IV региональная учебно-практическая конференция
детских исследовательских и проектных работ
Секция “В начале было Слово”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Байкальска Слюдянского района Иркутской области
____________________________________________________________
ул. Гагарина, 208, тел.: 3-47-42; факс: 8(39542)-3-47-42
ТЕМА:
Христианские мотивы в сказке Г. Х. Андерсена “Ель”
Выполнил:
Аширов Лев Каримович
Ученик 3 класса
Руководитель:
Титова Фарида Галиахметовна
учитель начальных классов
2024г.
Содержание
Введение............................................................................................3
1. Христианские мотивы в сказке Г. Х. Андерсена
…..........................................................................................................4
1.1 Великий сказочник.......................................................................4
1.2 Богословие в сказках: “Ель” .......................................................5
Вывод.................................................................................................12
Список литературы...........................................................................13
2
ВВЕДЕНИЕ
Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Стойкий оловянный солдатик», , «Дюймовочка», «Снежная королева», «Русалочка» и других.
Андерсен вырос в очень бедной семье, и нередко в своих сказках Андерсен писал о тяжелом положении бедняков. Такова, например, его драматичная «Девочка со спичками».
Первый сборник — «Сказки, рассказанные детям» — вышел в 1835 году. В этом же году 30-летний Андерсен написал своей приятельнице: «Я начал “Детские сказки”, и вы увидите, я покорю ими будущие поколения». Всего таких сборников у сказочника шесть. Андерсен создавал сказки практически до самой смерти. Он считал, что однажды возникший талант к написанию сказок — это подарок Всевышнего, данный ему «на счастье».
Сказки Андерсена говорят нам о забытых духовных ценностях, помогают лучше понять себя, задуматься о доброте, милосердии, сострадании, любви, вере. В современных условиях развития общества это является важным и актуальным, т. к. писатель порицает, осуждает пороки людей, как нарушение Божьего и человеческого закона.
3
Глава 1. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В СКАЗКЕ
Г.Х. АНДЕРСЕНА “Ель”
Великий сказочник
«Моя жизнь – это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная…. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: господь милостив и все творит к лучшему». [3. С. 12] И Андерсен начинает писать, пишет пьесы, романы, но популярность ему принесли только сказки.
Всего Андерсен написал 170 сказок. Ему поставили несколько памятников. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
4
1.2 Богословие в сказках: “Ель”
Однажды придя к друзьям в Сочельник, Ганс Христиан, как всегда, был окружен детьми и увлечен ими. Рождественская ёлка, которая в те времена стояла в прекрасном зале всего один день, стала поводом для создания новой истории. Позднее она вошла в сборник его историй «Новые сказки».
Перед нами не просто сказка-притча. Это практически сага, повествующую историю целой жизни. Сначала мы встречаемся с совсем юным деревцем, потом с ёлочкой-подростком. Наконец, перед нами девушка, но красота ее цветёт, как кажется, всего один день. И вот уже она всеми покинута, а потом и вовсе гибнет в огне пред пасхальной уборки.
Эта история снова об Андерсене. Ведь все его сказки автобиографичны. Ему так хотелось вырваться из провинциального Оденса в столицу и непременно прославиться. И это очень роднит его с лесной красавицей, мечтавшей покинуть родной лес. Когда мать попыталась обучить его хоть какому-то ремеслу, он возмутился, сказав, что это будет непоправимый грех. Ганс Христиан видел свое призвание на театральных подмостках, в написании стихов. Слава пришла к нему, но он все равно хотел чего-то иного. И это тоже роднит его с ёлочкой из сказки. Может быть, он мечтал о семье и детях.
5
Обратимся к самой сказке «Ель».
В начале деревце еще столь мало, что на него обращают внимание только деревенские детишки, приходящие в лес за ягодами. «Какая славная ёлка!» – говорят они, но зеленой малышке не хочется слышать этих бедных неизбалованных ребятишек. Она мечтает о чем-то великом. Сначала ей нужно просто стать, как все. «Уж как бы широко я раскинулась ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! – думает она. – Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!», «выпасти, вырасти, стать большой и старой – лучше этого нет ничего на свете!». Такие мысли посещают очень многих малышей. Им кажется, что счастье живет исключительно в будущем, когда они всего добьются, сами станут родителями или даже дедушками-бабушками. Сейчас практически все уже знают, что нужно быть ответственными родителями, общаться с детьми, интересоваться их жизнью. А во времена Андерсена его мама, забирающая его из школы, потому что ребенка бьют и ему тяжело находиться в таких условиях, была исключением.
Ёлка ждет своего звездного часа. А пока через неё перепрыгивают зайчики, которые всегда были символом робости. Ёлка не только ростом мала, она еще и робеет перед своими более взрослыми подругами, но при этом не прислушивается к их словам о том, что нужно радоваться тому, что имеешь здесь и сейчас. Когда тебя срубят, всё это – прекрасный лес, весеннее солнышко и прыгающие через твою верхушку зайчики – никогда уже больше не повторится.
У Андерсена, все «приключения» словно разбиты на три части. Сначала мы обнаруживаем в мечтах ёлочки. Будучи совсем маленькой и зеленой, она мечтает стать, как все. Когда деревце подрастает, оно уже мечтает стать корабельной мачтой и украшать судно, несущееся по волнам в дальние страны. За моря… Наконец, третье желание ёлочки – украшать рождественский праздник. Об этом ей рассказывают воробьи. О мачтах на кораблях ей сообщают аисты.
6
Аист очень многозначный символ. Еврейская традиция, которая была хорошо знакома Андерсену, считает аиста символом милосердия и заботы. Считалось, что аисты не только кормят своих птенцов, но и заботятся о престарелых родителях. Появление аиста в сказке – это был своего рода намек ёлочке: не спеши, научись сначала любить свою родину, свой лес. Кроме того, в Северной Европе существовало поверье, что аисты своими криками подбадривали распятого Христа. «Крепись! Держись!» – кричали они. Перед нами удивительный христианский образ. Ведь мачта корабля с древних времен ассоциировалась с древом Креста. Кто бы еще мог рассказать об этом ёлочке, как не аисты, чистые и верные птицы, не оставлявшие Спасителя до самых последних минут Его земного странствия? Ласточки, к которым сначала обратилось деревце, об этом не знали, потому что они, согласно поверью, только пытались унести гвозди, а потом улетели. Видимо, поэтому они не смогли ничего рассказать ёлочке. Ответ дали именно аисты.
А кто рассказывает ёлочке о рождественском празднике? Воробьи. Эти птички символизируют собой бедность и легкое поведение. С их
7
неразумного щебета и начинается новый период в жизни ёлочки – мечта оказаться в центре праздника.
Эти три коротких рассказа о мечтах ёлочки очень похожи на искушения Христа в пустыне. Сначала ей просто хочется быть, как все. Она бы с удовольствием сделала камни хлебами, чтобы птицы прилетали клевать их, и звери приходили есть. Только быть такой, как ее высокие сестры и братья. Быть заметной и, как ей кажется, нужной. Потом ёлка мечтает стать мачтой. Встать в центре корабля, чтобы все крутилось вокруг нее. Это не только жажда приключений, но и своего рода жажда власти. И, наконец, быть в центре рождественского праздника, заменив собой… Слушатели Андерсена точно знали, Кто центр этого праздника. Но гордыня лесной красавицы об этом не ведала, и воробьи ничего ей об этом сказать не могли.
Ёлка не устояла перед всеми тремя искушениями. Наконец, ее мечта сбылась. Ее срубают, и она украшенная стоит по центру комнаты. Её триумф длится всего один день, но она так нервничает, что толком не успевает им насладиться.
Оказавшись на празднике, ёлка больше всего озабочена своим внешним видом. Она так дрожит, что даже случайно поджигает свои веточки. Ей так хочется быть в центре. Самой главной, самой важной. Но детей интересуют лишь подарки, а не она сама. Хорошо, что ей удается услышать хотя бы сказку. Да и сказочник подчеркивает, что ей неплохо бы ее услышать. Пришедший к детям толстый человечек, садящийся у ёлки, предлагает на выбор две сказки: про Иведе-Аведе или про Клумпе- Думпле.
8
Дети выбирают рассказ про Клумпе-Думпле. Его и запоминает ёлка. На этом она и остается на ночь в одиночестве, воображая, что следующий день будет лучше предыдущего. Она будет особенно хороша и обязательно все получше разглядит и запомнит. Только следующий день приносит разочарование. Ёлка оказывается на чердаке.
Сначала совсем одна, потом ее посещают мыши и крысы. Мыши – старинный символ лицемерия и любви к богатству. Крыса – символ смертного греха. Как часто они приходят искушать героев Андерсена! В заключение стоит сказать еще об одном образе, скрывающимся за сказкой «Ель?». Это образ Марии Магдалины, несчастной женщины, одержимой бесами и освобожденной Христом. Лесную красавицу, жаждущую славы, одолевает множество бесов. Это бесы гордыни и тщеславия, бесы зависти
9
и корысти. За ними она не видит красоты окружающего ее мира. Не испытывает благодарности за все происходящее вокруг. Лесная красавица, подобно одержимой Магдалине, живет в призрачном мире соблазнов и горечи. Она ничему не радуется. Ее взгляд все время устремлен в будущее, но в нем нет никакой надежды, потому что она думает только о себе. Все ее истории и размышления начинаются со слова «я». Иисус приходит, чтобы спасти Марию Магдалину. Но точно также Он приходит в рождественский день и к ёлочке. Она стоит нарядная, украшенная свечами и подарками, по центру зала, но нет в ее сердце благодарности. Ёлка не желает послужить этим детям, которые снимут сладости с ее ветвей, не желает порадовать взрослых. Все ее внимание устремлено на нее саму. Поэтому она пропускает самое главное в празднике – приход Младенца. Иисус присутствует в заботе, тепле и радости, наполнивших дом в этот вечер. Только в отличие от Магдалины, искавшей исцеления, самовлюбленной ёлке совсем не до этого. Поэтому она гибнет в пламени, издавая стоны сожаления и тоски.
Но ёлочку не просто сожгли. Ее отправили под пивоваренный котёл. Как это ни удивительно, но в Дании с древнейших времен делают пиво. Мало того, оно является обязательным атрибутом как рождественского, так и пасхального стола. Андерсен прячет в грустном конце сказки надежду на продолжение жизни ёлочки? Ёлка умирает в костре и душа ее полна раскаяния. Она вспоминает все, чем не дорожила, чему не радовалась. Но для нее все еще есть надежда! Андерсен упоминает, что звезду с ёлки взял себе один из малышей, сначала присутствовавший на празднике.
10
Эта небольшая рождественская история ставит перед своим читателем целую серию вопросов о смысле жизни, славе, ценности сегодняшнего дня. Но сказка – это только начало размышления и поисков ответов.
11
Вывод
Мне понравилась сказка Г. Х. Андерсена «Ель», она помогла мне задуматься о многом. Мне жалко главную героиню. Я бы не хотел прожить жизнь или даже её часть и только потом осознать, что я не разглядел счастливые моменты. Ведь жизнь и складывается из радостных мелочей. Я рад, что прочитал это произведение сейчас.
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.СКАЗКИ АНДЕРСЕНА- М.: Художественная литература, 1991. – 197 с
2. К.Паустовский. Золотая роза. – Л.: Детская литература,1987. – 239 с
3. К.Паустовский. Сказочник (Христиан Андерсен). – Ярославль.:Верхне-Волжское изд-во, 1982, - 16 с
4. Богословие в сказках: "Ёлка" - Рускатолик.рф (xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai)
Изображения: Pinterest
13