СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия и окружающая среда

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии для 9-10 классов

Просмотр содержимого документа
«Химия и окружающая среда»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Чувашская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ






Внеклассное мероприятие по химии, посвященное Году Экологии



«Химия и окружающая среда»







Разработала учитель биологии и химии МБОУ «Синьяльская СОШ» Чебоксарского района

Авруйская Анжелика Анатольевна










Чебоксары


2017

Аннотация

Трудно теперь представить современный урок или внеклассное мероприятие без современных методов. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.

Большой объем сложной научной информации в школьном курсе приходится изучать в весьма сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с учебным опытом и познавательными интересами учащихся. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал и учителя, и учеников, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Важным средством формирования познавательного интереса являются дидактические игры. Они подразумевают свободное обращение с учебным материалом; даже если эти игры несут в себе элементы контроля знаний, учащиеся не испытывают психологического напряжения благодаря возникающему интересу и вовлечению в игровую деятельность. Кроме того, дидактические игры позволяют учителю повысить эмоциональный уровень усвоения знаний.

Предлагаемая Вашему вниманию методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, посвященное Году Экологии, содержит дидактические игры по теме «Химия и окружающая среда» и соответствующие данной тематике демонстрационные опыты. Предназначено для учащихся для 9-10 классов, можно пригласить для участия в качестве болельщиков 6-8 классы.

Химия и окружающая среда

Цели мероприятия: способствовать развитию эколого-химического мышления

Задачи:

  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии;

  • повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность;

  • воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; развивать умения работать в группе, создавать коллективный продукт;

  • привить практические навыки, необходимые для работы в лаборатории или на производстве;

  • формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

  • формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, часы, набор химических реактивов и посуды.

Для проведения мероприятия в помощь учителю приглашается жюри, в которое входят педагоги, преподающие предметы естественнонаучного цикла.


Ход мероприятия:


Учитель: Добрый день, уважаемые друзья! 2017 год объявлен в России Годом Экологии. Часто, когда говорят о химии, вспоминают не её достижения, а загубленную рыбу в реке, выжженную землю (растительность) около химического завода, быстро развалившуюся обувь, душное ощущение изделия из «синтетики» и т.д. Сегодня набирает силу качественно новый подход «Зеленая химия» – химия для сохранения окружающей среды. Зеленая химия требует получать нужное вещество современным способом так, чтобы не нанести вред окружающей среде ни при его получении, ни при его использовании. Главный девиз взаимосвязи химии и окружающей среды: «Помогая – не навреди!».


Выходят два ученика и проводят опыт 1 «Таинственная надпись» (в результате опыта проявляется цитата А.М. Горького: «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области»).

Опыт 1. «Таинственная надпись»

На плотном листе бумаги заранее пишут надпись кисточкой следующими растворами: роданида аммония NH4CNS и желтой кровяной соли.

После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором хлорида железа (III). На бумаге появляется цитата.

Хлорид железа (III) с роданидом аммония образует комплексную соль красного цвета, с желтой кровяной солью – комплексную соль синего цвета.


Ведущий 1: Мне хочется привести слова А.М. Горького: «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области». И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир – сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует великая химия, могучая наука – химия!

Ведущий 2: С ее помощью не только проникают в тайны природы, но и создают вторую природу – искусственные материалы. Ваша одежда и обувь – это нейлон и капрон, это искусственные мех и кожа, искусственный каучук, которые по своим свойствам и внешнему виду не уступают природным материалам. И какие бы чудесные превращения не происходили в природе и в лабораториях, они подвластны людям, вооруженным знаниями химии.

Ведущий 1: Ребята! Для Вас мы сегодня проведем турнир сильнейших знатоков химии и экологии. Итак, Конкурс №1 «Визитка». (Команды представляют свои названия и девизы).


Ведущий 2: Молодцы! Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Следующий конкурс «Блицтурнир».


Конкурс №2 «Блицтурнир».

В заранее подготовленном мешочке (или ящичке) находятся 6 кубиков с номерами вопросов. Каждая команда по очереди вытаскивает кубик, слушает доставшийся ей вопрос (его задаёт учитель) и через 30 секунд коллективного обсуждения даёт свой вариант ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, то у других команд появляется шанс получить дополнительный балл, если они смогут ответить на данный вопрос правильно. Конкурс проходит в 2-3 этапа.

Примерные вопросы для данного конкурса:

  1. Название ряда химических веществ переводится на русский язык как «убивающие заразу». Что это за название? Для чего используются данные вещества? (Это пестициды – химические средства защиты растений. Они используются для борьбы с вредителями и возбудителями заболеваний растений).

  2. Почему листья деревьев, растущих в городах, нельзя сжигать в пору листопада? Почему это ещё более опасно в нашей местности? (Листья деревьев поглощают вредные вещества, содержащиеся в атмосферном воздухе в связи с работой автомобильных двигателей и промышленных предприятий, а в нашей местности ещё и радиоактивные вещества, попавшие в воздух после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году).

  3. Выбросы какого вещества в атмосферу вызывают глобальное потепление и в результате какого явления? (Углекислый газ – в результате «парникового» эффекта).

  4. Какие химические вещества образно называют «смертью атмосферного озона»? (Фреоны – фторхлоруглеводороды, а также диоксид азота).

  5. Почему нельзя собирать грибы рядом с автострадами, железными дорогами и промышленными предприятиями? (Грибы способны очень легко накапливать в себе вредные вещества, которых особенно много рядом с железными и автодорогами и промышленными предприятиями. Употребление таких грибов в пищу неизбежно приведёт к сильнейшим отравлениям, возможно даже со смертельным исходом).

  6. Почему в пище людей, живущих в районах Крайнего Севера, содержание жиров должно быть повышенным? (В условиях Крайнего Севера у людей увеличиваются затраты энергии, поэтому интенсивность процесса обмена веществ должна быть повышена, а это достигается за счёт увеличения доли жиров в пищевом рационе).


Ведущий 1: Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята, которые уже изучают предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.


Опыт 2. «Минеральный хамелеон».

В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия.

К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10 - 15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.

Появление темно-зеленого цвета объясняется образованием манганата калия:

2КМnО4 + 2КОН + Na2SO3 = 2К2МnО4 + Na2SO4 + Н2О.

Изменение темно-зеленого цвета раствора объясняется распадом манганата калия под влиянием кислорода воздуха:

2МnО42 + 2Н2О = 4КМnО4 + 4КОН.


Опыт 3. «Химические водоросли».

В стакан наливают разбавленный равным объемом воды pаствор силикатного клея (силиката натрия). На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца (II), кобальта (II), никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих труднорастворимых силикатов, напоминающие водоросли.


Ведущий 2: О, какие интересные опыты можно проводить, если знаешь химию. Продолжение следует… А теперь третий конкурс.

Конкурс №3 «Грамотеи».

От каждой команды приглашается по одному игроку. Они получают карточку с 13 экологическими терминами, причём в словах имеются пропущенные буквы. Нужно вписать эти буквы в карточку и как можно быстрее сдать ответы в жюри. При подведении итогов конкурса учитывается быстрота ответа – команда, которая сдаст все ответы в жюри первой, получает дополнительно 2 балла, второй – 1 балл. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.


Карточка Ответы

…зон озон

…втр…фикация эвтрофикация

…р…зия эрозия

р…диоф…бия радиофобия

п…ст…циды пестициды

г…рб…циды гербициды

ф…то…циды фитонциды

ф…нг…циды фунгициды

м…н…т…ринг мониторинг

…м…г смог

…к…логия экология

ф…тос…нтез фотосинтез

кл…б…ньк….вые бактерии клубеньковые бактерии


Ведущий 2: Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»

Мы вам несколько покажем …
И, конечно, все расскажем («Занимательная пауза»)


Опыт 4. «Дым без огня»

Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH4OH, а другой – концентрированной HCl.


Опыт 5. «Фараоновы змеи»

В кювету или на стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2 г пищевой соды и 13 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Cаxap превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».


Ведущий 1: Следующий конкурс – «Лаборатория». На территории Синьяльского сельского поселения протекает река Кукшумка и находятся очень большое количество прудов, родников. Чтобы сделать вывод о пригодности воды и её качестве, её нужно исследовать по многим показателям. Ведь для охраны водоёма нам нужно знать, в каком состоянии вода, чем загрязнена, и мы можем узнать источник загрязнения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет более 100 основных показателей, по которым можно судить о качестве питьевой воды. Наш ГОСТ признает лишь 28. Реально и систематически контролируются только 14-18.


Конкурс №4 «Лаборатория».

Команды исследуют простейшие химические показатели с помощью оборудования согласно выданным инструкциям и заполняют протокол.


Инструкция для выполнения опытов

  1. Определение водородного показателя рН питьевой воды

В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, каплю универсального индикатора, перемешивают и по окраске раствора оценивают величину рН.


Окраска раствора

Значение рН

Розово - оранжевая

рН около 5

Светло-желтая

pH - 6

Светло - зелёная

рН - 7

Зеленовато-голубая

рН - 8









  1. Определение ионов железа

К 10 мл исследуемой воды прибавляют 1-2 капли HCl и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора KNCS. Перемешивают и наблюдают за развитием окраски. Примерное содержание железа находят по таблице. Метод чувствителен, можно определить до 0, 02 мг/л.



Окраска раствора

Значение

Отсутствие

менее 0, 05

Едва заметное желтовато-розовое

от 0, 05до 0, 1

Слабое желтовато-розовое

от 0, 1 до 0, 5

Желтовато-розовое

от 0, 5 до 1, 0

Желтовато-красное

от 1, 0 до 2, 5

Ярко-красное

более 2, 5


Протокол исследования химического состава воды


н/п

Гидрохимический показатель

Результат

Норма

1.

Водородный показатель рН


6,5-8,5

2.

Содержание ионов железа


0-0,3







Ведущий 1: Переходим к завершающему пятому конкурсу.

Конкурс №5 «Быстрее и правильнее».

Каждая команда получает карточку с 11 вопросами и бланк для ответов. Нужно за 5 минут правильно ответить на все вопросы и записать ответы в этот бланк. При подведении итогов конкурса учитывается быстрота ответа – команда, которая сдаст все ответы в жюри первой, получает дополнительно 2 балла, второй – 1 балл. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.


Карточка №1 (в скобках приводятся ответы, которые команды вписывают в отдельный бланк).

  1. Наука, изучающая взаимоотношения организма с окружающей средой (экология).

  2. Наука, изучающая воздействие окружающей среды на здоровье человека (экологическая медицина).

  3. Явление повышения средней температуры у поверхности Земли вследствие задержки теплового излучения Земли углекислым газом, содержащимся в атмосфере («парниковый» эффект).

  4. Химические вещества, провоцирующие возникновение у живых организмов онкологических заболеваний (канцерогены).

  5. Металл, соединения которого стали причиной смерти многих рабовладельцев в Древнем Риме (свинец).

  6. Название группы источников энергии, к которым относится энергия приливов и отливов (нетрадиционные или альтернативные).

  7. Вещество, содержащееся в верхних слоях атмосферы Земли и защищающее живые организмы от действия жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца (озон).

  8. Среда, соответствующая лимонному соку (кислая).

  9. Минеральные удобрения, способствующие накоплению в почве радиоактивных элементов (фосфорные).

  10. Химические вещества для борьбы с сорной растительностью (гербициды).

  11. Вещества, используемые для отпугивания насекомых (репелленты).


Карточка №2.

  1. Учёный, который первым ввёл в науку термин «экология» (Геккель).

  2. Наука о воздействии различных географических факторов на здоровье человека (медицинская география).

  3. Явление уменьшения содержания озона в верхних слоях атмосферы над некоторыми участками земной поверхности («озоновая дыра»).

  4. Химические вещества, провоцирующие генетические изменения (мутации) у живых организмов (мутагены).

  5. Металл, соединения которого вызывают серьёзные заболевания опорно-двигательного аппарата (костных тканей), например «итаи-итаи», зафиксированное в Японии (кадмий).

  6. Естественный геологический процесс разрушения верхнего плодородного слоя почвы, приводящий к образованию оврагов, рытвин, балок и нередко усугубляемый хозяйственной деятельностью человека (эрозия).

  7. Показатель кислотности различных сред (рН).

  8. Явление, происходящее в природе, химизм которого выражается уравнением:

свет, хлорофилл

6CO2 + 6H2O ------------------------- C6H12O6 + 6O2 (фотосинтез).

  1. Среда, соответствующая слезе человека (нейтральная).

  2. Минеральные удобрения, способствующие попаданию в грунтовые воды избытка ионов хлора (калийные).

  3. Химические вещества для борьбы с грибковыми заболеваниями растений (фунгициды).


Карточка №3.

  1. Наука, изучающая воздействие радиационных излучений на живые организмы (радиология).

  2. Наука, изучающая возможность создания новых форм живого путём искусственного изменения генетического аппарата уже существующих организмов (генная инженерия).

  3. Химические вещества, вызывающие аллергические реакции у живых организмов (аллергены).

  4. Металл, первый признак отравления соединениями которого – появление сине-чёрной каймы на дёснах (ртуть).

  5. Кто менее чувствителен к воздействию радиации: человек или инфузория-туфелька? (инфузория-туфелька).

  6. Могут ли растения усваивать атмосферный азот прямо из воздуха? (нет).

  7. Среда, соответствующая раствору стирального порошка или кальцинированной соды (щелочная).

  8. Фотохимический туман (смог).

  9. Процесс зарастания водоёмов водорослями, “цветения” воды (эвтрофикация).

  10. Минеральные удобрения, которые наиболее опасны для здоровья человека при накоплении в пищевых продуктах (нитраты).

  11. Химические вещества, выделяемые растениями и способные убивать болезнетворные микроорганизмы (фитонциды).

Ведущий 2: Пока команды отвечают на вопросы, конкурс для болельщиков, в результате правильного ответа болельщик получает жетон.

«Конкурс для болельщиков»

  1. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (философский).

  2. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

  3. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (много соли).

  4. Что называют «черным золотом»? (нефть).

  5. Какой галоген добывают из морских водорослей? (йод).

  1. Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»? (тантал- «танталовы муки»).

  2. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (лакмусовую, кислотой).

  3. Какой благородный металл состоит из  болотных водорослей? (платина)

  4. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (золото)

  5. Какие химические элементы состоят из  различных рек? (индий, полоний, нильсборий).

  6. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром).

  7. Какой химический элемент имеет прямое  отношение к табуну лошадей? (цирконий).

  8. Какой химический элемент пригоден для  непрерывного нагревания или кипячения воды? (титан).

  9. Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (молибден).

  10. От  какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (серебро).

  11. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)

  12. Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, иттрий).



Опыт «Кровь без раны»

Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCl3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH4CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа (III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

Ведущий 1: Команды сдают работы. Пока наше жюри подводит итоги конкурсной программы. У нас музыкальная пауза. (Учащиеся исполняют песню «Химия-страна» на мотив песни «Маленькая страна» в исполнении Наташи Королевой).


1-й куплет. Химия всех цариц наука,

Химия всех важней.

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить.

Может помочь повару в столовой

Нам без нее не жить.

Припев (2 раза): Химия, химия,

Ты людей важна.

Химия - будущее наше,

Нет жизни без тебя!

2-й куплет. Ты подчинила все стихии:

Воду, металл, огонь.

Без кислорода нет жизни в мире,

Свет нам дает неон,

Феррум находится в клетках крови,

Без «аш-два-о» нам не жить,

Химию в школе изучают,

Чтобы жизнь ей посвятить.

Припев (2 раза).

Подведение итогов, определение победителей. По сумме баллов определяется команда – победитель.

В честь победителей запускаем фейерверк (проводят опыты «Дихроматный вулкан» и «Ферратный вулкан»).



Опыт «Ферратный вулкан»

Реактивы и оборудование: перманганат калия, порошок древесного угля, железных опилки, этиловый спирт, железный тигель.

В сухой ступе хорошо перемешивают равные объемы порошков перманганата калия, восстановленного железа и древесного угля. Полученную смесь насыпают в железный тигль, который устанавливают на штативе и сильно нагревают пламенем горелки. Вскоре происходит реакция и из тигля начинается выбрасывание продуктов реакции в виде искр и огненного фейерверка


Опыт «Дихроматный вулкан»

Реактивы и оборудование: дихромат аммония, этиловый спирт, асбестовая сетка, стеклянная палочка.

Растереть в чашке 50 г дихромата аммония, высыпать на металлическую пластинку в виде горки. Палочкой сделать углубление и влить в него 1-2 мл. этилового спирта. Нагреть стеклянную палочку и притронуться к спирту. Вырывается фонтан искр и масса зеленого цвета - «пепел», который осыпается на пластинку горкой в виде конуса. ( (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O)

Ведущий 1.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.

Ведущий 2.

Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончилось наше чудесное и занимательное мероприятие. Надеемся оно вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «природы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!