СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Исторические уроки Холокоста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть нечеловеческую сущность нацизма через события Холокоста, ознакомить с основными понятиями, связанными с этой трагедией.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Исторические уроки Холокоста".»

Сценарий внеклассного мероприятия “Исторические уроки Холокоста”.

«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло,

а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает»

А. Эйнштейн

Цели: раскрыть нечеловеческую сущность нацизма через события Холокоста, ознакомить с основными понятиями, связанными с этой трагедией; формировать толерантное сознание, демократичные и гуманные взгляды; воспитывать патриотические чувства на основе осознания уроков истории.

Задачи: ознакомить с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста; формировать историческое мышление, гражданственность и сочувствие к жертвам геноцида; активизировать познавательный интерес к истории родного края.

Оборудование урока:

  • мультимедийное оборудование;

  • презентация, фильмы;

  • музыкальные произведения.

Подготовительная работа: учащиеся заранее получают задание подготовить сообщения о понятии «Холокост», об этапах программы уничтожения евреев.



I. Организационно-мотивационный этап.

II. Этап изучения нового материала и актуализации имеющихся знаний.



Ход внеклассного мероприятия

На фоне музыки В.А. Моцарта “Реквием” звучит стихотворение:

Я не знаю, как писать о Холокосте, 
Чтобы не было потом страшно. 
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…

Как в горящее взглянуть гетто, 
Чтоб не вздрогнули от слез руки, 
Эти дети навсегда – где-то… 
А могли бы быть уже внуки…

Как с улыбкой показать печи 
В распахнувшихся вратах ада? 
Догорают в тишине свечи… 
Лучше, молча, посидим рядом… Шуламита Чепела

Учитель. 27 января 2020 г. исполняется 75 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв Холокоста. Именно о нём мы будем говорить сегодня. Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос.

В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, унич­тожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагич­ное время за всю историю еврейского народа. Но убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали пред­ставители и других народов Европы, в том числе и бывше­го Советского Союза. Однако тотальное уничтожение касалось только еврейского народа.

Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности. 

Сознаем ли мы в полной мере причины того, что убийство человека человеком достигло сегодня значительных масштабов? Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять при­чины фактов массового уничтожения людей; осмыслить мировую историю XX века; остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории Холокоста.

Учитель. Каково же значение этого слова? Что такое Холокост?

Холокост – это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, геев, масонов, безнадежно больных и др.) в период с 1933 по 1945 гг. Впервые этот термин использовал лауреат Нобелевской премии мира писатель Эли Визель, узник Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях.

Холокост - это символ газовых камер; печей, сжигающих детей, женщин, стариков; это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в ХХ веке.

К сожалению, в наше время тема Холокоста не утратила своей актуальности: социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма - все это вынуждает нас вспомнить о Катастрофе европейского еврейства.

Учитель: перед тем, как перейти к основной работе по истории Холокоста, давайте вспомним, что вам говорят такие слова, как: геноцид, ксенофобия, коллаборационизм, антисемитизм?

Ответы учащихся:

Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Часто основывается на предрассудках.

Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам; одно из тягчайших преступлений против человечества, пропагандирующее расовую и национальную ненависть и нетерпимость, господство так называемых "высших" рас над "низшими".

Ксенофобия - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного.

Коллаборационизм - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле — как сотрудничество с оккупантами.

Учитель: программа унич­тожения евреев реализовывалась поэтапно. Сегодня мы хотим рассказать о жизни людей еврей­ской национальности в те страшные годы. Вспомним, как это было.

Устный журнал. Учащиеся зачитывают страницы истории.

  • В ноябре 1918 года закончилась Первая ми­ровая война. В соответствии с Версальскими соглашения­ми, Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленнос­ти и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, раз­вязав новые военные действия. Расформирование воинс­ких частей привело к массовой безработице.

  • Свой путь к диктатуре Адольф Гитлер начал в 1919 г., примкнув к небольшой политической группировке национал-социалистов, возникшей в Мюнхене. Вскоре он стал руководителем партии, одной из программных целей которой был провозглашен государственный антисемитизм. Экономическая депрессия, революционные потрясения, разочарование в демократии пробудили во многих немцах агрессивный национализм. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер открыто развивал расистскую теорию.

  • В 1932 году к власти пришла Национал-социалистичес­кая рабочая партия Германии, а в 1933-м ее ли­дер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе. Гитлер открыто выступал против евре­ев, обвиняя их в поражении Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стрем­лении разрушить демократические режимы в Европе.

  • В книге «Mein Kampf» («Моя борьба»), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энер­гию других наций. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгла­сил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призван­ным спасти мир от «еврейского засилья». В скором време­ни он переходит от ограничения прав евреев к их вытесне­нию из общественной, политической и экономической жиз­ни Германии, а чуть позже - к физическому уничтожению.

  • 1 апреля 1933 года датируется первый официальный бойкот евреев - собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить ев­рейских учеников и студентов из школ и университетов. Арийское происхождение постепенно становилось услови­ем для поступления на работу по ряду специальностей; уси­лилась антисемитская пропаганда.

  • 15 сентября 1935 года был принят Нюрнбергский закон «О защите немецкой крови и немецкой чести».

Побуждаемые знанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы.

    1. Браки между евреями и государственными поданными немецкой или родственной крови запрещены.

1.2. Процедура аннулирования такого брака может быть осуществлена только государственным прокурором.
2.1. Половая связь между евреями и государственными поданными немецкой или родственной крови запрещена.
3.1. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин - государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет.
4.1. Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный, а также использовать цвета Рейха для иных целей.
4.2. В то же время им разрешено демонстрировать еврейские цвета. Это право охраняется государством. (Имеется в виду вывешивание флагов со звездой Давида.)
5.1. Всякий, кто нарушит запрет, будет наказан тюремным заключением в один год и принудительными работами.

  • 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве:
    1.1. Подданным государства является всякий находящийся под защитой Германского Рейха и потому несущий перед ним особые обязанности.
    1.2. Подданство Рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве Рейха и государства.
    2.1. Гражданином Рейха является лишь подданный государства немецкой или близкой ей крови, доказавший своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху.
    2.2. Право гражданства даруется путем выдачи свидетельства о гражданстве Рейха.
    2.3. Только гражданин Рейха обладает всеми политическими правами в соответствии с законом.
    3.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.
    4.1. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы…
    4.2. «Мишлинг» (метис, полукровка), который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.

  • 7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев - польских граждан, которых за две недели до того выгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии про­катилась волна погромов. Во время этой вакханалии были сожжены дотла 267 синагог и около тысячи мага­зинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тысяч ев­реев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому - «ночь битого хруста­ля» или «хрустальная ночь».

Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евре­ев.

На фоне музыки из к/ф «Список Шиндлера»:

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон.

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

…Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя! Валерий Агаронов

  • Через год, 1 сентября 1939 года немецкие войска всту­пили в Польшу. Началась Вторая мировая война.

После того как Польша была захвачена наци­стами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить повязки или нашивки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

  • 21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РОСА Гейдриха о создании в городах близ больших железнодорож­ных станций специальных еврейских кварталов - гетто. Туда же должны были переселяться евреи из ближайшей сель­ской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939 года.

  • В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч ев­реев, трети населения города. Площадь этого гетто со­ставляла всего 4,5 процента городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. И главное стремление нацистов — быстрее, быстрее! Не дать миру опомниться! Однако даже такие темпы уничтожения евре­ев их не устраивали. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии для уничтожения миллионов людей, чтобы скрывать следы преступлений.

  • 20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы.

Из протокола совещания в Ванзее: «Началь­ник полиции безопасности СД обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейхсмаршал Ге­ринг назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе». В процессе обсуждения еврейского вопроса принимался во внимание тот факт, что в Европе прожива­ло около 11 миллионов евреев. На востоке евреи, которые находились под надлежащим надзором, должны были исполь­зоваться как рабочая сила. Большими рабочими колоннами (в отдельности мужчины и женщины) трудоспособных ев­реев нужно было перевести в те области, где их можно ис­пользовать на строительстве дорог. Причем, предполагалось, что большая часть их вымрет в результа­те естественного отбора.

  • Для полного уничтожения евреев на тер­ритории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжице и Освенциме) создали самые крупные лагеря смерти.

Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев.

  • Глав­ным стал лагерь Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. За годы войны в них погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Настоящая ин­дустрия смерти!

Учитель. Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли «детский бог». Автор выдающихся книг о воспитании, вошедших в классику мировой литературы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома.  Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, Вы можете быть свободны. Я не стану Вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца". При этом доктор прекрасно знал, куда они едут и оставить детей действительно не мог. Потрясенный этим мужеством, эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.

Януш Корчак погиб в гетто вместе со своими воспитанниками из дет­ского дома. До последней минуты он вел с детьми уроки. Читал, рисовал, играл с ними и танцевал. Ему предлагали жизнь. Детей - в камеру, ему - свободу. Он отказался. И пошел на смерть вместе со своими учениками. Так уми­рают святые.

Жизнь в гетто - это голод, страх, невыно­симые условия существования. Эсэсовцы регулярно прово­дили акции, во время которых в первую очередь уничто­жали всех нетрудоспособных - детей, старых, больных, беременных женщин.

Узники саботировали немецкие рас­поряжения, уничтожали ценности, которые подлежали сдаче, квалифицированные рабочие временами скрывали свою специальность, не желая быть полезными оккупан­там; известны и случаи порчи станков, оборудования, сы­рья, продукции. Наиболее решительные готовились к воо­руженной борьбе...

  • На момент нападения Гитлера на СССР, там проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России, в Прибалтике, в Белоруссии, в Украине. Проведение массовой ликвидации евреев было возложе­но на оперативные части. Символом уничтожения совет­ских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева.

  • Траге­дия началась на десятый день после захвата города и пос­ле взрыва заминированных советскими войсками домов в центре Киева. Были разрушены штаб немецкой армии, ко­мендатура, отель для немецких офицеров. На Крещатике начался большой пожар.

Руководство айнзацгруппы «С» использовало эти собы­тия как предлог для расправы над евреями. В городе по­явились объявления «о переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки ты­сяч людей с чемоданами и узлами.

Видеосюжет из фильма «Матч» о трагедии на Бабьем Яре.

Только в один этот день в Бабьем Яру, как сообща­лось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тыс. евреев, включая жителей других городов и беженцев.

Ученик. Из свидетельских показаний шофёра вермахта Хефера.

«Я остановился поблизости, с этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определённом месте евреи должны были складывать свои драгоценности. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными… Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними… В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно 60 метров. Сколько слоев лежало один на другом, я разглядеть не мог. Вид дергающихся в конвульсиях, залитых кровью тел просто не укладывался в сознании, поэтому детали до меня не дошли… В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Украинцы не обращали на него никакого внимания. Они продолжали в спешке гнать людей через проходы в овраг. С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой группы одежды. Кроме того, дул сильный ветер и было очень холодно. Выстрелов в овраге не было слышно… Из города прибывали все новые массы людей и они, по-видимому, ничего не подозревали, полагая, что их просто переселяют».

Ученик. Из протокола допроса в прокуратуре в качестве свидетеля, спасшегося от расстрела в Бабьем Яру, Дины Проничевой 9 февраля 1967 г.

Я лично видела, как немцы отбирали у матерей детей и живыми бросали их в овраг, видела избитых и убитых женщин, стариков, больных. На моих глазах молодые люди становились седыми. Я слышала бесконечные выстрелы, была очевидцем ужаснейшей картины расправы над ни в чем не повинными людьми.

Нас всех повели на расстрел. Я шла в шеренге, последней в группе. Нас подвели к выступу над оврагом и начали расстреливать из автоматов. Впереди стоявшие падали в овраг, а когда автоматная очередь подходила ко мне, я бросилась в овраг. Мне казалось, что я лечу в какую-то вечность. Упала на трупы людей, находившихся в кровавой массе. Раздавались стоны, многие люди шевелились, были ранены. Здесь же ходили немцы и полицейские, которые пристреливали и добивали живых.

Такая участь ожидала и меня. Кто-то из полицейских или немцев ногой перевернул меня вверх лицом, наступил на руку и грудь, после чего они ушли и стреляли где-то рядом. Затем трупы начали засыпать сверху землей, песком. Я задыхалась, сбрасывала одной рукой землю с себя и поползла к склону оврага. На поверхность оврага я выбралась ночью, встретила там мальчика по имени Мотя, лет четырнадцати, который сказал, что он подвергся расстрелу вместе со своим отцом, который, падая в овраг, заслонил его телом, и он благодаря этому остался жив и выбрался из оврага.

Вместе с этим мальчиком мы тихонько выползли на площадку, внизу которой оказалось то место, где нас раздевали перед расстрелом. Затем мы направились в противоположную сторону. На второй день я видела, как немцы догнали убегающую из оврага старую женщину и мальчика 5-6 лет. Старуху они застрелили, а мальчика закололи ножом. Примерно метров десять от этого места семь немцев вели двух молодых девушек, которых сначала изнасиловали, а потом здесь же и закололи.

На фоне еврейской клезмерской музыки:

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных...

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землей,

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз... Шумел осенний лес. Муса Джалиль

Учитель. Это лишь небольшая страница в истории Холокоста, но и она показывает, к чему приводит идеология нацизма, геноцида. Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Мы должны помнить об этой страшной странице в нашей истории, помнить, чтобы подобного не повторилось. И мы помним.

  • В гетто Вильнюса, Минска, Каунаса под­польные организации готовили вооруженные группы, кото­рые прорывались в леса, где создавали партизанские отря­ды. Уже в 1942-1943 годах в Прибалтике, Белоруссии, Укра­ине вели борьбу около 25 тысяч евреев-партизан. Многие из них, воспользовавшись знанием местности, нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, мини­ровали транспортные пути врага, подрывали поезда. Еврей­ские партизаны спасали узников гетто, переправляя их в леса. Спасенные организовывали семейные лагеря. Живя под прикрытием партизан, добывали пищу, проявляли забо­ту о детях, женщинах, стариках. Число евреев в таких се­мейных лагерях достигало многих тысяч. Из них 12-15 ты­сяч сумели добыть оружие и начать вооруженную борьбу.

  • Наиболее массовым, продолжительным и отчаянным было восстание, которое началось в 1943 году в Варшавском гетто. Евреи, обреченные на уничтожение в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто отваживался бежать, нуждались в надежном укрытии, до­кументах. Многое зависело от местного населения. Укры­вательство евреев угрожало жизни всех членов семьи. И все-таки…

  • Подвергая себя смертельному рис­ку, по всей оккупированной Европе находились люди, ко­торые помогали евреям и спасали их от гибели, их были тысячи. Василий Гроссман назвал их «светлой струёй в океане зла и наси­лия». Шведский дипломат Рауль Валленберг выдал тысячи виз евреям Бу­дапешта. Значит, он спас тысячи. Не сберег только себя. Его арестовали после освобождения Будапешта Красной Армией, и, по официальной версии, он погиб в 1947 году в советской тюрьме. Только в ноябре 2000 года Валлен­берг был реабилитирован.

  • Угроза собственной жизни не могла остановить чело­века, способного быть человеком. Но люди пренебрегали опасностью. Те, кто прятали беглецов, добывали поддель­ные документы, а когда это было невозможно - отдава­ли свои. Семья киевского священника отца Алексея Глаголева прятала на церковной колокольне еврейскую семью в течение двух лет оккупации. Матушка отдала ев­рейской женщине свое метрическое свидетельство и год жила без документов, каждый день рискуя погибнуть при очередной облаве.

  • Без раздумий отдал свое метри­ческое свидетельство 15-летний херсонский школьник Николай Дорожинский, выдавая за родного брата сво­его друга Володю Могилевского. Вместе с ним он про­шел трудные дороги каторги Австрии и Германии.

  • Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска, была ране­на при массовом расстреле мирных жителей 25 октяб­ря 1941 года - ее укрыла в своём доме, чем и спасла ей жизнь, учительни­ца Екатерина Григорьевна.

Учитель. Институт памяти жертв нацизма и геро­ев Сопротивления «Яд ва-Шем» открыл в 1962 году Аллею Праведников, на которой те, кто спасал евреев во время войны, высадили деревья. Они были удостоены звания Пра­ведника народов мира. Число Праведников народов мира достигло 13 тысяч. Это почетное звание присуждается Государством Израиль тем не евреям, кто в годы Второй мировой войны спасал евреев от уничтожения на территории Европы, оккупированной нацистами. Согласно данным на 1 января 2017 года, в Украине 2,573 Праведника народов мира. В Луганской области этого звания удостоились одиннадцать человек. Сегодня Украина занимает четвертое место по числу праведников после Польши, Нидерландов и Франции.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа.

Учитель. Только цифры: по ранним послевоенным оценкам, для использования рабского труда, изоляции, наказания и уничтожения евреев и других групп населения, считавшихся «неполноценными», нацисты создали около 7000 лагерей и гетто. В 2000 годах исследователи Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне оценили их количество уже в 20 000. По последним данным того же музея, на территории Европы существовало более 42 500 подобных учреждений.

Традиционно жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы – именно это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. По оценкам «Энциклопедии Холокоста», погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских, 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч – Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч – Румынии, 140 тысяч – Германии, 100 тысяч – Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч – Чехии, 70 тысяч – Словакии, 65 тысяч – Греции, 60 тысяч – Югославии. Более 800 тысяч евреев были уничтожены в Белоруссии. В Крыму во время Великой Отечественной войны нацисты уничтожили около 40 тысяч евреев.

Звучит песня «Бухенвальдский набат».

Учитель. Предлагаю просмотреть короткометражный фильм "Страна игрушек".

Почему именно фильм? Потому, что кино учит – смотреть, видеть, думать, понимать. Есть фильмы, которые не забываются сразу после просмотра – выключив телевизор или выйдя из кинотеатра, зритель продолжает думать, анализировать, представлять себя на месте героев, размышлять о том, как бы он поступил в подобной ситуации. Такие фильмы зритель не просто смотрит – он проживает все события вместе с его героями, вместе с ними радуется и страдает, любит и ненавидит.

Действие этого фильма происходит зимой 1942 года в небольшом немецком городке. Несмотря на формат, речь в фильме идёт о серьезных вопросах – геноцид, ксенофобия, антисемитизм в годы фашистского режима.

Обсуждение:

  1. Какие эпизоды запомнились вам больше всего?

  2. Какие проблемы поднимаются в этом фильме?

  3. Какие чувства, настроения вызывает этот фильм?

При обсуждении фильма подвести учащихся к проблемам толерантности.

Что же такое толерантность? (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к чужому мнению, равенство).

Учитель. Толерантность – это уважение прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя.

Из Декларация принципов толерантности: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

Работа с учащимися. Выразить свое отношение к ряду утверждений.

  1. Все евреи — жадные люди.

  2. Японцы и корейцы не представляют себе ужин без риса.

  3. Все русские пьют водку.

  4. Колумбия – страна насилия и кокаина.

  5. Испанцы обожают корриду.

Беседа с учащимися.

  1. Почему возникает тенденция свысока относиться к определенным группам людей?

  2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей?

  3. Почему существуют различия национальные, расовые?

  4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные обычаи страны заслугой человека? Почему?

  5. Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?

  6. Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?

Учитель: человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.

Примите для себя правила:

  • Я не сужу о человеке по его внешности.

  • Я не отталкиваю непонятное, странное, - я его изучаю.

  • Я делаю выводы только на основании опыта.

  • Каждый человек уникальный и неповторимый; значит, нет одинаковых людей и стереотипов.

Учитель. Вы, возможно, спросите: почему именно сейчас, когда прошло более семи десятилетий, когда мир и так напряжён, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о Холокосте?

Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост — это общечеловеческая трагедия. Холокост - это возвеличение зла. И нам сегодня крайне важ­но понять его источники. Рассказывая о том, как гибли люди, мы говорим: «Запомни их глаза. Поду­май, может, они могли стать большими музыкантами, ху­дожниками, физиками, просто красивыми людьми. Так кто же предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия только по расовым или национальным признакам?» Наш долг и обязанность — помнить о по­гибших, уважать уцелевших и стрем­иться к взаимопониманию и справедливо­сти. Это долг каждого из нас.

Ученик. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ученик. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ученик. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ученик. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Учитель. Чтобы понять, насколько продуктивной была наша сегодняшняя встреча, прошу вас выразить своё мнение о том, что вы узнали, в одном предложении, которое начинается со слова «Оказывается…»

Музыкальная композиция «Мир без войны – дети земли».



8