СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Храмы земли Калужской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия "Храмы земли Калужской " имеет духовнонравственную направленность. Разработка ориентирована на учащихся 6-7 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Храмы земли Калужской»











Методическая разработка воспитательного мероприятия



«Храмы земли Калужской»

















Кочанова Евгения Владимировна

учитель математики и физики

МОУ «СОШ №2» п. Бабынино









2020 г

Разделы методической разработки воспитательного мероприятия

  1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Направление воспитательного мероприятия - духовное и нравственное воспитание. Тема «Храмы земли Калужской». Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире нарушена преемственность поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта, изменились жизненные ценности, искажаются представления о милосердии, доброте, справедливости, всё это ведет к разрушению личности. Духовно-нравственное воспитание оказывает благоприятное воздействие на детей, формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия ( с указанием возраста/ класса): учащиеся 6 класса , возраст 11-13 лет.

  2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя ( связь с другими мероприятиями, преемственность)

  3. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: расширить знания о родном крае через знакомство с храмами Калужской области.

Задачи: формировать ценностное отношение к культуре родного края;

формировать представления школьников о культурном наследии.

Планируемые результаты:

обучающиеся имеют нравственный опыт взаимодействия с людьми разного возраста; уважительно относятся к культуре родного края, имеют представление о храмах Калужской области.



  1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: устный журнал. Данная форма работы позволяет углубить и расширить знания о храмах земли Калужской.

  2. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Информационные технологии , метод –беседа.

  1. Описание методов подготовки и проведения мероприятия

Методы: беседа, демонстрация фото и видеоматериалов.

  1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия ( кадровые, методические , материально-технические, информационные и т.д.)

Кадровые: приглашение специалиста районной библиотеки, волонтёра школы.

Информационные: фотографии и сведения о храмах Калуги взяты из сети Интернет.

Материально-технические: компьютерная презентация, мультимедиа.

  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная разработка может быть использована в практике классных руководителей.



































Организационная часть

Здравствуйте! Ребята, сегодня к нам на классный час пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, а теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте друг другу хорошее настроение!

Основная часть

«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» - говорил великий русский историк Василий Осипович Ключевский. И я не могу с ним не согласиться. Очень важно изучать и помнить историю своей страны – России. Но не менее значима и история своего родного края, своей Малой родины. История России неотделима от истории Русской Православной Церкви. Если заглянуть в глубину нашей истории, то нетрудно заметить, что Россия во все времена обладала духовной силой. В православном быту формировались такие качества, как доброта, порядочность, милосердие, трудолюбие.

Что же является самой почитаемой святыней в России? Как вы думаете , ребята? (ответы обучающихся)

Конечно, храмы.

А что такое храм? (ответы обучающихся)

Храм – это символ православной культуры и часть нашей истории. Первым православным храмом считают горницу в Иерусалиме, где Иисус Христос провёл первое христианское богослужение – Тайную Вечерю. ( слайд 2 )

Храмы украшают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу. Люди нашей страны не были равнодушны к судьбе храмов. Многие вносили денежные пожертвования на их строительство. Поэтому задача современного поколения – не только сохранить то, что осталось, но привлечь внимание общественности к проблеме сохранения культурного наследия в различных уголках нашей страны. История строительства самих храмов начинается в X веке, во времена массового крещения Киевской Руси.

Ребята, а были ли в храмах? В каких? (ответы обучающихся)

Если мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по улицам Калуги, то встретим там огромное количество храмов. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Церковь Космы и Дамиана (слайд 3) представляет собой памятник архитектуры, созданный в стиле барокко. В 1794 году строительство завершено. На первых порах колокольня стояла отдельно от храма, совсем недавно соединена с ним папертью. Строительство церкви Космы и Дамиана по тем временам дорогостоящее, обошлось городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром. Это была одна из самых роскошных церквей Калуги. В 1937 году храм был закрыт и оборудован для временного содержания заключённых. После войны здесь размещались хозяйственные постройки. В июле 1992 года храм был возвращён Калужской епархии.

Одной из старейших сохранившихся церквей Калуги является храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы «что на рву» (слайд 4). Построена церковь в 1687 году в стиле русское узорочье. В 1894 году в храм была перенесена чудотворная икона Петровской Божией Матери, которая раньше хранилась в семье бывших купцов Сапожниковых, живших в доме рядом с церковью. В 1930 году церковь была закрыта. В 1935 -1989 годы использовалась под инкубатор, после чего была передана Калужскому отделению Всероссийского музыкального общества. В 1960 году церковь была причислена к памятникам архитектуры республиканского значения. В 1990-1994 годах служила концертным залом. Затем здание возвращено Калужской епархии. Храм является памятником истории и культуры федерального значения.

Еще одним храмом культурного наследия является Свято-Троицкий собор (слайд 5) , построенный в 1786—1819 годах. Расположен он в центре Калуги.

В 1924 году собор был закрыт и разграблен, оригинальный иконостас и элементы внутренней отделки храма утрачены. Летом 1991 года храм возвращён в собственность Калужской епархии. К 1997 году приведены в надлежащее состояние центральный купол, кресты, и шпиль колокольни, внутренние стены отреставрированы и оштукатурены. В 2001 году в храме установлен новый иконостас, выполненный по рисункам известного архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. (слайд 6)

Ребята, скажите, пожалуйста, вы увидели несколько храмов, чем они отличаются друг от друга? (ответы обучающихся)

Да, вы правы, храмы отличаются по архитектурному стилю, форме и числу куполов.

Ребята, а знаете ли вы о храмах нашего Бабынинского района? Какие из них сохранены и действуют в настоящее время, какие разрушены или вообще стерты с лица земли?

Чтобы разобраться в этих вопросах, предоставим слово нашим гостям. Выступает библиотекарь районной библиотеке Ирина Сергеевна.

Исчезнувшие храмы Бабынинского района

В начале 20 века на Бабынинской земле значилось 7 деревянных храмов, к этому времени они уже были редкостью: старые деревянные заменялись каменными. Деревянный храм в селе Людименск был построен в 1662 году, в 1769 году здесь возведён каменный. Почтенный возраст имел деревянный храм с. Слобода Меренищи. Он был построен в 1716 г. Некоторые каменные храмы Бабынинской земли тоже имели возраст около трёх сотен лет. Церковь в с. Мезенцеве поставлена в 1696 году, а в с. Лычине в 1700 г. Дата постройки многих других Бабынинских храмов остаётся неизвестной. Церкви строились во имя каких- либо евангельских событий и лиц или в память почитаемых святых, мучеников, праведников, церковных деятелей. На Руси особо почитаемой была и остаётся Богородица. Она считается покровительницей земли русской. 16 Бабынинских храмов из 29 были поставлены во имя Святой Богородицы. А во многих церквах имелись во имя Её приделы. Почитали на Руси великомученика и чудотворца Николая (на территории нынешнего Бабынинского района числилось 5 храмов в его честь). Во имя Христа Спасителя стояло 4 храма. 19 храмов, украшавших сёла нашего района, стёрты с лица земли. К ним относятся храмы Владимирской иконы Божией Матери с. Башутино, в честь Иоанна Богослова в селе Антопьево, Казанской иконы Божией Матери с. Бабынино, с. Сергиево и с. Тырново, Троицы Живоначальной с. Волково и с. Сеньково, иконы Божией Матери с. Высокое, святителя Николая Чудотворца в с. Вязовна, Покрова Пресвятой Богородицы с. Дмитреевка, святителя Николая Чудотворца в с. Доец, святого Василия Епископа Парийского с. Каторгино, Рождества Богородицы с. Лычино, Спаса Нерукотворного образа с. Матюково, святителя Николая Чудотворца с. Муромцево, Рождество Христово с. Рождество на Тирекрее (нет села), Рождества Пресвятой Богородицы д. Слободка Мерищинского, Успения Пресвятой Богородицы с. Ронщицы, Воскресения Христова с. Шеметовое ( нет села).

Действующие храмы Бабынинского района

На сегодняшний день в нашем районе действуют православный храм Вознесения господня в п. Бабынино, храм в честь Преподобного Серафима Саровского в п. Воротынск и часовня в честь Казанской иконы Божией матери в с. Тырново. (Слайд 7-8)

В продолжение нашей темы, хочу предоставить слово волонтёру Бабынинского района, обучающейся нашей школы, участнику 15 краеведческих чтений памяти А.Д. Юдина и победителю районных краеведческих чтений им. Н.П. Пухова - Кочановой Ангелине.

Ребята, я хотела бы вам показать подготовленный мной видеоролик о Покровском храме в с. Сабуровщино и храме в честь Казанской иконы Божией матери в с. Сергиево. (https://yadi.sk/d/2jhYxFqRzS8zOA ) (слайд9)

Ребята, что вы узнали из просмотренного ролика? (ответы обучающихся)

Да, вы верно заметили, что храмы разрушаются или полностью стираются с лица земли. К сожалению, это происходит не только на территории нашего района, нашей области, но и по всей стране. Предки для нас сохранили многое, а мы должны сберечь историю, быть связующей нитью между поколениями.

Заключительная часть

Нужно ли знать свою историю, помнить ее? Почему это важно? (ответы обучающихся)

Закончить мне бы хотелось словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва - «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».





Источники

http://www.kalugacenter.ru/history/index.php?article=206

http://www.gorod.kaluga.ru/index1.html

Википедия