Внеклассное мероприятие
по химии
Тема: "Химия - наука чудес и превращений"
Цель: повысить интерес обучающихся к изучению предмета, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить к чтению и изучению химической литературы. вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект обучающихся дополнительными знаниями для понимания необходимости знаний, умений и навыков по химии для объяснения химических превращений.
Оборудование: химические реактивы, набор лабораторной посуды для проведения опытов.
Ход мероприятия.
Орг. момент.
Учитель химии:
Здравствуйте, сегодня вы пришли в самый необыкновенный кабинет нашей школы - кабинет химии. Все вы в детстве читали немало сказок о добрых и злых волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не волшебники, а люди, вооруженные знаниями. Наука - вот истинная волшебница.
Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, изготавливать косметические средства…. А ведь всё это - химические явления.
Основная часть.
Познакомимся немного с историей развития химии посмотрев небольшой видеосюжет.
Просмотр видеосюжета «История возникновения химии».
Учитель химии: Ребята, почему химию называют старой и молодой наукой?
(Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.)
Учитель химии: для того, чтобы раскрытия тайн природы человек проводит эксперименты, а при проведении экспериментов надо соблюдать правила ТБ, если не соблюдать правила ТБ, то это может привести к очень не хорошим последствиям.
Давайте посмотрим мультфильм «Крот – химик»
Учитель химии: Ребята, какие правила ТБ вы сформулировали при проведении химических экспериментов.
(Ответы учащихся)
Учитель корректирует ответы.
Учитель: Пришло время для чудесных превращений.
Чудесные превращения сегодня вам предлагают посмотреть обучающийся 11 класса Новиков Тимофей. Демонстрация опытов.
Опыт №1. «Вода – молоко – газированная вода».
На столе стоит стакан и три пузырька с прозрачными растворами. В 1 пузырьке раствор CaCl2, во втором – NaCO3, в третьем – HCl. Наливаем раствор из первого пузырька в пустой стакан и к нему прибавляем содержимое второго пузырька. Образуется «молоко». В
этот же раствор добавляем раствор из третьего пузырька. Выделяется углекислый газ и образуется «газированная вода».
Опыт № 2. «Светофор»
Налили в стакан 150 мл воды и добавьте в неё пару кристалликов марганцовки (появляется фиолетовый цвет). В другую ёмкость налейте 100 мл воды и добавьте щелочь (половину лабораторной ложки) и сахар (одна лабораторная ложка). К раствору щёлочи добавьте раствор марганцовки и наблюдайте быстрое изменение цвета.
Почему раствор меняет цвет? Глюкоза (сахар) при состоянии зелёного цвета восстанавливает марганцовку до красного, а потом до жёлтого цвета.
Опыт №3. «Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
К доске приглашают смелого зрителя. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает. «Йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
Опыт 4. «Фараоновые змеи»
На асбестовую сетку кладем таблетки сухого горючего, а сверху таблетки глюконата кальция поджигаем, и смотрим как маленькая таблетка превращается в десятисантиметровую змею.
Опыт 5 «Лавовая лампа»
В колбу шаливаем ½ воды и подкрашиваем красителем пищевым. Сверху наливаем ½ масла, слушаем удивлённые вопросы – почему масло с водой не смешиваются? Кидаем шипучую таблетку аспирина и наблюдаем за красивым процессом.
Подкрашенная вода будет пузырями подниматься и лопаться в масле.
Заключительная часть.
Учитель : Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились!
Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!