СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храмы в Чкаловском районе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная краеведческая работа

Просмотр содержимого документа
«Храмы в Чкаловском районе»

Храмы Преображения Господня в Чкаловском районе.

Оглавление

1. Введение



2. Глава 1. История праздника

3. Глава 2. История образования Макарьевского Преображенского мужского монастыря.

4. Глава 3. История возникновения Спасо - Преображенского храма.



5. Глава 4 . История храма Преображения Господня села Сицкое.

6. Глава 5.Преображенская церковь села Вершилово.

7. Заключение



Восстают из тлена храмы



Всем смертям назло

И над Русью, будто пламя,

Свет их куполов.

Произволом не нарушить

Связь веков, времен.

И опять плывет над Русью

Колокольный звон!...

В. П.Лукин

Введение

В каждом из районов нашей страны сейчас внимание людей обращено на храмы. Многие из них были разрушены в годы революции и во время войн. В наши дни чувствуется необходимость в возвращении веры в души людей.

Чкаловский район отличается тем, что на нашей земле много действующих храмов. Нам хотелось бы в своем исследовании обратить внимание на Храмы Преображения Иисуса Христа, действующие в селах Пурехе, Вершилове и Сицком.

«Церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построенная, а трапезная в 1879 году,семипрестольная».Такая запись сделана в «Адресе-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год о главном храме села Пурех.

Чем же прославилась эта церковь в селе Пурех, какое отношение она имеет к князю Дмитрию Пожарскому, как связан этот храм с событиями народного ополчения 1612 и 1812 годов, какими историческими нитями переплетены судьбы Преображенской церкви и Макарьевского монастыря древнего села Пурех, какой вклад внёс этот монастырь в историю Нижегородского края, историю России? Какая история у храма Преображения Господня в селе Сицкое и в селе Вершилово?

В своей работе мы попробуем найти ответы на поставленные вопросы, изучив книгу В.П. Лукина «Листая времени страницы» и другие исторические источники.

.

Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне. История праздника началась примерно в 4 веке, когда по инициативе святой царицы Елены на горе Фавор был выстроен христианский храм, освященный в честь Преображения. Согласно евангельским повествованиям, описываемые события совершились примерно за 40 дней до весеннего праздника Пасхи, но восточные христиане отмечают праздник летом. Традиция праздновать Преображение в августе связана с Великим Постом: дабы не отвлекаться мысленно от событий святой четыредесятницы, праздник был перенесен на другой период года. Через 40 дней после Преображения христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Глава 1 История праздника


История праздника Преображения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка, причем эти 3 повествования между собой очень схожи. Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников – Иоанна, Петра и Иакова – и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях. Когда ученики увидели такое преображение своего Учителя, Петр, самый горячий из них, сказал: «Учитель, хорошо нам здесь находиться, давай расположим здесь три кущи (палатки) – Тебе, Моисею и Илие». После этого их окружило облако, из которого ученики услышали голос Отца Небесного, говоривший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Затем видение закончилось, а Иисус Христос запретил ученикам кому-либо рассказывать увиденное, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что обозначает данное происшествие в духовном смысле? Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных знамений или чудес. Богословское толкование события Преображения Господня заключается в следующем: Явление Святой Троицы. Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Святую Троицу. Первое аналогичное событие произошло в день Крещения Иисуса Христа, когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог-Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы. Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух естеств – Божественного и человеческого.


Глава 2. История образования Макарьевского Преображенского мужского монастыря



Село Пурех в административном делении России XIX века значилось волостным центром, входящим в Балахнинский уезд Нижегородской губернии. В это время Пурех стоял на старом тракте Нижний Новгород – Ярославль.

Пурех имеет долгую и интересную историю. Основание первого поселения на этом месте краеведы относят к началу XIII века.

В 1613 году за вклад в дело спасения Отечества от польских интервентов воевода князь Д.М. Пожарский в дополнение к суздальским владениям получил огромные пустующие земли к северу от Балахны до Холуя (ныне Ивановской области). В их число входила и Петряевская пустошь, что находилась на месте современного Пуреха.

В «Адресе-календаре Нижегородской епархии» год постройки Пурех храма Преображения не называется. Однако краевед В.Е. Шматов доказательно утверждает:

«И в 1622–1625 годах князь Пожарский заложил и построил на Петряевской пустоши около села Крапивино каменный мужской монастырь в честь святых чудотворцев Макария Желтоводского и Унженского и Евфимия Суздальского, с двумя каменными церквями: верхнюю – в честь Преображения Христова, с папертями о пяти верхах, и нижнюю (в исподи) – в честь Успения Пресвятыя Богородицы»*.

Князь Д.М. Пожарский известен был своей исключительной приверженностью вере Христовой (Приложение№2). Монастырь был построен князем в знак благодарности к Господу нашему, под покровительством которого и был предпринят поход Нижегородского ополчения в Москву для спасения Отечества. Кроме того, монастырь был построен как «пречистая обитель и общежительный монастырь» для проживания там людей (монахов), посвятивших полностью свою жизнь служению Господу Богу нашему.

«Таких людей было немало и среди соратников Д.М. Пожарского по Нижегородскому ополчению. Многие из них были ранены в боях с поляками и не прочь были прожить остаток своей жизни в монастырской тиши».

Попечительство над монастырем боярин и воевода Д.М. Пожарский не оставлял вплоть до своей кончины. Умер он 20 апреля 1642 года, перед смертью принял схиму, взяв имя Косьмы. Прах Пожарского захоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.

Итак, с 1647 года Макарьевский монастырь стал принадлежать сыну Д.М. Пожарского Ивану. В этом же году Преображенской церкви был выдан антиминс, и она, оставаясь монастырской, вошла в состав приходских церквей «Пурецкой волости» под названием церкви Макария Чудотворца. В 1654 году церкви было возвращено первоначальное название – Преображение Спасово, и оно сохранилось до наших дней.

Со временем Спасо-Преображенский храм обрастал приделами с алтарями во имя особо чтимых князьями Пожарскими святых.

При пристройке приделов с алтарями имелись в виду три воспоминания: родовыя, о Нижнем Новгороде и о походе 1612 года.

Глава 3 .Факты истории о строительстве

с 1647 года Макарьевский монастырь стал принадлежать сыну Д.М. Пожарского Ивану. В этом же году Преображенской церкви был выдан антиминс, и она, оставаясь монастырской, вошла в состав приходских церквей «Пурецкой волости» под названием церкви Макария Чудотворца. В 1654 году церкви было возвращено первоначальное название – Преображение Спасово, и оно сохранилось до наших дней.

Со временем Спасо-Преображенский храм обрастал приделами с алтарями во имя особо чтимых князьями Пожарскими святых. Каких именно – об этом можно узнать из надписи на месячной служебной Минее, подаренной в монастырь князем Иваном Дмитриевичем Пожарским в 1654 году.

«7162 (1654) году в 5 день Марта дал сию книгу глаголемую минею месячную месяц Апрель, стольник князь Иван Дмитриевич Пожарский с женою своею княгинею Прасковьей Михайловной в Нижегородский уезд в вотчину свою, а в строение отца своего боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, в пречестную обитель и общежительный монастырь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Боголепного Его Преображения, святого славного пророка предтечи и крестителя Иоанна, и иже во святых отец наших Гурия и Варсонафия Казанских чудотворцев, и преподобных отец Евфимия Суздальского и Александра Свирского, и Макария Желтоводского, и преподных жен Марфы и Прасковии, при настоящей власти монастыря того игумена Исайи, иже о Христе с братиею обители тоя, по дворовом своем человеке Иосафе Фомине сыне Посникове и по жене его Соломине Амвросифовой дочери, во иноцех схимнице Софии, в Пурецкую волость».




Глава 3. История возникновения Спасо - Преображенского храма.



Спасо-Преображенская церковь после упразднения монастыря окончательно получила статус приходской. Макарьевская слобода, что образовалась когда-то возле монастыря, год от года становилась все более населенной.

В начале XIX века она получила статус села, которое стало называться Макарий Пурех, а впоследствии просто Пурех.

В 1879 году была проведена реконструкция храма. В это время пристроили высокую и обширную трапезную с одним куполом, шатровую колокольню заменили на трехъярусную. На колокольне в 1903 году были установлены башенные часы с боем.

На звоннице колокольни разместили семнадцать колоколов, в самом большом из них, праздничном, весу было 740 пудов – почти 12 тонн!

Спасо-Преображенский собор был знаменит и славен бесценными реликвиями, памятными иконами, древними церковными книгами и утварью.

«Главной реликвией Спасо-Преображенской церкви являлось знамя Нижегородского ополчения, под которым Пожарский вместе с Мининым совершили свой исторический поход по освобождению Москвы от поляков и их приспешников. Знамя это хранилось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех до 1812 года как самая драгоценная реликвия. Об этом говорят следующие исторические события.

В войну 1812 года с Наполеоном Бонапартом о знамени Пожарского вспомнили и затребовали его в Москву для благословения народного ополчения на борьбу с французами. Знамя поместили в Спасо-Преображенском соборе, а в 1813 году по указу императора Александра I его вернули обратно в Пурех.

В 1826 году знамя Пожарского было вновь затребовано из Пуреха в Москву, для помещения его в Оружейную палату. Узнав об этом, жители села Пурех взбунтовались и не позволили отдать дорогую им реликвию. Чтобы покончить с бунтом, власти арестовали зачинщиков (около 25 человек) и сослали в Сибирь».

Вскоре для Пуреха была сделана копия этого стяга, а через некоторое время такая же копия была выполнена и для Нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Немало в храме было и других древних памятников и реликвий: Владимирская икона Божьей Матери в сребропозлащенной ризе, Казанская икона Божией Матери, шитая по желтому атласу, Пуреховский Животворящий крест, множество древних книг и рукописей. Все они хранились в Спасо - Преображенской церкви до 1936 года.

«В 1936 году храм был разграблен по чьему- то указанию сверху, и все его реликвии свалены на подводу и увезены в Василеву слободу. Судьба многих реликвий до настоящего времени неизвестна, но ни одна из них до сих пор не возвращена законному владельцу – Спасо - Преображенскому храму села Пурех, историческому памятнику народному герою и освободителю России князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и подвигу русского народа в 1612 году».

Пуреховский Животворящий крест в настоящее время находится в церкви Живоначальной Троицы в Н. Новгороде (Приложение№4).

В военные и послевоенные годы в помещении храма располагалось зернохранилище местного колхоза «Заветы Ильича».

В 1998 году были выделены значительные средства для ремонта храма.

Через год-другой храм преобразился: был проведен внутренний и внешний ремонт, восстановлена ограда с въездными воротами и часовней (Приложение№5).

Спасо - Преображенский собор в Пурехе имеет большое значение для духовной жизни села, жителей Чкаловского района и всех верующих людей Нижегородской Епархии. Кроме того он является храмом - памятником Всероссийского значения.

Первый документ о возвращении храма православным верующим датирован 1991 годом.

Первая служба в храме совершена была на Пасху 1991 года. Это было как бы новое дыхание этого собора и всего Пуреха в целом.


Глава 4 . История храма Преображения Господня села Сицкое


История села Сицкого уходит в глубь XVII века. Свое название оно получило в честь князей Сицких, которые во время царствования Михаила Романова (1613–1643) были приближенными царского двора. Село это получено ими в подарок от самодержца за верную долгую службу.

Строили ее крестьяне 62 окрестных деревень в течение 42 лет. В 1831 году строительство было закончено, и сорокаметровая церковь с маковками куполов, увенчанных крестами, предстала во всей своей красе.

Рядом с ней прошла большая «царицына» дорога, которая, по преданию, была построена для Екатерины II. Царица проследовала по ней во время своей поездки по России. В старину около дороги размещались почтовые станции, постоялые дворы.

«Село Сицкое, бывший центр Павелковской волости, расположено на перекрестке дорог Пучеж – Нижний Новгород и Чкаловск – Пестяки.

Украшает Сицкое Спасо-Преображенский собор, поражающий своей величавостью и изяществом при подъезде к селу еще за много километров.

«… Церковь, поставленная на вершине возвышенности, уходя ввысь на 50 метров, буквально царила над округой. Ее шесть гордо парящих в небе куполов-луковиц были видны, как и сейчас, с самых дальних подступов. При планировании церкви зодчие опирались на традиции, существовавшие в строительстве приходских храмов в XVIII–XIX веках.

Мастерам прошлого удалось создать удивительно гармоничное архитектурное сооружение: храм стоит на мощном фундаменте, а его кирпичная кладка, сделанная на века, обильно украшена резьбой. Здание имеет четкую ось запад – восток, объединяющую сооружения в единый комплекс, и представляет собой трехчастную композицию: колокольня, трапезная и храм.

Трапезная сооружена в стиле московского классицизма конца XVIII века. Колокольня выполнена в псевдоклассических формах. Храм с апсидой Сицкое выполнен в стиле позднего ампира первой поло- «Ослепительно белый, он, (храм вины XIX века – кубический, массивный, торже- Преображения Господня. – В.Л.) ственный. блестя на солнце куполами, как Архитектурно-художественный образ церкви будто парит над лесом, кажется строился на стремительном взлете трех восьме- манящим миражом, неизменно риков и барабана с главкой. Чтобы подчеркнуть привлекая взор путника до тех пор, устремленность ввысь, безвестный нам зодчий пока не покажутся домики села...»

Интерьер храма прямо-таки залит потоками верхнего света из светового барабана и многочисленных окон, убранных в «барочные» наличники, рельефно выступающей глади стен. Широко расставленные луковичные главки на барабанах не мешали воспринимать здание целостно. При этом они подчеркивали вспомогательную роль трапезной в общем ансамбле с высотным храмом и колокольней.

Вокруг церкви была возведена кованая ограда с кирпичными столбами и арочными входами. Внутри ограды около церкви сельчане хоронили священников. Эти могилы сохранены и до сегодняшнего дня.

–  –  –

Сицкое. Сицкая церковь была разграблена: власти вывезли церковное имущество, плиточный пол, кованую ограду. Высокий каменный фундамент ограды был разобран и пошел на строительство колхозной фермы. В разоренную церковь завезли телеги, соль, от которой позеленели ризы оставшихся икон, разрушилась штукатурка в храме. Колокольный звон не призывал больше к молитве. Храм превратился в склад.

В первый год Великой Отечественной войны в церковь поместили 120 солдат, которые рыли вокруг села траншеи, так как ждали наступления немцев.

Шли годы. Церковь постепенно разрушалась: были выбиты стекла в ее окнах, ржавели ажурные решетки, ветшала паперть, рушилась крыша, а стаи птиц нашли в ней свое убежище. Но построенное мастерами XVIII–XIX вв.

здание еще можно было спасти. Помогло время «перестройки» и настойчивая, упорная работа сицкой и районной общественности по открытию храма:

поездки, ходатайства, письма, делегации, прошения, переговоры с властями.

Сицкое. Церковь в честь Преображения Господня. 2005 г.

Листая времени страницы "Успеть бы сделать доброе дело в конце жизни", – так выразила свое стремление открыть церковь пожилая жительница села П.А. Пертельс, когда ее спросили, зачем ей эти бесконечные хлопоты. На восстановление церкви собирались пожертвования.... Быстро сумели перекрыть крышу на храме. Иконы собирали со всей округи. На заводе отлили новые колокола, и вновь поплыл малиновый звон над округой.

И вот наступил день, которого ждали 52 года. Вспоминает жительница села А.И. Петрова: "Церковь открыл и освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Состоялась первая служба. В разрушенном храме, где и пола-то еще не было, а был насыпан песок, собралось множество народа.

Люди принесли в церковь свои иконы, чтобы все могли помолиться...".

Это было в 1989 году.

За прошедшие годы церковь преобразилась. Под стать ее отбеленным стенам покрыты оцинковкой купола, которые так жарко, празднично блестят на солнце и плывут в голубом небе. Восстановлена колокольня и трапезная, в которой в настоящее время совершаются богослужения..... С 27 августа 1997 года настоятелем храма является иерей Александр Якимов. Отец Александр закончил Московскую духовную семинарию. Более 18 лет служил псаломщиком в селе Илья-Высоково, а в 1996 году в Ивановской епархии был рукоположен в священника. Отец Александр рассказывает: "Когда я сюда прибыл, здесь в храме все было закопчено, как-то грязно. Не было ограды. Но с Божией помощью начали потихоньку восстанавливать былую красоту. Взялись за реставрацию летнего храма. Побелили стены, восстановили конструкции семиярусного иконостаса, для которого уже написаны 35 икон. Иконы для первого и второго рядов иконостаса были написаны в Палехе, а для остальных – художником из Чкаловска Владимиром Виноградовым. Для алтаря заволжскими мастерами выполнены резные Царские врата. В алтаре заново уложен плиточный пол.

К сожалению, есть и проблемы. Использование в советское время храма под склад для соли привело к тому, что снизу стены значительно пропитались ею, поэтому побелка на этих участках стен не держится... Да и ремонт требует больших денег, которых, конечно же, недостает, так как приходится рассчитывать в большей части только на свои средства...".

Но люди, которые вернули и сохранили церковь для будущих поколений, делают все, чтобы она была восстановлена окончательно». Вихарев А. Храм Преображения Господня в Сицком: страницы истории. По материалам краеведа Н.Н. Скоковой // Православный вестник. 2011. №6.



Глава 5.Преображенская церковь села Вершилово.



Внутренние отделочные работы в Преображенской церкви продолжались до 1835 года. В окончательном виде ее архитектурный ансамбль выглядел следующим образом.

«Большой и высокий цилиндр церкви поставлен на кубическое основание и дополнен особыми выступами, крестообразно прислоненными к нему со всех четырех сторон света. Нижняя часть боковых фасадов украшена портиками, почти не отделенными от стены. В их фронтонах вырезаны полукруглые арочные ниши. Наверху над ними в толще выступов располагаются ниши, обрамляющие окна в барабане купола. На выступах барабана стоят четыре главы, окружая центральную главу, которой завершается высоко приподнятый купол. Вся эта масса основного объема церкви контрастирует с низкими пристройками алтаря и трапезной, а общий силуэт сооружения дополняет башня Вершилово колокольни. Такая сложная объемная композиция, соединяющая ордерные элементы с рустовкой главного цилиндра и его растворяющимся в воздухе барочным завершением, напоминает об архитектуре раннего классицизма.» Памятники истории и культуры Горьковской области. ВВКИ, 1987.

Следует заметить, что вершиловская церковь Преображения Господня – одна из самых высоких в Нижегородской области. Высота колокольни составляет 76 метров, а самой церкви 56 метров. Вот потому-то стройный силуэт храма, возвышающийся над селом и как бы парящий в небе, издалека виден и пешему и проезжему человеку.

В 1995 году Преображенская церковь как памятник архитектуры федерального значения занесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 1997 году инициативная группа верующих жителей Вершилова обратилась к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю и получила его благословение на начало работ по восстановлению храма.

Из церкви, где располагались мастерские колхозных подсобных промыслов, убрали оборудование, очистили ее от хлама и мусора. Жители села как смогли отремонтировали помещения. После длительного перерыва в храме возобновилась служба. Затем с помощью районной администрации, различных организаций и частных предпринимателей в окна были вставлены рамы, отремонтированы полы и двери, завезено топливо.

Однако каких-либо серьезных восстановительных работ в храме не производится. Надо надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки в связи с подготовкой к празднованию Вершилово. Церковь в честь Преображения Господня. .

Листая времени страницы 400-летия освобождения Москвы от польских захватчиков нижегородским ополчением под предводительством К. Минина и Д.М. Пожарского.




Заключение

История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имели огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. И прикосновение к этой истории имеет огромное воспитательное значение – патриотизма, любви к Родине, высокой гражданской и человеческой нравственности.

Восстают из тлена храмы

Храмы рушит, веру рушит

Нехристь – лиходей.

Только светят свечи в душах

У святых людей.

И горят неугасимо

По Святой Руси

Свечи зримо и незримо

Их не погасить.

В эту темень свечка веры,

Как в ночи маяк.

И опять вернулось время

На круги своя.

Восстают из тлена храмы

Всем смертям назло

И над Русью, будто пламя,

Свет их куполов.

Произволом не нарушить

Связь веков, времен.

И опять плывет над Русью

Колокольный звон!...

В.Лукин





Литература

1 Лукин, В.Е. Листая времени страницы. Из истории храмов Василевской округи / В. Лукин. – Нижний Новород: Кварц, 2011. – 103 с

2 Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с

3 Электронный ресурс удаленного доступа (Internet). - А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях). Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов) [http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/?id=3661]

4 Электронный ресурс удаленного доступа (Internet). - Пурех. Церковь Спаса Преображения.Спасо-Преображенская церковь; Храм в честь Преображения Господня

[http://sobory.ru/article/?object=12974]





Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с

Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с

Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!