СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хорошее отношение к лошадям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хорошее отношение к лошадям»

В.В.Маяковский

В.В.Маяковский

"Хорошее отношение к лошадям"

Урок литературы в 8 классе

Цели урока: Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте; 2. Развивать умение анализировать стихотворение 3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».

Цели урока:

  • Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;

2. Развивать умение анализировать стихотворение

3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».

Я люблю зверье.                Увидишь собачонку - тут у булочной одна -                     сплошная плешь,- из себя        и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая,                     ешь!

Я люблю зверье.

               Увидишь собачонку -

тут у булочной одна -

                    сплошная плешь,-

из себя

       и то готов достать печенку.

Мне не жалко, дорогая,

                    ешь!

         Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Били копыта,  Пели будто:  - Гриб.  Грабь.  Гроб.  Груб.-  Ветром опита,  льдом обута  улица скользила.  Лошадь на круп  грохнулась…

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась…

Словарная работа Гриб  – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Кузнецкий мост  – одна из центральных улиц в Москве. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться». Клешить  – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять». Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины

Словарная работа

  • Грибмерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  • Крупчасть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Кузнецкий мостодна из центральных улиц в Москве.
  • Плещаформа деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  • Клешитьот слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  • Плошеформа сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
  • Стойлоотгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины
Ветром опита – ветром подсушена; сырость «выпита» ветром. Льдом обута – улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.
  • Ветром опита ветром подсушена; сырость «выпита» ветром.
  • Льдом обута улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.

Анализ стихотворения  - О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема?  - Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки?  - Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой. Били копыта,  Пели будто:  - Гриб.  Грабь.  Гроб.  Груб.-

Анализ стихотворения

- О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема?

- Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки?

- Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой.

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
  • Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
… Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?          Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.  БиЛи КоПыТа, ПеЛи БуДТо: - ГРиБ. ГРаБь. ГРоБ. ГРуБ. –  Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.  ЛоШаДь на КРуП ГРоХНуЛаСь… … СГРуДиЛиСь…  Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.  А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.  … и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа, ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…  Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

  • БиЛи КоПыТа,
  • ПеЛи БуДТо:
  • - ГРиБ.
  • ГРаБь.
  • ГРоБ.
  • ГРуБ. –

  • Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

  • ЛоШаДь на КРуП
  • ГРоХНуЛаСь…
  • СГРуДиЛиСь…

  • Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
  • А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

  • и СРаЗу
  • За ЗеваКой ЗеваКа,
  • ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

  • Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий? - Что значит « улица опрокинулась»? - Что отличает лирического героя от толпы зевак? - Что увидел он и не увидели другие? Почему? - Почему слова, обращённые к лошади, взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?

- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?

- Что значит « улица опрокинулась»?

- Что отличает лирического героя от толпы зевак?

- Что увидел он и не увидели другие? Почему?

- Почему слова, обращённые к лошади, взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? - Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки? - Как вы понимаете эти строчки: Лошадь, не надо.  Лошадь, слушайте -  чего вы думаете, что вы их плоше?  Деточка,  все мы немножко лошади,  каждый из нас по-своему лошадь . Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете?

- Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки?

- Как вы понимаете эти строчки:

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь .

Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

- Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать. Пришла веселая,  стала в стойло.  И всё ей казалось -  она жеребенок,  и стоило жить,  и работать стоило    Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми

- Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать.

Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило

Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми

 Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает.

Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает.

Вслед за поэтом…

Вслед за поэтом…

Лошадь на круп  грохнулась…

Лошадь на круп грохнулась…

 Подошел и вижу -  За каплищей каплища  по морде катится,  прячется в шерсти...

Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...

Лошадь, не надо.  Лошадь, слушайте -  чего вы думаете, что вы сих плоше?

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше?

Улица опрокинулась,  течет по-своему...

Улица опрокинулась, течет по-своему...

Деточка,  все мы немножко лошади,  каждый из нас по-своему лошадь.

Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Вывод.  Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.  … встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, Стала в стойло. И все ей казалось – Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило.  Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.   …
  • Вывод.

  • Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

  • встала на ноги,
  • ржанула
  • и пошла.
  • Хвостом помахивала.
  • Рыжий ребенок.
  • Пришла веселая,
  • Стала в стойло.
  • И все ей казалось –
  • Она жеребенок,
  • И стоило жить,
  • И работать стоило.

  • Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

… и стоило жить,  и работать стоило.

и стоило жить, и работать стоило.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя