10
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 имени А.И.Исаевой»
ПРОГРАММА
Химия и окружающая среда
Элективный курс для учащихся 11 классов
с ориентацией на эколого-химический профиль,
35 часов
Руководитель методического объединения учителей
биологии и химии
Миронова И.Ю. ______________
Автор: Полтавская О.Ю., Новокузнецк
Автор-составитель: Миронова И.Ю., Нефтеюганск
МОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой», учитель химии
Программа прошла экспертизу муниципального методического совета в 2009году.
Нефтеюганск 2015
Полтавская О.Ю., Новокузнецк
Автор-составитель: Миронова И.Ю., Нефтеюганск
МОУ «СОШ №2», учитель химии
Пояснительная записка
Курс «Химия и окружающая среда» рассчитан на обучающихся 11 классов, ориентированных на эколого-химический профиль. Данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). В ходе обучения уделяется большое внимание самостоятельной работе учащихся, где им предоставляется возможность активно применять знания при решении не только учебных проблем, но и проблем экологического характера, связанных с достижениями современной науки - химии.
Стержнем программы является экологическая направленность курса, проблема охраны окружающей среды с точки зрения химии.
Степень новизны для учащихся - содержание включает материал, не предусмотренный в базовых программах. Экология как предмет в школе не изучается и «Химия и окружающая среда» является перекрестком наук, связанных с жизнью человека: медицина, экология, химия сельского хозяйства, химия промышленности и т.д. Обязательным связующим звеном являются взаимосвязи и влияние современной политики нашей страны, и развитие экономики России в целом и ХМАО- Югры, в частности, на региональном уровне.
Мотивирующий потенциал программы - программа содержит материал, вызывающий познавательный интерес учащихся и имеющий прикладное значение.
Развивающий потенциал программы - содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. Данный курс помогает воспитывать в учащихся чувство ответственности за мир, в котором они живут на основе экологической грамотности.
Цель данного курса:
Обеспечить условия для приобретения обучающимся знаний законов, процессов химии и умений, необходимых для активного участия в современной жизни общества, где глобальной проблемой стоит защита окружающей среды.
Задачи курса:
1. Формирование приёмов и способов познавательной, учебной и коммуникативной деятельности и формирование абстрактного мышления.
2.Научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами в ходе практикума.
3. Содействовать формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Химический эксперимент и тематика проектных работ открывают возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету.
Элективный курс соответствует стандартам общего образования, и позиционируется в рамках авторской программы О.С.Габриеляна. Данная программа предусматривает большую самостоятельную работу учащихся, при которой они постоянно развивают и совершенствуют умения и навыки работы с дополнительной литературой, со справочными материалами, материалами периодической печати. В связи с подключением Интернета в кабинете предполагается расширенная работа с его ресурсами. Кроме того, учащимся предлагается выполнить презентацию на любую тему, изучаемую по программе. В конце программы предусматривается изучение новых тем: «Химия и медицина», «Химия в быту, на кухне». Выбор можно осуществить совместно с учениками, основываясь на имеющийся в наличии материал по данной теме. Или же эти темы предложить в качестве тем для мини-проектов и презентаций.
Основными формами проведения занятий являются: мини-лекции, семинары, практикумы, лабораторные опыты, составление и решение задач, мозговой штурм.
Формы контроля усвоения учебного материала и итоговые работы - зачет, выполнение самостоятельных работ, выполнение и презентация мини-проектов.
Требования к результатам усвоения учебного материала курса.
Учащиеся должны знать:
Теоретические основы химии и их взаимосвязь в статике и динамике
Основы технологических производств и их влияние на экологию региона
Современные методы анализа и синтеза, применяемые в химии и экологии
Влияние различных антропогенных факторов на окружающую среду
Достижения химии как науки и их использование в борьбе за чистоту планеты
Учащиеся должны уметь:
Проводить безопасные химические и экологические эксперименты
Анализировать полученные данные с разных точек зрения
Прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы
Пользоваться различными источниками информации, правильно работать с ней
Ориентироваться в экологических, химических статистических данных и применять их в своей деятельности
Решать задачи с экологическим содержанием и делать выводы по расчётам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Теоретические основы общей химии
Основные теории, законы и понятия химии:
химические соединения, реакция, химическая технология;
теория электролитической диссоциации;
теория химического строения;
закономерности протекания химических реакций;
современные методы химии;
Практическая работа:
Решение задач и упражнений с использованием основных законов и понятий.
Химическая статистика: Виды химических связей, пространственное строение молекул. Уровни организации вещества. Комплексы в природе, в фотографии, электрохимии и др. Чистые вещества, смеси. Дисперсные системы.
Практические работы:
Составление моделей молекул органических и неорганических веществ с различными видами химических связей.
Разделение сложных смесей различными способами.
Химическая динамика: Взаимодействия в природе /химические реакции, ядерные, гравитационные, электромагнитные/; Энергетические, кинетические и структурные факторы химических реакций /энергия Гиббса/; Механизмы реакций; катализ, автокатализ, гомогенный, гетерогенный катализ; Ферменты, их свойства, механизм действия, роль в природе, в промышленности.
Практическая работа
Ферменты, их влияние на скорость реакции.
Расчёты скорости реакции (решение задач).
Химическая технология: Принципы организации химических производств; Безотходные и малоотходные технологии; Методы оптимизации и управления;
Экологические экспертизы новых технологий.
Практическая работа
Моделирование процесса получения серной кислоты и методы его оптимизации.
Обзор химических элементов и их соединений по подгруппам:
а) элементы главных подгрупп: Щелочные металлы; щелочноземельные металлы. Третья группа элементов. Четвертая группа элементов; пниктогены; халькогены; галогены; инертные газы.
б) металлы побочных подгрупп.
Практическая работа
Аналитическое определение катионов в растворах.
Аналитическое определение анионов в растворах.
Раздел II. Химия окружающей среды
Введение. Земля - составная часть Вселенной. Химия звезд и планет: «строительный материал» Вселенной; распространенность химических элементов в космосе; химический состав звезд, Солнца, планет, Солнечной системы.
Техносфера Земли: энергетика, промышленность, транспорт как компоненты техносферы и как источники изменения и загрязнения окружающей среды; основные виды загрязнения, их токсичность; техногенное рассеивание металлов.
Тема I. Химия атмосферы.
Воздушный океан. Состав воздуха. Изменение атмосферы с высотой. Формирование атмосферы. Атмосфера и климат. Леса в балансе кислорода воздуха. Влияние человека на атмосферу. Глобальный перенос загрязнения через атмосферу. Усиление парникового эффекта. Кислотные дожди. Смог. Предотвращение загрязнения воздуха. Практическая работа
Исследование воздуха в классном помещении на наличие твёрдых примесей. Расчёты, связанные с вычислением долей примесей в воздухе и контроль ПДК.
Тема II. Химия гидросферы.
Вода – уникальное вещество. Строение воды. Физические и химические свойства воды. Вода как растворитель. Среда водных растворов. Водообмен между атмосферой и Мировым океаном.
Вода в жизни людей. Природные воды. Питьевая вода. Загрязнение воды. Очистка сточных вод. Методы анализа и очистки воды. Вода как сырье.
Практическая работа
Методы анализа воды. Решение задач на вычисления молярных концентраций различных важных биологических и технических растворов.
Решение задач с экологическим содержанием по теме.
Тема III. Химия литосферы.
Кристаллы. Кристаллические решетки. Образование кристаллов. Применение кристаллов.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Геохимические аномалии;
Проблемы захоронения отходов химической промышленности и отработанного ядерного топлива.
Рациональное использование природных ресурсов. Виды и источники загрязнения почв; нитраты в с/х.
Практическая работа
Определение нитратов в овощах.
Компьютерное моделирование процессов биосферы.
Решение задач с экологическим содержанием.
Тема IV. Круговорот химических элементов.
Круговорот элементов, преобладающих в атмосфере. Круговорот углерода, кислорода и водорода. Круговорот азота. Круговорот серы и фосфора.
Тема V. Химия и энергетика.
Виды топлива. Нефть. Переработка нефти. Изменение молекулярной структуры топлив. Современные проблемы энергетики. Экологические проблемы энергетики. Топливная энергетика. Автотранспорт. Альтернативные источники энергии. Ядерная энергетика. Водородная энергетика. Спирты в качестве топлива. Альтернативное углеводородное топливо.
Практическая работа – мозговой штурм.
Водород- топливо будущего
Тема VI. Химия, человек и современное общество:
Химия и глобальные проблемы современности (экономическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая); Химические соединения в быту. Синтетическая пища. Химия и медицина. Химические средства защиты.
Практическая работа 16, 17, 18 - на выбор учащихся по группам, согласно выбранной теме
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Всего | Форма проведения | Продукт |
Теория | практика |
| Раздел 1 Теоретические основы общей химии / 14 часов/. |
1 | Основные теории, законы и понятия химии (1-2) 1.Основные теории, законы и понятия химии 2.Решение задач и упражнений с использованием основных законов и понятий. (пр. №1) | 1 | 1 | 2 | Лекция, решение задач и упражнений | Входной контроль, тест |
2 | Химическая статистика (3-5) 3.Виды химических связей, пространственное строение молекул. 4.Уровни организации вещества. Комплексы в природе, в фотографии, электрохимии. (пр. №2) 5.Чистые вещества, смеси. Дисперсные системы. (пр. №3) | 1 | 2 | 3 | Мини-лекция Семинар, практикум | Выступление, отчёт по практикуму |
3 | Химическая динамика (6-8) 6.Взаимодействия в природе, факторы химических реакций. 7.Механизмы реакций. Ферменты, их свойства. (пр. №4) 8. Расчёты скорости реакции. Решение задач. (пр. №5) | 1 | 2 | 3 | Лекция, практикум | отчёт по практикуму, решение задач |
4 | Химическая технология (9-10) 9. Принципы организации химических производств. 10. Безотходные и малоотходные технологии. (пр. №6) | 1 | 1 | 2 | Мини-лекция, деловая игра | Выступление, |
5 | Обзор химических элементов и их соединений по подгруппам (11-14) 11. Элементы главных подгрупп. 12. Металлы побочных подгрупп. 13. Аналитическое определение катионов в растворах. (пр. №7) 14. Аналитическое определение анионов в растворах. (пр. №8) | 2 | 2 | 4 | Лекция, семинар, практикум | отчёт по практикуму |
| Раздел II. Химия окружающей среды / 19 часов/ |
6 | Введение. 15.Химия звезд и планет. Техносфера Земли. | 1 | | 1 | Круглый стол (семинар) | выступление |
7 | Химия атмосферы (16-17) 16.Воздушный океан. Состав воздуха. 17.Исследование воздуха в классном помещении на наличие твёрдых примесей (пр. №17) | 1 | 1 | 2 | Мини-лекция, практикум | отчёт по практикуму |
8 | Химия гидросферы (18-20) 18.Вода – уникальное вещество. Строение воды. 19. Методы анализа воды. Решение задач на вычисления молярных концентраций. (пр. №10) 20. Решение задач с экологическим содержанием по теме. (пр. №11) | 1 | 2 | 3 | Мини-лекция, практикум | отчёт по практикуму |
9 | Химия литосферы (21-24) 21. Кристаллы. Кристаллические решетки. Образование кристаллов. 22. Определение нитратов в овощах. (пр.№12) 23. Геохимические аномалии. Компьютерное моделирование процессов биосферы. (пр. №13) 24. Рациональное использование природных ресурсов. Решение задач с экологическим содержанием. (пр. №14) | 1 | 3 | 4 | Мини-лекция, практикум | отчёт по практикуму |
10 | 25. Круговорот элементов, преобладающих в природе и атмосфере | 1 | | 1 | Семинар | Выступление |
11 | Химия и энергетика (26-27) 26.Виды топлива. Современные проблемы энергетики. 27. Водород-топливо будущего (пр№15 | 1 | 1 | 2 | Практикум - мозговой штурм | Участие |
12 | Химия, человек и современное общество (28-32) 28. Химия и глобальные проблемы современности. 29. Химия и медицина. 30, 31, 32- Практическая работа по группам, согласно выбранной теме. (пр. №16,17,18) 33.Работа над мини-проектом по выбранной теме. | 2 | 3 | 5 | Мини-лекция, практикум | отчёт по практикуму, тест |
13 | 34-35. Конференция | | | 1+1 | конференция | Презентация, выступление |
| Итого | 14 | 18 | 35 | | |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ И СООБЩЕНИЙ (презентаций) УЧАЩИХСЯ
1. Токсиканты и аллергены в окружающей среде
2. Вещества-мутагены и вещества-канцерогены
3. Антропогенные источники тяжёлых металлов.
4. Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.
5. Проблема городских и промышленных свалок. Пути решения.
6. Способы очистки питьевой воды.
7. Создание компьютерной программы «Круговорот химических элементов в природе». Презентация.
8. Учебный модуль «Задачи и упражнения с экологическим содержанием».
9 Слайд-презентация «Моя любимая планета».
10. Химические средства защиты памятников культуры от вредных воздействий окружающей среды.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В2т. М.:1-я Федеративная книготорговая компания,1997,т.1,448с.; т.2,384с.
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992,191с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997,5228с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560с.
Пилипенко А.Т. и др. Справочник по элементарной химии. Киев: Наукова думка, 1980,544с.
Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. - Мн.: ООО «Красико-принт», 1996. - 208с.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. - М.: Высшая школа, 1992.-192с.
Опаловский А.А. Планета Земля глазами химика. - М.: Наука, 1990. - 224с.
Пиментел Дж., Кунрод Дж. Возможности химии сегодня и завтра / Пер. с англ.-М.: Мир, 1992. - 288с.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
www. alhimik.ru
www. chemport.ru
www. anchem.ru
www. novedu.ru
Для обучающихся:
1. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. - М.: Химия, 1982.
2. Леенсон И.А Чет или нечет? Занимательные очерки по химии.-М.: Химия, 1987.-176с.
3. Макаров К. А. Химия и медицина: Кн. для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1981
4. Мир химии: Занимательные рассказы о химии / Сост. Ю.И.Смирнов. - СПб.: Мим-Экспресс, 1995. - 160с.
5. Многоликая химия: Кн. для учащихся / Г.Д.Харлампович, А.С.Семенов, В.А.Попов. - М.: Просвещение, 1992. - 159с.
6. Семенов И.Н. и др. Химия и научно-технический прогресс: Кн. для уч-ся 9-10 кл. / И.Н.Семенов, А.С.Максимов, А.А.Макареня. - М.: Просвещение, 1988. -175с.
7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1978. - С. 392.
8. Лапотышкин Н. М. В мире сплавов: Пособие для учащихся. - М.: Послесловие, 1973. - С. 151.
9 Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект-Пресс, 2000.
10. Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
Дмитриев Ю. Земля у нас только одна. – М.: Детская литература, 1979
11. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: Пособие для учащихся и студентов. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
Материалы сайтов Интернета
Элективный курс для 11 класса автор-составитель: Миронова И.Ю. МОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой», учитель химии