СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Хорошие и плохие манеры» Студия хороших манер

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних города Семей» УО ВКО

«Хорошие и плохие манеры» Студия хороших манер

г.Семей Классный час  «Хорошие манеры»

Цель: Формирование культуры общения и культуры  поведения школьников с друзьями, родителями, взрослыми. Ознакомление с историей появления слова «этикет». Оказание помощи учащимся в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей. Развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех деятельности. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе. Создание условий для самоутверждения каждого учащегося в формах общественно приемлемого поведения. Ход классного часа Дети разыгрывают две сценки: Первая сценка - Здорово, Викча! Здорово, Лерча! - Как дела? Где тусуешься? - Да так, дела стремные.  А где тусуюсь? На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане? А меня как-то не колышет. - Ну, ладно, а то меня предки ждут. - Везуха тебе, а мне еще мозги парить. Вторая сценка: - Здравствуй, Лена! Здравствуй, Инна! - Как твои дела?  Спасибо хорошо. -. А твои? Тоже неплохо. -  Как поживают твои родители? Все нормально. - До свидания, Лена!- До свидания, Инна! Воспитатель: Чем отличаются эти ситуации? (Дети высказываются.) - За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Дети высказываются.) А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящен наш час общения. Обращается внимание на тему «Хорошие манеры?» Воспитатель: Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»? Дети: Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика. Воспитатель: Что же принято считать хорошими манерами? Дети: Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умении контролировать свои поступки. Воспитатель: Узнаем немного из истории этикета. Дети подготовили доклад-2 чел. Воспитатель: Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание  и проявление хороших манер я буду поощрять вас  вот такими знаками – «сердечками». Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека» (у каждого ученика на столе лист для записи правил). На доске находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в котором будут помещены самые главные выводы.  А вы ребята будете записывать «Свод правил воспитанного человека» себе на листочки и в конце нашего общения их зачитаете.   Первое правило. - Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»  А как звучит по- русский? (Здравствуйте!), то есть мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим. Об это удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (читает стихотворение под тихую музыку). -Здравствуйте!- Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали? Просто  «здравствуйте» Больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире?

Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилсь в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга. Конкурс знатоков этикета Вопросы написаны на лепестках «ромашки». Дети читают вопрос и отвечают. Я вручаю «сердечки» за правильные ответы. 1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.) 2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.) 3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.) 4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.) 5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.) Воспитатель: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем? (мнения детей). Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку (сама вешаю его на доску). Воспитатель: Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».- Права ли девочка? (мнение детей) Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.Наша ромашка вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета. 6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?  7. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.) Воспитатель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Коль в товарищах согласья нет -на лад их дело не пойдет». Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значить, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер. На экране. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу- так теплее. Но те, кто попали середину, задыхались, а, те кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине-иди на край. И снова жди своей очереди. Воспитатель. Так такое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступайте друг другу».

Третье правило Воспитатель. В психологии есть такое забавное сравнение. Человек-это дробь,  числители который означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель -насколько его оценивают окружающие.  Психологический эксперимент Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета. 8. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал.) 2. Если тебе принесли подарок завернутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес).  3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил). Воспитатель. Конкурс знатоков этикета закончен и по количеству сердечков победил   _______________, ему вручается медаль «Лучший знаток этикета». Воспитатель. А теперь продолжим на эксперимент. Одноклассники называют три положительных качества и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся, участвовать в эксперименте, учащемуся. Когда все желающие выскажутся, ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны. Есть такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Как выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. То считается дурными манерами? (Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ.) Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное от них окружающих. - Так какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».) Четвертое правило

Воспитатель. Я предлагаю вам еще одну игру Игра «Зеркало» Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед зеркалом. Ребята поочередно повторяют его фразы, слова-папразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, какие-то привычки. Воспитатель. А что бы мы записали в нашу памятку? «Следите за собой всегда и везде». Пятое правило. Воспитатель. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы посмотрим веселый шуточный эпизод из юмористического журнала «Ералаш», который произошел в школе на уроке технологии.   Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое золоте правило мы могли бы записать? «Учись смеяться над собой».

Просмотр содержимого документа
««Хорошие и плохие манеры» Студия хороших манер»

КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних города Семей» УО ВКО













«Хорошие и плохие манеры»

Студия хороших манер























г.Семей

Классный час «Хорошие манеры»



Цель: Формирование культуры общения и культуры поведения школьников с друзьями, родителями, взрослыми.

Ознакомление с историей появления слова «этикет».

Оказание помощи учащимся в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей.

Развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех деятельности.

Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.

Создание условий для самоутверждения каждого учащегося в формах общественно приемлемого поведения.

Ход классного часа

Дети разыгрывают две сценки:

Первая сценка

- Здорово, Викча! Здорово, Лерча!

- Как дела? Где тусуешься?

- Да так, дела стремные. А где тусуюсь? На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане? А меня как-то не колышет.

- Ну, ладно, а то меня предки ждут.

- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Вторая сценка:

- Здравствуй, Лена! Здравствуй, Инна!

- Как твои дела? Спасибо хорошо.

-. А твои? Тоже неплохо.

- Как поживают твои родители? Все нормально.

- До свидания, Лена!- До свидания, Инна!

Воспитатель: Чем отличаются эти ситуации? (Дети высказываются.)

- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Дети высказываются.)

А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящен наш час общения. Обращается внимание на тему «Хорошие манеры?»

Воспитатель: Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?

Дети: Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Воспитатель: Что же принято считать хорошими манерами?

Дети: Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умении контролировать свои поступки.

Воспитатель: Узнаем немного из истории этикета.

Дети подготовили доклад-2 чел.

Воспитатель: Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – «сердечками». Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека» (у каждого ученика на столе лист для записи правил). На доске находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в котором будут помещены самые главные выводы. А вы ребята будете записывать «Свод правил воспитанного человека» себе на листочки и в конце нашего общения их зачитаете.

Первое правило.

- Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?» А как звучит по- русский? (Здравствуйте!), то есть мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Об это удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (читает стихотворение под тихую музыку).

-Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?


Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилсь в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

Конкурс знатоков этикета

Вопросы написаны на лепестках «ромашки». Дети читают вопрос и отвечают. Я вручаю «сердечки» за правильные ответы.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Воспитатель: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем? (мнения детей).

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку (сама вешаю его на доску).

Воспитатель: Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы.

Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».- Права ли девочка? (мнение детей)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.Наша ромашка вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?

7. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

Воспитатель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Коль в товарищах согласья нет -на лад их дело не пойдет». Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значить, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.

На экране. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу- так теплее. Но те, кто попали середину, задыхались, а, те кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине-иди на край. И снова жди своей очереди.

Воспитатель. Так такое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступайте друг другу».


Третье правило

Воспитатель. В психологии есть такое забавное сравнение. Человек-это дробь, числители который означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель -насколько его оценивают окружающие.

Психологический эксперимент

Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

8. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал.)

2. Если тебе принесли подарок завернутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

Воспитатель. Конкурс знатоков этикета закончен и по количеству сердечков победил _______________, ему вручается медаль «Лучший знаток этикета».

Воспитатель. А теперь продолжим на эксперимент. Одноклассники называют три положительных качества и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся, участвовать в эксперименте, учащемуся. Когда все желающие выскажутся, ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.

Есть такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Как выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. То считается дурными манерами? (Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ.)

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное от них окружающих.

- Так какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

Четвертое правило


Воспитатель. Я предлагаю вам еще одну игру

Игра «Зеркало»

Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед зеркалом. Ребята поочередно повторяют его фразы, слова-папразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, какие-то привычки.

Воспитатель. А что бы мы записали в нашу памятку? «Следите за собой всегда и везде».

Пятое правило.

Воспитатель. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы посмотрим веселый шуточный эпизод из юмористического журнала «Ералаш», который произошел в школе на уроке технологии.

Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое золоте правило мы могли бы записать? «Учись смеяться над собой».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей