интерес и творческие возможности учащихся.

- Акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции уроков химии и биологии.

- Содействовать валеологическому воспитанию учащихся и пропаганде здорового образа жизни.

Задачи:

учебные

  1. Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.

  2. Закрепить знания учащихся о физиологическом действии спиртов на организм человека.

образовательные:

  1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.

  2. Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.

развивающие:

  1. Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;

  2. поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

  3. включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

воспитательные:  

    1. Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;

    2. Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ:

Реактивы: яичный белок, вода, спирт этанол.

Оборудование: штатив с пробирками, лучинка, спички, фарфоровая чашечка, компьютер, мультимедиа-проектор, экран.



Раздаточный материал:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Ряд электроотрицательности неметаллов.

3. Схема «Классификация спиртов».



ПЛАН УРОКА:

  1. Химические свойства спиртов.

  2. Применение спиртов.

  3. Области применения метанола и этанола (доклады учащихся).

  4. Физиологическое действие спиртов на организм человека (доклады учащихся).



ФОРМА УРОКА: комбинированный урок, который проходит в форме лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, с использованием демонстрационного опыта и мультимедиа-установки.





ХОД УРОКА:



  1. Проверка домашнего задания.

Тест на 2 варианта раздается на каждого ученика (3 – 4 мин.).



  1. Объяснение нового материала.



Химические свойства спиртов.

Спирты проявляют слабые кислотные свойства.

  1. Реакции, которые идут с разрывом гидроксильной группы (ОН – группы).



  1. Взаимодействуют с щелочными металлами:

2СН3  2СН2– ОН + 2Nа3ОNа + Н2 

метилат натрия

Алкоголяты – продукты взаимодействия спиртов с щелочными металлами.



  1. Реакция этерификации – реакция взаимодействия спиртов с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров и воды.



СН3 – ОН + СН3СООН СН3СООСН3 + Н2О

метиловый эфир уксусной кислоты



  1. Реакции, протекающие с разрывом связи С – ОН (реакции протекают с замещением ОН – группы):

  1. Взаимодействие с галогенводородными кислотами:

Н2SO4(К)

СН3 – ОН + НСl  СН3 – Сl2 + Н2О

хлорметан



  1. Внутримолекулярная дегидратация спиртов:



С2Н5 СН2ОН 2 = СН2 + Н2О

этен

Условия реакции: t более 1400 С, Н2SO4 (к.) – водоотнимающее средство.

  1. Межмолекулярная дегидратация спиртов:

СН3 – ОН + СН3  СН2– ОН 3 – О - СН3 + Н2О

диметиловый эфир

Условия реакции: t до 1400 С, Н2SO4 (к.) – водоотнимающее средство.

  1. Окисление спиртов с образованием альдегидов:

t

С2Н5 СН2ОН + СuO3 – СОН + Н2О + Сu

уксусный альдегид

  1. Реакция горения:

С2Н5ОН + 3 О2  2 СО2  + Н2О





  1. Метод Лебедева (одновременное дегидрирование и дегидратация этанола):

2 С2Н5 СН2ОН 2 = СН – СН = СН2 + 2 Н2О + Н2 

бутадиен – 1,3

Условия протекания реакции: t равна 4250 С, катализатор – Аl2O3, ZnO.



Применение спиртов:

    1. В косметологии.

    2. Производство кислот, эфиров, каучуков.

    3. Антифризы.

    4. В парфюмерии и пищевой промышленности

    5. В медицине.



Алкоголизм – неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградация личности.

Алкоголь влияет на:

  1. Сердечно-сосудистую систему.

  2. Дыхательную систему.

  3. Пищеварительную систему.

  4. Эндокринную систему.

  5. Центральную нервную систему.

  6. Потомство.



По содержанию алкоголя 1 рюмка водки (50 мл) = 1 банке пива = 1 банке коктейля!!!!!





Проанализируйте ваши наблюдения?



  1. Домашнее задание:

§ 24, упр. 5,7 стр. 155.

(Письменно). 1. Решить задачу. При сжигании органического вещества массой 12 г получили 26,4 г углекислого газа и 14,4 г воды. Относительная плотность паров по воздуху равна 2,07. Определить формулу органического вещества.

диэтиловый эфир. Этанол 2, хлорэтан, этанол2, этилен 2. Осуществить цепочку превращений: ацетилен











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!