СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химический состав клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект»



Конспект урока биологии для 6 класса
по теме

«Химический состав клеток»

УМК «Биология. 6 класс. Живой организм»

Под редакцией Н. И. Сонина

Тип урока: комбинированный

Цель: изучить химический состав клеток живых организмов, познакомиться с органическими и неорганическими веществами, входящими в состав клеток.

Задачи:

1) Образовательные:

- дать понятие об органических и неорганических веществах;

- изучить химический состав растений и животных;

- рассмотреть роль разных веществ в организме.



2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.


3) Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;

- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, семена пшеницы, пробирки, штатив, спиртовка, спички.


Использованные источники

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2016г.

  2. Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.

  3. М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005

  4. Е.Т. Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007

  5. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.

Ссылки на сайт:

biolicey2vrn.ru лабороторная работа



Ход урока:



Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

( слайд 1)

Приветствие.

Определение целей и задач урока

2 мин


Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2

Проверка домашнего задания.


Индивидуальная работа учащихся по тестовым заданиям.

(Приложение 1)

9 мин



Раздает задания по вариантам, объясняет их выполнение.

Работают с заданиями




3

Изучение нового материала.

Мотивация




Фронтальная работа с классом



3 мин

( слайд 2)


Учитель задает учащимся наводящие вопросы:

  1. Что объединяет все живые организмы? (клеточное строение)

  2. К живой или неживой природе относят семена пшеницы?

(живая природа)

  1. Почему?

(Дышат, прорастают и т.д.)

Отвечают на вопросы учителя.







5 мин

( слайд 3)


Рассказ учителя с элементами беседы (знакомство с химическими элементами клеток, их содержанием)

Внимательно слушают учителя




Групповая работа по заданиям (Приложение 2)

5 мин

( слайд 4)


Учитель делит класс на две группы, выдает им задания

Учитель комментирует ответы учащихся, поощряя их.

Работают с текстом, выполняют задания.


По прошествии заданного времени, учащиеся каждой группы по цепочке читают предложения из задания и вставляют недостающие термины.

Физкультминутка

( слайд 5)

3 мин

Демонстрирует упражнения

Выполняют упражнения



Практическая работа «Определение состава семя пшеницы»

( слайд 6 -10)

12 мин

Выдает учащимся инструктивные карточки с заданиями. Демонстрирует учащимся алгоритм выполнения работы

Выполняют практическую работу совместно с действиями учителя.


4

Закрепление нового материала

( слайд 11)

Работа с текстом слайда.

3 мин

Делит учащихся на два варианта, просит устно выполнить задания слайда 11. Организует беседу с учащимися по итогам его выполнения.

Выполняют задание. Называют правильные ответы.

5

Итоги урока.

Домашнее задание

( слайд 15)

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия.


3 мин.






Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Какие затруднения у вас возникли при проведении практической работы?

  3. Что нового вы узнали?

  4. Что было интересным?

  5. Чему научились?


Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Отвечают на вопросы.







Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«приложение»

Приложение 1


Тестовая проверка знаний по биологии 6 класс

Тема: «Основные свойства живого»

1 Вариант


ЗАДАНИЕ: Выберите только один правильный ответ


1.К живым организмам не относится:


А) Кошка

Б) Камень

В) Воробей

Г) Тополь


2.Рост растений …

А) Ограничен

Б) Не ограничен

В) Ограничен до 5 лет

Г) Не ограничен первый год жизни


3. Все живые организмы объединяет …

А) Способ движения

Б) Тип питания

В)Клеточное строение

Г) Неограниченный рост


4. Растения относят к живой природе, так как они:

А) Питаются

Б) Размножаются

В) Дышат

Г) Все ответы верны


5.Выделение характерно только для :


А) Водных животных

Б) Растений

В) Наземных животных

Г) Всех живых организмов





Правильные ответы:


1-Б

2-Б

3-В

4-Г

5-Г






Тестовая проверка знаний по биологии 6 класс

Тема: «Основные свойства живого»

2 Вариант


ЗАДАНИЕ: Выберите только один правильный ответ


1.К живым организмам относится:


А) Сосулька

Б) Камень

В) Воробей

Г) Чучело птицы


2.Движения животных …


А) Ограничен

Б) Не ограничен

В) Ограничен до 5 лет

Г) Не ограничен первый год жизни


3. Все живые существа планеты – это …


А) Организмы

Б) Природа

В) Планета Земля

Г) Растения и животные


4. Животные относятся к живой природе, так как они:

А) Питаются

Б) Размножаются

В) Дышат

Г) Все ответы верны


5.Выберите лишнее


А) Питание

Б) Дыхание

В) Снег

Г) Выделение



Правильные ответы:


1-В

2-Б

3-А

4-Г

5-В









Приложения 2


1 группа

«Неорганические вещества»

2 группа

«Органические вещества»

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова


Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям …

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова


Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и …


1 группа

«Неорганические вещества»

2 группа

«Органические вещества»

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова


Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям …

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова


Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и …



1 группа

«Неорганические вещества»

2 группа

«Органические вещества»

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова


Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям …

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова


Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и …









Приложения 3

Практическая работа №1

«Определение состава семя пшеницы и подсолнечника»

Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.

Инструктивная карточка

1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?

Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?

Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле

Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.

3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).

Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах.

Начертите схему в тетради и заполните ее.

4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.

Сделайте вывод о составе семян.

Таблица. Определение состава семян

Что брали

Что делали

Что получили

1

Пшеница в пробирке

 

 

2

Тесто в марле

 

 

3

Стакан с мутной водой

 

 

4

Семянка подсолнечника

 

 




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

«Химический состав клетки» Подготовила: учитель биологии МБОУ СОШ № 1  Чепурова Анастасия Васильевна

«Химический состав клетки»

Подготовила:

учитель биологии

МБОУ СОШ № 1

Чепурова Анастасия Васильевна

Вопросы 1.Что объединяет все живые организмы? 2.К живой или неживой природе относят семена пшеницы? 3.Почему?

Вопросы

1.Что объединяет все живые организмы?

2.К живой или неживой природе относят семена пшеницы?

3.Почему?

Вещества клетки

Вещества клетки

1 группа «Неорганические вещества» 2 группа Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова «Органические вещества» Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям … Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и …

1 группа

«Неорганические вещества»

2 группа

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова

«Органические вещества»

Задание: вставьте вместо многоточий недостающие слова

Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - … . Многочисленные химическое реакции происходят в … среде. Вода – хороший … . 1% от массы тела человека составляют … Они обеспечивают функцию - … и придают костям …

Основные органические вещества клетки - … Переносит кислород и придает красный цвет крови - … Углеводами являются … и …Предохраняют организм животных от потери тепла и накапливают воду - … Нуклеиновые кислоты ответственны за … и …

Лабороторная работа №1  «Определение состава семя пшеницы и подсолнечника»   Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

Лабороторная работа №1 «Определение состава семя пшеницы и подсолнечника»

Цель: познакомиться с составом семян на примере семян

пшеницы и подсолнечника.

1. Нагревание семян на пламени спиртовки

2. Изучение растительного белка:   А – приготовление теста;  Б – полоскание теста в стакане с водой;  В – определение крахмала;  Г – клейковина (растительный белок) на марле

2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле

3. Определение жиров (пятно на бумаге)

3. Определение жиров (пятно на бумаге)

Задание 1 : заполните схему

Задание 1 : заполните схему

Задание 2 : заполните таблицу № Что брали 1 Что делали Пшеница в пробирке 2 3 Что получили   Тесто в марле 4 Стакан с мутной водой         Семянка подсолнечника      

Задание 2 : заполните таблицу

Что брали

1

Что делали

Пшеница в пробирке

2

3

Что получили

 

Тесто в марле

4

Стакан с мутной водой

 

 

 

 

Семянка подсолнечника

 

 

 

Закрепление нового материала Задания : назовите функции веществ 1 Вариант :  Вода-  Жиры-  Углеводы- 2 Вариант :  Минеральные соли-  Белки-  Нуклеиновые кислоты -

Закрепление нового материала

Задания : назовите функции веществ

1 Вариант :

Вода-

Жиры-

Углеводы-

2 Вариант :

Минеральные соли-

Белки-

Нуклеиновые кислоты -

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Изучить текст учебника на стр. 12-14.
  • Ответить на вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!