Урок по химии в 8 классе
Тема: «Химические уравнения. Составление химических уравнений»
Цель урока: сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.
Задачи: образовательные:
воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать);
развивающие: развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Учитель. Вы познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Используя знания не только прошлого , но и всех уроков химии мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему «Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций» .
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт(реакция соединения серы и железа)
С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом
Железо + сера → сульфид железа (II )
Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.
Fe + S → FeS ( один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях) Теперь прочитайте.
Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт
(Горение фосфора в кислороде)
Запишем уравнение химической реакции
P+ O2 → P+5O-2 Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что
Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, фосфор - химический элемент с постоянной степенью окисления +5. НОК =6
P + O2 → P2O5
Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом фосфора, образуется два атома фосфора .Вступает два атома кислорода, образуется пять атомов кислорода.
Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ - она разная до и после реакции.
Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем наименьшее общее кратное (НОК) для кислорода.
Обучающиеся. НОК = 10
Перед формулами кислорода и оксида фосфора ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 10.
P + 5O2 → 2P2O5
Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома фосфора. Следовательно, перед атомом фосфора в левой части ставим коэффициент 4
4P + 5O2 → 2P2O5
Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.
4P + 5O2 _= 2 P2O5
. Теперь давайте обобщим все и составим алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.
2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.
4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.
5.Последним проверить количество атомов кислорода.
Я предлагаю вам сделать физкульминутку.
Расслабиться, закрыть глаза.
Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против.
Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево,и вертикали: вверх –вниз.
А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.
Продолжаем работу.
В тетрадях выполняем задание №2 (а и г) учебника стр. 145. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций. На выполнение задания дается 5 минут.
Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и называет правильные ответы).
Теперь давайте вернемся к нашей проблеме.
Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.
Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только «да» или «нет». На работу дается 4 минуты.
Утверждения
В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны. (Да)
В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
В реакции 2Ca + O2 →2 CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
В реакции CH4 → C + 2H2 коэффициенты не нужны. (Нет)
В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у меди 2. (Нет)
В реакции 2C + O2 → 2CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты не нужны. (Да)
Проверим выполнение работы.
Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. запишите домашнее задание
Рефлексия деятельности на уроке:
1.На уроке я работал…….., потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 27, стр. 139 — 146, задание №1 стр. 145