СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические задачи как средство формирования функциональной грамотности школьников в условиях реализации образовательных программ по химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Химические задачи как средство формирования функциональной грамотности школьников в условиях реализации образовательных программ по химии.»





Химические задачи как средство формирования функциональной грамотности школьников в условиях реализации образовательных программ по химии.













Подготовила: учитель химии МОУ "Смирновская СШ" Моисеева О.О.





Химические задачи как средство формирования функциональной грамотности школьников в условиях реализации образовательных программ по химии.

Особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в современном обществе. Таким образом она является фактором, влияющим на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни.

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Естественно-научная грамотность— это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Но для осуществления технологической модернизации РК естественно-научная грамотность населения необходима в той же мере, в какой нужны и сами профессионалы — учёные, конструкторы, инженеры.

Основной упор в исследованиях PISA делается на определение уровня сформированности так называемой естественнонаучной грамотности , под которой понимается «способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений»

1. Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.

2. Функциональная грамотность учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.

3. Оценивание функциональной грамотности учащихся по химии — это процесс определения степени соответствия достигнутого учащимися уровня (качества) функциональной грамотности образовательному стандарту по химии основной школы.

Предлагаемые учащимся ситуации в заданиях PISA и TIMSS связаны с проблемами, которые возникают в быту каждого человека (выбрать продукты при соблюдении диеты), а также в жизни человека как члена общества (например, определить наиболее целесообразное для города место строительства электростанции) или как гражданина мира (например, оценить последствия экологической катастрофы). Ситуации в заданиях группируются вокруг следующих выделенных в исследовании областей наук: «Естествознание, жизнь, здоровье», «Здоровье, болезни и питание», «Наука о Земле и окружающей среде», «Загрязнения», «Образование и разрушение почвы» и т.д.

Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:

-Языковая грамотность

-Математическая грамотность

-Естественно-научная грамотность

-Цифровая грамотность

-Финансовая грамотность

-Культурная и гражданская грамотность.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. Как школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно –перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов. Это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Каждый учитель знает, что успех в выполнении любой учебной задачи по его предмету зависит во многом от того, насколько хорошо ученик понял условие задачи. Это умение или компетенция называется читательской грамотностью. Чтобы успешно выполнить задание, проверяющее уровень естестественнонаучной грамотности у учащегося должны быть сформированы умения, относящиеся к читательской грамотности. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Функциональная грамотность показывает степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Для достижения результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе современные образовательные педагогические технологии. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера и интегративные задания. Особенностью интегративных заданий является синтез знаний и умений из разных наук объединенных вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета. В этих условиях, роль химии, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем (защита окружающей среды, здравоохранение, агроэкология и другие). Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Интегративные задания способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, учащиеся еще раз убедятся, насколько тесна связь между знаниями по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся поймут, что знания свойств веществ важно для сохранения здоровья и, что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека. Интегративные задания способствуют развитию умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления.

Химические задачи по функциональной грамотности.

Задание 1. Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60

градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила

ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала

стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно

доказать и как объяснить?

Задание 2. Скорлупа яиц состоит преимущественно из карбоната кальция

СаСО3. Подсчитайте, сколько кальция теряет организм курицы с каждым

снесенным яйцом, если масса скорлупы в среднем 10 г, и сколько кальция

должна получить несушка с кормами в течение года, если средняя

яйценоскость составляет 220 яиц в год. Определите также годовой запас мела

для домашней птицефермы, если на ней содержат 5 кур – несушек.

Задание 3. Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых

деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с

удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре

металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого

приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко

комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов,

лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?

Задача 4. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена

огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин.

помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для

посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати,

обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена,

но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание:

Приготовьте 80 г такого раствора.

Задача 5. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих

случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который

называется физиологическим раствором. Задание: Представьте, что вы

медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл

такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

«ЦИНК»

Оптимальная интенсивность поступления цинка в организм 15 мг/день, суточная потребность составляет 50 мг/сутки. Дефицит цинка может развиваться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1 мг/день и менее), а порог токсичности составляет 600 мг/день. В организм человека 99% цинка попадает с пищей. Особенно много цинка содержится в говядине, печени, устрицах (400 мг в 100 г продукта), пшеничных зародышах. Цинк поступает в растение в виде иона Zn2+ . Для лучшего усвоения цинка организмом необходимы витамины А и В6. Усвоению цинка препятствуют медь, марганец, железо и кальций. В организме взрослого человека содержится 3 г/70кг. Цинк можно обнаружить во всех органах и тканях:

мышцы кости ногти печень волосы

240 мг в 1кг 170 мг в 1кг 300 мг в 1кг 150 мг в 1кг 400 мг в 1кг

Ежедневно около 11 мг цинка выводится из организма, 5% из них выводится с мочой.

В медицине цинксодержащий препарат сульфат цинка используется для лечения дефицита цинка, болезней кожи, волос, ногтей, цирроза печени, и при заживлении ран. Препарат не совместим с карбонатами, фосфатами, сульфитами – осаждение не растворимых солей цинка; с восстановленным магнием выпадает осадок цинка.

Вопросы к тексту

1) Подсчитайте, сколько миллиграммов цинка поступает в организм; а) с продуктами питания; б) с другими источниками поступления ( например: с воздухом и т.д).

2) Сколько молей цинка попадает с пищей в организм человека?

3) Вычислите, в каких процентах находится цинк в органах и тканях человека и запишите полученный результат в таблицу.

печень мышцы кости ногти волосы

4) В каком органе цинк наибольшей степени концентрируется?

5) Вычислите, сколько граммов устриц необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в цинке.

6) Напишите электронную формулу иона цинка.

7) Как грамотно принимать цинксодержащие препараты? Напишите инструкцию по применению цинксодержащих препаратов. Воспользуйтесь заготовкой такой инструкции.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ

1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s2 6p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.

(Ответ: барий)

2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s24p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.

(Ответ: кальций)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ ФОРМУЛАМ

1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d3.

(Ответ: ванадий).

2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа,

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Источники:

https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/https://videouroki.net/razrabotki/material-po-teme-razvitie-estestvennonauchnoy-funktsionalnoy-gramotnosti-v-protsesse-izucheniya-khimii.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!