СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранящие память (Письмо с фронта)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хранящие память (Письмо с фронта)»

Хранящие память

Цели:

  • Представить ученикам письмо как средство передачи внутреннего мира человека.

    • Развивать навыки работы над содержанием письма, его оформлением.

    • Пробуждать интерес к написанию писем, обращать внимание учеников на внутреннее состояние человека, выражаемое в письме.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

В процессе урока использованы стихотворения: Э.Асадова «Письмо с фронта», Г.Серебрякова «А письма в треугольниках солдатских…», Е.Кабалина «Треугольники-птицы», Г. Бабаевой-Уваровой «Летят похоронки, как чёрные птицы…», Е.Стрельцовой «Год 1941-ый…»

Ресурсы Интернет:

«Письмо с фронта» http://muzofon.com/search/письмо с фронта

Стихотворение Э.Асадова «Письмо с фронта»: http://muzofon.com/search/Эдуард Асадов/Письмо с фронта

Песня Олега Сидорова «Письмо, пришедшее с войны»: http://muzofon.com/search/письмо, пришедшее с войны.


  1. Орг. момент

Порядок на рабочем месте

  1. Содержательно-ситуативный этап

На доске (на экране): Хранящие память

Слайд 1

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

На слайде репродукция картины Лактионова А.И. «Письмо с фронта» и Ватолиной Н.Н. «Вести с фронта» (Вначале представленные на экране репродукции появляются без указания названия).

Слайд 2


Что объединяет эти полотна?

Какое название они могут иметь?

На экране появляются названия картин.

О чём же у нас сегодня пойдёт речь?

  1. Организация учебной деятельности

Какие ассоциации связаны у вас со словом «письмо»?

А если мы скажем «письмо с фронта»? Изменятся ли ассоциации? Как?

Слайд 3

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения Г.Серебрякова «А письма в треугольниках солдатских…» и Е.Кабалина «Треугольники-птицы»

Ученик 1

А письма

В треугольниках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты и ласки,

И грозного дыхания войны.

Г.Серебряков


Ученик 2

Треугольники-птицы,
оригами войны.
Горьких судеб страницы
и страшны, и нежны.
Далеки расстоянья
от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
через магию слов.
Карандашные строчки
на случайных листках
о боях, и о прочем
мимо политрука.

Е. Кабалин
Как вы думаете, почему в войну письма имели такой вид – треугольник?

Демонстрация треугольного письма.

Мы уже с вами неоднократно использовали слово «письмо». А что же это такое?

Слайд 4

Слайд 5

Как вы думаете, есть ли какие-нибудь требования к письму?

Письмо содержит:

  • приветствие

  • обращение

  • текст сообщения

  • прощание

  • подпись


Когда мы чего-то ждём, это всегда волнительно. Как тяжело было ждать письма с фронта. Надеяться, что всё хорошо. Бояться похоронки…

Слайд 6

Ученик 3

Ожидание письма с фронта

Идут похоронки, как черные тучи,

Низвергнувшись слезным дождем.

Родному желаем мы участи лучшей.

Надеемся, верим, и ждем.

Боимся смотреть в глаза почтальона.

 Вдруг он потупит свой взгляд.

Скажет: «Вам пишет командир батальона»

Или: «Как ноги болят!».

Мы «треугольникам» рады безмерно.

Они надежда в тылу

Лист разверну, задрожат руки нервно:

«Живой я, воюю, люблю!»

Галина Бабаева-Уварова

Но тяжело приходилось не только тем, кто ждал, но и тем, кто приносил радостные или «дурные» вести

Слайд 7

Ученик 4

Год 41-й…

Стали тоньше нервы…

Она прошла лишь два квартала…

Девчушечка 14ти-лет

Нести устала с похоронкою конверт.

Нет горше, нет ужасней новостей;

Ей кажется невыносимой ноша:

Сейчас ведь зарыдают пять детей,

Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”

Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,

Вся улица и пела, и плясала!

И, получив привет с передовой,

Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”

Елена Стрельцов

О чём же писали бойцы с фронта?

Слайд 8

Прослушивание отрывка «Письмо с фронта» http://muzofon.com/search

Письму с фронта посвящены стихотворения и песни.

Поэт Эдуард Асадов прошёл войну, получил ранение. Он не понаслышке пишет о войне.

Слайд 9

Стихотворение Э.Асадова «Письмо с фронта»: http://muzofon.com/search

На партах учеников текст стихотворения

Слайд 10

Песня Олега Сидорова «Письмо, пришедшее с войны»: http://muzofon.com/search/письмо, пришедшее с войны.

Обращение к репродукциям картин Лактионова А.И. и Ватолиной Н.Н.

Слайд 11

Идея картины возникла у Александра Ивановича, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата, у которого в руке был зажат треугольник фронтового письма. Создание произведения пришлось на тысяча девятьсот сорок седьмой год.-

Полевая почта была дорога в годы войны каждому красноармейцу. У людей были еще свежи воспоминания о том, как сами они ждали любой весточки или письма с фронта. Фото, присланные отцами и сыновьями, которые защищали Родину, хранили очень бережно. Ведь часто это становилось последним воспоминанием о не вернувшихся с войны.

Александр Лактионов вспоминал, что натурой была сама жизнь, а поэтому и творческая работа шла легко и вдохновенно. Он отвез полотно в столицу. Там она прошла строгий отбор, во время которого учитывалась художественность произведения, глубина образа и еще много других факторов. Компетентное жюри, которое состояло из известнейших и признанных художников, заседало прямо в залах Третьяковской галереи.

Нина Николаевна Ватолина (1915-2002) родилась в небольшом подмосковном городе Коломна. Училась рисованию сначала в техникуме Объединённого государственного издательства художественной литературы, затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Молодая художница впитала лучшие традиции русской и советской живописи.

Ватолина приобрела широкую известность как в СССР, так и за рубежом как художник-плакатист. В годы Великой отечественной войны художница создала целую серию выразительных, запоминающихся плакатов, среди которых «Не болтай!», «Фашизм злейший враг женщин» и др. Многие из произведений Ватолиной по праву вошли в золотой фонд советского искусства 1940-1960-х годов.

  1. Рефлексия

Предположите, что могло бы быть в этих письмах, полученных героями. И напишите текст письма.


9