ГПОУ «Енакиевское ПТМУ» ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. УСТАНОВКА УГЛОВ КОЛЕС. БАЛАНСИРОВКА
Выполнила
мастер п/о
Демкова М.В.
Устройство ходовой части
Рама и кузов являются костяком, к которому крепятся основные элементы подвески
Подвеска служит для смягчения неровностей и гасит колебания
Мосты служат для соединения двух колес, а также для осуществления опорной функции для остова автомобиля.
Колеса
Принцип работы ходовой части
Основную роль в создании комфортной езды, выполняет именно подвеска. Это устройство гасит колебания, возникающие от неровной поверхности.
Когда колесо попадает в яму – машина не должна перевернуться, это главная задача для подвески. Колесо опускается вниз, тем самым растягивая амортизатор, который крепится к подвеске. После выхода из ямы – амортизатор становится на прежнее место и находится там в процессе небольших колебаний.
Колеса соединены с подвеской наглухо с одной стороны, но с другой стороны – нет. Важно, чтобы автомобиль даже при небольших колебаниях дороги (спусках или подъемах) – шел ровно, поэтому подвеска, взаимодействуя с остальными частями, будет выполнять такую работу.
Ходовая позволяет автомобилю передвигаться, при этом создает комфортные условия для водителя и пассажиров.
Установка углов колес
Максимальный угол поворота
- угол, при котором повернется колесо машины при полностью вывернутом руле. Чем меньше он, тем больше точность и плавность управления. Ведь для поворота даже на небольшой угол потребуется лишь малое движение рулем.
Не стоит забывать, что чем меньше максимальный угол поворота, тем меньше радиус разворота автомобиля. Т.е. развернутся в ограниченном пространстве будет тяжело. Приходится, маневрируя между большим радиусом поворота и точностью управления.
Установка углов колес
Плечо обката
- это кратчайшее расстояние между серединой покрышки и осью поворота колеса. Если ось вращения и середина колеса совпадает, то значение считается нулевым. При отрицательном значении — ось вращения смещается наружу колеса, а при положительном — внутрь.
Для автомобилей с задним приводом рекомендуется плечо обката с нулевым или отрицательным значением. На практике, из-за конструкции машины, сделать это сложно, т.к. механизм не помещается внутрь колеса. Получается в итоге автомобиль с положительным плечом обката, который ведет себя непредсказуемо: руль при проезде по неровностям может вырывать из рук, при прохождении поворотов создается ощутимый момент, препятствующий равномерному движению.
Установка углов колес
Угол кастера
отвечает за динамическую стабилизацию управляемых колес. Он заставляет машину ехать прямо при отпущенном руле . Если на авто действует боковая сила (например, ветер), то кастер должен обеспечивать плавный поворот автомобиля в сторону действия силы при отпущенном руле. К тому же, кастер не дает машине опрокинуться.
Главная функция кастера — наклон колес в сторону поворота руля. Наклон колеса влияет на сцепление с дорогой, а значит на управляемость. Если машина двигается прямо, то колеса имеют наибольшее сцепление с дорогой, что обеспечивает для водителя быстрый старт и позднее торможение.
При повороте колеса, покрышка деформируется под действием боковых сил. Чтобы сохранить максимальное пятно контакта с дорогой, колесо тоже наклоняется в сторону поворота. Но нужно знать меру, ведь при большом кастере, колесо будет сильно наклоняться, и утратит тогда сцепление с дорогой.
Установка углов колес
Угол продольного наклона оси поворотной стойки
определяется величиной наклона верхнего конца оси назад от вертикали.
Благодаря продольному наклону оси колесо устанавливается так, что его точка опоры по отношению к оси поворота отнесена назад на определенную величину и колесо всегда стремится занять исходное положение. Эта величина является плечом боковой силы, возникающей при повороте, в результате чего создается стабилизирующий момент, который стремится повернуть колесо вокруг оси и вернуть его в исходное положение. Этим обеспечивается лучшая устойчивость и стабилизация управляемых колес при прямолинейном движении автомобиля.
Однако стабилизация управляемых колес зависит также от эластичности шин. Чем эластичнее шины, тем больше их деформация и момент, стремящийся повернуть колесо в нейтральное положение.
Установка углов колес
Поперечный наклон оси
определяется углом, образуемым осью стойки, верхняя часть которой отклонена внутрь, с вертикальной плоскостью. Отвечает за весовую стабилизацию управляемых колес. Этот угол также содействует улучшению стабилизации передних колес автомобиля, особенно при небольших скоростях движения.
Установка углов колес
Угол схождения колес
разность расстояний между внутренними поверхностями задней и передней частей шин. Необходим для обеспечения параллельного качения колес. угол схождения предохраняет колеса от проскальзывания при наличии люфта в сочленениях рулевых тяг, подшипниках колес.
Угол схождения
Существует два вида схождения:
положительное и отрицательное .
Для определения нужно провести две прямые линии вдоль колес автомобиля. Если эти линии пересекутся спереди машины, то схождение положительное, а если сзади — отрицательное.
При положительном схождении
При отрицательном схождении
авто едет неадекватно, рыскает из стороны в сторону
авто легче заходит в поворот, а также приобретет дополнительную поворачиваемость, при прямолинейном движении будет более устойчивым
Установка углов колес
Угол развала колес
это угол заключенный между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной оси автомобиля.
Бывает отрицательным и положительным. Если смотреть спереди автомобиля, и колеса будут наклоняться вовнутрь — это отрицательный развал. Если будут отклоняться наружу — положительный.
Угол развала колес
это угол заключенный между плоскостью колеса и вертикальной плоскостью, параллельной оси автомобиля.
Бывает отрицательным и положительным. Если смотреть спереди автомобиля, и колеса будут наклоняться вовнутрь — это отрицательный развал. Если будут отклоняться наружу — положительный.
Балансировка
Сначала выставляют кастер, потом развал и последним схождение. Также нужно следить, чтобы рулевое колесо стояло прямо (фиксируют).
Разность внутреннего и наружного углов поворота необходима для исключения проскальзывания колес при их повороте.
Неправильные установка углов развала, схождения и соотношение углов поворота колес приводят к тому, что в местах контакта колес с дорогой они не только продолжают вращаться, но и частично скользят по ней. Проскальзывание колес приводит к повышенному изнашиванию шин, дополнительным энергетическим затратам. Неточно установленные углы поперечного и продольного наклона оси нарушают стабилизацию колес. В связи с этим пятна контакта шин левого и правого колес располагаются неодинаково по отношению к проекции оси поворота на плоскость дороги.
На предприятиях автосервиса для определения углов установки колес используют:
- динамические (фиксирующие диагностические параметры вращающихся колес автомобиля)
- статические (для проверки углов установки колес неподвижного автомобиля) стенды.
Спасибо
за внимание !