Научно-исследовательская работа на тему – «Хореографические упражнения, как средство развития гибкости в гимнастике».
Исполнитель: Чистякова Анастасия.
Актуальность. В настоящее время практически во всех сложно-координационных видах спорта гимнастической направленности хореографическая подготовка является важной и неотъемлемой составной частью учебно-тренировочного процесса, как начинающих, так и высококвалифицированных спортсменок. В частности, в спортивной гимнастике на уроках хореографии, прежде всего, формируется гимнастическая «школа» движений.
На занятиях хореографией происходит совершенствование технической и физической подготовки, осваиваются «не акробатические» разделы комбинаций в вольных упражнениях и на бревне. Вместе с тем, хореография воспитывает культуру движений, формирует артистичность и музыкальность занимающихся, способствует развитию суставно-мышечного аппарата спортсменок, их сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Под влиянием таких занятий повышается выразительность движений, эмоциональность, развивается устойчивость, координация, а также одна из наиболее важных физических способностей гимнасток - гибкость. Овладение рациональной техникой подавляющего большинства гимнастических упражнений требует хорошей подвижности в суставах тела, а некоторые из них целиком зависят от уровня развития гибкости.
Объект исследования: процесс развития гибкости гимнастов.
Предмет исследования: комплексы хореографических упражнений для развития гибкости гимнастов.
Цель исследования: изучить процесс развития гибкости гимнастов при помощи хореографических упражнений.
Задачи исследования:
Выполнить анализ литературных источников по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития гибкости гимнастов.
Подготовить комплексы хореографических упражнений для развития гибкости гимнастов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование развития физических качеств в спортивной гимнастике», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что хореографические упражнения используются у гимнастов, как эффективное средство развития подвижности в суставах и гибкости позвоночника. Уроки хореографии позволили гимнастам повысить уровень развития гибкости и, как следствие, технической подготовленности при выполнении гимнастических прыжков, по всем показателям физической и технической подготовки.
Хорошее владение гибкостью значительно обогащает и расширяет рамки движения гимнаста, позволяет в совершенстве овладеть новыми и сложными формами технических действий.
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движений доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть – упражнениями на растягивание, их достаточно много в комплексах хореографических упражнений. Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.
Хореография является неотъемлемой частью технической подготовки в спортивной гимнастике. Под хореографической подготовкой следует понимать определенную систему упражнений, направленных на воспитание двигательной культуры гимнастов.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития гибкости гимнастов при помощи хореографических упражнений» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапеисследовательской деятельности необходимо изучить методику тестирования гибкости в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценки гибкости, которая начинается с фактических измерений, расчетов, оценки результатов и заканчивается определение уровня их развития.
На втором этапеисследовательской деятельности для проведения тестирования гибкости гимнастов были подобраны следующие тесты:
1) Тест № 1. «Мостик»
2) Тест № 2. «Шпагат на правую ногу и левую ногу»
3) Тест № 3. «Наклон вперед»
4) Тест № 4. «Гимнастическая палка»
На третьем этапе исследовательской деятельности изучение опыта специалистов, тренеров и спортсменов гимнастов дали возможность подготовить комплекс хореографических упражнений для развития гибкости гимнатов.
Упражнения на развитие гибкости состовляет 3 комплекса:
Комплекс №1. Упражнения для развития подвижности голеностопных суставов.
1.Вращение голеностопа.
2. Круговые движения стоп в положении сидя.
3. Растяжка голеностопа (сгибание-разгибание).
4. «Покачивание» на стопах.
5. Спуск с пальцев на целую стопу.
Комплекс №2. А) Упражнения для развития подвижности суставов плечевого пояса.
1. Поднимание и опускание плеч.
2. Отведение и приведение плеч (вперёд-назад).
3. Вращение плеч (вперёд-назад).
4. Отведение рук из вертикального положения назад.
5. Отведение рук назад.
6. Вращение рук в плечевых суставах (вперёд-назад).
Б) Упражнения для развития подвижности суставов кисти.
7. Растяжение лучезапястного сустава в положении «руки сложены для мольбы».
8. Растяжение лучезапястного сустава при сгибании и разгибании.
9. Растяжение и проработка пальцев рук.
Комплекс №3. А) Упражнения для развития гибкости позвоночника.
1. Вращение корпуса.
2. Скручивание корпуса.
3. Сгибание корпуса вперёд.
4. Поднимание вытянутых ног.
5. Сгибание корпуса в положении стоя на лопатках.
6. Разные виды «складочек» в положении сидя.
7. «Скручивания» сидя к одной ноге.
8. Прогиб назад в положении лёжа.
9. Прогиб назад с захватом ног в положении лёжа («корзиночка»).
10. Прогиб назад с захватом ног в положении стоя на коленях.
11. «Мост» из положения лёжа и стоя.
Б) Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов.
12. Вращение таза в любых видах.
13. Выпады вперёд.
14. Наклоны в положении сидя.
15. «Лягушка» с вытягиванием ног в стороны.
16. Махи ногами вперёд, назад и в сторону.
17. Продольный шпагат.
18. Поперечный шпагат.
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение практической части курсовой работы показали что, методически правильная организация тренировочного процесса, направленного на развитие гибкости, призвана обеспечить наилучший результат как с физической, так и с психологической стороны. Используемая грамотно, данная методика становится существенным дополнением к общему тренировочному процессу гимнаста. Она способствует не только развитию гибкости опорно-двигательного аппарата, но и учит контролировать движение любой части тела и устойчивости внимания.
Конечно, гибкость сама по себе не заменяет спортивное мастерство, но без должной гимнастической подготовки существенного успеха в выступлениях на соревнованиях добиться вряд ли удастся.
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при выполнении которых амплитуда движений доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть – упражнениями на растягивание, их достаточно много в комплексах хореографических упражнений. Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.
Хореография является неотъемлемой частью технической подготовки в спортивной гимнастике. Под хореографической подготовкой следует понимать определенную систему упражнений, направленных на воспитание двигательной культуры гимнастов.