СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хочу всё знать для 6-8 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для одарённых учащихся 6-8 класса

Просмотр содержимого документа
«Хочу всё знать для 6-8 классов»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский Самарской области



Согласовано

Заместитель директора по УВР:

__________________________ Соловьёва Е.В.

« »_____________ 2021г.


Утверждено приказом по школе

№ 196-ОД от «30» августа 2021г.


Директор школы: ____________Харымова Л.Н.


Рассмотрено

на заседании МО классных руководителей

Протокол №___от ___________2021г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Хочу всё знать»

для одарённых учащихся 6,7,8 классов

на 2021-2022 учебный год



Составитель Измайлова Светлана Николаевна




Ст. Клявлино

2021 год


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

4. Письмо Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

5. Письмо Минобрнауки Самарской области от 17.02. 2016 г. № МО-16-09-01,173 ТУ « О внеурочной деятельности»;

6.Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»


Программа состоит из следующих разделов:

Пояснительная записка

Место учебного предмета в учебном плане

Планируемый результат реализации программы

Требования к уровню результатов освоения учащимися курса

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

Список используемой литературы

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

Приложение 2. Практические задания для 7 класса

Приложение 3. Практические задания для 8 класса



Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в приоритетном национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 7-8 классов предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей.

Цель программы – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, окружным, региональным и всероссийским), участие в конференциях и творческих конкурсах.

Работа с одарёнными учащимися решает следующие задачи:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся.

Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются модули в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. В каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.


Реализуемые формы и приёмы работы:

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.

2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных и межпредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

5. Задания исследовательского характера с использованием учебников, толковых словарей.

6. Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала на материале басен И.Крылова, лирики русских поэтов.

7. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.


Функции учителя:

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.

Виды занятий с талантливыми учениками.

1. Решение олимпиадных заданий.

2. Создание проектов.

1) Творческих. Например:

- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию личного творчества.

2) Исследовательских. Например:

- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

3) Информационных. Например:

- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”

- Подготовить доклад о русских лингвистах.

- Подготовить проект на тему “Достопримечательности ст.Клявлино”, используя фотографии и архивные документы.

4) Практико-ориентированных. Например:

- Выпустить “Словарь диалектных слов Клявлинского района”.

- Подготовить альманах “Писатели и поэты земли Самарской”.

3. Написание творческих диктантов.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7. Работа по карточкам, с перфокартами.

8. Подготовка творческих работ.




Место учебного предмета в учебном плане


Срок реализации программы – три года. Программа рассчитана на 170 часов: 68 часов в 6 классе (2 часа в неделю), 34 часа в 7 классе (1 час в неделю), 68 часов в 8 классе (2 часа в неделю)


Планируемый результат реализации программы


Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

Показателями эффективности реализации программы работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью (анкеты)

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология»

  • Повышения уровня владения детьми социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.

  • Развитие исследовательских навыков обучающихся


Требования к уровню результатов освоения учащимися курса


УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути её достижения

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать трудности и свои возможности, преодолевать их.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическоерассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.






Содержание программы

6 класс


Организационное занятие. Дорога к письменности (2ч).

Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности». (1ч)

Раздел 1

Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) - 14 час.

Тема 1. Язык – вековой труд поколений (4ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукционна лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (2ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Тема 3. Не все годится, что говорится. (4ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (4ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) - 6 час.

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (2ч.)

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (2ч.)

Тема 3Фонетический КВН. (2ч.)

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 18 ч.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (6 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа«Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Различай и отличай. (4 час.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (6 час.)

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Тема 4. Что в имени тебе моем? (2 ч.) Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 14 ч.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (8 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (6 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Раздел 5

Речевой этикет -12 ч.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (2 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 2. В многословии не без пустословия. (4ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

Тема 3. По речи узнают человека. (4ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (2ч.)

Раздел 6

Итоговое занятие. (2ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!».


7 класс


I.Блок занятий по фонетике и орфографии (3 часа)

Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

Позиционная смена гласных и согласных звуков.

Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм.

Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.

II.Блок занятий по лексике, этимологии и фразеологии (4 часа)

Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.

Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.

Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.

Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис).

Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.

Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная

окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

III. Блок занятий по словообразованию (2 часа)

Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда.

IV. Блок занятий по морфологии (4 часа)

V. Блок занятий по синтаксису (4 часа)

VI. Блок занятий по комплексному анализу текста (8 часов)

VII. Блок занятий по подготовке к участию в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (9 часов)


8 класс


Раздел 1. Грамматика.

Блок занятий по углубленному изучению синтаксиса (7 часов)

Раздел 2. Творим. Практикуем (61час)

Блок занятий по комплексному анализу текста (7 часов)

Блок занятий по подготовке проектов (10 часов)

Блок занятий по подготовке к участию в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (10 часов)


Учебно-тематическое планирование занятий

6 класс (68 часов)

Тема

Количество часов

Организационное занятие. Дорога к письменности

2

Раздел 1. Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)

14

Раздел 2. Секреты устной речи (Фонетика. Орфоэпия)

6

Раздел 3. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология)

18

Раздел 4.Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис).

14

Раздел 5. Речевой этикет

12

Раздел 6. Итоговое занятие

2

Общее количество часов

68


7 класс (34 часа)


Теоретический блок

Содержание основных вопросов занятий

Практический блок

Виды самостоятельной работы учащихся

  1. Блок занятий по фонетике и орфографии (3 часа)

1.Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

2.Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

Позиционная смена гласных и согласных звуков.

3.Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм.

Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.

Выполнение олимпиадных заданий по орфоэпии.


II. Блок занятий по лексике, этимологии и фразеологии (4 часа)

1.Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.

Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.

Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.

Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис).

2.Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.

3.Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная

окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

4.Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

Практические занятия по лексическому и стилистическому анализу текстов с привлечение словарей синонимов, антонимов, омонимов, краткого этимологического словаря.

Выполнение олимпиадных заданий.

  1. Блок занятий по словообразованию (2 часа)

1.Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Морфологические и неморфологические способы словообразования. 2.Словообразовательные цепочки и гнезда.

Словообразовательный анализ слова (практическая работа с применением словообразовательного словаря).

Выполнение олимпиадных заданий.


IV. Блок занятий по морфологии (4 часа)

1.Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных.

2.Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

3.Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.

4.Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

Выполнение олимпиадных заданий.

V. Блок занятий по синтаксису (4 часа)

1.Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

2.Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

3.Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.

4.Сложные синтаксические конструкции.

Синтаксический анализ текста (практические задания).

Выполнение олимпиадных заданий

VI. Блок занятий по комплексному анализу текста (8 часов)

1.Определение текста, его особенности.

2-3.Структура комплексного анализа текста.

4.Понятия темы и идеи текста.

5.Типы речи и их характеристика.

6.Нахождение ключевых слов в тексте.

7-8.Виды связи предложений в тексте.

Практические задания по комплексному анализу текста.


VII. Блок занятий по подготовке к участию в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (9 часов)

1-9.Решение олимпиадных задач, подготовка творческих работ.


Практическое участие в олимпиадах, конференциях и т.п.


8 класс (68 часов)


Теоретический блок

Содержание основных вопросов занятий

Практический блок

Виды самостоятельной работы учащихся

Раздел 1. Грамматика.

Блок занятий по углубленному изучению синтаксиса (7 часов)

1. Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

2.Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

3-4.Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

5-6.Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.

7.Сложные синтаксические конструкции.

Синтаксический анализ текста (практические задания).

Выполнение олимпиадных заданий

Раздел 2. Творим. Практикуем (61 час)

Блок занятий по комплексному анализу текста (13 часов)

1.Структура комплексного анализа текста. 2-4.Понятия темы, проблемы, идеи текста.

5--9.Анализ языковых средств выразительности. 10-13.Аргументация собственного мнения по отношению к поднятой проблеме.

Практические задания по комплексному анализу текста.


Блок занятий по подготовке проектов (24 часа)

1-14.Исследовательский проект

15-24.Практико-ориентированный проект

Сбор материала для проектов

Блок занятий по подготовке к участию в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (24 часа)

1-24. Решение олимпиадных задач, подготовка творческих работ.


Практическое участие в олимпиадах, конференциях и т.п.





Список литературы

1.Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку. – Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 285 с.

2. Внеклассная работа в школе. Русский язык 5-9 классы. Волгоград «Учитель», 2018.

3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва. «Айрис-пресс», 2017.

4.Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.2 / А.М.Камчатнов, С.И.Львова, О.М.Александрова и др.: под ред. А.М.Камчатнова.- М.: Просвещение, 2009. - 112 c.

5.Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. Москва: «Глобус», 2018.

6. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград: «Учитель» 2019.

7.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос, 2000.

















Приложение 1


Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Дата

Дата

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся


Планируемая

Скорректированная


1



Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

2

Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкеты.

Беседа.





Раздел 1

14



2



Тема 1. Язык – вековой труд поколений

4


Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.





1.1. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.


2


3



1.2 Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Составление словарной статьи.


4



1.3 Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

Составление мини-сборника пословиц и поговорок.





Тема 2.Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

2



5



2.1 Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

2

Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности; исследование художественных произведений.




Тема 3. Не все годится, что говорится.

4




6



3.1 Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?».

2

Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах.


7



3.2 «Крылатые выражения» и «афоризмы».

2

Анализ текста. Работа в парах. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».





Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

4




8



4.1 Фразеологизмы – синонимы и антонимы.

 Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы».

2

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.


9



4.2. Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях.


2

Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»).







Раздел 2

6






Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.

2

Конкурс скороговорок.


10



Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

2

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.


11



2.1. Орфоэпические нормы русского языка. 

2.2. Орфоэпическая эстафета.


Составление орфоэпического словника для учеников.


12



Тема 3. Фонетический КВН.

2

Соревнования в знаниях.





Раздел 3

18








Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!»

6




13



1.1 Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

2

Составление таблицы «Суффиксы существительных».


14



1.2 Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

2


Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.


15



1.3 Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

2


Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.






Тема 2. Различай и отличай.

4



16



2.1 Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

2

Составление схемы-алгоритма; составление тестов.


17



2.2 Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

2

Выполнение тренировочных упражнений на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.





Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

6



18



3.1 Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.

3

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.


19



3.2 Проект «Кто командует корнями?»

3

Защита проекта





Тема 4. Что в имени тебе моем?

2



20



4.1 Устный журнал «История появления имён».

1

Овладение основными понятиями антропонимики.

Выполнение проекта о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

Составление словаря имён.


21



4.2 Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».

1






Раздел 4

14







Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

8



22



1.1Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

2

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

23



1.2 Мультимедийный урок «Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных».

2

Конструирование и редактирование текста.

24



1.3 Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

2

Создание ребусов, защита проекта.

25



1.4 Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматичес

кий турнир «Узнай меня!».

2

Комплексный анализ текста.




Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна.

6


26



2.1 Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

2

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

27



2.2 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

2

Решение и составление метаграмм, анаграмм, лингвистических загадок, кроссвордов.

28



2.3 Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему.

2

Презентация.



Раздел 5.

12




Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

2



29



1.1 Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

2

Освоение общих правил телефонного разговора.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.





Тема 2. В многословии не без пустословия


4



30



2.1 Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

2

Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

31



2.2.Плеоназм. Скрытая тавтология.

2


Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога.



Тема 3. По речи узнают человека

4


32



3.1 Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

2

Практическая отработка умений вести диалог, использование речевых поддержек в разговоре.

33



3.2 Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки. Проект «Этикетные слова моей семьи».

1

Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре. Защита проекта.

34



3.3 Лингвистический бой «Знатоки речи».

1

Разыгрывать ситуации.

Раздел 6 2

35



Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

2


Демонстрация знаний учащихся. Защита проекта.



Календарно-тематическое планирование

7 класс


№ уро

ка

Наименование раздела,

темы

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

по плану

фак

тически


Фонетика и орфография


3




1

Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1

Фонетический разбор



2

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1

Фонетический разбор



3

Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1

Анализ лирических текстов А.Пушкина, М.Лермонтова



4-5

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

Контроль знаний.

2

Выполнение олимпиадных заданий




Лексика, этимология и фразеология


4




6

Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1

Анализ художественных текстов.



7

Процессы архаизации и обновления русской лексики.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1

Составить словарик «Неологизмы в речи современного человека»



8

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1

Составить словарик «Фразеологизмы в речи современного человека»



9

Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

Формирование новых знаний.

Практикум.

1




10-11

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

Контроль знаний.

2

Выполнение олимпиадных заданий




Словообразование


2




12

Морфемный анализ слова.

Практикум.

1

Морфемный анализ слов



13

Словообразовательные цепочки и гнезда.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Составление словообразовательных цепочек и гнезд.



14-18

Исследовательский проект «О чем может рассказать слово «школа»?

Подготовка к научно-исследовательской конференции и участие в ней.

Практикум.

Участие в конференции на конкурсной основе.

5

Исследовательская деятельность.

Участие в конференции.




Морфология


4




19

Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Составление таблицы по теме занятия. Подбор примеров для заполнения



20

Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

Практикум

1

Анализ заимствованной лексики



21

Историческая морфология.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Анализ текста



22

Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Анализ слов категории состояния.




Синтаксис


4




23

Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



24

Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



25

Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



26

Сложные синтаксические конструкции.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений




Комплексный анализ текста


8




27-28

Определение текста, его особенностей. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика.

Формирование новых знаний.

Практикум

2

Анализ текста



29-31

Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

Формирование новых знаний.

Практикум

3

Анализ текста



32-34

Комплексный анализ художественного текста

Закрепление знаний.

Практикум.

3

Анализ текста



Календарно-тематическое планирование

8 класс


№ уро

ка

Наименование раздела,

темы

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

по плану

фак

тически

Раздел 1. Грамматика. (7 часов)


Синтаксис


7




1

Простое предложение, его грамматическая основа.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



2

Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



3

Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



4

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



5

Неполные предложения

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



6

Синтаксический разбор предложений.

Контроль знаний

1

Выполнение олимпиадных заданий по теме



7

Сложные синтаксические конструкции.

Формирование новых знаний.

Практикум

1

Синтаксический разбор предложений



Раздел 2. Творим. Практикуем (61час)

8-31

Олимпиады по русскому языку

Контроль знаний

24

Выполнение олимпиадных заданий




Комплексный анализ текста


13




32-37

Комплексный анализ художественного текста

Формирование новых знаний.

Практикум

6

Анализ художественного текста



38-44

Комплексный анализ публицистического текста

Формирование новых знаний.

Практикум

7

Анализ публицистического текста




Проектная деятельность


24




45-48

Исследовательский проект «Синтаксис простого предложения на основе анализа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Практикум.


4

Исследовательская деятельность.




49-52

Практико-ориентированный проект

«Материал по русскому языку для подготовки к ОГЭ»

Практикум.


4

Исследовательская деятельность.




53-56

Информационный проект

«Достопримечательности ст. Клявлино»

Практикум.


4

Исследовательская деятельность.




57-68

Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции.

Практикум.

Участие в конференции на конкурсной основе.

12

Исследовательская деятельность.

Участие в конференции.













Приложение 2


Практические задания для 7 класса


Раздел «Фонетика и орфография».

1.Расставьте ударения в словах:

Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.

2.На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?

А) Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Б) Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя,

О как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

3. Какие фонетические средства использует автор для создания
художественного образа, настроения в стихотворении?

Терек воет, дик и злобен. Меж утесистых громад. Буре плач его подобен. Слезы брызгами летят

Но по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

М. Ю. Лермонтов.


Раздел «Лексикология и этимология»

1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не сель Минервы Росской храм?

На сель Элизиум полнощный.

Прекрасный Царско-сельский сад.

Где, льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад?

Увы! Промчалися те времена златые

Когда под скипетром великия жены

Венчалась славою счастливая Россия.

Цветя под кровом тишины!

А. С. Пушкин

2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите

их вид. Какова их стилистическая нагрузка?

К тому же они так непорочны.

Так величавы, так умны.

Так благочестия полны.

Так осмотрительны, гак точны.

Так непреступны для мужчин.

Что вид их уже рождает сплин.

А.С.Пушкин

3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блад

Вознесся пышно, горделиво.

А.С.Пушкин

4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.


Раздел «Словообразование»

Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.

Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о

нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.

Можно ли считать данны6е слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.

Сошлись – разойтись


Раздел «Морфология»

1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.

Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.

2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.

Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.

Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.


Раздел «Синтаксис»

1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.

а) А у нас тишь да гладь.

Божья .благодать.

А у нас - светлых глаз

Нет приказу подымать

А.Ахматова.

б) Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души.

Я здесь остался б - наслажденье

Вкушать в неведомой тиши. . .

А.О. Пушкин.

2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.

А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.

6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?

в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.

а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.

6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.

в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.

г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.


4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по струтуре односоставными предложениями.

а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.

б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,

в) Волокли его на волокушке. Навлили ватники - озноб.

Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.

Помимо серьезных, Ольга Анатольевна старается давать зад шиш занимательной и шутливого характера.

Вот пример одного из них. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».

Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер, .застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь.



Приложение 3

Практические задания для 8 класса

1. Материалы для практико-ориентированного проекта по подготовке к ОГЭ.

1.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..рзлота, ут..пический, в..рсистый

2) б..сиком, приг..рать, ок..ймлять

3) м..ндариновый, ав..нтюра, благораспол..жение

4) обог..щение, к..снувшись, компр..мисс


2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) приб…ру, накл…нился, ог…рчился

2) г…ревать, приг…рел, г…ристый

3)заст…лю, неук…снительно, непром…каемый,

4) пл…вец, обм…кнуть, соч…тание


3. В каком во всех словах пишется одна и та же буква?

1) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

2) по..веска, по..зарядка, пре..посылка

3) пр..легать, пр..морье, пр..ступник

4) и..каженный, ни..послать, бе..жалостный


5.В каком ряду во всех словах пропущена буква и

1).пр…мущество, пр…вилегия, пр…даное

2)пр…видение, пр…ображение, пр…брежный,

3)пр…тронуться, пр…ободриться, пр…морский,

4)непр…ступный, пр…ступить к делу, пр…ступить закон


4. В каком во всех словах пишется одна и та же буква?

1) ц..ган, тромбоц..т, ц..кнуть

2) ж..лудь, ж..стче, ч..тко

3) ц..линдр, ц..ркуль, ц..пленок

4) ш..колад, ш..в, ч..лн


5. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) в..едливый, из..явить, д..яволица

2) с..ябедничать, с..язвить, об..ятия

3) полын..я, руж..е, сен..ор

4) фел..етон, рел..еф, суб..ект


6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не) кого позвать в гости.

2) Взору открылись (не) высокие пирамиды.

3) Солнце, еще (не) скрытое облаками, освещает мрачную тучу.

4) Речка (не) большая, но очень быстрая.


8.В каком варианте правильно указаны все цифры , на месте которых пишется буква И?

Как н(1) требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3) простившись, чтобы н(4) разжигать понапрасну обиды.

1) 1,2,4

2)2,3

3) 1,4

4)3,4


9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) пол(?) луны, пол(?) арбуза, пол(?)Урала

2) выпукло(?) вогнутый, жаро(?)понижающий, жар(?)птица

3) жизне(?)радостный, жук(?)носорог, газо(?)снабжение

4) одет по(?)зимнему, по(?)весеннему небу, мало(?)помалу


2. Материал для карточек.

1. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Расст…лается д…лина, выск…чить из зар…слей, проп…лоть р…стения, возр…ждение ум…равшей отр…сли хозяйства, насл…ждаться бл…стящим тв…рением,зам…реть от восх…щения, неср…вненный пл…вец, соб…рать домашнюю утв…рь, несчастные пог…рельцы, з…ря разг…рается,укл…ниться от сражения, попл…вок подск…чил, морские водор…сли,ск…кать на лошади в Р…стов,впеч…тления ст…раются, проч…тать закл…нание, обм…кнуть в сметану, непром…каемое пальто, распол…житься на р…внине, разр…внять грядку, раств…римое вещество, заж…гает огонь, выб…рает с пон…манием, предл…жить распол…гаться. 



2.Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Безвес..ный, безлопас..ной, бескос..ный, гнус..ный, дерзос..ный, доплес..нуть, захолус..нуй, ислан..ский, кос..лявый, мес..ность, наперс..ник, опас..ный, ровес..ник, нашес..вие, сладос..ный, сочу..ствие, праз..нество, окрес..ный, извес..ный, горес..ный, високос..ный, ревнос..ный, благос..ный, праз..ный, совес..ливый, дилетан..ский,

ярос..ный.


3. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Непр…одолимые пр…грады, непр…рекаемый авторитет,пр…взойти товарища, пр…возмоч(?) боль, пр…тендент на победу в соревновании…, пр…винтить колпач…к, пр…свис(?)нуть от уд…вления, пр…чудливое изображение, пр…емник пр…зидента, пр…ступить к и…полнению, пр…кл…нить голову к плечу, пр…кл…няться перед красотой, непр…ходящие ценности, жизнь без пр…крас, пр…ткрыть с…ёмную крышку, пр…озёрный береж…к, пр…успевать в математике, бе…предельная р…внина, в пр…красной д…лине, пр…бавить в весе.

 

4.  Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Прои…шедший инц…дент, бе…смысленное об…яснение, бе…молвные д…лины, бе…вкус(?)ный крыж…вник, бе…пр…рывные из…скания, бе…заботная девч…нка, в…гляд и…подтишка, бе…тактный поступок, ра…гадать кроссворд, …бивчивый ответ, чре…мерные требования, чере…чур сложная ситуац…я, и…чезнуть бе…следно, бе…звучно точ(?)ный ра…чёт, неи…с…каемый и…точник, бе…спорное док…зательство., бе…совес(?)ный обман(?)щик.


5.  Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Заг…рать на берегу реч…нки, камыш…вые зар…сли, нач…нать зан…маться, галч…нок смеш…н, восхищ…ный ш…пот, остановиться на ноч…вку в д…лине, прод…раться через чащ…бу, завитая ч…лка,к…снуться реш…тки, бл…стательный дириж…р, ш…кировать поведением, бл…стящее ш…се, ч…рствый кусочек, обж…гся крапивой, деш…вая печ…нка, мощ…ная дорожка, вкус(?)ная туш…нка, прикас…ться плеч…м, отпер…ть ключ…м, лиш…н воображения, зам…рающий ш…пот, ситц…вая рубаш…нка.


6. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Ж…нглёр в ц..рке, круглолиц…й смуглолиц…й ц…ганенок, распол…гаться в тени акац…и, дворц…вая реш…тка, поляна зар…сла ц…корием, сестриц…н платок, ц…плячий пуш…к, учас(?)ники демонстрац…и, длинные ресниц…, куц…й хвостик, авиац…оный завод, надв…гающийся ц…клон, покупка облигац…и, опас(?)ная провокац…я, ц…ркуляц…я воды, выходит на ц…почках.


7.  Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Поляна зар…сла бур…яном, с…ёжился от прик…сновения, шампин…оны подр…сли, об…ём ц…линдра, сер…ёзная ошибка в предл…жении, с(?)экономить средства, неот…емлемые права,кинос…ёмка в павил…оне, п…едестал поч…та, заключить в об…ятия, вкус(?)ный бул…он, пред…юбилейные торжества, батал…он в ар…ергарде, об…единить усилия, раз…ярённая стихия, ш…к от ин…екц…и, изл…жить содержание фел…етона, в охотнич…ем домике, в…южной ноч…ю, от…явленный обман(?)щик.


8. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

Уш…л (не) далеко, (не) был в санатории, далеко (не) пр…ятель,(не) замешенный в преступлении…, (не) доброжелательный человек, (не)смотря на пр…пятствия, очень (не)красивый, (не)военнообяз…ый гражданин, волосы (не) ра…пуще…ы, а забраны в прич…ску, чайник (не)стеклянный, (не)обл…дающий тактом, (не)ответив на письмо, (не)менее километра, никогда (не)ссор(?)тесь,(не)продумав до конца, чув(?)вовал далеко (не)веселье, (не) веди себя (не)лепо, п…вадки (не) лис(?)и, (не) чувствуя никакой б…ли.


9. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.

1.Я (н…) когда (н…) одной строки в жизн… (н…) написал (н…) на русском языке.(И.С.Тургенев)

2.Ночью город облачается в защитн…ю темень. (Н…) искры, (н…) проблеска, (н…) полоск… света за стёклами окон, в щелях дверей. (Л.Кассиль)

3.Ветер резвый уснул на пути-(н…) проехать в лесу, (н…) пройти. (С.Есенин)

4.Куда (н…) сунься- всюду вода: усадьба как остров. (Л.Толстой)

5.Мне (н…) когда до сих пор (н…) случалось бывать (н…) в одном городе.( К.Чуковский)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!