Химический КВН (для учащихся7- 8 класса)
Химия – это наука, умеющая творить чудеса.
- это взлет фантазии и мысли,
-это и алхимик в своей келье захламленной,
- это и владелец жизни тайны.
- это Ломоносов, Менделеев
- и, конечно, для вас средь них осталось место.
Цели:
обучающая: развивать умение применять теоретические знания и практические навыки по химии в решении интеллектуальных задач;
воспитательная: воспитывать культуру общения, потребности в познавательной деятельности, а также ценностного отношения к знаниям, формирование научного мировоззрения о взаимосвязи и единстве органического мира.
развивающая: развивать мышление, наблюдательность, творческую активность, самостоятельность учащихся в познании живой природы;
Вступление. (Музыка)
Как найти хорошую школу. Притча
Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками.
Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.
— Какой смешной старик, — кричали одни.
— Эй, маленький толстяк, — кричали другие.
Были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, пытающегося расспросить их об уроках и учителях.
Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны.
— У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой.
— Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.
Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Вечером мама мальчика спросила деда:
- Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?
По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
- И Вы сегодня сможете по игрокам команд узнать как хорошо они учатся и понимают сложную науку Химию.
Ведущий 1: Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют команды восьмого и девятого классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время дисциплинированными. Представляю вам членов жюри. (Представление жюри.)
Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А теперь – наши команды!
ПРИВЕТСТВИЕ (визитка)
Ведущий 2: Первой представит себя команда девятого класса.(визитка девятого класса)
Ведущий 1: А теперь предоставим слово для приветствия команде восьмого класса.
Ведущий 2: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибалльной системе.
Ведущий 1:Теперь настало время традиционного конкурса любого КВН – разминки, кто первый поднимет руку из команды, тот и отвечает.
РАЗМИНКА
(За каждый верный ответ – 1 балл.)
1.Определенный вид атомов (хим. элемент)
2: Какие три элемента утверждают, что "могут другие вещества рождать"? (Углерод, водород, кислород).
3. Какая среда у человека в желудке и за счет какого химического вещества? (Кислая – соляная кислота).
4. Как называются два простых вещества, образуемые химическим элементом под номером восемь? (Кислород и озон).
5. Молярный объем газов равен (22,4 дм3/моль)
6. Соль, которая есть у каждого на кухне? ( хлорид натрия или поваренная)
7. Бинарные соединения где есть кислород? (оксиды)
8. Какое греческое название воды? Какое латинское название воды? ( гидро и аква)
9.Оксид, не растворимый в воде, одно из самых распространенных веществ вокруг нас в природе (кварцевый песок – оксид кремния)
10. Число Авогадро (6,02∙1023 частиц)
11.Масса 1 моль вещества называется…(молярная)
12. Наименьшая химически неделимая частица (атом)
Ведущий 1:Переходим к конкурсам.
Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости. Объявляем 1 конкурс.
И первый наш конкурс называется «Кто быстрее». Вам дан химический элемент из соединения, а вторая часть не известна. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно дописать химическую формулу соединения. На это задание вам дается две минуты. После чего ваши работы проверяет справедливое жюри, и за каждое правильно составленное соединение вы получаете 1 балл.
Музыка на 2 минуты
Na…, Al2…, Nа2…, Li2…, N…, Ag…, H2…, Mg3..., Р2…,Zn…
Ведущий 2:
Итак, первая ступенька преодолена.
Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – второй «Уравнения»
Здесь начала уравнений.
Дописать вы их должны,
Верно отгадав концы.
Не забуду вам сказать:
"Нужно также уравнять! "
(Кто быстрее – 2 балла, 2 место – 0 баллов.) На задание отводим 2 минуты. Музыка
Уравнения:
a) HCI + NaOH =
б) ВаCl2 + H2SO4 =
в) N2+H2 =
г) СO2 + Н2O =
Ведущий 1:
Посмотрим, друзья!
Что у вас впереди?
Теперь перед вами –конкурс номер три «Шуточные загадки».
В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если команда не справляется с вопросом, то он адресуется другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (водород)
2. Какой элемент всегда рад? (радий)
3. Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)
4. Какой неметалл является лесом? (бор)
5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран)
7. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)
8. Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»? (тантал)
9. В состав названия какого металла входит дерево? (никель)
10. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
11. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)
12. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)
13. Какие два химических элемента состоят из троек? (натрий, тритий)
14. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг)
Ведущий 2: Впереди вас ждет увлекательный четвертый конкурс под названием «Химия и хореография».
Командам необходимо при помощи своего тела изобразить понятия, которые вы вытяните в виде билета. По реакции зала определяется победитель, который получает 3 балла, а команда, занявшая второе место, получает 1 балл.
А) Три агрегатных состояния вещества;
Б) Типы химических реакций
Ведущий 1: Итак переходим к следующему испытанию нашего КВНа.
В пятом конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества.
За правильный ответ 1 балл.(на листочках)
1. «Лисий хвост»? (NO2)
2. Роса (Н2О)
3. Поваренная соль (NaСl)
4. Выдыхаемый воздух (СО2)
5. Вдыхаемый воздух (О2)
6. Мел (CaСO3)
7. Гашеная известь? (Ca(OH)2)
8. Негашеная известь? (CaO)
9. Сода каустическая? (NaOH)
10. Сода кристаллическая? (Na2СO3)
Ведущий 2:
Наши милые команды!
Вы соперники хоть куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им пора!
Ведущий 1: Но перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?
Ведущий 2: Ну а теперь переходим к конкурсу под названием
« Это действительно было…».
Каждый из капитанов вытягивает вопрос и может ответить на него после 30 секунд на обдумывание, получив 5 баллов. Если ответа нет, то может воспользоваться подсказкой команды, потеряв при этом - 2 балла. Если ответа нет, или он неверный – 0 баллов.
Вопрос 1. Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. Но тем не менее Римской империи суждено было погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление……. Что погубило Рим?
Ответ (свинец. Аристократы пользовались свинцовой посудой и косметическими красками водопроводом, содержащими свинец. Продолжительность жизни не превышала 25 лет.
Вопрос 2. Жалящее действие крапивы, пчёл и некоторых видов медуз связано с действием органической кислоты. Впервые она была выделена из яда насекомого и получила его имя. О каком веществе идёт речь?
Ответ (Муравьиная кислота.)
Вопрос 3. Если верить древнему историку, во время похода Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно-кишечными заболеваниями реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, а вот посуда — разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда?
Ответ (Из серебра.)
Ведущий 2:
Ну, а теперь, наше жюри,
Итоги нам подведи!
А пока жюри решает,
С вами, зрители, играем!
Ведущий 1:
Кто верный ответ дает,
Любимой команде очко принесет!
ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ. Условия таковы: первый поднявший руку в зале, выходит на сцену и отвечает.
Ведущий 2:
Вот вам первый наш вопрос:
Назовите три элемента, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)
Ведущий 1:
Наш вопрос второй
Тоже не простой:
"Назовите нам сейчас
Самый легкий в мире газ!" (Водород)
Ведущий 2:
Ну, а третий наш вопрос
Задаем мы вам всерьез:
Как называется сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)
Ведущий 1:
Вот четвертый наш вопрос:
" Я металл, меня ты знаешь!
Мощь громадная во мне.
Если "б" ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.
Через несколько минут
Вы скажите, как меня зовут?"
(Уран – буран)
Ведущий 1:
Пока жюри наше решает,
Победителя определяет,
Чем займемся с вами мы?
Мы посмотрим опыты!
Химик 1:
Хоть чудес на свете нет,
Химия дает ответ:
"Чудеса на свете есть,
И, конечно, их не счесть!"
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!
Химик 2:
Вот вам первое развлечение:
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения!
Химик 1:
Оперируем без боли.
Правда, будет много крови.
Химик 2:
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Химик 1:
Один момент.
(Дает спирт – NH4CNS.)
Химик 2:
Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!
("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCI3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)
Химик 1:
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!
(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)
Химик 2:
А виной всему, ребята,
Здесь реакция у нас!
Получился цвет похожий,
Так похожий – просто класс!
Химик 1:
Вы устали все шутить,
Рады сок вам предложить!
(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)
Химик 2:
А может вам молочко?
Приготовим быстренько!
(Сливает растворы BaCI2 и H2SO4.)
Химик 1:
Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!
Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А сейчас попросим учителя химии побыть немножко волшебником, который попытается отгадать любой задуманный вами химический элемент.
Учитель химии. Предлагаю выбрать химический элемент и записать его порядковый номер. Удвойте порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам химический предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер.
(Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента).
А наше жюри подвело итоги!
Ведущий 1:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Ведущий 1:
На этом наша встреча заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения! А в этом вы не сомневайтесь, нам помогут артисты..
Отличная песня переделка про учителей (И хорошее настроение не покинет больше вас)
Если вам порою грустно и печально,
Если на уроках кто-нибудь шалит,
Это не нарочно и не специально,
Просто в нас энергия бурлит.
Припев:
Так давайте все волнения
Позабудем в этот час.
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
Если на уроках плохо отвечаем,
Если забываем формулы учить,
Мы ведь по заслугам тоже получаем,
Но умеем огорченье скрыть.
Припев:
Так давайте все волнения
Позабудем в этот час.
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
В заключении исполняется гимн химиков.
Нам суждено пролить все то, что льется
Просыпать то, чего нельзя пролить
Наш кабинет химическим зовется
Мы рождены, чтоб химию любить
Припев
Все выше и выше и выше
Летит рыжий бром к небесам
И кто этим бромом подышит
Тот рыжим становиться сам.
На мелодию песни из к/ф «Приключения Красной Шапочки»
Если долго-долго-долго,
Долго нам смотреть в учебник,
А ещё писать в тетради
И в окошко не глядеть,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То, возможно-можно-можно,
Можно Химию нам понять!
Припев:
А-а, в химии формулы-
Вот такой длины,
А-а, в химии-
Задачи очень сложны.
А-а, индикаторы, кислоты!
А-а, гидроксиды, углеводы!
А-а и зелёнки бриллиант! (2 раза).