Просмотр содержимого документа
«конспект»
Конспект урока биологии для 6 класса
по теме
«Химический состав клеток»
УМК «Биология. 6 класс. Живой организм»
Под редакцией Н. И. Сонина
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить химический состав клеток живых организмов, познакомиться с органическими и неорганическими веществами, входящими в состав клеток.
Задачи:
1) Образовательные:
- дать понятие об органических и неорганических веществах;
- изучить химический состав растений и животных;
- рассмотреть роль разных веществ в организме.
2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
3) Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;
- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, семена пшеницы, пробирки, штатив, спиртовка, спички.
Использованные источники
Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2016г.
Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.
М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005
Е.Т. Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.
Ссылки на сайт:
biolicey2vrn.ru лабороторная работа
Ход урока:
№ | Этапы урока | Приём урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент ( слайд 1) | Приветствие. Определение целей и задач урока | 2 мин | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке. | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. |
2 | Проверка домашнего задания. | Индивидуальная работа учащихся по тестовым заданиям. (Приложение 1) | 9 мин | Раздает задания по вариантам, объясняет их выполнение. | Работают с заданиями |
3 | Изучение нового материала. Мотивация | Фронтальная работа с классом | 3 мин ( слайд 2) | Учитель задает учащимся наводящие вопросы: Что объединяет все живые организмы? (клеточное строение) К живой или неживой природе относят семена пшеницы? (живая природа) Почему? (Дышат, прорастают и т.д.) | Отвечают на вопросы учителя. |
5 мин ( слайд 3) | Рассказ учителя с элементами беседы (знакомство с химическими элементами клеток, их содержанием) | Внимательно слушают учителя |
Групповая работа по заданиям (Приложение 2) | 5 мин ( слайд 4) | Учитель делит класс на две группы, выдает им задания Учитель комментирует ответы учащихся, поощряя их. | Работают с текстом, выполняют задания. По прошествии заданного времени, учащиеся каждой группы по цепочке читают предложения из задания и вставляют недостающие термины. |
Физкультминутка ( слайд 5) | 3 мин | Демонстрирует упражнения | Выполняют упражнения |
Практическая работа «Определение состава семя пшеницы» ( слайд 6 -10) | 12 мин | Выдает учащимся инструктивные карточки с заданиями. Демонстрирует учащимся алгоритм выполнения работы | Выполняют практическую работу совместно с действиями учителя. |
4 | Закрепление нового материала ( слайд 11) | Работа с текстом слайда. | 3 мин | Делит учащихся на два варианта, просит устно выполнить задания слайда 11. Организует беседу с учащимися по итогам его выполнения. | Выполняют задание. Называют правильные ответы. |
5 | Итоги урока. Домашнее задание ( слайд 15) | Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия. | 3 мин. | Организует беседу с классом по вопросам: Достигли ли вы цели урока? Какие затруднения у вас возникли при проведении практической работы? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились? Демонстрирует слайд с домашним заданием. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание |
Просмотр содержимого документа
«приложение»
Приложение 1
Тестовая проверка знаний по биологии 6 класс
Тема: «Основные свойства живого»
1 Вариант
ЗАДАНИЕ: Выберите только один правильный ответ
1.К живым организмам не относится:
А) Кошка
Б) Камень
В) Воробей
Г) Тополь
2.Рост растений …
А) Ограничен
Б) Не ограничен
В) Ограничен до 5 лет
Г) Не ограничен первый год жизни
3. Все живые организмы объединяет …
А) Способ движения
Б) Тип питания
В)Клеточное строение
Г) Неограниченный рост
4. Растения относят к живой природе, так как они:
А) Питаются
Б) Размножаются
В) Дышат
Г) Все ответы верны
5.Выделение характерно только для :
А) Водных животных
Б) Растений
В) Наземных животных
Г) Всех живых организмов
Правильные ответы:
1-Б
2-Б
3-В
4-Г
5-Г
Тестовая проверка знаний по биологии 6 класс
Тема: «Основные свойства живого»
2 Вариант
ЗАДАНИЕ: Выберите только один правильный ответ
1.К живым организмам относится:
А) Сосулька
Б) Камень
В) Воробей
Г) Чучело птицы
2.Движения животных …
А) Ограничен
Б) Не ограничен
В) Ограничен до 5 лет
Г) Не ограничен первый год жизни
3. Все живые существа планеты – это …
А) Организмы
Б) Природа
В) Планета Земля
Г) Растения и животные
4. Животные относятся к живой природе, так как они:
А) Питаются
Б) Размножаются
В) Дышат
Г) Все ответы верны
5.Выберите лишнее
А) Питание
Б) Дыхание
В) Снег
Г) Выделение
Правильные ответы:
1-В
2-Б
3-А
4-Г
5-В
Приложения 2
1 группа «Неорганические вещества» | 2 группа «Органические вещества» |
Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям … | Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и … |
1 группа «Неорганические вещества» | 2 группа «Органические вещества» |
Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям … | Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и … |
1 группа «Неорганические вещества» | 2 группа «Органические вещества» |
Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям … | Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и … |
Приложения 3
Практическая работа №1
«Определение состава семя пшеницы и подсолнечника»
Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.
Инструктивная карточка
1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?
Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки
2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?
Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле
Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).
Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге
Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах.
Начертите схему в тетради и заполните ее.
4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.
Сделайте вывод о составе семян.
Таблица. Определение состава семян
№ | Что брали | Что делали | Что получили |
1 | Пшеница в пробирке | | |
2 | Тесто в марле | | |
3 | Стакан с мутной водой | | |
4 | Семянка подсолнечника | | |
Просмотр содержимого презентации
«презентация»
«Химический состав клетки»
Подготовила:
учитель биологии
МБОУ СОШ № 1
Чепурова Анастасия Васильевна
Вопросы
1.Что объединяет все живые организмы?
2.К живой или неживой природе относят семена пшеницы?
3.Почему?
Вещества клетки
1 группа
«Неорганические вещества»
2 группа
Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова
«Органические вещества»
Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова
Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям …
Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и …
Лабороторная работа №1 «Определение состава семя пшеницы и подсолнечника»
Цель: познакомиться с составом семян на примере семян
пшеницы и подсолнечника.
1. Нагревание семян на пламени спиртовки
2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле
3. Определение жиров (пятно на бумаге)
Задание 1 : заполните схему
Задание 2 : заполните таблицу
№
Что брали
1
Что делали
Пшеница в пробирке
2
3
Что получили
Тесто в марле
4
Стакан с мутной водой
Семянка подсолнечника
Закрепление нового материала
Задания : назовите функции веществ
1 Вариант :
Вода-
Жиры-
Углеводы-
2 Вариант :
Минеральные соли-
Белки-
Нуклеиновые кислоты -
Домашнее задание
- Изучить текст учебника на стр. 12-14.
- Ответить на вопросы