СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Холокост. Сценарий внеклассного мероприятия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий расчитан на учащихся среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Холокост. Сценарий внеклассного мероприятия»

Кино. 1. Мальчик в полосатой пижаме.

2.И вот пришли туристы.

3.Бабий яр.

4.Сын Саула

5.Ида


Документальное кино:

1.Ночь и туман.

2.Самый порядочный

3.Наступит ночь.

4.Ян Карский

5.Шоа

https://youtu.be/kZKaK49vVbg


Классный час:

1.Почему 27 января? Освобождение Освенцима советскими войсками.

2.900 дней блокады.


Книги:

1.Ури Орлев «Беги, мальчик, беги!»

2.Кристина Хингер , Даниэль Пайснер «В темноте»

3.Джек Майер «Храброе сердце Ирены Сендлер»

4.Труди Бергер « Завтра не наступит никогда»

5.Эли Визель «Ночь»

6.Маша Рольникайте «Я должен рассказать».













Классный час – урок памяти

«Освенцим. Об этом нельзя молчать»

Цель: ознакомление учащихся с трагедией Холокоста, жертвами концлагеря Освенцим; воспитание уважения и сострадания к памяти жертв нацизма; развитие военно-патриотического воспитания у подрастающего поколения и любви к своей Родине.

Оборудование: презентация, рисунки узников Освенцима, свеча памяти.

https://youtu.be/kZKaK49vVbg



«Есть память, которой не будет забвенья.

И слава, которой не будет конца.»

Р.Рожденственский

Ход классного часа:

- …Сквозь зимние вьюги и вешние гулы,

под пристальным взглядом живущих людей

идут караулы, встают караулы

у памятников посреди площадей!

У скорбных надгробий встают, бронзовея.

И бронза становится цветом лица...

Есть память, которой не будет забвенья.

И слава, которой не будет конца

-1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.


- Холокост -  "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение".

«Холокост» - символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

 Холокост - массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств.


- Холокост — всесожжение, катастрофа…
В истории есть эпизод такой.
Когда невинность— под ботфортом,
Когда живой вдруг стал золой.

Такое не забудешь никогда,
Трагедию ничем ту не измеришь,
И слез не хватит, хоть соленая вода
Как индикатор горя с колыбели.

Не важно, сколько тебе лет,
Какой ты веры, роста.
Пусть память сохраняет след
О жертвах Холокоста.

-27 января 1945 года разведывательный дозор из состава советской 107-й стрелковой дивизии вышел из заснеженного леса в 70 километрах к западу от Кракова. Солдаты ехали верхом на маленьких лохматых лошадях с автоматами за спиной. Перед ними был Освенцим-Биркенау, самый мрачный символ современной истории. (Слайд 3 )


-В лагерь ведут ворота с циничной надписью: «Arbeit macht frei» (Труд делает свободным), через которые заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. На маленьком скверике рядом с кухней, лагерный оркестр играл марши, которые должны были ускорить движение заключенных и облегчить нацистам их пересчет. 


-ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ очевидца Василия Васильевича Громадского:
"Мы понятия не имели, что мы обнаружили. Мы ничего не знали о существовании концлагеря под Аушвицем и тем более не знали о том, что там происходило. Там были ворота на замке, я даже не знаю, был ли это центральный вход или еще какой. Я приказал сбить замок. Никого не было. Прошли метров двести, видим - бегут к нам узники, человек 300 в полосатых робах. Мы насторожились, нас предупреждали, что немцы переодеваются... Но это были действительно узники. Они плакали, обнимали нас. Они рассказывали, что тут уничтожали миллионы людей». 


- Прибывших делили на четыре группы.

В первую группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе. Их вводили в специальное помещение, оборудованное в виде бани с душевыми приспособлениями. Люди думали, что их ведут мыться. Но как только помещение до отказа наполнялось людьми, закрывались плотно двери, затем выкачивался воздух и впускался удушающий газ "циан". После умерщвления производился осмотр трупов, при котором снимались ценности, браслеты, кольца, вырывались золотые зубы, у женщин отрезались волосы. Собранные таким образом женские волосы отправлялись в Германию для использования в промышленности. Пепел, образующийся от сжигания трупов крематориях отправлялся в Германию для использования в сельском хозяйстве в виде удобрения.

Неспособных самостоятельно двигаться узников складывали на машины, отвозили в печи, и сжигали живыми. Каждый день в лагере могли быть убиты более 20 000 человек.


-Из воспоминаний  корреспондентов дивизионной газеты 38-й армии «За нашу победу!» Ушер Маргулис и Геннадий Савин:
«В первой комнате была целая гора детской одежды: пальтишки, брючки, курточки, кофточки. Многие с пятнами крови. В другой комнате стояли ящики - обычные, товарные, примерно метр на полтора,- заполненные зубными коронками и золотыми протезами. Вся комната завалена коробками с челюстями. Страшно смотреть было. В третьей комнате были ящики, заполненные состриженными женскими волосами - оказывается, они тоже шли в ход. И напоследок - комната, заполненная изящными женскими сумочками, абажурами, бумажниками, кошельками и другими кожаными изделиями. Женщина-узница сказала: «Все это сделано из человеческой кожи». И тут нас как к полу пригвоздило, мы дар речи потеряли.»

Вторая группа заключенных отправлялась на рабскую работу в различных секторах хозяйства. Поначалу они работали при строительстве лагеря: строили новые корпуса и бараки, дороги и дренажные канавы. Немного позже дешевую рабочую силу узников всё чаще стали использовать промышленные предприятия Третьего рейха. Узнику приказывали исполнять работу бегом, без секунды отдыха. Темп работы, мизерные порции пропитания, а также постоянные побои и издевательство увеличивали смертность. Во время возвращения узников в лагерь, убитых или раненых волокли либо везли на тачках или тележках. В силу созданных невыносимых условий работы, оставленный в живых человек мог проработать только три месяца, а затем уничтожался как пришедший в полное истощение.


Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты, в частности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «ангел смерти». Он ставил опыты, не прибегая к обезболиванию, анатомировал живых младенцев. Во время опытов, призванных симулировать военные условия, в раны узников помещались посторонние предметы - грязь, стекло, щепки, насекомые. Всё это делалось с целью ограничения рождаемости для представителей "неполноценных" рас и увеличения плодовитости немок. Особенно же его занимали близнецы - для них у Менгеле была разработана особая программа исследований, которая не прекращалась даже со смертью испытуемых. Он пытался сшивать близнецов, изменять им цвет глаз с помощью химических препаратов; вырывал зубы, вживлял их и наращивал новые. Данных о точном числе подопытных Менгеле нет, однако известно, что из трех тысяч отобранных для экспериментов детей в живых осталось менее 200.   


-Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания! (Л.М.Голодяевская)


-ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Василия Яковлевичя Петренко, Героя Советского Союза:
«Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Я приехал туда 29 января 1945 года. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими

 

Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Название «Канада» было выбрано как издевка над польскими заключенными — в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка.


- Бжезинка… Аушвиц… Освенцим…
Названий много, суть одна:
Уж если не родился немцем,
Ты – узник, здесь – твоя тюрьма.

Там ждёт голодный зев печи
И проволоки смертный ток,
Там газ и Менгеля врачи,
И скотской жизни скорбный срок.

Там казни, рабский труд и пытки,
И холода стальной капкан,
Побегов редкие попытки
И смерть от голода и ран.

Там дети, в лагере-могиле,
В кошмарном словно были сне:
«Циклоном» в камерах травили,
Живьем младенцев жгли в огне.

На них врачи практиковали:
Их разрезали на куски,
Детей друг к другу пришивали
И вращивали плавники.

Нечеловеческие муки,
Нечеловеческий цинизм –
Так здесь работал для науки
Убийства чёткий механизм.

Сюда вагоны непрерывно
Всё шли со всех концов Земли,
Но с человеческим наплывом
Нацисты справится смогли.

Здесь целый день трудились печи
И сутками косила Смерть,
Людские жизни, словно свечи,
Не успевали догореть.

Порядок точный уважая,
Наладил Третий рейх учёт:
Сожгли… и прах – для урожая,
Как удобрение идёт.

И в слитки – зубы, волос – в дело,
На сумки – кожа всех мастей.
Так человеческое тело
Давало прибыль для властей…

Здесь – словно ад. Конец здесь света.
И страшно с этим дальше жить.
Невыносимо знать про это,
Но и нельзя про всё забыть! (Нина Попова)


-Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянный террор и опасность к 1943 году в лагере сформировалась группа сопротивления, которая помогла некоторым заключенным бежать, а в октябре 1944 года группа разрушила один из крематориев. Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. выживших.


- Может быть за то, что их мечты
Не сбылись, в небытие уплыли.
И за тень трагической судьбы ,
И за всё, что с ними сотворили .
Аушвиц – Освенцим  -  не сдержать
Слёз , когда ты смотришь в эти лица.
Мёртвых прах остался там лежать,
А в живых лишь только единицы.

-Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытию. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от до 1.6 миллиона человек, из них:

1,1 миллиона евреев
140—150 тысяч поляков
23 тысячи цыган.
Из примерно 16 тысяч советских военнопленных, содержавшихся в лагере, выжило 96.

- На территории бывшего лагеря в 1947 г. открыт Государственный музей Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка), который включен в список объектов мирового значения, находящихся под охраной ЮНЕСКО.


- Полвека над Освенцимом всевластна тишина.

Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?
Здесь сердце, словно сжатое в тиски,
И тишина здесь давит на виски,
Врываясь в души отзвуком былого. (Евгений Понятовский)


-Так уж устроен человек, что со временем в его сознании боль от любой потери стихает, сглаживается. С годами самые тяжелые воспоминания становятся частью прошлого, которое принадлежит памяти, а к настоящему отношения уже не имеет. Это помогает пережить утрату, сохранить себя для будущей жизни. Механизм самосохранения работает бесперебойно, стирая память, утешая, оправдывая, облегчая... Однако в этом не только спасение, но и гибель - забывая об ужасах, которые происходили в прошлом, мы готовим их повторение. 


-Сегодня, в Международный день Холокоста, чтя память жертв концлагеря «Аушвиц», нужно помнить, что этот кошмар никогда не должен повториться: война, преследования, унижения, разруха и жестокая смерть миллионов невинных людей! Пусть пример гитлеровского лагеря «Аушвиц» всегда служит предостережением для будущих поколений! Пусть те, кто выжил в этом аду, передают потомкам Правду и Память!


Минута молчания.


Литература:

1.http://www.primcenter.ru/novosti-primorskogo-kraja/prazdniki/27-janvarja-mezhdunarodnyi-den-pamjati-zhertv-holokosta.html

2. http://pozdravitel.ru/prazdniki/Стихи_на_международный_день_памяти_жертв_Холокоста

3. http://kezling.ru/travels/auschwitz-1/

4. http://www.bbykovo.gvarono.ru/metod/work/beloserskih/2012/osvencim.pdf

5. http://www.chitalnya.ru/work/348938/

6. http://www.eleven.co.il/article/13100

7. http://dopoln.ru/voennoe/201998/index.html

8. http://collegy.ucoz.ru/publ/41-1-0-6865

9. http://forum.supersky.ua/index.php?mode=threaded&showtopic=13367





























Библиотечный урок

Колокола Холокоста

Цель: ознакомление учащихся с трагедией Холокоста, жертвами концлагеря Освенцим; воспитание уважения и сострадания к памяти жертв нацизма; развитие военно-патриотического воспитания у подрастающего поколения и любви к своей Родине.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся начальной школы, свеча памяти, плакаты и стенгазеты.

https://youtu.be/kZKaK49vVbg



Память о Холокосте необходимо,

чтобы наши дети никогда не были

жертвами, палачами или

равнодушными наблюдателями

И. Бауэр

Сегодня мы поговорим на очень важную тему: Холокост. Холокост – это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв, ими стали: евреи, славяне, цыгане, карачаевцы и др… Зверски и жестоко их стирали с лица земли: убивали, жгли. Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.

В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии: немцев и не немцев. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальное. За одну ночь был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тысяч арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Бухенвальт и Дахау.  Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

В городах появились гетто. А знаете ли вы, что такое Гетто?

Это в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. Взрослые и дети прошли через эти врата смерти, лишь единицам удалось остаться в живых.

Хотя уже прошло две трети века,

я не нашел ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

который мир обрек на Холокост?!


Эмилия: Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

Можно говорить, слушать и не понимать. Поэтому я предлагаю посмотреть маленький видеоролик о детях Холокоста. А наши учащиеся будут комментировать происходящее.

(Во время просмотра чтецы читают стихи)

Чтец 1:

Давным-давно на свете появилось зло,
Жизнь только зарождалась.
И миром правило оно,
От счастья и любви скрывалось.


Чтец 2:

Его задача – сеять страх,
Внушать отчаянье и дрожь,
От доброты оставить прах,
Чтоб правда превратилась в ложь.


Чтец 3:
Нигде защиты не найти,
Ни спрятаться, ни скрыться,
И некому людей спасти,
Тогда осталось лишь молиться.


Чтец 4:

Воздели дети к небу руки,
И со слезами на глазах
Молили уберечь от муки.

Мирное счастье миллионов семей в одночасье было нарушено залпами орудий 11 Мировой войны. Многие погибли в первые дни войны. Участью других стала мучительная смерть в газовых камерах. Эшелоны с узниками ежедневно прибывали в лагеря смерти.

«Труд освобождает» - читали десятки тысяч человек на воротах лагеря Освенцим, чтобы никогда не выйти обратно. Для того, чтобы заглушить плач и крики детей, разлучаемых с матерями, поддержать дух охраны и заключённых, ежедневно играл лагерный оркестр.

Страшное слово «селекция» обозначало для многих мгновенную смерть в газовых камерах или медленную смерть от голода, холода, непосильного труда и опытов.

Страдания детей были невыносимы, вырванные из своего мирного детства, разлучённые с родителями они смотрели своими невинными, широко распахнутыми глазами в лицо смерти, голоду, болезням, непосильному труду, страху быть сожжённому в печах крематория. Дети с матерями узницами находились недолго. Детей до 6 лет помещали в отдельные бараки, где они умирали от истощения и болезней. Дети постарше получали свой номер, полосатую одежду заключённого, котелок, ложку и кружку. Впереди был непосильный каторжный труд и смерть от болезней и медицинских экспериментов. Знаменитый доктор Менгель, которого называли «ангелом смерти» проводил генетические опыты на детях и забирал у них кровь для немецких солдат.


Чтец 5

«Мама, мне страшно!»
«Не бойся, малыш.
Это не долго
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
И вспомни меня…
Потом все как в сказке
Вся вместе семья».

Чтец 6

«Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!
Хватит, довольно!
Скажите ему!
Мама, спаси!
Не хочу умирать!
Спрячь, унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть повернулась лицом…
Мама, не плачь!
Я умру храбрецом».

Трагедия Холокоста унесла жизни миллионов детей разных национальностей

«Они представить не могли,

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты».


Я жив. Дышу. Люблю детей.

Но жизнь бывает мне постыла.

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.



27 января 1945 года русские войска освободили узников лагеря Освенцим. Именно этот день стал днём памяти жертв Холокоста. Трагедия холокоста не должна повториться! Зажжём же свечи памяти.

Камилла:

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


Мы будем помнить обо всём, пока горят свечи памяти, пока мы передаём их из поколение в поколение. Почтим память погибших минутой молчания.



Война добра и зла


Нигде защиты не найти,
Ни спрятаться, ни скрыться,
И некому людей спасти,
Тогда осталось лишь молиться.
Им внемлили на небесах –
Белый ангел в тот же миг
Спустился с облака на землю.
И демоны издали крик,
Чтоб ясно было – силы зла не дремлют.
Но ангела коварство духов не пугало,
Она спокойно предложила бой.
И поняли бездушные, что все пропало,
И подняли они кошмарный вой.
Тут гневом вспыхнули ее глаза,
А призраки почуяли конец.
Так началась ужасная гроза –
Война за мировой венец!
Но кто же в этой битве победил?
Прекрасная посланница небес,
Иль те, кто кровь людей пролил?
Кто знает? Мир воскрес…

Корюкина Валерия, 16 лет, Иваново

Мама, мне страшно…

«Мама, мне страшно!»
«Не бойся, малыш.
Это не долго
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
И вспомни меня…
Потом все как в сказке
Вся вместе семья».
«Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!
Хватит, довольно!
Скажите ему!
Мама, спаси!
Не хочу умирать!
Спрячь, унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть повернулась лицом…
Мама, не плачь!
Я умру храбрецом».





Слайд 1

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Открытое внеклассное мероприятие посвященное памятной дате-Международному дню памяти жертв Холокоста. Подготовлено по материалам сети интернет учителем МБОУ «Васинская ООШ» Охлупиной Л.И.

Слайд 2

«Холокост» (американизм от древнегреческого Голокаустис - "всесожжение"; уничтожение огнем; жертвоприношение). Впервые это название использовал будущий лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель (1928-2016) в начале 1960-х годов как метафору, символизирующую сожжение целого народа в крематориях нацистских лагерей смерти. Под термином «Холокост» понимается политика и практика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению еврейского населения в 1933-1945 гг. Холокост – беспрецедентное явление в новейшей истории человечества. Целью нацистов было тотальное уничтожение евреев не только Германии, но и всего мира. Жертвы не могли спастись, сменив веру или покинув страну, где подвергались преследованиям. Все евреи, независимо от возраста, вероисповедания, политических взглядов, места проживания, были приговорены нацистами к полному уничтожению. Ни один предшествующий геноцид в новой истории не ставил задачу искоренения целого народа. В нацистской идеологии вина еврея была предопределена самим фактом его рождения. Они должны были полностью исчезнуть с лица земли как биологический вид. Были подготовлены специальные подразделения убийц; созданы лагеря уничтожения; построены газовые камеры для умерщвления жертв и крематории для сжигания трупов.

Слайд 3

Результат этой политики - 6 миллионов уничтоженных людей; более половины еврейского населения Европы; треть всего народа. Около 50 % всех жертв Холокоста были гражданами Советского Союза, которых уничтожили в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 4

Холокост. Лагеря смерти . Для истребления миллионов людей были построены лагеря смерти: Освенцим ( Аушвиц-Биркенау) Бухенвальд, Дахау Заксенхаузен Собибор, Маутхаузен Саласпилс… Треблинка ,Майданек

Слайд 5

Аушвиц Бухенвальд Освенцим Саласпилс

Слайд 6

Равенсбрюк Бухенвальд Освенцим

Слайд 7

Один из крупных концлагерей. Это был целый комплекс на юге Польши. По последним данным в лагерях Освенцим было умерщвлено около пяти млн.человек . Освенцим

Слайд 8

В Освенциме погибло от полутора до пяти миллионов человек…

Слайд 9

Над входом в Освенцим висел лозунг « Arbeit macht frei » (Труд освобождает).

Слайд 10

Так выглядела зона смерти

Слайд 11

На территории лагеря гитлеровцы построили крематории с газовыми камерами…

Слайд 12

Это лица тех, кто стал лагерной пылью, пеплом…

Слайд 13

Стена смерти… Из воспоминаний: « Стена смерти между 10 и 11 блоками. Тех, кого расстреливали здесь, считали «счастливцами» - их гибель была быстрой и не столь мучительной, как там, в газовой камере.»

Слайд 14

Массовые расстрелы. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, Польше, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся «ямы» - овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

Слайд 15

Бабий яр - место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев , цыган , а также советских военнопленных , осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году [ . Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти ] ) тысяч человек. По мнению некоторых исследователей, в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около ста пятидесяти тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины). Из Бабьего Яра спаслось 29 человек

Слайд 16

«Ангел смерти» Йозеф Менгеле – немецкий врач, проводивший опыты на узниках лагеря Освенцим во время Второй мировой войны. Более 40 тысяч человек он отправил в газовые камеры.

Слайд 17

Он любил детей и раздавал им конфеты, отправляя в газовую камеру. «Ангел смерти» до конца жизни не раскаялся в содеянном.

Слайд 18

Нечеловеческие опыты. С 1941 года в лагере испытывались средства для массового уничтожения людей. Это был газ « Циклон Б»

Слайд 19

Это нельзя забыть!!!

Слайд 21

27 января 1945 года советские войска освободили узников Освенцима. Точное число жертв Освенцима неизвестно. На Нюрнбергском процессе прозвучало от одного до пяти миллионов. В наши дни здесь музей, посвящённый памяти его узников.

Слайд 22

В 1947 году на территории лагеря был создан музей, который стал Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Слайд 23

Холокост – жесточайшее преступление!!! Так хочется стереть из памяти это кровавое место! ...Но забвение - это верный путь к повторению.

Слайд 24

Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша). В своём послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, В. В. Путин сказал: «Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма.»

Слайд 25

Памятник жертвам фашизма в Освенциме.

Слайд 26

Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. - Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. М., 2001г. – 103 с. Сайт: http://www.ushmm.org . (Мемориальный музей Холокоста США) Статья: Дети во время Холокоста. 21.01.2013г. http://www.holocf.ru/facts/ Центр и фонд Холокост. Статья: Уроки, внеклассные мероприятия, проекты. Фото. 21.01.2013г. http://his.1september.ru/2002/40/4.htm Статья: Холокост. Тема для размышления. Авторы: Илья Альтман, Давид Полторак. 19.01.2013 г. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/ Мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа. Статья: пособие для учащихся младших и средних классов: «Три куклы». 21.01.2013 г. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/index.asp Статья: Виртуальные учебные проекты. « Дети в гетто».21.01.2013 г. Используемая литература и Интернет источники:









Методическая разработка внеклассного мероприятия.

«Маленькие жизни Холокоста»



Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Берёзовская СОШ» Поворозник Наталья Владимировна.

Цели:
Образовательная:
ознакомление обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста;
повышение информационной грамотности обучающихся;
продолжение формирования аналитических умений обучающихся при работе с историческими источниками;
Развивающая:
развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
развитие навыков монологической речи;
формирование умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
развитие коммуникативных навыков;
Воспитательная:
Воспитание у школьников стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире;
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Задачи:
Способствовать  пониманию учащимися проблем, связанных  с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.
Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам  России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.
Формировать патриотизм, гражданственность.
Материалы и оборудование:
ПК, мультимедиа проектор, колонки.
Презентация, буклет.
Методы: наглядные, словесные




Ход мероприятия

1 ведущий

27 января 2018 г. исполняется 73 года с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте мы будем сегодня говорить.

1ноября 2005 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила , что день 27 января ежегодно будет отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.



На экране «Дети – жертвы Холокоста» или 27 января Международный день памяти жертв Холокоста)
(Текст за кадром)
«Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.
Простой еврейский мальчик по улице идет.
Он жил в обычном детстве.
Без горя, без забот.
С мальчишкой по соседству справляли Новый год.
Простой еврейский мальчик – Великая страна! 
(Звучит музыка Лолашвили «Еврейская». Мальчик со скрипкой в руках на сцене. Танец.)
«Все быть могло иначе, но началась война!»
(Взрыв)
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
1. Ты часто горе видела людское,
2. Ты миллионы лет цвела для нас,
3. Но испытала ль ты хотя бы раз
4. Такой позор и варварство такое?
(В записи и на экране «Холокост»)
Звучит еврейская музыка – doyna.



Чтец

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко-

Теперь же в небесах лишь след его парит.

1 ведущий

Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.

(Звучит марш немецких солдат. Выходят дети с листовками в руках. Скандируют) 
Выходят 3 ученика

1 ученик

Вы не должны иметь прав.

2 ученик

Вы не имеете права жить среди нас

3ученик

Вы не имеете права жить.

(Голос за кадром)
1. В 30 годы еврейские дети страдали больше других.
2. Мы не понимали, почему немецкие дети не хотят с нами дружить и даже разговаривать?
3.Почему нас выгоняют из школ, из университетов?
1. Почему для нас закрыты городские парки?
2. Почему?
3.Почему?
4.Почему? (Пауза)

2 ведущий

Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.  

Бухенвальдский набат

3 ведущий

Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более шести десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых, 
Худеньких плечах».
(Евгений Скороход)

1 ведущий

Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.

Выходят ученики исследователи слайды презентации

1историк

Германия. 30 годы.  Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти.  Ими было принято свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.



2историк

Главной целью гитлеровцев являлась расчистка жизненного пространства для «высшей» арийской расы, к которой они относили лишь немцев, скандинавов, бельгийцев и население Северной Франции. Безусловному уничтожению подлежали евреи и цыгане. Остальные национальности, в частности и славянские, считались «трудоспособными» – значит годными для использования «на работах». Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми обычно зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и направляли прямо в газовые камеры.



3историк

Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта.

(Голос за кадром)
По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошел в ноябре 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушены синагоги, погибли люди, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
(Мальчик подходит к патефону ставит пластинку. Звучит тревожная музыка из фильма)


Чтец читает стихотворение Фридриха Золотковского (слайды детей в лагерях)

Дети войны

Во мне печалью стынет сердце, 
в смятеньи мысли, словно море.
Куда от боли, гнева деться, 
когда сминает душу горе?..

Вот я узнал, что в здешнем крае 
и дети в лагерях томились. 
Как взрослые, во всём страдали,
тоской недетской
                                слезы лились. 
Могли они понять, кто правый, 
кто виноват, когда их разум 
не постигал всей страшной кары,
но ощутил дух смерти сразу?!...

Душа любая ждёт на свете 
покоя, и любви, и воли... 
Но плачут, ещё плачут дети 
от ненависти, зла и боли… Фридрих Золотковский



1 ведущий В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев.



2ведущий

1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.  Евреи – это враги, и мы принимаем все предосторожности, необходимые  во взаимоотношениях с врагами». (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). 

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки  с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

3ведущий

В 1942 году  нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В  Освенцим, Треблинку, Майданек и другие  концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере  Белжец  было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 миллиона  евреев.

(Голос за кадром. Хор детей на еврейском языке)
После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
Два треугольника – звезда.
Щит праотца.  Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.
(Звучит «Колыбельная для ангела» из фильма)
«Мама, отчего ты плачешь, 
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Надо бы щенку на шею,
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда.
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет «фрейлехс»…Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь_
Их язык похож на идиш…
Но почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!
Мама, отчего ты плачешь, мама? Отчего ты пла…» (Выстрел)
1 ведущий
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  
Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

2 ведущий Однажды во дворы домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у них брали кровь для раненых немцев.
(Приглушенный звук метронома )(Текст за кадром) 
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
(Звучит музыка к спектаклю «Поминальная молитва»)       
(У участников постановки в руках рыжий песок)                                                                   
1.Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка                                                                           
2. Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?                                                               
3. Это, может быть, резвые ноги ребёнка,                                                                        
4. Что за белою бабочкой гнался межой;                           
5. Или ручки, – дитя ими тянется к маме,                                                               
6. Обнимая за шею, ласкается к ней…                                                                                 
1. Или был этот щебень большими руками,
2. Что с любовью к груди прижимали детей.                                                                  
3. Этот пепел, который разносится с ветром,                                                                  
4. Был глазами, смеялся и плакал порой,                                                                           
5. Был губами, улыбкою, музыкой, светом,                                                                  
6. Поцелуями был этот пепел седой.
1. Был сердцами, тревогою, радостью, мукой, 
2. Был мозгами, сплетеньем извилин живых,–3. Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,
4. Точно белым по чёрному вписано в них.                                                                     
6. Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.
(Текст за кадром. Звучит музыка «Аллилуийя» из кинофильма «Штрафбат»)
3 ведущий

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. 
Звучит музыка С.Рахманинова concerto 2.

Чтец

«Мужчины мучили детей.                                                                                               
Умно. Намеренно. Умело.                                                                                             
Творили будничное дело,                                                                                      
Трудились – мучили детей.                                                                                           
И это каждый раз опять, –                                                                                                 
Кляня, ругаясь без причины…                                                                                               
И детям было не понять,                                                                                               
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.                                                                                                    
Побои, голод, псов рычанье?                                                                                             
И дети думали сперва,                                                                                                          
Что это за непослушанье.  
Они представить не могли                                                                                               
Того, что было всем открыто:                                                                                                   
По древней логике земли,                                                                                                 
От взрослых дети ждут защиты.    
А дни всё шли, как смерть страшны,                                                                                
И дети стали образцовы,                                                                                                     
Но их всё били. Так же. Снова.                                                                                          
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.                                                                                               
Они молили. И любили.                                                                                                    
Но у мужчин «идеи» были,                                                                                            
Мужчины мучили детей»
1 ведущий Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр.    

2 ведущий В оккупированном фашистами Киеве в «Бабьем Яру» были убиты тысячи детей вместе с родителями. А также в Белоруссии,  России и других захваченных советских территориях  проходили массовые казни.  Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней.  Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний.

3 ведущий Жители села Хатынь  были заживо сожжены пособниками «нацистов» -«Бандеровцами», каратели  не жалели никого, в том числе и детей.

В Киеве нацисты сделали пробу уничтожения всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
А люди подходят и падают в яму, на камни…                                                     
(Песня Розенбаума «Бабий Яр», 1 куплет )(Голос за кадром)
30 июля 1941 года немцы заняли город Голованевск Одесской области. Началась дикая расправа с еврейским населением.  
(Звучит музыка «Нашествие»)
Дождь стучит за окном,
Дождь не даёт мне покоя.
Я не могу забыть…
Да разве забудешь такое?

Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения “Варварство”.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.


(Голос за кадром) 
В июле1942 года немцы захватили Ростов-на-Дону. В первые же дни были изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации с 14 лет. Опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», которое обязывало явиться к 8 часам утра 11 августа на 6 сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 чел. к пос. 2-я Змиевка. Было уничтожено более 27 тысяч евреев. Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем. 9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке».
(Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. 
Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, 
Мирно колосится поле, не звучат взрывы, 
Не горят деревни и города.    
                       (Звучит «Адажио»)
Ведущий1

Что может быть страшнее смерти ребёнка?
Смерти бессмысленной и жестокой, 
смерти от руки взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя.
«Да воцарится мир в душах людей злой воли,                                                          
И да   положит это конец мщению                                                                                 
И разговорам о казнях и насилии.                                                                                   
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,                         
Она вне пределов человеческого понимания,                                                         
Из-за неё так много мучеников в этом мире».
Ведущий2

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Совершая действия, помни, что ты – Человек!
Прислушайся к своему сердцу, 
загляни себе в душу, 
посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – 
Человек!
Протяни руку не для удара, а для помощи. 
Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Ученица1
1.Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,                             
Ученица2

2.Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать,                                  
Ученик3

3.Чтоб на деле детей от беды защитить,                                                                     
Ученик4

4.Раньше, чем  позовут, надо детству на помощь спешить.
Дети начальных классов

1.Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.                                                                  
2.Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти.                                                
3.Чтоб на деле детей от беды защитить,                                                                    
4.Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.



Ведущий 1. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ведущий 2. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ведущий 3 Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Слайд . Минута молчания.

Слайд  “Бухенвальдский набат” (3-й куплет)

Заключительная песня «Нам этот мир завещано беречь»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!