Хореография как одно из эстетических средств воспитания детей
Эстетическая культура человека связана с его мировоззрением. Поэтому проблема формирования гармоничной личности тесно переплетается с вопросами эстетического восприятия.
Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является хореография, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования нравственных и эстетических идеалов. Хореографическое искусство, наряду с музыкой и изобразительным искусством, формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности.
Приобщая ребёнка в детском коллективе к хореографии, необходимо в первую очередь, иметь в виду эмоциональное активное восприятие. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.
Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна:
1.Укрепление здоровья и физических сил.
Если сопоставить хореографию с различными видами спорта, то большинство из них значительно развивает какую-то определённую группу мышц, с большей степенью травмирования.
Хореография очень гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, даже лицевых (мимических). При занятиях хореографией проще и быстрее можно урегулировать дыхание (меняя упражнения, темп движения). Да и внешне человек, в целом, отличается от других людей, если он с детства занимается хореографией - походка, осанка и повороты головы, манера поведения, жесты.
И стоит заметить, что новые формы гимнастики, появившиеся сравнительно недавно - аэробика, шейпинг и др., ничто иное, как ритмика, - цель которой в развитии логического мышления, памяти, инициативы.
Занятия хореографией носят целенаправленный характер для развития основных видов памяти: наглядно-образной, эмоциональной и двигательной.
Память ребёнка сохраняет мышечно-двигательные образцы заученных движений. Наглядно-образная память создает у ребёнка представления о форме движения, т.е. об их направлении (вправо, влево), о скорости (в каком темпе), последовательности, ритме, характере;
2. Развитие воображения;
Обогащение танцевальной лексики позволяет ребенку активно использовать освоенный материал в танцевальных импровизациях, выводя его на новый творческий уровень. Разнообразие хореографического языка позволяет ребенку окунуться в мир исполняемых художественных образов, развивая фантазию и воображение.
3. Развитие психического состояния ребёнка и положительных эмоций;
Занятия хореографией положительно сказываются на самооценке обучающегося, создавая «ситуацию успеха» при освоении новых танцевальных элементов. А стремление преодолеть трудности при освоении материала формируют волевые качества.
4. Развитие музыкального ритма и координации.
Занятия хореографией немыслимы без сопровождения музыки. От характера движения меняется и характер музыкального сопровождения (возможно и наоборот). Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.
Если сопоставить хореографию с физической культурой в развитии координации ребёнка, то и здесь роль хореографии значительней. В хореографии есть понятие «рисунок танца» - другими словами, это перемещение по сценической площадке определенным способом. Это даёт возможность развития у ребёнка чувства ориентации и размещения в пространстве;
5. Формирование у социального поведения в духе гуманных ценностей и норм
В процессе хореографической практики создается и формируется чувство коллектива как единой исполнительской группы, чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ответственность за правильность исполнения.