К. И. Перхорович, методист ГУ «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района», учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия № 10 г. Молодечно»
Текстоцентрический подход в контексте подготовки учащихся к написанию отзыва
Одна из задач учреждения образования — формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Успеха в этом направлении можно достичь только постоянным вниманием не только к речевой, но и общей культуре носителей русского языка. По словам JI. П. Федоренко, «чувство языка приобретается путём подражания говорящим, путём запоминания речи, звучащей (написанной) в окружающей среде».
Окружающая среда — это мир текстов, которые человек слышит, читает, произносит и сам создаёт. «Язык существует в форме текстов, принадлежащих разным жанрам и сферам общественно-речевой практики. Все средства языка в конечном счёте служат для построения текста» [1, с. 14].
Изучение текста уже давно вошло в практику учителей-словесников, так как преподавание русского языка невозможно без текстоцентрического подхода, основу которого составляет единство языковой, речевой и правописной компетенции, т. е. «слово рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической».
Как известно, одним из видов сочинения является отзыв. Однако за 45 минут урока невозможно изучить (повторить) теоретический материал и сформировать у учащихся навык проникновения в художественную мастерскую писателя «... и в силу снизившегося в последнее десятилетие статуса сочинения как формы контроля знаний учащихся и способа развития их речи и из-за насыщенности программы по литературе, не позволяющей достаточно развивать навыки анализа текста» [2, с. 92].
Практика показала, что обучение школьников написанию отзыва целесообразно осуществлять на межшкольных факультативных занятиях по русскому языку. Во-первых, учитель не ограничен рамками урока, количеством часов по теме (программа разрабатывается самим преподавателем), во-вторых, на факультатив приходят ученики, заинтересованные в углублении знаний по языку, как правило, это учащиеся VIII—X классов (иногда VII, XI классов).
Программа межшкольного факультатива «Цикл занятий по комплексному анализу текста» рассчитана на 10-20 часов и включает различные разделы языка, но в первую очередь она направлена на развитие речевой деятельности школьников, овладение ими понятиями, необходимыми для анализа текста, достижения коммуникативных целей.
Учитывая тот факт, что на межшкольный факультатив приходят ребята из разных школ, в первую очередь необходимо выяснить, имеют” ли школьники понятие об анализе произведения, владеют ли необходимыми умственными действиями для восприятия художественного произведения.
На первой встрече с учащимися VIII класса можно предложить им написать сочинение «Первое сентября в школе».
Задание. Постарайтесь описать первый день в школе после летних каникул так, чтобы всем стало ясно, изменилась ли школа, соскучились ли вы по сверстникам. Подумайте, как вызвать заинтересованность у читателей. Запишите получившийся текст.
Об изобразительных средствах, которые могли бы использовать школьники, пока ничего не говорится. Сочинения проверяются с учётом целого комплекса критериев: соответствие теме, полнота, последовательность, связность, стилистическая приемлемость, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Эпиграфом следующего занятия являются слова JI. Н. Толстого: «Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Посвящено оно анализу работ учащихся, написанных на предыдущем занятии:
Почему в предложении Красивы аллеи подлежащее стоит после сказуемого? (Так лучше выделяется то, на что автор хотел обратить внимание.)
В этом предложении автор удачно использовал инверсию (стилистическую фигуру) для логического выделения одного из членов предложения.
Для закрепления предлагается проанализировать предложения: Роскошны цветы осенью (из сочинений детей); Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (А. Коптяева).
Внимание школьников следует также обратить на эмоциональность текстов, образность, экспрессивность, т. е. на признаки, характерные для художественного стиля, который выполняет не только информативную, но и эстетическую функцию. При анализе морфологических особенностей текста отмечается обилие отглагольных существительных (суета, беготня, слушание музыки) и т. д.
Так как в художественном стиле могут сочетаться слова всех стилей, ребята находят слова разговорного стиля (гам, увешаны, обнимаются, старше), которые делают речь живой, образной и выразительной. Анализируются также слова книжного стиля (стенды, холл, рекреация, общение, речь и др.).
Обращается внимание на слова экспрессивно-эмоциональной окраски, определяется их функция в тексте (цветущие клумбы, ласковое солнышко, смеющиеся лица, жёлтые астры).
Углубляются знания школьников о словах с суффиксами субъективной оценки (добряк, умнейший, худенький, лгунишка): использование слов с суффиксами субъективной оценки позволяет выразить своё восприятие окружающего, с их помощью создаются речевые характеристики персонажей. Отдельные слова разбираются по составу.
С целью предупреждения синтаксической однообразности, монотонности анализируются синтаксические особенности текста, различные типы простых, сложных предложений. Всё это заставляет учащихся вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом, учит эффективному речевому общению. Педагог ещё раз обращает внимание на слова JI. Н. Толстого, основная мысль которых заключается в том, что надо много трудиться, чтобы получить хороший результат.
Следующим этапом занятия является группировка наиболее частотных ошибок: лексикоречевых, стилистико-речевых и логико-речевых. Группы ошибок показываются на интерактивной доске. В конце занятия учащиеся получают различные памятки, например, по составлению «Словаря изобразительно-выразительных средств», таблицу группировки наиболее частых ошибок.
Первое занятие по анализу текста обычно показывает, что ученики достаточно хорошо знают такие изобразительно-выразительные средства языка, как эпитеты (пёстрые клумбы), метафоры, олицетворения (прячется за кустами озерко, выглядывают скульптурные фигуры). А вот понимание того, в чём заключается уместность и целесообразность их использования, помогают ли они раскрытию идеи сочинения, ещё не сформировано, и учителю предстоит большая работа по приобщению школьников к изучению стилистики — «науки об умелом выборе языковых средств» [3, с. 4].
Так как в художественном тексте отмечается многоплановость содержания и структуры, взаимосвязанность и взаимообусловленность всех его уровней и элементов, необходимо выявлять именно те средства, которые наиболее значимы в данном тексте, соответствуют возрасту и опыту детей, т. е. следовать принципу педагогической целесообразности (от «простого к сложному»).
Теоретический материал изучается не ради теории, а для того, чтобы использовать его возможности в раскрытии идейно-художественного своеобразия произведения. К примеру, углубляя знания о назывных предложениях, обязательно рассматриваем их стилистическую роль в речи; анализируя конструкции с обособленными определениями, обращаем внимание на сжатость и стройность этих конструкций, часто использующихся в художественном стиле при описании природы, персонажей.
В каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены в школьном курсе русского языка. Например, рассматривая формы сравнительной степени наречия, отмечаем, что форма на -ее имеет параллельный вариант на -ей (светлый, светлее, светлей). Оба варианта находятся в пределах литературной нормы, но придают формам стилистическое различие: форма на -ее стилистически нейтральна, форма на -ей более характерна для разговорной речи.
При изучении числительных отмечается, что в конструкциях половина часа, поверхность шара, длина шага употреблены формы обычного родительного падежа, а в сочетаниях два часа, три шара, четыре шага мы имеем дело с особой «счётной» формой, которую образуют некоторые существительные в сочетаниях с числительными полтора, два, три, четыре (по своему происхождению — это форма двойственного числа, которая в настоящее время не употребляется).
При углублении знаний по стилистике изучаются способы развёртывания текста, его структура, стилистические особенности, формы речи (монолог, диалог, полилог), средства выразительности текста; расширяются знания учащихся о видах чужой речи (прямая речь, косвенная речь, несобственнно-прямая речь), об устаревших союзах (раз, коль скоро, ежели, коли, ежели бы, кабы, ибо, затем что и др.). Например, союз затем что часто использовал А. С. Пушкин. Устаревшие союзы — это слова книжной лексики, они используются как средство выразительности речи.
В разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа (аллитерация, ассонанс, диссонанс, зияние).
На занятиях по морфологии уделяется внимание исторической морфологии, словам категории состояния (предикативные наречия), по синтаксису — разбору сложных синтаксических конструкций и т. д.
Вся поисково-исследовательская деятельность учащихся направлена на подготовку к комплексному анализу текста. Структура занятия включает:
организационный этап;
интеллектуальный конфликт;
целеполагание, актуализацию опорных знаний (средства, стиль, тип речи...);
подготовительный этап (в том числе повторение теоретических сведений);
выполнение практических заданий, подведение итогов работы.
Традиционными на занятиях являются задания развивающего характера. Например, учащимся предлагается прочесть басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и ответить на вопрос: «Почему в названии басни животные перечисляются в одной последовательности, а в тексте эта иерархия нарушается?» (В названии басни автор использует установленную последовательность, согласно которой живые существа, представляющие в языковом сознании «более благородный» высший класс (птицы, ), стоят первыми, менее благородный класс (рыбы) — вторыми, беспозвоночные — самые низшие (раки) — третьими. В содержании текста автор нарушает иерархию в целях сохранения рифмы: «И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука / Везти с поклажей воз взялись / И вместе трое все в него впряглись...».)
Таким образом внимание детей обращается на то, как можно каждый языковой факт объяснить с точки зрения его использования в тексте.
Или такое задание. Стихотворение В. Набокова «В поезде» написано в 1921 году (не в России). В первом предложении пропущено слово. Восстановите слово (прилагательное), которое пропущено в первой строчке. Имейте в виду, что в это слово поэт вложил очень много — себя, свою судьбу.
Я выехал давно, и вечер ....
Рдел над равниною нерусской,
И стихословили колёса подо мной,
И я уснул на лавке узкой.
(Неродной.)
С целью развития у учащихся способностей обобщать, сравнивать, сопоставлять, предлагаются такие задания: Что можно сказать о слове рожь? Некоторые ученики уточняют: «По каким признакам нужно охарактеризовать слово?» В этом собственно и состоит суть задания. После проверки ответов (обычно дети указывают род, число, падеж) начинается коллективное рассмотрение слова с позиции морфологии (существительное, нарицательное, неодушевлённое, единственного числа,
3 склонения, употреблено в форме именительного падежа), с точки зрения фонетики (слово состоит из одного слога, 4 букв, 3 звуков и т. п.), с точки зрения лексики (общеупотребительное слово, относится к нейтральной лексике) и т. д. Школьники определяют лексическое значение слова. С каждым разом они становятся изобретательнее в своих ответах, что свиде-^ тельствует о развитии их интеллекта.
Задание. Сопоставьте слова моль и муха. (Данные слова относятся к одной лексической группе, так как обозначают насекомых. Оба слова имеют четыре буквы, но отличаются количеством звуков. В слове «муха» звуков столько же, сколько и букв (четыре). А вот в слове «моль» звуков всего три, так как буквы «л» и «ь» обозначают один звук. В слове «муха» выделяются два слога, в слове «моль» — один слог. Слова относятся к женскому роду. Отличаются слова и типом склонения: «муха» — слово 1-го склонения, «моль» — 3-го склонения. Соответственно, эти слова имеют разные падежные окончания. С точки зрения синтаксиса эти слова могут выступать в функции подлежащего или дополнения, входить в состав причастного или деепричастного оборота и т. д.)
Задание (для учащихся X, XI классов). Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала XX века, начинается такими строками:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке, Одно-единственное движение губ,
Имя твоё — пять букв...
Кому посвятила Марина Цветаева это стихотворение? Напишите пять букв, о которых говорится в стихотворении. Какое «одно-единственное движение губ» имеет в виду Цветаева? Укажите, сколько звуков в этой фамилии, и по возможности опишите движения органов речи при произнесении каждого из них.
(М. И. Цветаева посвятила это стихотворение А. А. Блоку. Почему пять букв в фамилии поэта? До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву ъ (ер) на конце слов, фамилия поэта писалась так: Блокъ. Это написание на конце слова имело только историческое обоснование, но не фонетическое, поскольку ъ вообще не произносился. В этой фамилии четыре звука: [блок]. В настоящее время буква ъ употребляется только в качестве разделительного знака. Но сам Блок жалел о потере буквы ъ, говоря, что без ъ хлеб по-другому пахнет. Учащимся даётся справка и о букве ь (ерь).
Такие задания способствуют развитию речи школьников, пробуждают у них заинтересованность в изучении лингвистических явлений.
В разделе «Лексикология и этимология» изучаются омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматриваются стилистические приёмы, основанные на их применении. Углубляя знания учащихся о сложном явлении омонимии, выделяются группы в зависимости от характера звуковых совпадений и степени их полноты: лексические омонимы — слова, имеющие одинаковое звучание, написание, но не имеющие общих элементов. Различают полные и частичные омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Для углубления знаний школьников по этой теме предлагаются примеры, где наблюдается звуковое совпадение нескольких слов: «Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима», «Лет до ста расти нам без старости» (каламбуры Маяковского).
Задание. «Случайно случившийся случай случился» — подобная словесная комбинация, возможно, под силу только нашему чудо-языку, который делает со словами всё, что его душеньке угодно» (В. Чивилихин). В данном случае имеет место речевая ошибка или стилистический приём? (Выражение «Случайно случившийся случай случился» может расцениваться как речевая ошибка (тавтология: «масло масляное»), но в приведённом тексте используется автором преднамеренно, как демонстрация возможностей языка.)
Задание. Определите, какой стилистический приём положен в основу этих фраз: «Я и ты база бытия» (Д. Авалиани), «Я иду с мечем, судия» (Г. Р. Державин). (Палиндром. Фразы имеют одинаковое прочтение справа налево и слева направо.)
Основным способом «омофонической мотивации» грамотного письма является «сочинение» соответствующих им «реальных» ситуаций, в которых омофоны, сталкиваясь, создают возможность неоднозначного понимания, во- первых, при восприятии на слух (типа выкрошу/выкрашу камень; пора подружке браться за обучение братца/пора подружке братца за обучение браться, «Из колодца расколоться...» (В. Хлебников)) и, во-вторых, при восприятии письменного текста (осёл и осел). Так как в русском языке употребление буквы ё необязательно, то в печатных и письменных текстах данные слова выглядят одинаково: осел. И тогда значение и произношение слова определяется его сочетаемостью с другими словами: упрямый осел (существительное) произносится с [6], а в сочетании рыхлый снег осел (глагол) произносится с [э].
Вызывают интерес и задания шуточного характера. Что общего в словах невеста и ведьма? (Существительные обозначают лиц женского пола, имеют одинаковое происхождение от старославянского глагола eidamu (‘знать’). Только лексема невеста возникла как отрицание (не + ведать), то есть ‘незнакомая, неизвестная’, а ведьма — как утверждение, ‘ведающая’.)
Повтор, как мы знаем, служит средством создания или выделения смысловых доминант текста или его фрагментов; в художественном тексте повтор является средством выразительности и связности речи. Углубление знаний о функции повтора (средство параллельной связи предложений в тексте и одновременно средство подчёркивания какого-либо понятия или предмета) осуществляется на примере стихотворения Э. Багрицкого «А. Пушкин»:
Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал...
Здесь он стоял.
Здесь реял плащ широкий.
Здесь Байрона он нараспев читал [4, с. 198].
Задание. Прочитайте стихотворение Э. Багрицкого. Обратите внимание на слово здесь, повторяющееся в начале трёх строк подряд. Как называется такой вид повтора? С какой целью он используется? (Анафора, то есть единоначатие, является средством связности текста, выявляющим его параллельную структуру. В данном тексте анафора подчёркивает, что речь идёт об одном месте (скалистый берег моря). Повторение слова «здесь» способствует также выразительному ритмико-мелодическому рисунку стиха.)
Тут же повторяются такие понятия, как эпифора (одинаковая концовка нескольких предложений) и симплока (конструкция с одинаковой серединой, но различными начальными и конечными словами).
Молодым — везде у нас дорога.
Старикам везде у нас почёт.
В. В. Маяковский
Учащаяся IX класса в третьей строфе стихотворения Б. JI. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (районный этап олимпиады) тонко подметила назначение повтора:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов... Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.
Она пишет: «Данный повтор является оправданным лексическим повтором. Это авторский приём (симплока), стилистическая фигура, с помощью которой автор убеждает читателя в истинном служении искусству...»
Развитию ключевых компетенций в коммуникативно-познавательной деятельности учащихся помогает работа с небольшими текстами, ориентированными на привитие интереса к анализу, исследованию. При повторении вводных слов и словосочетаний в качестве дидактического материала можно использовать такой текст:
— В-седьмых, старайтесь, — сказал ритор перечисляя Пьеру Безухову добродетели (Л. Толстой).
Задание. Как вы объясните, с какой целью JI. Н. Толстой использует вводное слово в-седьмых? (Градация вводных слов типа в-четвёртых, в-пятых..., указывающих на последовательность в речи, раньше считалась знаком логической непоколебимости официально-делового стиля. В настоящее время в роли вводных слов, обозначающих порядок мыслей, могут использоваться только во-первых, во- вторых, в-третьих. Но иногда, как в вышеуказанном предложении, можно встретиться в художественном произведении с «переступившими» числительными — вводными словами, но их в этом случае надо воспринимать как средство изображения авторской иронии [5, с. 15]. В современной живой речи такая градация неуместна.)
Задание. Сопоставьте стихотворения И. С. Тургенева и И. А. Бунина «Собака».
Примерный ответ. В одноимённых стихотворениях прослеживается одна и та же тема — тема связи человека и, собаки. Возможно, это совпадение подчёркивает родство талантов писателей, поэтических душ, хотя по времени создания стихотворения не совпадают. Произведение И. С. Тургенева написано в 1878 году, а И. А. Бунина — в 1909 году. Стихотворения созданы на основе одного сюжета. Философское начало присутствует в произведениях обоих писателей. Имеются сложные предложения, характерные для произведений философской направленности. Отмечаются пунктуационные особенности предложений: многоточие как знак недоговорённости, приглашающий к размышлению. Личные местоимения (у Бунина — 9, У Тургенева — 19) ярче подчёркивают единство животного и человека, личное отношение авторов к происходящим событиям. Стихотворение И. А. Бунина передаёт настроение собаки и человека, выражает тоску обоих персонажей. Ведущая тема произведения у Тургенева — неотвратимость смерти, перед которой все равны — и люди, и животные. Наличие односоставных предложений передаёт у Бунина ощущение необъяснимой грусти, тоски, у Тургенева — безрадостную картину, предчувствие какой-то потери, утраты. Построение фраз, строк создаёт особую звукопись текста," усиливает его изобразительность. Авторами использован приём аллитерации: у Бунина 23 раза повторяются глухие звуки [т] [т’] (мётлы, томим, воет, налетит...), у Тургенева — 28. Много раз звучат слова со звуками [ч], [ш], [х] (смотришь, страшная, холодным, чуждо и др.), создающие звуковой образ тоски, одиночества, страха человека и животного. Эти стихотворения не могут оставить читателей равнодушными, заставляют задуматься о смысле жизни.
Как говорилось выше, работа с текстом осуществляется не только на специальных занятиях по написанию отзыва, но и при углублении знаний учащихся по другим разделам науки о языке. К примеру, при изучении темы «Стилистические особенности употребления имён числительных в художественной речи» задача учителя -— создать условия для развития у учеников умений определять стилистическую роль числительных в художественном стиле; задача учащихся — научиться отличать имена числительные от других частей речи, особенно от частиц, существительных, местоимений; знать функции числительных в тексте; уметь правильно употреблять числительные в речи (склонение, ударение...); работать со справочной литературой.
В качестве домашнего задания школьники готовят краткие сообщения «Экспрессивная функция имён числительных», «Использование числительных в художественном стиле» (список литературы предлагается).
Для исследования учащимся было предложено два текста.
Каким должен быть словарь современного образованного человека? По данным
исследований, активный словарь современного человека составляет 9-13 тысяч слов. Так, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах 21 тысячу слов, С. Есенин — 18 900, Сервантес — 17 тысяч слов, Шекспир — 15 тысяч слов, Н. В. Гоголь в «Мёртвых душах» — 10 тысяч слов (из учебника по русскому языку).
2. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный...
Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева (По М. Пришвину).
Вопросы и задания к текстам.
Найдите в текстах имена числительные.
Попробуйте определить их роль в каждом тексте.
В словосочетании в одном селе определите, какая часть речи слово одном.
Примерные ответы учащихся.
Первый текст относится к публицистическому стилю, в котором используются точные числа (информативная функция). Однако числительные в данном тексте обеспечивают не только достоверность информации, но и воздействуют на читателя, формируют у него оценочное отношение к описываемым событиям. В тексте есть и вопросительное предложение, и вводное сочетание, что также свидетельствует о публицистическом стиле.
Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина относится к художественному стилю. Здесь присутствуют изобразительно-выразительные средства: олицетворения (ветер-сеятель принёс, семечки легли), экспрессивность имён числительных, которых в данном отрывке семь (у многих древних народов семь считалось особым числом). Использование числительных придаёт повествованию оттенок особой достоверности, создаёт иллюзию «настоящей жизни». В качестве средства выразительности речи используются также повторы (два семечка, семя сосны и семя ели, проросли два дерева), что свидетельствует о близости сказки-были к фольклору (число два часто используется в пословицах и фразеологизмах: один ум хорошо, а два ума лучше; как две капли воды, в два счёта) и др.
В словосочетании в одном селе слово одном является неопределённым местоимением: возможна замена словами в каком-то, некоем.
Пример сообщения учащегося
В художественных текстах частотность употребления числительных не так высока, потому что в произведениях — вымышленные события и герои, а не точная информация. Тем не менее и здесь числительные играют не последнюю роль в воплощении авторского замысла. Они могут использоваться в приёмах речи, основанных на распространении высказывания, а также для усиления или уточнения смысла. Имя числительное может быть источником речевой экспрессии в приёмах парцелляции, градации.
Например: «Додержится ли? Первое июня. Второе. Третье. Десятого сосед через дверь справился о его здоровье. Одиннадцатое. Двенадцатое. Тринадцатое... Он сбрил соломенную бородку, принял ванну и пригласил на девятнадцатое гостей. Он не поддался соблазну праздновать рождение на 1 день раньше, как лукаво предлагала ему сомнительная выкладка. Зато он написал матери в Смоленск, просил точно сообщить точный час его появления на свет... Наступило девятнадцатое» (В. Набоков).
«Когда я приехал домой, жены не было. Я решил, что она вышла к соседям и скоро вернётся. Но прошёл час, потом другой. За ним третий» (В. Токарева). В данном примере ожидание передаётся с помощью стилистических возможностей парцелляции — избыточной паузы.
Имена числительные используются в приёмах речи, основанных на сравнении: «Две большие руки лежали на его плечах, и ему казалось, что на плечи опустили два утюга. Так было тяжело и горячо» (В. Токарева). Это отвлечённо-уподобляющее сравнение. В обычной речи эти явления не сопоставляются (руки и утюг), а в художественном стиле находят общие черты.
Следовательно, числительные в художественном тексте выполняют две функции: информативную и экспрессивную.
Использование имён числительных в художественных произведениях характерно для творчества Н. А. Некрасова, хотя некоторые литераторы видели в употреблении числительных «унижение» поэзии. Считалось непозволительным «прозаизмом» указание времени в таком контексте: Вчерашний день, часу в шестом, зашёл я на Сенную. Там били женщину кнутом, крестьянку молодую.
Л. Н. Толстой одним из первых стал употреблять имена числительные при описании фактов, воспроизводимых с документальной точностью, при изображении событий, не связанных с воспроизведением исторических фактов. Использование числительных при описании поведения героев, их внешности, обстановки придаёт повествованию оттенок особой достоверности, создаёт иллюзию «настоящей жизни»: «В десять часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было без пяти минут десять, а ещё барышни не были одеты».
В процессе комплексного анализа текста теоретические знания становятся более осмысленными и прочными, формируются навыки анализа и комментирования художественного текста; расширяется кругозор учащихся. Количество детей на занятии небольшое, и это позволяет учителю «видеть» каждого, быть консультантом, тьютором, т. е. обеспечить инструктивное сопровождение исследований школьников.
Ни одно факультативное занятие не обходится без использования справочной литературы, словарей, что способствует формированию навыков самостоятельного добывания знаний, позволяет подросткам глубже воспринять и оценить художественно-эстетические ценности произведения, понять, что литературно-художественное творчество — это прежде всего способность писателей изложить свою позицию, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему изобразительно-выразительных средств.
Покажем, как это можно сделать при исследовании стихотворения Н. И. Глазкова «В созвездья линзами двоякими...» (XI класс).
Тема занятия: Стилистика декодирования текста.
Оборудование занятия: памятки для учащихся, раздаточный материал, ноутбук, интерактивная доска, словари, иллюстрации, дополнительный материал, карточки-информации, опорные карточки (ОК), глоссарий занятия.
Задачи: создать условия для постижения школьниками глубины авторского замысла, воссоздания целостности восприятия произведения; понимания декодирования как конкретного, так и обобщённого смысла событий, образов, а также специфики художественной манеры автора; закрепить у учащихся интерес к анализу стихотворения, расширить объём их знаний и умений в этом'направлении.
Ход занятия
Создание ситуации успеха.
— Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «И вот ущелье мрачных скал...*. Какую картину вы «увидели»? Какова тема, идея стихотворения? К какому типу лирики относится стихотворение? Аргументируйте своё мнение.
И вот ущелье мрачных скал Пред нами шире становится,
Но тише Терек злой стремится,
Луч солнца ярче засиял.
1829
Примерный ответ. Тема стихотворения — природа, пейзажная лирика. Предполагаемая идея — восхищение красотой природы.
Текст относится к художественному стилю: автор употребляет эпитеты (мрачных, злой), характеризующих Дарьяльское ущелье (гора Казбек), олицетворение (злой Терек) и др. Формы сравнительной степени (шире, тише, ярче) подчёркивают интенсивность, стремительность речного потока.
Анализ стихотворения Н. И. Глазкова «В созвездья линзами двоякими...» (текст на доске, на столах учащихся)-.
В созвездья линзами двоякими Труба смотрела Галилея.
В страну, открытую варягами,
Плыла Колумба кораблея.
В страну открытую, забытую —
Таков удел любых Америк,
А старый мир стал картой битою, Наивной картой Птоломея.
1939
Задание. Прочитайте текст. Какую картину вы «увидели»? Какова тема, идея стихотворения? К какому типу лирики относится стихотворение? Аргументируйте своё мнение. (Ответы учащихся.)
— Произведение Н. И. Глазкова, как и всякое настоящее произведение искусства, имеет несколько смыслов. Давайте попробуем их найти, именно те, которые не открываются сразу. Для этого будем использовать приём декодирования текста.
Декодирование — процесс извлечения (расшифровки) полезной информации из текста; преобразование «зашифрованной» информации в понятный для читателя вид.
Учащиеся самостоятельно работают со словарём понятий (на интерактивной доске, опорные карточки (на столах) ).
Викинг — (сканд.) участник морских походов скандинавов в конце VIII — середине XI в. На Руси викинги были известны под названием варягов, в западной Европе — норманов.
Каравелла — (ФР-) трёх- или четырёхмачтовое морское парусное судно со сложной системой парусов; к. существовала в XIII—XVII веках.
Плока (греч. ploke, от plekein — ‘сплетать’): 1) риторическая фигура, когда одно и то же слово несколько раз повторяется в разных значениях; 2) в музыке: соединение различных тонов.
Опорная карточка 1. Слова, словосочетания, отражающие темы стихотворений: дружба, любовь, жизненные позиции, смысл и предназначение в жизни, история, природа, поэзия, родина, народ, поколения, герой, толпа и т. д.
Опорная карточка 2. Типы лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая и т. д.
Опорная карточка 3. Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм, небывализм (течение).
Опорная карточка 4. Стилистика декодирования (стилистика от читателя) изучает линг- воэстетику текста, исходя из него самого.
Можно ли, не зная биографии автора, обстоятельства появления произведения, найти на основе стилистики декодирования информацию в тексте, достаточную для его понимания? (С помощью декодирования (расшифровки ) можно найти языковые средства, с помощью которых образ лирического героя приобретёт индивидуальные черты, будет видна динамика представления героя в поэтическом тексте.)
Повторно прочтите стихотворение, изучите информацию о Клавдии Птолемее, Галилее, Колумбе (на столах тексты, на интерактивной доске иллюстрации). Проведите смысловой анализ предложений и попытайтесь найти то предложение, которое выражает основную мысль стихотворения. («В созвездья линзами двоякими Труба смотрела Галилея».)
Как вы считаете, к какому литературному направлению относится стихотворение Николая Глазкова?
Сообщение учащегося. В 1939 году Николай Иванович Глазков вместе с Юлианом Долгиным, своим однокурсником, основал нео- футуристическое литературное течение «небывализм» и даже выпустил два машинописных альманаха. Основу творчества небывалистов составляли выразительность, примитивизм, нелогичность, дисгармония. К каждому из правил небывализма — алогизм, примитив, экспрессия и дисгармония — Николаем Глазковым были написаны стихотворения.
На интерактивной доске даётся краткая характеристика творчества поэта.
Следовательно, стихотворение относится к литературному течению небывализму, что подтверждается нарушением рифмы, наличием окказионализма, символических слов, неоднозначностью словосочетания «линзами двоякими».
Декодирование текста (исследование).
С помощью каких языковых явлений автор раскрывает тему, идею произведения?
Случайно ли автор использует слово созвездья, а не Млечный путь, варяги, а не Эйрик Раудии Лейф Эйриксон, кораблея, а не «Санта-Мария» ?
Какие тропы и стилистические фигуры помогают раскрыть идейное содержание стихотворения?
Каковы изобразительные возможности лексики?
Каковы частеречные особенности текста?
Определите звуковые средства художественной изобразительности.
Почему стихотворение не имеет названия?
Примерный ответ учащихся (работа в парах, индивидуально).
Стихотворение лаконично: состоит из восьми строк, четырёх предложений, характеризуется глубоким подтекстом, наполненным философским смыслом, раскрывающим важные вопросы предназначения человека, выбора жизненной позиции. Выразительные средства, использованные Николаем Глазковым, переводят содержание стихотворения в сферу философской проблематики.
В первом предложении наблюдается инверсия (труба смотрела Галилея, в страну... плыла Колумба...). К выразительным средствам следует отнести повторы. Два раза употребляется слово карта в двух различных значениях: игральная («картой битою») и географическая («картой Птоломея»), Употребление Глазковым прозопопеи (олицетворение), то есть «очеловечивания» трубы (смотрит в созвездья), как бы концентрирует внимание читателя не на первых строках, а на следующих за ними, в которых, возможно, заключена концепция текста.
Основной смысл стихотворения заключён в слове двоякие.
Лексика стихотворения достаточно оригинальна. Используются слова-термины (созвездья, линзы), слова-символы (любых Америк). Созвучие слова кораблея с именем Колумба: Колумба кораблей (это окказионализм, индивидуальный авторский неологизм); использование разных слов для передачи одного значения (варяги используется вместо слова викингов, символизация удел любых Америк, слово Птолемея (хотя в источниках Птолемея) — всё это свидетельствуют об особой авторской технике, которая заключается в краткости и ёмкости языка, в тщательном отборе средств. Ведь краткость — прямое следствие оригинального творческого мышления поэта.
Автор использует контекстуальные синонимы (Америка-открытие), слова-символы, помогающие раскрытию идеи стихотворения. Употребление удел любых Америк во множественном числе позволяет отнести его к символу. Автор прибегает к перифразе (труба с двоякими линзами — вместо телескопа; забытая страна, открытая варягами, вместо Америки).
Синтаксис стиха довольно прост. В предложении четыре простых распространённых предложения. Второе предложение осложнено обособленным определением, третье — однородными определениями. Непонятна фраза в третьем предложении В страну открытую, забытую (то ли это неполное односоставное предложение, то ли часть предложения). Данная конструкция в очередной раз подтверждает особенность небывализма. Связь между предложениями осуществляется лексическими и грамматическими средствами. Первое и второе предложения построены на синтаксическом параллелизме, способствующем плавности речи, имитирующем спокойное «течение».
Герой стихотворения безымянен, ничем конкретным не обозначен (характер, внешность), лишён эмоциональной окрашенности. По-видимому, с точки зрения автора, важна лишь функция его. И эта функция — открытие. Мы видим, что лирический герой — это человек, которого интересует всё, что происходит, происходило и будет происходить.
В частеречном составе текста преобладают существительные. Из 31 слова в стихотворении 15 существительных. Преобладание существительных придаёт художественному миру стихотворения предметно-понятийную насыщенность. Использование конструкции «существительное + существительное в Р. п.* (удел Америк, Колумба кораблея, картой Птолемея) способствует называнию конкретного предмета.
На первый взгляд кажется, что произведение статично. Однако наличие глаголов несовершенного вида, прошедшего времени и причастий выражает непреходящее значение ценного для человека прошлого (смотрела, плыла, стал, забытой, открытой, открытой, битой) и свидетельствует о динамичности содержания. Они обозначают процесс давнопрошедший, но имевший место быть; называют действия, производимые неодушевлёнными предметами, то
есть выступают сигналами изменений в окружающей среде.
Прилагательных всего три (наивной, старый, двоякими), что естественно для произведения философского направления. Раскрытию основной мысли способствуют стилистические фигуры. Это инверсия в первом и втором предложениях, анафора (В страну, открытую...,
В страну открытую...), симплока (открытую), что подчёркивает смысловую значимость этих слов, придаёт особую интонацию, торжественность. Смешение значений (контаминация) слова карта усилена прозопопеей (наивной картой Птоломея): соединение метонимии с олицетворением.
Автор не случайно использует слово созвездья, а не Млечный путь, варяги, а не Эйрик Раудии Лейф Эйриксон, кораблея, а не «Санта- Мария» (корабль, на котором Христофор Ко- „ лумб в 1492 году открыл Америку), потому что учёные до сих пор спорят, кто открыл Америку.
Сообщение учащегося о викинге Лейфе Эриксоне (Leifиг Eiriksson), который, согласно историческим данным, появился в Америке раньше Христофора Колумба. По-видимому, этой версии придерживается автор, который был действительным членом Географического общества СССР.
Интересна и структура обеих фраз. Повтор в страну, картой в немалой степени способствует возникновению эмоциональной напряжённости, раскрывает авторское отношение к описываемым событиям.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Дактилическая рифма стиха (открытая и закрытая) способствуют созданию главного образа; изобразительность стихотворения подтверждает звукописный повтор (старый мир стал), аллитерация (доминируют сонорные звуки [р], [м’], [м], [н], [р], [л], [л]), ассоциирующиеся в данном контексте с плеском волн, скрипом мачт, надеждами на открытие неизведанного.
Повторение конструкции в страну открытую усилено внутристрочной рифмой в страну открытую, забытую. Эта внутренняя рифма как бы компенсирует внешнее нарушение рифмы, возникающее из-за формы Америк.
На первый взгляд, слово двоякие неопределённо, как и кораблея, варяги, созвездья. Автор как будто не понимает значение слов двояковыпуклые или двояковогнутые. Употребление слова двоякие — это авторский приём « небывалистов », которые используют слово двойственно — неопределённо и точно одновременно. Двоякие задаёт тон всему, что олицетворяет борьбу с непонятным и неотчётливым,
и употреблено в обоих смыслах: выпуклые и вогнутые. Лаконичная форма текста определяет его главную тему — прорыв человечества к знанию сквозь неотчётливость, незнание и забвение. Главная мысль стихотворения: для истории важны и те, и другие (и Колумбы, и Галилеи). Следовательно, произведение Николая Глазкова — не об одних первооткрывателях, но и о переоткрывателях.
Стихотворение не имеет названия. Но это, на наш взгляд, связано с тем, что в первой строке автор воплотил ключевую мысль, важную для него. Поэтому это предложение может быть названием стихотворения.
После такого лингвистического анализа (декодирования текста) можно с уверенностью сказать, что учащиеся способны раскрыть эстетическую функцию художественного текста, осмыслить изобразительно-выразительные средства. Конечно, это занятие подготовлено предварительными домашними заданиями, предыдущими соответствующими практикумами, кропотливой работой учителя и учащихся. По словам П. И. Леоновой, «умение самого учителя анализировать художественный текст отличается от ученического гораздо более сложным набором интеллектуальных и практических действий» [6, с. 91].
Список использованной литературы
Завьялова, О. С. О новом учебнике русского языка для 10-х классов / О. С. Завьялова // Русский язык в школе. — 2003. — № 22.
Игнатович, Т. В. Республиканская олимпиада по русскому языку: сочинение-отзыв / Т. В. Игнатович [и др.] // Русский язык и литература. — 2001. — № 6.
Голуб, И. Б. Занимательная стилистика / И. Б. Голуб, Д. Е. Розенталь. — М, 1988.
Кунина, В. В. Светлое имя Пушкин /сост. В. В. Кунина. — М. : Правда. — 1988.
Степанов, А. В. В-третьих... А дальше? / А. В. Степанов // Русский язык в школе. — 2005. — № 2.
Леонова, П. И. Анализ художественного текста как профессиональное умение учителя / П. И. Леонова // Русский язык и литература. — 1996. — № 2.