Воспитательский час – праздник
«Хлеб – всему голова»
Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и труду землепашца, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, какой большой труд множества людей стоит за этим, научить ценить труд людей от земли.
Подготовить: текст пригласительных билетов; написать лозунги, нарисовать плакаты для оформления помещения; оформить выставку репродукций – картин на тему «Слава тем, кто хлеб растил»; Оформить подборку «Пословицы и поговорки о хлебе и хлебопашцах»; оформить выставку хлебобулочных изделий; подготовить «колоски»
(эмблемы) участникам праздника; пригласить на праздник гостей: представителей тружеников сельского хозяйства, учителей, родителей, ребят из подшефного детского сада, попросить их подготовить рассказ о памятных случаях в своей жизни, связанные с хлебом.
Оформление сцены и зала. На сцене стол с караваем и колосьями. На стене – лозунги и плакаты: «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил», «Хлеб миллионов работников труд. Хлеб береги, как жизнь берегут», «Я внук хлебороба, я сын хлебороба, а завтра я сам хлебороб». На видном месте у входа подборка пословиц и поговорок о хлебе:
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Плох обед, коль хлеба нет.
Колос к колоску – целый сноп.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не надо храбриться, коль не знаешь, как хлеб родиться.
Кто любит труд, того и люди чтут.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Рядом с пословицами выставка репродукций картин художников по теме, выставка хлебобулочных изделий.
Дети встречают гостей у входа в зал, вручают им эмблемы праздника – колоски. Классный руководитель представляет гостей. Затем учитель истории рассказывает об истории хлеба, о древних и современных способах его возделывания, об исследовательских работах в области сельского хозяйства с использованием презентации, ИКТ. Далее – литературно – музыкальная композиция.
На сцену выходят двое ведущих в национальных костюмах с большим караваем на вышитом рушнике и снопами пшеницы, а также чтецы.
1 ведущий: (читает стихотворение чувашского поэта В. Давыдова – Анатри «Хлеб»).
Человек!
Ты истину познай:
Хлеб, что на столе - Оберегай.
Не кроши его!
Священ он
Если с хлебом –
Ты уже силён.
Хлеб – источник
Радости, добра;
Золота дороже,
Серебра.
Если в поле колос в полный рост –
Доберёшься до Луны,
До звёзд.
Хлебом кормиться
Весь белый свет.
Ничего дороже хлеба нет!
2 ведущий вручает каравай гостям:
Слава миру на Земле!
Дети: Слава!
Вед: Слава хлебу на столе!
Дети: Слава!
(В зале дети поднимают колоски пшеницы – эмблемы).
1 чтец:
У народа есть слова:
Хлеб всей жизни голова.
2 чтец:
«Хлеб - всему голова» -
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава –
Хлеб - всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва,
Всюду нам с ним светло:
Хлеб - всему голова.
Правда у нас в дому
Будет всегда жива:
Мир – это хлеб всему.
Хлеб - всему голова.
3 чтец:
Славится он первый на земле,
Славится он первый на столе.
Ветер его холит, холят степи,
Пред гостями он лежит парной,
Ситный, белый, черный и ржаной –
Круто жизнь замешана на хлебе.
4 чтец:
К хлебу всё имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему.
5 чтец:
Есть пословица в народе
«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».
Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда..
6 чтец (читает наизусть рассказ Н. Сенченко «Хлеб святой») – смотри книгу Ухъянкина С. П., Павлова И. В. «Уроки хлеба». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.- с. 131.
7 чтец:
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в этом зёрнышке
Вложено труда,
Знает только солнышко, ветер и вода.
Перед ним на цыпочках
Тракторист шагал,
В сеялки и бороны
Трактор запрягал.
Перед ним малюсеньким,
Крошечным зерном,
Долго думу трудную думал агроном…
8 чтец:
Положит в землю Человек зерно.
Прольётся дождь – зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И Человек их с поля уберёт.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
По совести достанется кусок.
Зато великодушней не найдёшь,
Чем Борозда и Солнце, Снег и Дождь:
Свои ломти от щедрой доброты
Уступят малышам таким, как ты.
9 чтец:
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.
(Звучит песня «Поле, русское поле» - муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф).
1 вед:
Хлеб и хлебороб ценились всегда и везде.
(Выходит богатырь – землепашец в старинном крестьянском костюме. На плече у него макет «сошки кленовой»).
2 вед:
Ай, же ты, оратай-оратаюшка!
Как-то тебя да именем зовут, Как величают по отчеству?
Богатырь - землепашец 1:
Ржи накошу, в скирду складу,
В скирды складу, да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу,
Драни надеру, да пива наварю, Пива наварю, да мужиков напою,
Станут мужички меня покликивати:
Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
(На «коне» выезжает другой богатырь).
1 вед:
Ты чей такой дородный добрый молодец,
Тебя как–то молодца зовут по имени,
Величают удалого да по отчеству?
Богатырь 2:
Есть я со славного из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова,
Ай, по имени меня зовут Илья Муромец,
По отцу – то величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
2 вед:
Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всём мире. Но все ли из нас знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал в себя труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдёт речь на нашем празднике.
(На сцене появляются «первобытные» люди. Примитивной мотыгой обрабатывают они землю и как результат скудный урожай зерна и много кропотливого труда).
1 вед:
Каравай хлеба не свалится с неба.
2 вед:
Хлеб потом даётся.
1 вед:
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
2 вед:
Крестьянскими руками хлеб всем добывается.
1 вед:
Хлеб сегодня на земле – завтра на столе.
2 вед:
Хочешь узнать цену хлеба - посчитай мозоли на руках хлебороба.
1 вед:
Где хлебно и тепло, там и жить добро.
(Далее следует сцена из жизни Древнего Египта. «Египтяне» показывают короткие сценки, воспроизводящие земледельческий труд.
Вслед за ними выходят греческие народные сказители – аэды с кифарами в руках. Они нараспев рассказывают миф о богине плодородия Деметре.
Далее на сцене появляются дети с колосками – это «золотое поле пшеницы». В такт музыке они наклоняют колосья то вправо, то влево, и кажется, что ветер колышется над полем. Гости, дети из детского сада, исполняют танец колосков).

(И вот на «поле» появляется комбайн – это ребята старшеклассники, держа над собой изображение машины, вертя ножи комбайна, сделанные из легких реек, ножи оклеены фольгой. Затем ребята выносят «чашу изобилия», наполненную овощами, фруктами, украшенную колосьями хлебных злаков.
Звучит «Гимн хлебу» - сл. В Бокова, муз. А Тумашева.
Выходит празднично украшенная колонна детей, впереди идёт Урожай. На нём жёлтый костюм, украшенный васильками, подпоясан он сплетёнными колосками пшеницы. За Урожаем на импровизированной телеге движется «сноп», перевязанный цветной лентой. От него идут другие цветные ленты, концы которых держат девочки с венками из колосьев на головах. Замыкает шествие хор. Девочки и мальчики в народных костюмах. В руках у них макеты сельскохозяйственных орудий: серпы, косы, грабли. Также с другой стороны сцены выходят дети в костюмах хлебных злаков. Вместе с ними на сцену поднимается учитель биологии и представляет презентацию о разнообразии зерновых культур, вместе с ним выступают дети.).
Пшеница:
Дайте выступить пшенице,
Той, что в поле колосится.
Посмотрите на зерно,
Вот каким взросло оно!
Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится,
Если сразу всё зерно
В место высыпать одно,
Можно в звёздные миры
Заглянуть с такой горы.
Рожь:
Самая выносливая из всех хлебных злаков это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь не только хлеб, но и спирт, и крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают маты для парникового хозяйства, используют солому ржи и как сырё для производства бумаги, строительных плит, пластмассы.
Кукуруза:
Я крупа и маргарин, я мука и желатин,
Каучук и ацетон, и тройной одеколон.
Я резина и асбест, киноплёнка, майонез,
Я вискоза и крахмал, и любой материал!
Ячмень:
Я крупяное и хлебное растение.
Моя мука в смеси с пшеницей даёт отличный хлеб! Я незаменимый корм для животных, прекрасное сырьё для пива и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.
Просо:
Просо – главная крупяная культура. Я очень полезна.
Вкусны, например, блины из моей муки. Пшено – хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.
Рис:
Я кормилец Востока. 200 млн. га на пяти континентах заняты рисом. Рис кормит половину человечества. Для многих народов рис- одна из древних культур и основа национальных блюд. Из риса получают крахмал, спирт, пудру. Солома идёт на корм животным, на получение бумаги и различных промтоварных изделий.
Дети из хора:
1.Слава тем, кто потрудился
Над кормилицей – землёй,
Кто не трутнем в мир явился,
А работницей – пчелой!
2.Знать решили мы недаром:
Хлеборобы – мастера.
Чтоб ломились все амбары
От добытого добра,
Убирай урожай!
Да нагружай, нагружай!
3.Да нагружай – наступили сроки.
Эй, урожай наш, урожай, урожай высокий!
Обмолотим всё как нужно,
Ни зерна не пропадёт!
Потому что очень дружный
И надёжный мы народ.
(Звучит «Урожайная» И. Дунаевского).
Дети (поют хором):
Как мы осенью собрали
Небывалый урожай.
И на праздник урожая
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
(Девочки в народных костюмах выносят каравай хлеба и угощают всех гостей).
4. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – тёплый золотистый, словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье – наша сила, В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дети (хором):
Ура караваю!!!
1 вед:
А теперь потешат вас
Хлебные изделия.
(Выбегает Булка с маком, поёт и танцует под русскую народную мелодию).
Булка:
У меня подружки –
Сдобные ватрушки,
У меня от мака
На лице веснушки.
(Выбегают Ватрушки, поют и танцуют под чувашскую народную мелодию).
Ватрушки:
Мы весёлые ватрушки-
С сладким творогом ватрушки,
Обойди хоть целый свет,
А вкусней нас к чаю нет.
(Подбоченившись выходят Бублики и Калачи, танцуют, читая речитатив под рэп).
Бублики и Калачи:
А мы только из печи –
Бублики и калачи…
(За сценой слышно, как кто-то поёт басом).
2 вед:
Это кто поёт там басом?
(Выходит бочонок с квасом).
А! Бочонок с хлебным квасом!
Нет в жару его дороже,
Он из хлеба сделан тоже.
(Бочонок кружится под вальсовую музыку).
Печенье:
Сделайте одолженье –
Съешьте печенье.
Пирожное:
Я – сладкое пирожное,
Кушанье очень нежное-
Любят меня девочки,
Малыши и мальчики.
Торт:
Я – торт с кремовой начинкой,
С шоколадной спинкой.
(«Хлебобулочные изделия» исполняют коллективный танец – хороводную).
1 вед:
А теперь мы повторим,
Чтоб вы не забыли:
Слава хлебу и рукам,
Что его растили!
2 вед:
Слава хлебу и рукам,
Что его растили!
Все (хором):
Слава! Слава! Слава!
1 вед:
Известному полеводу Т. С. Мальцеву принадлежат слова: «Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную. И восторгаются этим, что, в общем-то, справедливо. А вот о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать».
2 вед:
Слишком уж иногда мы транжирим его! Не доел булочку или пирожок -и выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник. Хлебные куски можно видеть везде: на полу в столовой, на тротуаре, в подъездах домов, на улице. Неуважительно относятся к хлебу не только дети, но и некоторые взрослые.
Классный руководитель:
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй, ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс
Земле, на которой родился и рос.
(Звучит песня «Родимая земля, дороже нет земли»)
Как быть с выброшенным ломтиком? Неужели мы не в силах навести порядок? Прежде всего, начни себя – старайся брать хлеба столько, сколько сможешь съесть, не наешься – возьмешь ещё. А если ты еже сыт, а недоеденный хлеб остался, то используй его
по-хозяйски – в дело.
Сейчас в нашей стране много хлеба. И всё-таки давайте будем беречь его, ибо цена трудов и забот, затраченных на его производство, неизмеримо велика. Каждый раз, беря кусок хлеба в руки за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты не встретил их, поклонись низко в знак уважения.
(Представление гостя – труженика села. Он расскажет свою трудовую биографию и истории о хлебе из его жизни).
Главный итог везде и во всём – итог труда. Итог труда хлебороба – зерно, хлеб. Хлеб – всему голова. Хлеб – всегда радость. Большой хлеб, богатый урожай – радость вдвойне.
На фоне тихой музыки звучат слова:
Золотеет простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течёт рекою,
Чтобы сделаться мукою.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Мини – проект: составление памятки, выполнение проекта плаката о бережном отношении к хлебу. Групповая работа, защита своих проектов).
Викторина:
Назови известные тебе зерновые культуры.
Когда производят их посадку?
Что такое озимые?
Перечисли старинные орудия труда.
Перечисли современные сельскохозяйственные машины.
Какие ты знаешь марки тракторов?
Кто их делает?
Какие марки комбайнов ты знаешь?
Кто их делает?
Назови профессию человека, работающего на тракторе.
Назови профессию человека, работающего на комбайне.
Когда в России появился первый комбайн и кто его изобрёл?
Как по легенде звали древнего чувашского богатыря – землепашца?
Кого называют хлеборобом? Почему?
Кто выпекает хлебобулочные изделия?
Назовите известные вам сказки о хлебных изделиях?
Какое хлебобулочное изделие можно встретить на проводах зимы – Масленице?
Почему блин круглой формы?
Почему у печеного хлеба образуется корочка?
Назови антоним к прилагательному в словосочетании «свежий хлеб»
Почему хлеб черствеет?
Что можно приготовить из чёрствых корок?
Из чего пекут каравай?
Как получается мука?
Где её делали раньше?
Как называется хранилище зерна?
Где хранили зерно в старину?
Расскажи, как пекут хлеб.
Назови известных ученых, преобразователей земли.
Где можно познакомиться поближе с выдающимися достижениями сельского хозяйства?
Назови известные тебе народные пословицы и поговорки о хлебе и хлеборобах.
Участникам за правильные ответы раздают сушки, которые подвешивают в связки на шею участникам. Победитель тот, кто сумеет набрать их больше всего. Ему вручается поощрительный приз – сладкий пирог.
(В заключении играем в народную игру «А мы просо сеяли», водим большой хоровод «Испекли мы каравай», где принимают участие все участники праздника).
Ведущие приглашают всех в столовую, начинается чаепитие.