СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранитель истории династии Новгородовых

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хранитель истории династии Новгородовых»

Республика Саха /Якутия/

НПК «Верхоянские чтения»









Хранитель истории

династии Новгородовых





Выполнила: Горохова Айсена Сергеевна

ученица 8 класса

Верхоянской СОШ имени М.Л.Новгородова

Руководитель: Филиппова И.С.

учитель истории













Верхоянск - 2021

Введение


В этом году Верхоянская школа отмечает 150 –летний юбилей.

Для нынешних учащихся, их родителей, учителей - многие страницы истории школы малознакомы или незнакомы вообще, а судьба большинства выпускников школы - незнакома тем более.

Данная исследовательская работа даст возможность глубже и лучше узнать историю школы, судьбу выпускников школы, особенно добившихся высоких результатов в жизни, занимающих высокие посты, Ведь знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.

Актуальность:  В своей работе мы решили найти замечательных и интересных людей когда- то учившихся в нашей школе. Мы должны знать о тех, кто своими делами прославляет нашу Якутию, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности.

Целью нашей исследовательской работы является описание жизненного пути, трудовой деятельности, этапов становления карьеры собирательницы фольклора Якутии, хранителя истории уникального рода Новгородовых Новгородовой Анастасии Лаврентьевны

Задачи:

  1. Изучить материалы архивного фонда школы.

  2. Изучить материалы домашнего музея краеведа Рожиной Л.И.

Объектом  и предметом исследования является жизнь и биография Новгородовой А.Л. посредством изучения документов, писем.

Методы исследования:

- поисковый - создание накопительной базы;

- анализ, сравнение, обобщение – сопоставление материалов, документов, систематизация их.








Новгородова

Анастасия Лаврентьевна


Просматривая архив известного в районе краеведа, члена Союза журналистов РС/Я/, Заслуженного учителя РС/Я/ Любови Иннокентьевны Рожиной, которая много лет изучала историю семьи Новгородовых, нашла ее переписки с Анастасией Лаврентьевной Новгородовой. Об Анастасии Лаврентьевне она вспоминает: «Уважаемая и бесконечно любимая… двоюродная сестра Василия-Чинэкэ. Дочь друга моего деда Рожина Герасима Степановича Лаврентия Афанасьевича Новгородова. О ней, о наших с ней родовых связях, даже о том, что меня назвали в ее честь, ее «домашним» именем Люба…». Они дружили со студенческих лет.

Хотелось бы поделиться немного из того, что я узнала об удивительной хранительнице биографии династии Новгородовых Анастасии Лаврентьевны Новгородовой.

Анастасия Лаврентьевна родилась 8 декабря 1916 г в 4-Юсальском наслеге Верхоянского улуса в семье крестьянина-середняка. В 1925 году поступила в первый класс Верхоянской средней школы.

Изучая архив Любови Иннокентьевны нашла черновик письма-поздравления с 11-летием Верхоянской школы. В своих воспоминаниях о детстве пишет: «…свое образование начала с Верхоянской школы, это было в 1925 году. Путь к учебе тогда был нелегким делом. Борьба за установление Советской власти на несколько лет приостановила учебу. Я помню до этого мы жили во II Эгинском наслеге, в 1925 году в Верхоянском районе поднялась белобандандитов мы ехали обратно домой в с Столбы. Отец узнал о приходе бандитов в Верхоянск, и мы остались в местности «Аьар» у Попова Василия Николаевича. Из Якутска приехал отряд на помощь осажденному гарнизону из местных жителей и прогнали белых. Белые отступили xерез нас, более 60 человек с шумом остановились, поймали одного быка, убили и съели. Отняли лошадей и уехали в сторону Уcть-Янска. Через 2 дня из города приехали красный отряд, преследовали белых, но они дальше не поехали и вернулись в город. Мы с ними приехали в город, меня посадили к одному солдату, привязали сзади к нему, чтобы не упала.

Осенью 1925 года открыли школу, директором был Ефимов Михаил Спиридонович, учительницей Машукова Ольга Петровна.

Учебников не было, я , как человек тайги, боялась, сидела - молчала, боялась ходить по коридору, мне казалось здание школы большое, еще видела очень плохо, глаза болели трахомой. Так началось мое образование.

С тех пор наша школа стала колыбелью знаний. Действительно, Верхоянская школа стала очагом выхода грамотной местной интеллигенции: Новгородовых, Ефимовых, Поповых, Третьяковых, Гороховых, Колмогоровых и др. Из ее стен вышли немало различных специалистов, советских и партийных работников, ученых…»

Анастасия Лаврентьевна трудовую деятельность начала в 1936 г после окончания средней школы и специальных курсов воспитателей в дошкольном учреждении. Через несколько лет по состоянию здоровья она перешла на работу в Верхоянское отделение связи. В 1942 вместе со своим мужем И.А. Слепцовым переехала в г. Якутск и стала учиться в Педагогическом институте. Окончив учительский институт в 1945 г, Анастасия Лаврентьевна поступила на работу в Институт языка, литературы и истории, об этом свидетельствует справка подписью директора НИИЯЛИ ЯАССР ( справка подлинник от 27 августа 1945 г). В 1950 г училась и окончила библиотечное отделение Якутского культпросвет школы, повышала квалификацию на специальных курсах и семинарах в Москве и Новосибирске.

Она записывала целые народные произведения, участвовала в 1950 году в комплексной экспедиции ИЯЛИ в Усть-Алданской и Амгинской районы ЯАССР, в последующие годы участвовала в составлении якутских сказок и богатырского Эпоса-Олонхо. Опубликовала интересную статью о якутских сказках. Как библиограф она вместе с М.О. Слепцовой составили библиографический справочник об участии якутян в Отечественной войне (рукопись 1947 г) в 60- е гг в Якутии было напечатано первое крупное научное издание якутских сказок. Ведущая роль в его подготовке сыграл известный нам Георгий Устинович Эргис. Вместе с этнографом Н.М.Алексеевым и Сарданой Платоновной Ойунской в издании этой крупной работы участвовала и неизменная сотрудница Эргиса Анастасия Лаврентьевна. Анастастия Лаврентьевна постоянно выступала с докладами и сообщениями об архивных материалах по той или иной теме.

Особо следует отметить то, что Анастасия Лаврентьевна проделала очень нужную работу по упорядочению и систематизации архивов и рукописных фондов ЯФСОАН, привела в порядок громадный фольклорный фонды. Более чем тысяча единиц хранения, охватывающие многие десятки тысяч листов. Тем самым она вложила свой вклад в подготовку важных источников для научного исследования.

Помогала сотрудникам филиала, особенно работникам ИЯЛИ в написании исследований и составлении научного аппарата к ним.

Кроме своей основной работы она переписывалась, держала связь со своими родственниками по линии Новгородовых. Переписывалась с Ефимовыми, с Афанасием Иннокентьевичем Новгородовым, Николаем Лаврентьевичем, Дмитрием Лаврентьевичем Новгородовым, Кустук Васильевной Новгородовой и тд. Собирала изучала родословную своей семьи. Она работали со многими архивами, ей довелось вести эту прекрасную родословную. Сохранились переписки с Любовью Иннокентьевной. Из этих писем можно многое узнать об этой удивительной женщине, которая почтила память уникального в своем роде, роде Новгородовых.

Анастасия Лаврентьевна неоднократно была удостоена благодарностей Президиума Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР, удостоена звания заслуженный работник науки и культуры РС/Я/. ЕЕ восковая фигура была создана к ее 80-летию, в данное время находится в музее Музыки и фольклора народов Якутии.


























Заключение

Результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: нами были изучены архивные документы, фото - материалы из жизни Новгородовой Анастасии Лаврентьевны. В процессе работы нам довелось многое узнать о династии Новгородовых, выпускников нашей Верхоянской школы.

Анастасия Лаврентьевна проделала очень нужную работу по упорядочению и систематизации архивов и рукописных фондов ЯФСОАН, привела в порядок громадный фольклорный фонды. Более чем тысяча единиц хранения, охватывающие многие десятки тысяч листов. Тем самым она вложила свой вклад в подготовку важных источников для научного исследования.

Переписывалась с Ефимовыми, с Афанасием Иннокентьевичем Новгородовым, Николаем Лаврентьевичем, Дмитрием Лаврентьевичем Новгородовым, Кустук Васильевной Новгородовой и тд. Сохранились переписки с Любовью Иннокентьевной. Из этих писем можно многое узнать об этой удивительной женщине, которая почтила память уникального в своем роде, роде Новгородовых.

 Пополнили и обновили страницу истории школы в школьном музее. 

Надеемся, что результат нашего исследования будет полезен и интересен не только учащимся нашей школы, но и тем, кто интересуется историей нашего края и об удивительно яркой династии Новгородовых. Хотелось бы, чтобы имена этих людей стали известны и другим гражданам нашей необъятной страны.













Источники:

  1. Архив домашнего музея Л.И.Рожиной

  2. Архив школьного музея «МБОУ Верхоянская СОШ имени М.Л.Новгородова»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!