МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.А.РЯБОВА Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Слайд 1 ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «ХРАМЫ – ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ» - подготовленный к 80 – летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне учащейся 7 «В» класса Бирюковой Екатериной под руководством учителя истории и обществознания Аникиной И.В.
Слайд 2. Каждый город в старину встречал путника еще на подъезде чем-то приметным. Чаще всего это был храм, или даже несколько. Более полувека людей, приезжающих в Великий Новгород из Москвы, на въезде в город встречали два храма, по обе стороны дороги. Построенные приблизительно в одно и то же время, расписанные одинаково непохоже на все остальное, что было создано в Новгороде, церкви в соседних деревнях разделили одну, но удивительную судьбу. После 600 лет жизни им суждено было погибнуть, чтобы потом возродиться вместе с росписями.
Оба храма построены в XIV веке и сохранились после Гражданской войны, однако в Великую Отечественную попали на линию фронта, где и были разрушены фашистской артиллерией.
Слайд 3. Планы германского командования относительно Русской Православной церкви
В первые же месяцы войны германские войска заняли огромные территории на западе страны - едва ли не половину европейской части Советского Союза: Прибалтику, Белоруссию, Украину, западные области Российской Федерации и в занятых областях Советского Союза" ставили три основные задачи:
- поддержка развития религиозного движения (как враждебного большевизму);
- дробление его на отдельные течения во избежание возможной консолидации "руководящих элементов" для борьбы против Германии;
- использование церковных организаций для помощи немецкой администрации на оккупированных территориях.
Целью войны для Гитлера и руководства нацистской партии было расчленение нашей страны и порабощение славянских народов. Поэтому в случае победы Германии Православной Церкви - высшей национальной святыни русского народа - грозило жестокое гонение.
В своей религиозной политике Гитлер и фашистская верхушка преследовали далеко идущие цели, но они были хорошо скрыты.
К христианству всех конфессий: и к Православию, и к католичеству, и к протестантизму - фашисты относились с презрением и ненавистью. Их целью было создание новой религии, религии "вечного рейха" на основе соединения древних германских языческих верований и оккультной мистики. Пока шли военные действия на территории нашего государства, церкви разорялись, всё увозилось в Германию, в них устраивали бесчинства, как итог- уничтожались.
Слайд 4. Так выглядели церкви в послевоенное время.
Об одной из них, возродившейся еще в советское время, поведу свой рассказ.
Итак, церковь Спаса из бывшего села Ковалёво была заложена в 1345 году неким Акинфом (или Онцифором) Жабиным.
Расписана за один летний сезон в 1380 году, работы завершились менее чем за месяц до Куликовской битвы.
Настенная роспись, занимавшая изначально приблизительно 450 кв. м, перед Великой Отечественной войной сохранялась на площади около 360 кв. м.
В годы войны в течение 29 месяцев церковь находилась на линии фронта. В ходе боевых действий была превращена в руины.
К началу 1960-х годов руины представляли собой поросший травой и кустами холм высотой 4,5 м.
Слова доктора искусствоведения, специалиста в области истории древнерусского и византийского искусства, члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева прозвучали как приговор: «...что погибло безвозвратно, того уже не вернешь. Мы никогда больше не увидим суровых фресок Нередицы, радостных фресок Волотова, полных какой-то интимности фресок Ковалёва».
В послевоенное время одним из инициаторов восстановления фресок стал Виктор Лазарев.
Слайд 5. Александр Петрович и Валентина Борисовна Грековы, художники-реставраторы, работавшие в мастерской по реставрации фресок церкви Спаса Преображения на Ковалёве в Великом Новгороде. Их мастерская была организована на территории Новгородского кремля. Грековы провели масштабные работы по возрождению фресок, уничтоженных во время Великой Отечественной войны. Из сотен тысяч фрагментов было собрано 120 композиций древней росписи, из которых 30 смонтированы по разработанной Грековыми методике на титановые щиты. Супруги Грековы создали свою реставрационную школу, которую прошли десятки людей, ставших впоследствии реставраторами.
Слайд 6. Это очень и очень необычное здание. Кубической формы невысокий храм окружен тремя притворами разного размера, формы и назначения.
(Западный служил входным тамбуром, а северный — двухэтажный — вообще не соединялся с храмом и использовался как кладовка (впрочем, в Великом Новгороде купцы так активно строили каменные храмы еще и потому, что они служили своего рода несгораемым шкафом, и хранили в них свои сокровища. Кстати, в самом храме Спаса тоже обнаружено несколько пустых ниш-тайников). В верхнем, арочном проеме этого притвора была звонница, которую хорошо видно на старых снимках. Южный же притвор сначала был усыпальницей, вероятнее всего именно там похоронили сначала заказчика храма, а затем и заказчиков росписи. Потом он стал приделом — дополнительным храмом).
Чётко видна граница нового и старого храмов - рубец войны. Эта граница похожа на операционный шов, который, к сожалению, не заживёт никогда. Надеюсь, шов будет отличным напоминанием потомкам, что лучше не разжигать войны, и станет ещё одним предупреждением о сохранении мира. Всё, что ниже - старинное, выше - восстановленное советскими реставраторами. Вкладные кресты - не просто украшение. Считалось, что вставленный в стену церкви крест будет её охранять. Это довольно распространённая для новгородских храмов деталь, часто присутствующая в древних культовых постройках.
Слайд 7. В 1970–1974 годах по проекту Леонида Красноречьева была поставлена новая церковь, включившая в себя сохранившиеся части древних стен.
Слайд 8. Внешний и внутренний вид храма после восстановления
Слайд 9. То, во что никто сразу после войны не верил, можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике, все «собранные» (без компьютера!) фрески сейчас можно увидеть выставленными не в самом храме – он очень далеко от центра, и туристы туда добираются редко. Они выставлены в церкви Георгия на Торгу, всего в полукилометре от Кремля.
Благодаря уникальной методике, группе художников-реставраторов под руководством А.П. Грекова удалось восстановить некоторые фрагменты росписей. Работа эта идет с 60-х годов и не завершена по сей день.
Как можно прочесть в книгах по живописи Великого Новгорода «колористика фресок не знает себе равных в новгородском искусстве». Фрески Спаса на Ковалеве действительно впечатляют, однако, если бы не подвиг нескольких десятков людей, мы бы вряд ли смогли об этом говорить сейчас.
Слайд 10. Восстановление храма продолжалось более 15 лет. «Игры в пазлы» под руководством супругов-реставраторов Александра и Валентины Грековых привели к тому, что удалось собрать примерно половину (по площади) существовавшего к началу войны объема росписей. Храм тоже восстановили. А реставраторов после Ковалева ждали руины храма Успения на Волотовом поле – соседа церкви Спаса, точно так же разрушенной в войну, с еще более уникальными фресками.
После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи, которые затем были законсервированы. 14 декабря 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в августе 1993 года новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.
В 2001 году по совместному германско-российскому проекту началось восстановление храма. Немецкая сторона оплатила работы в размере 52 млн рублей, они также финансировались и из федерального бюджета.
В 2002 году на не обожжённом кирпиче 1352 года был обнаружен рисунок, на котором изображена ладья под парусом с носом в виде звериной головы, в которой находятся три воина в кольчугах.
В 2003 году около 1,7 миллиона фресковых фрагментов поступили на реставрацию в Новгородскую научную мастерскую «Фреска».
Торжественное открытие восстановленной церкви состоялось 28 августа 2003 года. В настоящее время Успенская церковь является объектом показа Государственного музея художественной культуры Новгородской земли и открыта для посещения.
Слайд 10. Восстановленные из руин
Слайд 11.
(Ну а сам храм, восставший из руин, стал еще одной частью городской мифологии: считается, что после росписи в ЗАГСе новоиспеченным мужу и жене нужно, взявшись за руки, трижды обойти вокруг церкви – тогда будет счастье.)
Автор: Алексей Паевский Теги #Российские древности