Показательный урок для обучаемых начальной школы
«ВСТУПЛЕНИЕ В НАУКУ ХИМИЮ»
Цель: заинтересовать обучаемых начальной школы наукой химией, вызвать стремление познавать и объяснять « удивительные» явления.
Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов.
Оборудование:
На доске запись: « Вступление в науку химию. Химия- наука о веществах и их превращениях».
Химические стаканы, пробирки, стеклянные палочки и трубочки, предметное стекло, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка, держалка, щипцы, платочек.
Реактивы:CaCO3, HCl, H2O , BaCl2 , H2SO4, K, NaCl, фенолфталеин.
Демонстрационные опыты:
«Получение газировки и напитков».
« Несгораемый платочек»
« Газировка с сюрпризом» - в/д воды с К в присутствии фенолфталеина.
«Извержение вулкана»
« Фараоновы змеи»
« Кровь без разреза»
ХОД УРОКА.
Ведущий 1: Вас сегодня пригласили на урок удивительной науки – химии.. Это очень серьёзная и умная наука. Посмотрите на коллекции, стенды, тблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познаёт основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества.
Посмотрите, в этой колбе- газ. Из него можно получать многие полезные вещества- игрушки, бензин, лекарство… А вот из этого куска угля, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально всё: пищу, одежду, предметы быта…
Итак, ребята, ХИМИЯ- НАУКА, УМЕЮЩАЯ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА. В этом определении, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить , что химия- это наука .И как всякая наука, она требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Ведущий 2:Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Любители химии их вам покажут.
Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?
Демонстрация опыта. Возьмем хим. стакан с белыми камешками( СаСО3) и прильем бесцветной прозрачной жидкости ( к-та). Пожалуйста, газировка готова. Но мы вас не угостим ею, т.к. пить, есть, пробовать хим.в-ва на вкус в химическом кабинете строго запрещено.
От удивления вы немножко вспотели. Вам нужен платочек? Мы можем дать вам волшебный несгораемый платочек..Не верите? Смотрите: поджигаем; горит, но не сгорает. Разве не волшебство?
Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики , можем его получить из простой воды. (Демонстрация опыта).
А сейчас получим немного газированной воды с сиропом и с сюрпризом. ( Демонстрация опыта). Возьмем воду, капнем в не каплю бесцветного вещества (фенолфталеин) и бросим маленький твердый кусочек Вот сироп и готов. Вот такие чудеса может творить химия! Но чудеса_ это для непосвященных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ, или ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
Кто скажет о чем наука химия? ( О веществах и их превращениях) Правильно, молодцы!
Ведущий 1: Вам, конечно же самим хочется похимичить. Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомой поваренной солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли вы, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры часть жалования получали солью.
В Китае, в Х!!! веке, как говорят путешественники, из соли изготовляли монеты. И даже в 1827 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия.
Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя беду.
Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн тонн соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно5000 км.
Соль добывают со дна испарившихся соляных озер. В России это озера Эльтон и Баскунчак, а в нашем крае соль добывают в соляных шахтах Артемовска и Славянска. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить.
ВЕДУЩИЙ 2. Случилась беда.Соль смешалась с песком, глиной, железными стружками, а другой нет. Что делать?
В очистке поможет нам химическое оборудование, оно у нас на столе. Это химический стакан, стеклянная палочка, фильтровальная бумага, магнит, воронка, держалка, стёклышко для выпаривания, сливной стакан.
Проверим , как вы запомнили название оборудования. Я буду показывать различные предметы, а вы должны их назвать.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОПЫТА.
Обратите внимание: через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички пека и глины. Где соль? Конечно же соль в воде. Как же её выделить изводы? Воду надо выпарить.
Для этого мы капельку раствора помещаем на предметное стекло и вносим в пламя Что наблюдаем? Вода испаряется, а на стёклышке остается чистая соль самого высокого качества.
Вот вы увидели как можно очистить загрязненную поваренную соль. А как это можно сделать? А если вместо железных опилок соль будет загрязнена деревянными опилками. Нужен ли нам будет магнит? Пригодятся ли нам эти знания в жизни?
А теперь перейдем к экзотической части нашего урока. Приходилось ли вам видеть извержение вулкана? По телевизору? Сейчас мы вам покажем как можно не выходя из класса посмотреть извержение вулкана в миниатюре.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА (с дихроматом аммония).
А в зоопарке когда были последний раз? Видели змей? Тогда смотрите опыт «Фараоновы змеи»
ВЕДУЩИЙ 2.Вот и подходит к концу наш урок. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.
Литература:
Предметные недели в школе. ХИМИЯ. Волынова Л.Г. и др. Волгоград « Учитель» 2005г
Занимательные опыты по химии. Алексинский В.Н. Москва. «Просвещение» 1980
Предметная неделя химии в школе. Дмитриенко Э.Б. и др. Ростов н/Д, « Феникс» 2007