СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химический состав пищи. Блюда и гарниры из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня наблюдается снижение интереса обучающихся к изучению предметов естественно-научного направления, в частности к химии. Обучающиеся не понимают, зачем им необходимо изучать химию, так как считают, что и без этих знаний смогут прожить. И как следствие, слабый интерес к предмету химии и не высокое качество усвоения, получаемых знаний. Кроме того, обучающиеся считают химию одним из сложных предметов и для того, чтобы в нем разбираться нужно либо зазубривать материал, либо, действительно понимать.

Актуальность заключается дисциплины формировании обучающихся профессионального интереса к химии.

Для реализации учебных занятий необходимо переформатировать методы изучения программного материала. Химия предполагает организацию исследовательской работы на уроках и во внеурочный период.

Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической). А деятельность учителя заключается в подборе заданий управления деятельностью учащихся. Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний.

Основными компонентами научного исследования являются:

- постановка задачи;

- предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

- формулировка исходных гипотез;

- теоретический анализ гипотез;

- планирование и организация эксперимента;

- проведение эксперимента;

- анализ и обобщение полученных результатов;

- проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

- окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Целью исследовательского метода является, с точки зрения Д.Г. Левитеса, развитие следующих умений:

· актуализировать противоречия;

· находить и формулировать научную проблему;

· формулировать цель исследования;

· устанавливать предмет и объект исследования;

· выдвигать гипотезу;

· планировать эксперимент и его проведение;

· проверять гипотезу;

· делать выводы;

 

Просмотр содержимого документа
«Химический состав пищи. Блюда и гарниры из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий.»

Грачева Н.А.

преподаватель ГБПОУ РК

«Крымский колледж общественного

питания и торговли»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА


Аннотация: в статье рассматривается методика проведения открытого урока по химии для обучающихся колледжа с целью формирования коммуникативной компетенции и навыка самообразования.

Сформулированы задачи и цели проведения урока-конференции, указано какие компетенции формулируются в результате участии.

Ключевые слова: компетенция, технология, самообразование, навыки, умения, профессиональная деятельность.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ю.М. Ерохин, Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, учебник М: ОИЦ «Академия», 2017 г













Рассмотрено и рекомендовано на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 3 от 16.10.2017 г.

Председатель ПЦК

___________ Л.П. Кикавская








Пояснительная записка

Сегодня наблюдается снижение интереса обучающихся к изучению предметов естественно-научного направления, в частности к химии. Обучающиеся не понимают, зачем им необходимо изучать химию, так как считают, что и без этих знаний смогут прожить. И как следствие, слабый интерес к предмету химии и не высокое качество усвоения, получаемых знаний. Кроме того, обучающиеся считают химию одним из сложных предметов и для того, чтобы в нем разбираться нужно либо зазубривать материал, либо, действительно понимать.

Актуальность заключается дисциплины формировании обучающихся профессионального интереса к химии.

Для реализации учебных занятий необходимо переформатировать методы изучения программного материала. Химия предполагает организацию исследовательской работы на уроках и во внеурочный период.

Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической). А деятельность учителя заключается в подборе заданий управления деятельностью учащихся. Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний.

Основными компонентами научного исследования являются:

- постановка задачи;

- предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

- формулировка исходных гипотез;

- теоретический анализ гипотез;

- планирование и организация эксперимента;

- проведение эксперимента;

- анализ и обобщение полученных результатов;

- проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

- окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Целью исследовательского метода является, с точки зрения Д.Г. Левитеса, развитие следующих умений:

· актуализировать противоречия;

· находить и формулировать научную проблему;

· формулировать цель исследования;

· устанавливать предмет и объект исследования;

· выдвигать гипотезу;

· планировать эксперимент и его проведение;

· проверять гипотезу;

· делать выводы;

Участники:

К участию в конференции допускаются обучающиеся группы по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров на базе общего образования и среднего образования.

Структура учебного занятия

1.Организационный момент – 3 мин.

1.1.Проверка явки обучающихся на занятии, внешний вид.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.

3.1.Что собой представляет химия?

3.2. Почему повар должен хорошо знать и уметь применять знания по химии в своей работе?

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых- 3 мин.

4.1.По результатам беседы в период актуализации.

5.Основная часть 60 мин.

5.1. Химический состав пищи. Блюда и гарниры из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий.

6. Систематизация знаний 10 мин.

7. Подведение итогов 3-5 мин.

- Оценивание результатов

8. Задание на дом – 3 мин.


План занятия

Дисциплина: ЕН.03 Химия, ПД.2 Химия

Тема: Химический состав пищи. Блюда и гарниры из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий.

Тип занятия: комбинированный урок

Форма: исследовательская.

Методы обучения: исследовательско-поисковый.

Актуализируются в работе ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Цели:

Учебная: закрепить и проверить знания учащихся по пройденным темам с помощью заданий, связанных с развитием творческих способностей; раскрыть значение химии в профессиональной подготовке учащихся;

развивать умение применять знания на практике, логически грамотно излагать мысли и делать выводы;

Воспитательная: формирование умения выражать свою точку зрения, аргументировать ее; понимание социальной значимости своей будущей профессии.

Развивающая: формирование учебно-познавательной мотивации к изучению химии, умения осуществлять поиск и использование информации, использование информационно-коммуникационных технологий.

Оформление: экран учета знаний, карточки с заданиями, образцы блюд, листы индивидуальной работы, инструкции экспериментальной работы.

Оборудование и реактивы: ящики для реактивов, растворы йода, гидроксида натрия, сульфата меди (2), соляной кислоты, глюкозы, аммиачного раствора, нитрат серебра, крахмальный клейстер, концентрированная азотная кислота, раствор куриного белка, реактив Селиванова; штатив с пробирками, спиртовки, спички, пробиркодержатели, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, воронки, химический стакан, водяная баня, лабораторная плита, кусок мяса, хлеба, клубень картофеля, тесто в марлевом мешочке, молоко, дистиллированная вода.

Междисциплинарные связи: БЖД, микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве, физиология питания, МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции.

Информационно-методическое обеспечение:

Основные источники

1.О.С. Габриэляна, Химия, учебник М: ОИЦ «Академия», 2014 г.

2.Ю.М. Ерохин, Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, учебник М: ОИЦ «Академия», 2017 г

1.Организационный момент – 3 мин.

1.1.Проверка явки обучающихся на занятии, внешний вид.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.

3.1.Что собой представляет химия?

3.2. Почему повар должен хорошо знать и уметь применять знания по химии в своей работе?

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых- 3 мин.

4.1.По результатам беседы в период актуализации.

5.Основная часть 60 мин.

          1 этап: «Узнай блюдо»

          2 этап: «Технология приготовления блюда»

          3 этап: «Химический состав пищи»

          4 этап: «Изменения, происходящие в продуктах при тепловой

                        обработке»

1 задание: « Назови блюдо».

Раздаются образцы блюд, команда должна сказать их название.

Сильная группа: картофель пай (картофель, жаренный во фритюре, соломкой).

Средняя группа: Котлеты картофельные

Средняя группа: биточки манные.

Слабая группа: рассыпчатая гречневая каша.

2 задание: Технология приготовления блюда. 

Учащиеся объясняют технологию приготовления своего блюда.

3 задание: Химический состав пищи.

 Обнаружение основных компонентов пищи 

Сильная группа: обнаружение глюкозы и фруктозы в яблоках

Средняя группа: обнаружение белка в растворе куриного белка и в молоке ксантопротеиновой реакцией.

Средняя группа: обнаружение белка в мясе, в муке биуретовой  реакцией.

Слабая группа: обнаружение крахмала в картофеле, в хлебе.

4 задание: Изменения, происходящие в продуктах при тепловой

                   обработке.  

Сильная группа:  изменения, происходящие с жирами при кулинарной

                              обработке.            

Средняя группа: изменения, крахмала при жарке.

Средняя группа: изменения белка при кулинарной обработке.

Слабая группа: изменения крахмала при варке.      

Предполагаемые ответы учащиеся

Изменение жиров

Жиры мало меняются при тепловой обработке. При варке до 1000 жиры не претерпевают существенных изменений. Только при продолжительном кипячении происходит частичный гидролиз с образованием глицерина и жирных кислот, придавая бульону неприятный вкус и запах. При длительной жарке продуктов (t=130-200°C) непредельные кислоты жиров окисляются с образованием пероксидов.

 CH3-(CH2)7-CH=CH-(CH2)7-CООН + О2            СН3-(СН2)7 -СН-СН-(СН3)-СООН

         олеиновая   кислота                                                       О – О  пероксид

Это обстоятельство поварам необходимо иметь в виду, так как в этом случае идет накопление вредных компонентов, в том числе канцерогенных.

Перегрев приводит к образованию акролеина (резкий запах), продукта разложения глицерина.

Изменение крахмала при жарке

При жарке крахмала происходит его декстринизация, т.е. расщепление с образованием растворимых в воде декстринов (частичный гидролиз). Декстринизация происходит на поверхности выпекаемых изделий при образовании корочки (продукты приобретают характерную желтовато- коричневую окраску), например: при пассеровании муки, обжаривании крупы и т.д.

Изменение белков

Белки более неустойчивы к тепловой обработке. Белки при нагревании (700С) коагулируют, денатурируют, теряют способность растворяться и набухать. Белки, находящиеся в продуктах в виде раствора, свертываются в виде хлопьев,  и скапливается на поверхности бульона, образуя пену.

Изменения крахмала при варке

При нагревании крахмала в воде происходит клейстеризация крахмала, в результате которой образуется студенистая масса. Клейстеризация начинается при t=55°-60°С, с повышением температуры ускоряется. Способность крахмала клейстеризоваться используется в кулинарии для изготовления соусов, подливок, при варке киселей, выпечке хлеба.

6. Систематизация знаний 10 мин.

1. Почему нельзя обойтись без белковой пищи? Что происходит с белками в организме человека?

2. В чем состоит коагуляция белков и какие факторы ее вызывают?

3. Какие изменения происходят с дисахаридами при высокой температуре?

4. Даны растворы глюкозы и сахарозы. Как распознать их опытным путем?





7. Подведение итогов 3-5 мин.

Учащиеся отвечают на вопрос преподавателя, поставленный в начале урока. Преподаватель делает обобщающий вывод: повар должен хорошо знать химию: при кулинарной обработке продуктов в них происходят химические и биохимические процессы, которые непосредственно влияют на качество готовых блюд. При неправильном ведении технологического процесса в блюдах могут образоваться вредные для организма человека вещества.

8. Домашнее задание 3 мин.

Подготовить сообщение о здоровом питании.

Заключение.

Использование творческих заданий, которые заключаются в прогнозировании свойств веществ, способствует формированию исследовательских умений, стимулирует интерес.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!