Республика Саха /Якутия/
НПК «Верхоянские чтения»
Хранитель истории
династии Новгородовых
Выполнила: Горохова Айсена Сергеевна
ученица 8 класса
Верхоянской СОШ имени М.Л.Новгородова
Руководитель: Филиппова И.С.
учитель истории
Верхоянск - 2021
Введение
В этом году Верхоянская школа отмечает 150 –летний юбилей.
Для нынешних учащихся, их родителей, учителей - многие страницы истории школы малознакомы или незнакомы вообще, а судьба большинства выпускников школы - незнакома тем более.
Данная исследовательская работа даст возможность глубже и лучше узнать историю школы, судьбу выпускников школы, особенно добившихся высоких результатов в жизни, занимающих высокие посты, Ведь знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.
Актуальность: В своей работе мы решили найти замечательных и интересных людей когда- то учившихся в нашей школе. Мы должны знать о тех, кто своими делами прославляет нашу Якутию, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности.
Целью нашей исследовательской работы является описание жизненного пути, трудовой деятельности, этапов становления карьеры собирательницы фольклора Якутии, хранителя истории уникального рода Новгородовых Новгородовой Анастасии Лаврентьевны
Задачи:
Изучить материалы архивного фонда школы.
Изучить материалы домашнего музея краеведа Рожиной Л.И.
Объектом и предметом исследования является жизнь и биография Новгородовой А.Л. посредством изучения документов, писем.
Методы исследования:
- поисковый - создание накопительной базы;
- анализ, сравнение, обобщение – сопоставление материалов, документов, систематизация их.
Новгородова
Анастасия Лаврентьевна
Просматривая архив известного в районе краеведа, члена Союза журналистов РС/Я/, Заслуженного учителя РС/Я/ Любови Иннокентьевны Рожиной, которая много лет изучала историю семьи Новгородовых, нашла ее переписки с Анастасией Лаврентьевной Новгородовой. Об Анастасии Лаврентьевне она вспоминает: «Уважаемая и бесконечно любимая… двоюродная сестра Василия-Чинэкэ. Дочь друга моего деда Рожина Герасима Степановича Лаврентия Афанасьевича Новгородова. О ней, о наших с ней родовых связях, даже о том, что меня назвали в ее честь, ее «домашним» именем Люба…». Они дружили со студенческих лет.
Хотелось бы поделиться немного из того, что я узнала об удивительной хранительнице биографии династии Новгородовых Анастасии Лаврентьевны Новгородовой.
Анастасия Лаврентьевна родилась 8 декабря 1916 г в 4-Юсальском наслеге Верхоянского улуса в семье крестьянина-середняка. В 1925 году поступила в первый класс Верхоянской средней школы.
Изучая архив Любови Иннокентьевны нашла черновик письма-поздравления с 11-летием Верхоянской школы. В своих воспоминаниях о детстве пишет: «…свое образование начала с Верхоянской школы, это было в 1925 году. Путь к учебе тогда был нелегким делом. Борьба за установление Советской власти на несколько лет приостановила учебу. Я помню до этого мы жили во II Эгинском наслеге, в 1925 году в Верхоянском районе поднялась белобандандитов мы ехали обратно домой в с Столбы. Отец узнал о приходе бандитов в Верхоянск, и мы остались в местности «Аьар» у Попова Василия Николаевича. Из Якутска приехал отряд на помощь осажденному гарнизону из местных жителей и прогнали белых. Белые отступили xерез нас, более 60 человек с шумом остановились, поймали одного быка, убили и съели. Отняли лошадей и уехали в сторону Уcть-Янска. Через 2 дня из города приехали красный отряд, преследовали белых, но они дальше не поехали и вернулись в город. Мы с ними приехали в город, меня посадили к одному солдату, привязали сзади к нему, чтобы не упала.
Осенью 1925 года открыли школу, директором был Ефимов Михаил Спиридонович, учительницей Машукова Ольга Петровна.
Учебников не было, я , как человек тайги, боялась, сидела - молчала, боялась ходить по коридору, мне казалось здание школы большое, еще видела очень плохо, глаза болели трахомой. Так началось мое образование.
С тех пор наша школа стала колыбелью знаний. Действительно, Верхоянская школа стала очагом выхода грамотной местной интеллигенции: Новгородовых, Ефимовых, Поповых, Третьяковых, Гороховых, Колмогоровых и др. Из ее стен вышли немало различных специалистов, советских и партийных работников, ученых…»
Анастасия Лаврентьевна трудовую деятельность начала в 1936 г после окончания средней школы и специальных курсов воспитателей в дошкольном учреждении. Через несколько лет по состоянию здоровья она перешла на работу в Верхоянское отделение связи. В 1942 вместе со своим мужем И.А. Слепцовым переехала в г. Якутск и стала учиться в Педагогическом институте. Окончив учительский институт в 1945 г, Анастасия Лаврентьевна поступила на работу в Институт языка, литературы и истории, об этом свидетельствует справка подписью директора НИИЯЛИ ЯАССР ( справка подлинник от 27 августа 1945 г). В 1950 г училась и окончила библиотечное отделение Якутского культпросвет школы, повышала квалификацию на специальных курсах и семинарах в Москве и Новосибирске.
Она записывала целые народные произведения, участвовала в 1950 году в комплексной экспедиции ИЯЛИ в Усть-Алданской и Амгинской районы ЯАССР, в последующие годы участвовала в составлении якутских сказок и богатырского Эпоса-Олонхо. Опубликовала интересную статью о якутских сказках. Как библиограф она вместе с М.О. Слепцовой составили библиографический справочник об участии якутян в Отечественной войне (рукопись 1947 г) в 60- е гг в Якутии было напечатано первое крупное научное издание якутских сказок. Ведущая роль в его подготовке сыграл известный нам Георгий Устинович Эргис. Вместе с этнографом Н.М.Алексеевым и Сарданой Платоновной Ойунской в издании этой крупной работы участвовала и неизменная сотрудница Эргиса Анастасия Лаврентьевна. Анастастия Лаврентьевна постоянно выступала с докладами и сообщениями об архивных материалах по той или иной теме.
Особо следует отметить то, что Анастасия Лаврентьевна проделала очень нужную работу по упорядочению и систематизации архивов и рукописных фондов ЯФСОАН, привела в порядок громадный фольклорный фонды. Более чем тысяча единиц хранения, охватывающие многие десятки тысяч листов. Тем самым она вложила свой вклад в подготовку важных источников для научного исследования.
Помогала сотрудникам филиала, особенно работникам ИЯЛИ в написании исследований и составлении научного аппарата к ним.
Кроме своей основной работы она переписывалась, держала связь со своими родственниками по линии Новгородовых. Переписывалась с Ефимовыми, с Афанасием Иннокентьевичем Новгородовым, Николаем Лаврентьевичем, Дмитрием Лаврентьевичем Новгородовым, Кустук Васильевной Новгородовой и тд. Собирала изучала родословную своей семьи. Она работали со многими архивами, ей довелось вести эту прекрасную родословную. Сохранились переписки с Любовью Иннокентьевной. Из этих писем можно многое узнать об этой удивительной женщине, которая почтила память уникального в своем роде, роде Новгородовых.
Анастасия Лаврентьевна неоднократно была удостоена благодарностей Президиума Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР, удостоена звания заслуженный работник науки и культуры РС/Я/. ЕЕ восковая фигура была создана к ее 80-летию, в данное время находится в музее Музыки и фольклора народов Якутии.
Заключение
Результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: нами были изучены архивные документы, фото - материалы из жизни Новгородовой Анастасии Лаврентьевны. В процессе работы нам довелось многое узнать о династии Новгородовых, выпускников нашей Верхоянской школы.
Анастасия Лаврентьевна проделала очень нужную работу по упорядочению и систематизации архивов и рукописных фондов ЯФСОАН, привела в порядок громадный фольклорный фонды. Более чем тысяча единиц хранения, охватывающие многие десятки тысяч листов. Тем самым она вложила свой вклад в подготовку важных источников для научного исследования.
Переписывалась с Ефимовыми, с Афанасием Иннокентьевичем Новгородовым, Николаем Лаврентьевичем, Дмитрием Лаврентьевичем Новгородовым, Кустук Васильевной Новгородовой и тд. Сохранились переписки с Любовью Иннокентьевной. Из этих писем можно многое узнать об этой удивительной женщине, которая почтила память уникального в своем роде, роде Новгородовых.
Пополнили и обновили страницу истории школы в школьном музее.
Надеемся, что результат нашего исследования будет полезен и интересен не только учащимся нашей школы, но и тем, кто интересуется историей нашего края и об удивительно яркой династии Новгородовых. Хотелось бы, чтобы имена этих людей стали известны и другим гражданам нашей необъятной страны.
Источники:
Архив домашнего музея Л.И.Рожиной
Архив школьного музея «МБОУ Верхоянская СОШ имени М.Л.Новгородова»