Тема «Химия и здоровье.Витамины, ферменты, гормоны».
Тип урока: усвоение нового материала.
Место урока в учебном плане - урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Форма организации: групповая, коллективная.
Межпредметные связи: биология, медицина, экология
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, видеоролики, реактив - хлорид железа (III), подсолнечное масло, пробирка, штатив.
Цель урока: изучение понятий «витамины», «ферменты», «гормоны», их классификации, свойств и роли для нормальной жизнедеятельности человека.
Задачи:
- образовательные: обеспечить понимание учебного материала; формировать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни;
- воспитательные: способствовать расширению кругозора о здоровом образе жизни; воспитанию личных качеств: самостоятельности, ответственности, инициативности, творчеству;
- развивающие: развивать коммуникативную культуру учащихся на уроке, мышление, память, активность; доказательную речь, используя химическую, биологическую и медицинскую терминологию; самоконтроль и самооценку.
Ход урока.
Организационный момент (1мин.)
Подготовка к изучению нового материала (3мин.)
Что вы можете сказать, глядя на вазу с фруктами, овощами, орехами
- Речь пойдет не только о витаминах, но и о ферментах, гормонах как биологически активных веществах, их классификации, свойствах и роли для нормальной жизнедеятельности нашего организма.
- «Каждый из нас талантлив в чём - то, а вместе мы гениальны!» Поэтому, наши участники и гости будут задействованы в группах и раскроют нам, свой необычный уровень развития творческой индивидуальности, креативного мышления и коммуникативной культуры.
Ознакомление с новым материалом (20 мин.)
Первичное усвоение новых знаний по блоку «Витамины»:
Ведущий: В студию я приглашаю нашего шеф-повара, который будет творить на нашей кухне чудо-салат, который оценит самая активная команда из участников и гостей после завершения нашей программы. Прежде, чем начать наш разговор, я предлагаю вам взять термометры и измерить свое самочувствие и психологический настрой (берут бумажные термометры и отмечают свой «градус» самочувствия и настроя).
- Давайте, попробуем с вами выяснить, что является правдой или мифом о витаминах? Какова их особая роль для нашего здоровья? Как их можно восполнить в организме?
Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. Их химическая природа была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т.д.), что сохранилось и до настоящего времени. По растворимости в воде и в жирах все витамины делят на водорастворимые (витамины группы В, С, РР и др.) и жирорастворимые (A, E, D,K), которые имеют определенные названия ( идет показ слайда «Витамины в продуктах питания», «Классификация витаминов»).
Что мы ещё знаем или не знаем о витаминах? Давайте посмотрим небольшой видеосюжет (идет показ видеосюжета о роли витаминов для жизнедеятельности человека).
3.2. Первичная проверка понимания блока «Витамины»:
- Всем участникам и нашим гостям, я предлагаю выполнить задание «Рекламная кампания». Вам нужно в течение 2-4 минут подготовить рекламное сообщение из предложенных слов, словосочетаний по теме «Витамины» (командам выдаются карточки, они готовятся и выступают, их выступление оценивается жетонами).
Ведущий: Из всего сказанного, мы можем сделать вывод: витамины - это биологически активные вещества, которые необходимы живому организму, восполнить их можно, употребляя в пищу, различные продукты питания, осенью и весной можно использовать синтетические витамины, которые продают в аптеке (по согласованию с врачом), т.к. нехватка их в организме приводит к различным заболеваниям.
3.3. Первичное усвоение новых знаний по блоку «Ферменты»:
Какие еще биологически активные вещества необходимы нашему организму?
Чтобы выяснить причину заболевания, мы должны провести тщательный осмотр пациента и сделать диагностику поджелудочной железы, т.к первые симптомы указывают на острый панкреатит, данное заболевание нарушает выработку ферментов и гормонов в организме. В частности фермента - панкреатина.
Что вы можете рассказать о ферментах?
Эндокринолог: Ферменты - это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме (идет показ слайда - таблицы «Классификация ферментов»).
- Они принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.
Ферменты относятся к белкам. В их составе есть и минеральные соли. Ферментов достаточно много и каждый обладает совершенно уникальным действием на узкий круг веществ. Они не могут заменять друг друга, т.к. обладают: избирательностью действия, выполняя четкую программу синтеза нужных соединений; эффективностью - увеличивая скорость биохимических процессов в организме, как катализаторы. Ферменты зависят от температуры, от среды раствора.
Их классифицируют на три основных группы: амилазы, липазы и протеазы.
Под воздействием амилазы углеводы разрушаются и легко всасываются в . Этот фермент присутствует в слюне и в кишечнике. Для каждого вида сахаров существует собственный вид данного фермента.
- Липазы - это ферменты, которые присутствуют в желудочном соке и вырабатываются поджелудочной железой. Они необходимы для усвоения организмом жиров.
- Протеазы - это группа ферментов, которые присутствуют в желудочном соке и тоже вырабатываются поджелудочной железой. Они присутствует и в кишечнике и необходимы для расщепления белков.
Ведущая: Анна, пригласите в студию гостя - пациента. Что вы можете ему предложить? (Заходит пациент).
Анна: Судя по симптомам заболевания и по проведенной диагностике, вам необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства и записаться на прием к эндокринологу.
Ведущий: 3.4. Первичная проверка понимания блока «Ферменты»:
Я хочу снова предложить нашим участникам и гостям выполнить задание «Черный ящик». По описанию, нужно определить в течение 1 минуты, что находится в черном ящике. За правильный ответ, вы получите жетон? (Обсуждают в группе, находят ответ и его озвучивают).
Описание: предмет, в состав которого входит фермент папаин как добавка; используется ежедневно нами в домашних условиях; исследования данного предмета проводит фармацевтическая промышленность (ответ: зубная паста).
3.5. Первичное усвоение новых знаний «Гормоны»:
У меня снизился аппетит, быстро утомляюсь и устаю, часто бывает плохое настроение, кожа сухая по всему телу, выпадают волосы, зубы разрушаются, частые головные боли и простуда, чувствую, что появились боли в сердце и отдышка.
Обычно это симптомы нехватки йода в организме. Йод отвечает за нормальное функционирование щитовидной железы, поддерживает гормональный баланс, необходим для работы мозга и для сохранения иммунитета. Как можно поддерживать гормональный баланс в организме? Давайте снова, получим консультацию у врача-эндокринолога.
Гормоны - это тоже биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, они регулируют деятельность органов и тканей живого организма Для них характерны свойства: высокая физиологическая активность; дистанционное действие; быстрое разрушение в тканях; непрерывное продуцирование (секреция). По химическому строению гормоны делят на: стероидные; пептидные; белковые; гормоны - производные аминокислот Гормоны различны по химическому составу и представляют разные классы органических соединений (идет показ слайда - таблицы «Классификация гормонов»). Благодаря принципу обратной связи именно гормоны поддерживают гомеостаз - постоянство состава внутренней среды организма, контроль и регулирование содержания воды, углеводов, электролитов и т.п. в нем.
Ведущая: Как работают гормоны в организме человека? Посмотрим видеосюжет.
3.6. Первичная проверка понимания блока «Гормоны»:
Витамин, содержащийся в молоке, рыбьем жире, моркови (ответ: витамин А - ретинол).
Витамин, который можно обнаружить, если в пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1% раствора хлорида железа (III), появляется ярко-зеленое окрашивание - демонстрация опыта (ответ: витамин А - аскорбиновая кислота).
Витамин, регулирующий кальций и фосфор в крови, минерализацию костей и зубов (ответ: витамин D - кальциферол).
Витамин, имеющий название токоферол (ответ: витамин Е).
Класс ферментов, участвующий в реакциях гидролиза (ответ: гидролазы).
Фермент, расщепляющий жиры до глицерина и жирных кислот в тонком кишечнике (ответ: липаза).
Фермент, использующийся в пищевой промышленности для осветления фруктовых соков (ответ: целлюлаза).
Пептидный гормон гипофиза, имеющий относительную молекулярную массу 1084 (ответ: вазопрессин).
Гормон, регулирующий формирование и развитие мужских вторичных половых признаков (ответ: тестостерон)
Основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор (ответ: адреналин).
Сообщение домашнего задания (1 мин.)
Рефлексия - итог урока (6 мин.)
вы должны всегда помнить, что существуют простые правила здоровья! Если вы их начнете соблюдать, вы будете здоровы и счастливы.