Хранящие память
Цели:
Представить ученикам письмо как средство передачи внутреннего мира человека.
Развивать навыки работы над содержанием письма, его оформлением.
Пробуждать интерес к написанию писем, обращать внимание учеников на внутреннее состояние человека, выражаемое в письме.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
В процессе урока использованы стихотворения: Э.Асадова «Письмо с фронта», Г.Серебрякова «А письма в треугольниках солдатских…», Е.Кабалина «Треугольники-птицы», Г. Бабаевой-Уваровой «Летят похоронки, как чёрные птицы…», Е.Стрельцовой «Год 1941-ый…»
Ресурсы Интернет:
«Письмо с фронта» http://muzofon.com/search/письмо с фронта
Стихотворение Э.Асадова «Письмо с фронта»: http://muzofon.com/search/Эдуард Асадов/Письмо с фронта
Песня Олега Сидорова «Письмо, пришедшее с войны»: http://muzofon.com/search/письмо, пришедшее с войны.
Орг. момент
Порядок на рабочем месте
Содержательно-ситуативный этап
На доске (на экране): Хранящие память
Слайд 1
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
На слайде репродукция картины Лактионова А.И. «Письмо с фронта» и Ватолиной Н.Н. «Вести с фронта» (Вначале представленные на экране репродукции появляются без указания названия).
Слайд 2
Что объединяет эти полотна?
Какое название они могут иметь?
На экране появляются названия картин.
О чём же у нас сегодня пойдёт речь?
Организация учебной деятельности
Какие ассоциации связаны у вас со словом «письмо»?
А если мы скажем «письмо с фронта»? Изменятся ли ассоциации? Как?
Слайд 3
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения Г.Серебрякова «А письма в треугольниках солдатских…» и Е.Кабалина «Треугольники-птицы»
Ученик 1
А письма
В треугольниках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г.Серебряков
Ученик 2
Треугольники-птицы,
оригами войны.
Горьких судеб страницы
и страшны, и нежны.
Далеки расстоянья
от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
через магию слов.
Карандашные строчки
на случайных листках
о боях, и о прочем
мимо политрука.
Е. Кабалин
Как вы думаете, почему в войну письма имели такой вид – треугольник?
Демонстрация треугольного письма.
Мы уже с вами неоднократно использовали слово «письмо». А что же это такое?
Слайд 4
Слайд 5
Как вы думаете, есть ли какие-нибудь требования к письму?
Письмо содержит:
приветствие
обращение
текст сообщения
прощание
подпись
Когда мы чего-то ждём, это всегда волнительно. Как тяжело было ждать письма с фронта. Надеяться, что всё хорошо. Бояться похоронки…
Слайд 6
Ученик 3
Ожидание письма с фронта
Идут похоронки, как черные тучи,
Низвергнувшись слезным дождем.
Родному желаем мы участи лучшей.
Надеемся, верим, и ждем.
Боимся смотреть в глаза почтальона.
Вдруг он потупит свой взгляд.
Скажет: «Вам пишет командир батальона»
Или: «Как ноги болят!».
Мы «треугольникам» рады безмерно.
Они надежда в тылу
Лист разверну, задрожат руки нервно:
«Живой я, воюю, люблю!»
Галина Бабаева-Уварова
Но тяжело приходилось не только тем, кто ждал, но и тем, кто приносил радостные или «дурные» вести
Слайд 7
Ученик 4
Год 41-й…
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”
Елена Стрельцов
О чём же писали бойцы с фронта?
Слайд 8
Прослушивание отрывка «Письмо с фронта» http://muzofon.com/search
Письму с фронта посвящены стихотворения и песни.
Поэт Эдуард Асадов прошёл войну, получил ранение. Он не понаслышке пишет о войне.
Слайд 9
Стихотворение Э.Асадова «Письмо с фронта»: http://muzofon.com/search
На партах учеников текст стихотворения
Слайд 10
Песня Олега Сидорова «Письмо, пришедшее с войны»: http://muzofon.com/search/письмо, пришедшее с войны.
Обращение к репродукциям картин Лактионова А.И. и Ватолиной Н.Н.
Слайд 11
Идея картины возникла у Александра Ивановича, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата, у которого в руке был зажат треугольник фронтового письма. Создание произведения пришлось на тысяча девятьсот сорок седьмой год.-
Полевая почта была дорога в годы войны каждому красноармейцу. У людей были еще свежи воспоминания о том, как сами они ждали любой весточки или письма с фронта. Фото, присланные отцами и сыновьями, которые защищали Родину, хранили очень бережно. Ведь часто это становилось последним воспоминанием о не вернувшихся с войны.
Александр Лактионов вспоминал, что натурой была сама жизнь, а поэтому и творческая работа шла легко и вдохновенно. Он отвез полотно в столицу. Там она прошла строгий отбор, во время которого учитывалась художественность произведения, глубина образа и еще много других факторов. Компетентное жюри, которое состояло из известнейших и признанных художников, заседало прямо в залах Третьяковской галереи.
Нина Николаевна Ватолина (1915-2002) родилась в небольшом подмосковном городе Коломна. Училась рисованию сначала в техникуме Объединённого государственного издательства художественной литературы, затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Молодая художница впитала лучшие традиции русской и советской живописи.
Ватолина приобрела широкую известность как в СССР, так и за рубежом как художник-плакатист. В годы Великой отечественной войны художница создала целую серию выразительных, запоминающихся плакатов, среди которых «Не болтай!», «Фашизм злейший враг женщин» и др. Многие из произведений Ватолиной по праву вошли в золотой фонд советского искусства 1940-1960-х годов.
Рефлексия
Предположите, что могло бы быть в этих письмах, полученных героями. И напишите текст письма.
9