СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храмы Оренбургского и Илекского района

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья» в формате участия в виртуальных туристических маршрутах по православным святым местам Оренбуржья.

Сегодня мы начнем проходить маршрут «Храмы Оренбургского и Илекского района» Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Храмы Оренбургского и Илекского района»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель и автор курса Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 Мы продолжаем серию дистанционных занятий в творческом объединении «Вестники Оренбуржья» в формате участия в виртуальных туристических маршрутах по православным святым местам Оренбуржья.

Сегодня мы начнем проходить маршрут «Храмы Оренбургского и Илекского района» Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Виртуальный туристический маршрут



Храмы Оренбургского и Илекского района


  1. Никольская церковь (с. Нижняя Павловка, ул. 50 лет Октября, 115).



Казачья станица Нижняя Павловка основана в 1830 г. крестьянами-переселенцами и названа – Павловской по преданию в честь графа генерал-губернатора Павла Петровича Сухтелена. Первый храм на селе был посвящен Архангелу Михаилу, церковь была трехпрестольная, деревянная, освящена 8 июля 1850 г. Каменное новое здание церкви Архангела Михаила было из красного кирпича и освящена 10 февраля 1908 г. Она была разрушена в 1930 г. и на ее месте построен сельский клуб.

Второй храм в селе во имя Святителя Николая Чудотворца был спроектирован английскими архитекторами в 1845 году. Освящение храма состоялось в 1851 году1. Здание церкви и колокольни – каменное, на каменном фундаменте. Снаружи и внутри церковь оштукатурена, крыша – покрыта железом. Вокруг церкви сооружена деревянная ограда. Престол в церкви один – во имя Святителя и Чудотворца Николая2. Штат церкви первоначально состоял из священника, дьячка и пономаря, с 1873 г. – священника и псаломщика. Для причта были построены деревянные дома.

При церкви действовали церковно-приходская и казачья школы с 1864 г. В казачьей школе обучалось 70 мальчиков и 10 девочек и в церковно-приходской - 8 мальчиков и 2 девочки3. В Никольской церкви был великолепный, позолоченный, резной иконостас с ангелами, множество ценных и крупных икон московской и владимирской иконописных школ, некоторые в серебряных и позолоченных ризах.

Первым священником Никольской церкви 25 декабря 1850 г. назначен сын дьячка Иоанн Косьмич Гиримидов, выпускник Рязанской духовной семинарии4. Храм был местом священнослужения протоиерея Макария Квиткина, в котором он был настоятелем с 1914 по 1920 годы. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. был канонизирован священномученик Макарий Квиткин.

В 1934 году церковь была закрыта и приспособлена под зерносклад. Внутреннее убранство храма частично похищено, а оставшиеся церковная утварь и иконы сложены на колокольне и в сараях. До 1944 г. здание церкви постоянно использовалось для хранения зерна. Осенью 1944 года владыка Мануил (Лемешевский) епископ Чкаловский благословил проведение ремонтно-реставрационных работ в здании Никольской церкви и создание приходской общины. Группа верующих 6 апреля 1944 г. обратилась к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Чкаловской области П.Г. Тептяреву с просьбой об открытии церкви в селе Верхняя Павловка Нижне-Павловского сельского совета5. Согласно решению Чкаловского облисполкома от 18 сентября 1944 г. данная просьба была отклонена6. В апреле 1946 г. решение Чкаловского облисполкома пересмотрено Советом по делам РПЦ при Совете Министров СССР, в ноябре 1946 г. епископ Чкаловский и Бузулукский Мануил совершил освящение Никольской церкви7. Храм Святителя Николая был единственной действующей церковью на территории Оренбургского района в период советской власти. С 1950 года Никольскую церковь и приход возглавляли восемь настоятелей, в том числе, протоиерей Никита, протоиерей Иоанн, митрофорный протоиерей Михаил Войтин (прослужил в храме более 25 лет). Начиная с 1992 года настоятелем храма до настоящего времени является иеромонах Анатолий (Жидков). Дважды, в 1993 и 1995 годах Никольский храм со своим архипастырским визитом посещал приснопамятный митрополит Леонтий (Бондарь).

Никольская церковь села Нижняя Павловка - единственная в Оренбургской епархии, где находятся пять мироточивых икон (Минская икона Божьей Матери, Владимирская икона Божьей Матери, Архистратига Божия Михаила, Божьей Матери «Неупиваемая чаша», свщм. Макария (Квиткина ) протоиерея Оренбургского, Табынской Божьей Матери), другие значимые иконы: святителя Тихона Задонского, святого великомученика Георгия Победоносца, преп. Антония Киево-Печерского, преп. Феодора Санаксарского с частичкой святых мощей, святого воина Федора Ушакова адмирала Флота Российского с частичкой святых мощей.



Согласно решению Оренбургского облисполкома от 2 июля 1991 г. № 158 Никольская церковь поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области8.



  1. Церковь Михайло-Архангельская (1890г.) (с. Городище, ул. Октябрьская, 12 а).



Село Городище было основано, предположительно, в 20-х годах XIX века переселенцами из Воронежской губернии9. В 1837 г. епископ Оренбургский и Уфимский Иоанникий обратился с прошением к оренбургскому военному губернатору В.А. Перовскому о разрешении строительства деревянной Михайло-Архангельской церкви в с. Городище Оренбургского уезда: «Не встречая со своей стороны препятствий … и не представляя еще об этом Святейшему Правительствующему Синоду, предварительно прошу вас, милостивый Государь, уведомить меня: нет ли препятствий на постройку в указанной деревне церкви со стороны Башкирских владений по предмету отвода ими земли, потребной для будущих священно-церковнослужителей»10. Оренбургский военный губернатор одобрил прошение о строительстве церкви: «Имею честь уведомить, что деревня эта поселена на землях, не принадлежащих башкирам, поэтому со стороны последних не может быть никакого препятствия в отводе земли для священно и церковнослужителей обозначенной церкви»11.

Возведение церкви началось в 1837 г.; построена и освящена в 1844 г. Престол при церкви один – во имя Архистратига Божьего Михаила. Здание церкви с колокольней – деревянное на каменном фундаменте, покрыто железом, вокруг церкви сооружена деревянная ограда12. Первоначально, по штату на 1844 г. причт Михайло-Архангельской церкви состоял из священника, дьячка и пономаря, с 7 апреля 1873 г. – из священника и двух псаломщиков. Содержался причт исключительно на добровольные пожертвования прихожан. Первым священником церкви в 1844 г. назначен Александр Александрович Боголюбов.

Михайло-Архангельская церковь 20 августа 1879 г. сгорела. Вместо нее на средства прихожан в 1880 г. построена временная церковь, которая также сгорела через три года. В 1883 г. построена третья временная церковь, которая закрылась в 1890 г. после освящения новой каменной церкви13.

Строительство однопрестольной каменной церкви в с.Городище велось с 1880 по 1890 гг. по проекту архитектора Курмышова. По благословению епископа Оренбургского и Уральского Макария (Троицкого) 14 января 1890 г. церковь освящена во имя Архистратига Божьего Михаила. При церкви построены колокольня и деревянная сторожка; в 1892 г. на церковные средства возведен дом для священника, в 1896 г. – каменная ограда. В октябре 1909 г. в приходе открылась церковная женская школа, в которой в первый год обучалось 45 девочек. Располагалась школа в одном здании с церковной сторожкой14.

В марте 1931 г. настоятель церкви Иоанн Чирков, священник Иоанн Харьков, псаломщик Михаил Александрович Косимовский, регент Александр Сафонов и другие церковнослужители арестованы и сосланы в лагеря. Церковь закрыта 14 апреля 1931 г., в ее здании устроено зернохранилище. В 1950-е гг. в здании располагались МТС, цементохранилище, общественный туалет и закусочная.

В 1991 г. церковь возвращена верующим. Указом епископа Оренбургского и Бузулукского Леонтия 5 ноября 1991 г. настоятелем церкви назначен священник Виктор Михин15. Была достроена полуразрушенная колокольня, восстановлены росписи, иконостас (с использованием небольших сохранившихся фрагментов дореволюционного иконостаса), написаны новые храмовые иконы, построена гостиница для паломников и приведена в порядок территория. В 2010 году завершилось строительство деревянной водосвятной часовни и купели на новоустроенном святом источнике в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».



После восстановления и возобновления богослужений храм Архангела Михаила получил известность, как место прославления чудотворного списка афонской иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». В храме собраны частицы мощей многих почитаемых святых, в том числе равноапостольной Марии Магдалины, апостолов Матфея и Варнавы, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, оптинских старцев и прочих известных угодников Божиих. Частицы мощей хранятся в большом ковчеге-мощевике в северной (левой) части храма, а также внутри храмовых икон этих святых.16.

С 2011 г. настоятелем храма является иерей Сергий Демакин. В 2013 году назначен благочинным новообразованного Городищенского благочинного округа.

Решением Оренбургского облисполкома от 2 июля 1991 г. № 158 Михайло-Архангельская церковь с.Городище поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области17.



  1. Покровская церковь (с. Краснохолм, ул. России, 85).



Станица Краснохолмская начинает свою историю с небольшого поселения, образовавшегося в 1812 г. в приуральской степи, когда крестьяне из разных губерний России и Украины устремились в Соль-Илецк добывать соль. Первым в станице был Никольский храм, построенный в 1845 г. В связи с тем, что в Никольском храме места во время богослужений молящимся прихожанам не хватало, казаки принимают решение за счет собственных средств возвести новый каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм строился с 1909 по 1913 г. на пожертвования казаков, проект храма архитектора А.А. Толмачева. Храм построен в неорусском стиле, как собор Казанской Божьей матери в Астрахани. Освящен был храм 29 сентября (ст.ст.) 1912 г. под торжественный перезвон девяти колоколов звонницы18. Для внутренней декоративной отделки были приглашены иваново-вознесенские мастера. Храм был посвящен столетию победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. и столетнему юбилею основания Краснохолмской станицы, когда казаки из центральных районов России прибыли на это место в 1812 г.

Новая церковь имела крестообразную форму и пристроенную ступенчатую колокольню, завершавшуюся островерхой башней с маковкой. Высота от маковки до основания – около 40 метров. Выложена церковь была крупным красным кирпичом, который изготавливали сельчане на местном кирпичном заводе. В кирпичный раствор для крепости добавляли молоко. Завод был построен специально для изготовления кирпича на строительство церкви – использовалась местная красная глина. Высокие стрельчатые окна и восьмигранную изгородь украшали ажурные металлические решётки19. Территория храма была огорожена каменной оградой, перед ней была сторожка. При храме был дом для священника.

По штату на 1914 г. причт церкви состоял из священника и псаломщика; казенное жалованье им не выделялось. В приходе церкви действовали две казачьи школы: женская и мужская, в которых обучалось 52 девочки и 112 мальчиков20. На 1915 г. в церковно-приходской школе обучалось 4 мальчика и 43 девочки; в казачьем мужском училище – 112 мальчиков; в казачьей женской школе – 52 девочки. В преподавании духовных дисциплин активно участвовали два священника и дьяконы.

К Покровскому приходу в 1915 г. относилось 307 дворов, в которых проживали 1022 мужчин и 1049 женщин. Подавляющее количество населения принадлежали к казачьему сословию21. Священником в храме с 21.06.1914 г. епископом Дионисием был назначен Александр Николаевич Поспелов, 1868 г.р., законоучителем в казачьих школах22. С 1913 по 1915 г. старостой Покровского храма был казак Фёдор Спиродонович Величков. При церкви псаломщиком служил с 15.07.1914 г. Владимир Иванович Саманов 24-х лет, обучавшийся в ОренДС. 01.10.1915 г. был рукоположен епископом Мефодием (Герасимовым) в сан дьякона.

Покровская церковь решением Краснохолмского сельсовета от 10 апреля 1934 г. закрыта. Здание церкви использовалось под зернохранилище23. Иконы с алтаря Покровского храма верующие успели разобрать по домам, церковная утварь была реквизирована Советской властью, остальная – показательно уничтожена. Колокола сняли и отправили на переплавку, в кузницах из них изготовили вкладыши для моторов первых тракторов. При снятии большого колокола один из людей разбился насмерть. Верующие расценили этот несчастный случай как «Божий гнев на грешников». Во время Великой Отечественной войны в с. Краснохолм тайно служил по домам иерей Колесников, который массово крестил и совершал все богослужения в селе24.

В 1991 году по благословению митрополита Леонтия (Бондарь) в село Краснохолм был назначен священником иеромонах Никодим (Мартынов), который служил в молитвенном доме на ул. Октябрьской, воссоздавая православный приход, и параллельно восстанавливал обветшавший за прошедшие годы Покровский храм. В 1994 – 1995 гг. на средства администрации Дзержинского района г. Оренбурга и местной церковной общины была полностью воссоздана наружная отделка Покровской церкви, заменено покрытие всех куполов, установлены кресты, зазвенели новые колокола. Стараниями прихожан и настоятеля в храм было подведено тепло, восстановлен алтарь, закончено металлическое ограждение вокруг храма. По благословению Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина в 2001 г. были возобновлены богослужения в здании Покровского храма. Чтимые иконы прихода: Иконы Божией Матери «Табынская» и «Казанская»; икона святителя Иоасафа Белгородского; икона святителя Николая Чудотворца; икона Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.

Настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Краснохолм г. Оренбурга с 2005 г. является иерей Александр Владимирович Шельпяков.

Решением исполкома Оренбургского областного Совета народных депутатов от 2 июля 1991 г. № 158 Покровская церковь поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области25.


  1. Церковь Покрова (с. Кардаилово, ул. Советская, 46).



Село Кардаилово было основано переселенцами из Воронежской губернии, приехавшими сюда в 1819 году и построившими молитвенный деревянный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1825 г. в этом молитвенном доме служил священник Косьма Степанов.26 На 1829 г. священником был Алексей Ломов, при котором жители села обратились в Оренбургскую духовную консисторию по дозволению Святейшего Синода от 20 декабря 1828 года №10182 по вопросу строительства в селе каменной церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы27. Прошение подписали: Захар Васильченков и почетные старики Григорий Малафеев, Степан Еремин, Спиридон Дудкин, (всего 49 подписей). 27 сентября 1833 года храм был построен вместе с домами священнослужителей.

Освящение этой церкви также состоялось 30 марта ст. ст. 1835 г. при Оренбургском и Уфимском Епископе Михаиле и священнике Федоре Андрееве 1729 г.р., переведенном из Воронежской губернии.28 В 1833 г. в Кардаиловской церкви служил священник Милордов, с 28 января 1837 г. начал служение дьякон Фёдор Александрович Никольский29.

Каменная церковь, колокольня и ограда были достроены в 1849 г.30 На содержание причта по обязательству, данному прихожанами, положена руга по 50 фунтов с венца зернового хлеба31. В 1879 г. перестроена церковная ограда. В 1892 г. церковь оштукатурена внутри и расписана живописью. Престол в церкви один – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначально, по штату на 1849 г. причт церкви состоял из священника и двух псаломщиков. С 1897 г. открыта вакансия второго священника, занимаемая диаконом. Церкви принадлежало 66 десятин и 400 сажен земли. В год церковь получала 1800 рублей доходов от пожертвований прихожан. В библиотеке, действовавшей при церкви, содержалось 300 томов богослужебных книг. В 1900 г. открыта церковная школа грамоты со смешанным составом учащихся (18 мальчиков и 9 девочек), количество прихожан по состоянию на 1900 г. составляло 2532 человека32. В церковь был приобретен колокол с надписью «В память о короновании Николая II и Александры Федоровны».



Церковь была закрыта в 1931 г. по решению общего собрания жителей с. Кардаилово. Здание отдано под ссыпной пункт заготовки зерна33. В 1933 г. по предложению депутата Кардаиловского сельсовета Дудкина каменное здание церкви передано под спортивный клуб34. В 1989 г. начались работы по восстановлению церкви. С сентября 1998 г. настоятель храма священник Валерий Логачев, который провел первую службу во вновь строящейся церкви. 18 марта 1999 г. на колокольню подняты колокола. На 2019 г. настоятель храма иерей Олег Цаплин.

Решением Оренбургского облисполкома от 2 июля 1991 г. № 158 церковь Покрова Пресвятой Богородицы поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области35.



Практические занятия

Составление схемы маршрута с указанием исторических и архитектурных особенностей храмов:

  1. Никольская церковь (Оренбургский район, с. Нижняя Павловка, ул. 50 лет Октября, 115);

  2. Михайло-Архангельская церковь (Оренбургский район, с. Городище, ул. Октябрьская, 12 а);

  3. Покровская церковь (Илекский район, с. Краснохолм, ул. России, 85);

  4. Покровская церковь (Илекский район, с. Кардаилово, ул. Советская, 46).


Ответьте по выбору на контрольные вопросы:

  1. В каком храме Оренбургского района служил с 1914 по 1920 гг. свщмуч. Макарий Квиткин? Какие иконы в этом храме мироточат?

  2. Расскажите историю появления и прославления городищенской иконы Божией Матери «Скоропослушница».

  3. Какому столетнему юбилею посвящен Покровский храм в с. Краснохолм?

  4. Расскажите о культурной деятельности священника Покровской церкви с. Кардаилова Валерия Логачева с матушкой Зоей?


Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1


1 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 274а. Л. 9 об.

2 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1625. Л. 48.

3 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1625. Л. 48об.

4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 274а. Л. 6 об.

5 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 29. Л. 53 – 56.

6 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 29. Л.61.

7 Край Оренбургский. Стопами православия. Оренбург, 2006. - С. 178.

8 ГАОО. Ф. Р.-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.

9 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.262-263.

10 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 4654. Л. 2.

11 ГАОО. Ф. 173. Оп. 2. Д. 3225. Л. 45.

12 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 912. Л. 19, 20 об.

13 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6922. Л. 17.

14 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д.1527. Л. 1 – 2.

15 с. Городище. Церковь в честь Михаила Архангела // Оренбургские Епархиальные Ведомости. – 1999. – № 8. – С. 9 – 11.

16 История прихода. http://www.gorodische-orenburg.prihod.ru/istorija_prikhoda

17 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.

18 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 33 об.

19 Воспоминания Г.И. Волобоева // Урал. – 1985. – № 21.

20 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 44 об.

21 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Оп. 9. Л. 43.

22 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 45 об.

23 ГАОО. Ф. Р-1168. Оп. 1. Д. 246. Л. 2.

24 ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 43.

25 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. ЛЛ. 137 – 140.

26 ГАОО. Ф. 173. Оп. 2. Д. 2032. Л. 1.

27 ГАОО. Ф. 173. Оп. 2. Д. 2473.

28 ГАОО. Ф. 173. Оп. 2. Д. 2474.

29 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 156. Л. 58 об.

30 Православные исторические храмы Оренбуржья. / сост. В.А. Рубин и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2019. – С.157-159.

31 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 634. Л. 8

32 ГАОО. Ф. 173. Оп. 1. Д. 1527. Л. 13.

33 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 23. Л. 18.

34 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 349. Л. 133.

35 ГАОО. Ф.Р-1014. Оп. 4. Д. 2433. Л. 137 – 140.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!