Просмотр содержимого документа
««Хранитель духовных ценностей: Дмитрий Сергеевич Лихачев»»
Урок развития речи Тема: «Хранитель духовных ценностей: Дмитрий Сергеевич Лихачёв»
«Самая большая цель в жизни…»
(«Письма о добром и прекрасном» Письмо 39 «Самое большое»)
В своей книге «Письма о добром и прекрасном»…я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен…
Д. С. Лихачёв
«Письма о добром и прекрасном», 1985 г.
Лексическая работа
- Нравственность
- Духовно-нравственные ценности
- Хранитель
- Честность
- Бескорыстие
- Доброта
Лексическая работа
- Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек , этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (Сл.Ожегова)
- Духовно-нравственные ценности - в философском понимании духовность включает в себя
- познавательное, нравственное и эстетическое начала, которым в свою очередь соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших, ─истина, добро, красота, чувство долга и совесть.
Хранитель - 1. Тот, кто хранит, бережет что-нибудь ( ·книж. ). Хранитель преданий. "Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений." Пушкин (так называет он воспоминание ). 2. Название некоторых должностных лиц в музеях, библиотеках и т.п. ( офиц. ). Хранитель рукописей. Хранитель музея. (Сл.Ожегова)
Честность – 1. Человеческое качество , являющееся основой любого информационного процесса , протекающего в обществе. 2. моральное качество , отражающее одно из важнейших требований нравственности. (Сл. Ушакова)
Бескорыстие - О дна из добро детелей, составляющих достоинство человека , стремление делать добро ради него самого, без расчета на вознаграждение.
(Сл. Ушакова)
Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Сл. Ушакова)
Человек с фотографии
Публицистический стиль ( publicus - общественный)
- Цель
- Сфера функционирования
- Средства языка
Дмитрий Сергеевич Лихачев- мастер публицистики
Жанры публицистического стиля
очерки
статьи
репортажи
интервью
письма
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения
чего-нибудь; обращение к кому-нибудь.
Двойной дневник
Записать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест или непонимание
Записать комментарии: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?
Афоризмы
- Добро - это прежде всего счастье всех людей.
- Надо быть патриотом, а не националистом.
- Большая цель добра начинается с малого .
- Мудрость - это ум, соединенный с добротой.
- Ум без доброты - хитрость .
Проблемы текста
- Проблема доброты в нашей жизни.
- Проблема терпимого отношения к представителям других народов .
- Проблема раннего воспитания доброго отношения к окружающим .
- Проблема "верности "
- Не убий и не начинай войны.
- Не помысли народ свой врагом других народов.
- Не укради и не присваивай труда брата своего.
- Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
- Уважай мысли и чувства братьев своих.
- Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
- Чти природу как матерь свою и помощницу.
- Пусть труд и мысли твои будут трудом И мыслями свободного творца, а не раба.
- Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
- Пусть свободным будет все, Ибо все рождается свободным