Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня (араб. كنيسة القيامة, арм. Սուրբ Հարություն տաճար, греч. Ναός της Αναστάσεως, лат. Sanctum Sepulchrum). Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату, комплекс административных зданий которого непосредственно примыкает к юго-западной стороне
Храма.
В первые века христианства к этим святым местам приходили ученика Иисуса, а затем и первые христиане, уверовавшие в то, что распятый на Голгофе и в третий день Воскресший, воистину был Сын Бога Живого. Гонимые римскими властями первые христиане поклонялись этим местам тайно.
Чтобы похоронить надежды и чувства верующих римский император Андриан в 135 году приказал место между Голгофой и пещерой погребения, засыпать землей и поставить на нем языческие храмы. На самых святых для христиан местах язычники поставили своих идолов: на месте Голгофы – Венеру, а на месте погребальной пещеры – Юпитер.
Приняв христианство, римский император Константин первым делом приказал соорудить на святом месте храм удивительной красоты. Для этого в Иерусалим прибыла царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена в то время уже находилась в довольно преклонном возрасте и, приняв христианство, совершала паломнический тур в Иерусалим.
К счастью император Адриан не сравнял с землей скалы, в которых были высечены гробницы, а собрал сюда большое количество земли, образовав огромную насыпь, и тем самым спас гробницы от разрушения.
Благодаря этому царице Елене и епископу Макарию в 325 году удалось обнаружить гробницу Иисуса, а так же кресты Иисуса и двух разбойников. Говорят, что для того чтобы понять какой из них является крестом Иисуса царица Елена возлагала их поочередно к гробу покойника, проходившей мимо процессии. При прикосновении Животворящего Креста произошло чудо воскрешения.
По приказу императора Константина все горные глыбы со святого места были вывезены, остались только две: одна с Голгофы, на которой был водружен Крест, а другая с Гроба Господня, изолированного огромной каменной часовней, которой было дано название Anastasis, что означает Воскресение.
Первый Храм на этом месте начали возводить в 326 году и закончили в 335 году. Все было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями. Но этот Храм простоял менее 300 лет и в 614 году был разрушен персами.
После этого Храм неоднократно восстанавливался, разрушался, переживал стихийные бедствия и перестраивался. Тот вид, в котором он предстает перед нами сегодня, он обрел в 1810 году после сильнейшего пожара.
С 1852 года и по настоящее время территория Храма Гроба Господня поделена между шестью религиозными христианскими общинами: католической, греко-православной, армянской (этим трем общинам принадлежит обширная зона), коптской, сирийской, эфиопской (монастырь последней находится на крыше храма). Каждой из конфессий строго определены часы для молитв.
В связи с тем, что между конфессиями не редко в разные время возникали конфликты, ключи от Храма Гроба Господня с середины 12 века хранятся в мусульманской семье. И в течение многих веков передаются старшему сыну из поколения в поколение.
Современный Храм Гроба Господня состоит их трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.
Сверху Храм покрывают два купола: один находится над часовней Гроба Господня, другой – над храмом Воскресения. Раньше в Храме Гроба Господня было семь открытых дверей, но с середины 19 века осталась только одна.
3
Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.
4
Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.
Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.
Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.
5
О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.
6
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
8
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
9
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
10
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара
Куву́клия (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — это небольшая (6 × 8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.
12
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
13
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
14
роб Госпо́день, или Свято́й Гроб (греч. Αγιος Τάφος) — главная святыня христианского мира, гробница в скале; эта гробница признана Историческими церквями местом, где, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.
В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, Гроб Господень — это вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место.
15
Гроб Господень — это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 × 80 см, высота от пола 60 см[5]) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю. С давних пор Ложе сильно повреждено[6] неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году[7]). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.
18
Придел Ангела (греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου) — небольшое помещение (3,4 × 3,9 м) в восточной части Кувуклии, которое является единственным проходом в Гроб Господень. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам Воскресение Христа:
19
Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году
20
Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов
22
Трёхэтажное здание монастыря Авраама расположено с правой стороны двора Храма Гроба Господня и является главным представительством Иерусалимской православной церкви в храме.
Место, где располагается монастырь Авраама, ассоциируется с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение Богу.
Св. императрица Елена считала, что именно это место и есть гора Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношения Богу.
23
Киворий принадлежит армянской апостольской церкви.
Он представляет собой шестигранный купол на четырёх колоннах.
24
Золотые ворота — единственные восточные ворота Храмовой горы и одни из всего двух, которые когда-то обеспечивали доступ в город с этого направления. Расположены в северной трети восточной стены Храмовой горы. Входят в число нескольких запечатанных ворот в стенах Старого города Иерусалима, наряду с Воротами Хульды и маленькой калиткой, относящейся к библейской эпохе и периоду крестоносцев, которая расположена несколькими этажами выше поверхности земли на южной стороне восточной стены.
Золотые ворота заложены со времён средневековья, во исполнение пророчества (Езекиель 44:1-3). Дата их сооружения оспаривается, а в зоне ворот не разрешены никакие археологические работы; тем не менее, указываются две датировки, между которыми разделились существующие точки зрения: поздний византийский либо ранний омейядский периоды. В еврейских источниках восточные ворота храмовой территории называются Шушанскими воротами. Если Золотые ворота действительно соответствуют местоположению Шушанских ворот, — что является лишь предположением, — тогда это означало бы, что они являются старейшими среди существующих ворот в стенах Старого города.
В христианских текстах сказано, что Иисус прошёл этими воротами в Пальмовое воскресенье — что облекает их, помимо еврейской, ещё и христианской мессианской значимостью[1]. Некоторые отождествляют Золотые ворота с Прекрасными воротами, упомянутыми в Деяниях 3.
В апокрифических христианских текстах ворота являются местом встречи родителей Марии после Благовещения, так что они стали символом непорочного зачатия Иисуса[1], а встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот стала стандартной темой легенд, описывающих жизнь Девы. Чтя еврейскую традицию (см. выше) и будучи вдохновлены этими апокрифическими повествованиями о жизни Девы Марии, средневековые христианские художники изображали взаимоотношения между дедом и бабушкой Иисуса по материнской линии — Иоакимом и Анной — во время встречи у Золотых ворот. Пара стала олицетворением христианского идеала целомудренности супружеских отношений в браке. Благочестивая традиция переноса женихом своей невесты через порог их супружеского дома может быть основана на традиционном символизме Золотых ворот, как он воспринимается верующими.
Эта метафора также широко представлена в субъективистской феноменологии Папы Иоанна Павла II — его Теология тела и собрание размышлений на эту тему Crossing the Threshold of Hope были написаны для воодушевления верующих римско-католической церкви в их столкновении с вызовами материализма и нарастающего антиклерикализма, и опубликованы на пороге нового тысячелетия в 1998 году. Порог между царствами земным и небесным, символизируемый Золотыми воротами, олицетворяет Мистическое Тело Церкви, часто представляемой в качестве Христовой невесты.
27
два водоёма (бассейна), вырытые в русле реки Бейт-Зейта (בית זיתא) в Иерусалиме. В Библии, в Евангелии от Иоанна упоминается как место исцеления Иисусом Христомрасслабленного (Ин. 5:1-16). Купель располагалась у Овечьих ворот, которые упоминаются в Библии в Книге Неемии (Неем. 3:32), (Неем. 12:39).
31
Как известно, Старый город Иерусалим окружен крепостной стеной. Эта стена в разные периоды жизни города имела другое очертание (по крайней мере, известны 3 варианта стены), но всегда существовала. С наступлением сумерек или при вражеском нападении все врата запирались. Не успевшим возвратиться в город жителям спасением служило именно «игольное ушко», защищать которое изнутри было во 100 раз легче, чем сами ворота. Предположительно, именно «игольное ушко» послужило основой для известной притчи Иисуса Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 24). Фрагмент древней стены с «игольным ушком» был обнаружен в 1883 году на территории русских раскопок, где сейчас находится Александровское Подворье императорского православного палестинского общества, недалеко от Храма Гроба Господня.
Над ушком находится картина Ильи Репина «Несение Креста». Рядом с "ушком"находится Порог Судных Врат
32
Поро́г Су́дных Врат — православная святыня, находящаяся на территории Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. Представляет собой порог древних ворот, через которые по преданию переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.
34
Александровское подворье — историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение (расположено в непосредственной близости к Храму Гроба Господня, от подворья до Голгофы примерно 70 м). Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности, построенный Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году.
Алекса́ндровское подво́рье, также известное как Русские раско́пки — историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи[1] в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение[2] (расположено в непосредственной близости к Храму Гроба Господня, от подворья до Голгофы примерно 70 м). Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности, построенный Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году[3].
36
Виа долозора - улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.
Маршрут Крестного пути начинается от школы Аль-Омарийа (en:Umariya Elementary School), от места, где когда-то стояла римская крепость Антония, и ведёт на запад по Старому Иерусалиму до Храма Гроба Господня[1]. Описание этого маршрута было впервые дано в конце XIII века доминиканским миссионером Рикольдо да Монтекроче[2], а установлен он был в XIV веке монахами-францисканцами из Кустодии Святой Земли.
Известно, однако, что сам Иерусалим был полностью разрушен ещё в I веке после иудейского восстания 66—71 годов, описанного Иосифом Флавием[3]. Руины находились в запустении несколько десятков лет. В 130 году на месте Иерусалима был построен римский город Элия Капитолина[4].
37
Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.
По преданию, известному с IV века, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Её в Гефсимании в гробнице, где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе».[1] Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.
Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу.[2] Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.[3]
Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора[4]. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.[5]
Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.
43
Це́рковь Свято́го Алекса́ндра Не́вского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима.
Храм имеет резной, двухрядный, деревянный иконостас. Высота пространства храма составляет 10 метров, длина 22 метра. В нижнем ряду иконостаса по обе стороны от Царских врат сохранились иконы Спасителя (справа), Божией Матери (слева), образ Спаса Нерукотворного (справа) и святители Филипп митрополит Московский и Иоанн, митрополит Киевский. Вверху Царских врат изображение Благовещения, внизу парные иконы четырех евангелистов и апостолов Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Икона святых архангелов Михаила и Гавриила, соседствуют с образами Иакова брата Господня по плоти и архидиакона Стефана — первого христианского мученика.
Второй ряд образов иконостаса представляют собой новозаветный ряд с великими двунадесятыми праздниками. Образ « Тайной вечери» объединяет композицию. На северной и южной стенах церкви, икона святых равноапостольных императоров Константина и Елены. На вершине иконостаса Распятие со Спасителем и предстоящими перед ним Божией Матерью и св. Апостолом Иоанном Богословом[2].
Всего в церкви было 82 образа и 205 предметов церковной утвари. В левой части храма находится Плащаница Спасителя, исполненная на полотне с золотой вышивкой — пожертвование из Петербурга. В самом центре храма напротив иконостаса находится часть колонн древней базилики Воскресения Господня IV в., которая на сегодняшний день используется как престол[9].
46
Монастырь Святой Анны или монастырь Богоотцов Иоакима и Анны — греческий православный монастырь, находящийся, согласно православному преданию, на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария. Расположен в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Современное здание построено в 1907 году над пещерой, которая в прошлом была частью дома родителей Богородицы. На первом этаже монастыря расположена церковь Рождества Богородицы.[1]
Под храмом находятся две пещеры. В одной из них, по преданию, молилась праведная Анна, прося у Бога, чтобы Он даровал ей ребенка. Другая пещера находится на месте, где родилась Пресвятая Богородица, и где были первоначально похоронены Иоаким и Анна[2].
Согласно католическому преданию место рождения Девы Марии находится в крипте близлежащей базилики Святой Анны[3].
47
Церковь Святой Марии Магдали́ны в Гефсима́нии — русская православная церковь в Восточном Иерусалиме. Расположена в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Построена Императорским Православным Палестинским Обществом на средства Императорской семьи[1], в память об императрице Марии Александровне. Освящена в 1888 году в честь святой Марии Магдалины. С 1921 года в церкви хранятся мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
Храм относится к РПЦЗ, является главной церковью женского Гефсиманского монастыря Вифанской общины Воскресения Христова
Семиглавый однопрестольный храм сооружён из бело-серого иерусалимского камня и является образцом русской архитектуры московского стиля. Церковь имеет небольшую колокольню. Иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. Иконы для иконостаса написали художники С. В. Иванов и В. П. Верещагин. На алтарной арке находится известное изображение — «Мария Магдалина перед римским императором Тиверием» С. В. Иванова. Кроме В. П. Верещагина и С. В. Иванова живописные работы выполняли А. И. Корзухин, А. П. Соколов, Е. С. Сорокин.