КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних города Семей» УО ВКО
«Хорошие и плохие манеры»
Студия хороших манер
г.Семей
Классный час «Хорошие манеры»
Цель: Формирование культуры общения и культуры поведения школьников с друзьями, родителями, взрослыми.
Ознакомление с историей появления слова «этикет».
Оказание помощи учащимся в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей.
Развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех деятельности.
Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.
Создание условий для самоутверждения каждого учащегося в формах общественно приемлемого поведения.
Ход классного часа
Дети разыгрывают две сценки:
Первая сценка
- Здорово, Викча! Здорово, Лерча!
- Как дела? Где тусуешься?
- Да так, дела стремные. А где тусуюсь? На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане? А меня как-то не колышет.
- Ну, ладно, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Вторая сценка:
- Здравствуй, Лена! Здравствуй, Инна!
- Как твои дела? Спасибо хорошо.
-. А твои? Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители? Все нормально.
- До свидания, Лена!- До свидания, Инна!
Воспитатель: Чем отличаются эти ситуации? (Дети высказываются.)
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Дети высказываются.)
А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящен наш час общения. Обращается внимание на тему «Хорошие манеры?»
Воспитатель: Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?
Дети: Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
Воспитатель: Что же принято считать хорошими манерами?
Дети: Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умении контролировать свои поступки.
Воспитатель: Узнаем немного из истории этикета.
Дети подготовили доклад-2 чел.
Воспитатель: Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – «сердечками». Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека» (у каждого ученика на столе лист для записи правил). На доске находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в котором будут помещены самые главные выводы. А вы ребята будете записывать «Свод правил воспитанного человека» себе на листочки и в конце нашего общения их зачитаете.
Первое правило.
- Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?» А как звучит по- русский? (Здравствуйте!), то есть мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Об это удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (читает стихотворение под тихую музыку).
-Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилсь в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.
Конкурс знатоков этикета
Вопросы написаны на лепестках «ромашки». Дети читают вопрос и отвечают. Я вручаю «сердечки» за правильные ответы.
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
Воспитатель: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем? (мнения детей).
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку (сама вешаю его на доску).
Воспитатель: Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы.
Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».- Права ли девочка? (мнение детей)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.Наша ромашка вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?
7. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
Воспитатель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Коль в товарищах согласья нет -на лад их дело не пойдет». Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значить, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.
На экране. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу- так теплее. Но те, кто попали середину, задыхались, а, те кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине-иди на край. И снова жди своей очереди.
Воспитатель. Так такое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступайте друг другу».
Третье правило
Воспитатель. В психологии есть такое забавное сравнение. Человек-это дробь, числители который означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель -насколько его оценивают окружающие.
Психологический эксперимент
Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.
8. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал.)
2. Если тебе принесли подарок завернутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).
Воспитатель. Конкурс знатоков этикета закончен и по количеству сердечков победил _______________, ему вручается медаль «Лучший знаток этикета».
Воспитатель. А теперь продолжим на эксперимент. Одноклассники называют три положительных качества и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся, участвовать в эксперименте, учащемуся. Когда все желающие выскажутся, ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.
Есть такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Как выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. То считается дурными манерами? (Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ.)
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное от них окружающих.
- Так какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)
Четвертое правило
Воспитатель. Я предлагаю вам еще одну игру
Игра «Зеркало»
Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед зеркалом. Ребята поочередно повторяют его фразы, слова-папразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, какие-то привычки.
Воспитатель. А что бы мы записали в нашу памятку? «Следите за собой всегда и везде».
Пятое правило.
Воспитатель. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы посмотрим веселый шуточный эпизод из юмористического журнала «Ералаш», который произошел в школе на уроке технологии.
Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое золоте правило мы могли бы записать? «Учись смеяться над собой».