Данная игра способствует формированию следующих ключевых компетенций: 1) учебно-познавательных – минимизировать и структурировать учебную информацию и использовать её в нестандартных проблемных ситуациях. 2) коммуникативных – работать в команде, строить отношения с партнёрами, исполнять роль организатора и исполнителя. Игра позволяет организовать различные виды учебной деятельности, используется при проведении уроков и фрагментов уроков закрепления и контроля изученного материала (уроков-тренингов, зачётных уроков), кружковых занятий, предметных недель и химических вечеров. Спектр целей, выполняемых при проведении игры, зависит от вида учебной деятельности и может быть таким: Дидактические цели: 1)формирование познавательных и практических умений в составлении формул, классификации и номенклатуре оксидов, оснований, кислот и солей. 2) углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний и умений в составлении формул, классификации и номенклатуре соединений. Воспитывающие цели: 1) развитие волевых, коммуникативных, творческих, организаторских способностей учащихся в зоне их ближайшего развития. Правила игры такие же, как в обычной игре домино.
Просмотр содержимого документа
«химическая игра- домино»
Дидактическая игра «Химическое домино»
Л.К.Шамгунова
Учитель химии МОУ СОШ №30, г. Астрахань
Данная игра способствует формированию следующих ключевых компетенций:
1) учебно-познавательных – минимизировать и структурировать учебную информацию и использовать её в нестандартных проблемных ситуациях.
2) коммуникативных – работать в команде, строить отношения с партнёрами, исполнять роль организатора и исполнителя.
Игра позволяет организовать различные виды учебной деятельности, используется при проведении уроков и фрагментов уроков закрепления и контроля изученного материала (уроков-тренингов, зачётных уроков), кружковых занятий, предметных недель и химических вечеров.
Спектр целей, выполняемых при проведении игры, зависит от вида учебной деятельности и может быть таким:
Дидактические цели:
1)формирование познавательных и практических умений в составлении формул, классификации и номенклатуре оксидов, оснований, кислот и солей.
2) углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний и умений в составлении формул, классификации и номенклатуре соединений.
Воспитывающие цели:
1) развитие волевых, коммуникативных, творческих, организаторских способностей учащихся в зоне их ближайшего развития.
Правила игры такие же, как в обычной игре домино.
Наиболее подготовленные учащиеся из класса или старшеклассники являются судьями, которые проверяют правильность записей, исправляют ошибки, подсчитывают набранные баллы и определяют победителей. По усмотрению учителя каждый из победителей может стать судьёй в следующем раунде. Класс разбивается на 7 групп по 4 человека или на 4 группы по 7 человек (состав и число групп может меняться в зависимости от количества комплектов и учеников). Право первого хода определяется либо по жребию, либо по договорённости игроков. Игроки подставляют домино к предыдущему, если при этом получается правильная формула, то получают 1 балл, если называют соединение – добавляется ещё балл, также по баллу добавляется в серии «оксиды» за определение класса, в серии «кислоты» - за название кислотного остатка (можно за определение силы кислоты, её основности и другие классификационные характеристики), в серии «основания» - за определение кислотности (нахождение щёлочей и нерастворимых оснований). Баллы добавляются за быстроту мышления, сообразительность. Побеждает тот, кто быстрее закончит игру и наберёт больше всех баллов.
Составление химического домино.
Домино имеет 4 блока: первый блок – оксиды, второй – основания, третий – кислоты и четвёртый – соли.
Образцы карточек блока оксиды
O2-2 | Ni+2 | | O3-2 | H2+1 | | O-2 | Ca+2 | | O-2 | As2+5 |
| | | | | | | | | | |
O-2 | CL2+7 | | O5-2 | Mn+4 | | O-2 | Fe2+3 | | O2-2 | Se+6 |
| | | | | | | | | | |
O3-2 | N2+5 | | O7-2 | Cr2+3 | | O-2 | P2+5 | | O3-2 | Si+4 |
| | | | | | | | | | |
O5-2 | Ba+2 | | O-2 | AL2+3 | | O-2 | Br2+7 | | O3-2 | Mn2+7 |
| | | | | | | | | | |
O7-2 | Mg+2 | | O3-2 | K2+1 | | O7-2 | Na2+1 | | O-2 | Fe+2 |
| | | | | | | | | | |
O3-2 | Ca+2 | | O-2 | CL2+7 | | O5-2 | S+6 | | O7-2 | Mn2+7 |
| | | | | | | | | | |
O-2 | CL2+7 | | O3-2 | C+4 | | O7-2 | Ag2+1 | | O2-2 | Zn+2 |
Образцы карточек блока основания.
(OH)31- | Pb+2 | | OH1- | Cr+3 | | (OH)31- | Zn+2 | | (OH)21- | Cr+3 |
| | | | | | | | | | |
(OH)21- | Li+1 | | OH1- | Ba+2 | | OH1- | K+1 | | OH1- | Ni+3 |
| | | | | | | | | | |
(OH)21- | Cr+3 | | (OH)21- | Sr+2 | | (OH)21- | Na+1 | | (OH)31 | Hg+1 |
| | | | | | | | | | |
OH1- | Cs+1 | | OH1- | Cl+1 | | (OH)21- | Ag+1 | | OH1- | Fe+2 |
| | | | | | | | | | |
(OH)21- | Be+2 | | (OH)21- | Cu+2 | | (OH)21- | Ca+2 | | (OH)21- | Zn+2 |
| | | | | | | | | | |
(OH)21- | Cr+3 | | OH)31- | Mg+2 | | (OH)21- | AL+3 | | (OH)31- | Pb+2 |
| | | | | | | | | | |
(OH)31- | AL+3 | | OH1- | Ft+3 | | (OH)21- | Rb+1 | | (OH)31- | Cu+2 |
Образцы карточек блока кислоты.
CL1- | H3+1 | | I1- | H2+1 | | Br1- | H2+1 | | F1- | H2+1 |
| | | | | | | | | | |
NO31- | H2+1 | | NO21- | H2+1 | | PO31- | H2+1 | | CO32- | H2+1 |
| | | | | | | | | | |
S2- | H+1 | | SO32- | H+1 | | SO42- | H3+1 | | SiO32- | H+1 |
| | | | | | | | | | |
Se2- | H3+1 | | Te2- | H3+1 | | SO42- | H3+1 | | CO32- | H+1 |
| | | | | | | | | | |
MnO41- | H+1 | | CrO42- | H+1 | | NO31- | H+1 | | CO32- | H+1 |
| | | | | | | | | | |
SO32- | H+1 | | PO43- | H+1 | | CrO42- | H+1 | | CL1- | H+1 |
| | | | | | | | | | |
PO31- | H+1 | | NO31- | H+1 | | SO32- | H+1 | | PO43- | H+1 |
Образцы карточек блока соли.
NO31- | K+1 | | (NO3)21- | K2+1 | | NO31- | Fe2+3 | | (NO3)31 | Zn+2 | | |
| | | | | | | | | | | |
SO42- | Na+1 | | CL1- | Fe2+3 | | (NO3)21 | Cu+2 | | (NO3)31 | Fe+2 | |
| | | | | | | | | | | |
CL21- | K+1 | | CL21- | Na2+1 | | CL31- | K2+1 | | CL1- | Pb+2 | |
| | | | | | | | | | | |
(SO4)3 2- | Na2+1 | | SO42- | AL+3 | | PO31- | Na3+1 | | (SO4)3 2- | Na+1 | |
| | | | | | | | | | | |
(PO4)23- | AL+3 | | PO31- | Ca+2 | | PO43- | Ca+2 | | PO43- | Mg+2 | |
| | | | | | | | | | | |
(PO4)23 | Zn+2 | | SiO32- | Mg+2 | | CO32- | Ca3+2 | | SiO32- | Ba+2 | |
| | | | | | | | | | | |
CO32- | Mg3+2 | | PO31- | Cu+2 | | SO42- | Ba+2 | | NO31- | Hg+2 | |