В.В.Маяковский
"Хорошее отношение к лошадям"
Урок литературы в 8 классе
Цели урока:
- Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;
2. Развивать умение анализировать стихотворение
3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
сплошная плешь,-
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась…
Словарная работа
- Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
- Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
- Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
- Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
- Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины
- Ветром опита – ветром подсушена; сырость «выпита» ветром.
- Льдом обута – улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.
Анализ стихотворения
- О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема?
- Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки?
- Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой.
Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-
- Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
…
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
- БиЛи КоПыТа,
- ПеЛи БуДТо:
- - ГРиБ.
- ГРаБь.
- ГРоБ.
- ГРуБ. –
- Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
- ЛоШаДь на КРуП
- ГРоХНуЛаСь…
- … СГРуДиЛиСь…
- Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
- А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
- … и СРаЗу
- За ЗеваКой ЗеваКа,
- ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
- Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?
- Что значит « улица опрокинулась»?
- Что отличает лирического героя от толпы зевак?
- Что увидел он и не увидели другие? Почему?
- Почему слова, обращённые к лошади, взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?
- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете?
- Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки?
- Как вы понимаете эти строчки:
Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь .
Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
- Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать.
Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило
Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми
Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает.
Вслед за поэтом…
Лошадь на круп грохнулась…
Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...
Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше?
Улица опрокинулась, течет по-своему...
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
- Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
- … встала на ноги,
- ржанула
- и пошла.
- Хвостом помахивала.
- Рыжий ребенок.
- Пришла веселая,
- Стала в стойло.
- И все ей казалось –
- Она жеребенок,
- И стоило жить,
- И работать стоило.
- Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.
…
… и стоило жить, и работать стоило.