СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Христианские святыни Иерусалима

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Христианские святыни Иерусалима

Просмотр содержимого документа
«Христианские святыни Иерусалима»

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня (араб. كنيسة القيامة‎, арм. Սուրբ Հարություն տաճար, греч. Ναός της Αναστάσεως, лат. Sanctum Sepulchrum). Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату, комплекс административных зданий которого непосредственно примыкает к юго-западной стороне

Храма.

В первые века христианства к этим святым местам приходили ученика Иисуса, а затем и первые христиане, уверовавшие в то, что распятый на Голгофе и в третий день Воскресший, воистину был Сын Бога Живого. Гонимые римскими властями первые христиане поклонялись этим местам тайно.

Чтобы похоронить надежды и чувства верующих римский император Андриан в 135 году приказал место между Голгофой и пещерой погребения, засыпать землей и поставить на нем языческие храмы. На самых святых для христиан местах язычники поставили своих идолов: на месте Голгофы – Венеру, а на месте погребальной пещеры – Юпитер.

Приняв христианство, римский император Константин первым делом приказал соорудить на святом месте храм удивительной красоты. Для этого в Иерусалим прибыла царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена в то время уже находилась в довольно преклонном возрасте и, приняв христианство, совершала паломнический тур в Иерусалим.

К счастью император Адриан не сравнял с землей скалы, в которых были высечены гробницы, а собрал сюда большое количество земли, образовав огромную насыпь, и тем самым спас гробницы от разрушения.

Благодаря этому царице Елене и епископу Макарию в 325 году удалось обнаружить гробницу Иисуса, а так же кресты Иисуса и двух разбойников. Говорят, что для того чтобы понять какой из них является крестом Иисуса царица Елена возлагала их поочередно к гробу покойника, проходившей мимо процессии. При прикосновении Животворящего Креста произошло чудо воскрешения.

По приказу императора Константина все горные глыбы со святого места были вывезены, остались только две: одна с Голгофы, на которой был водружен Крест, а другая с Гроба Господня, изолированного огромной каменной часовней, которой было дано название Anastasis, что означает Воскресение.

Первый Храм на этом месте начали возводить в 326 году и закончили в 335 году. Все было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями. Но этот Храм простоял менее 300 лет и в 614 году был разрушен персами.

После этого Храм неоднократно восстанавливался, разрушался, переживал стихийные бедствия и перестраивался. Тот вид, в котором он предстает перед нами сегодня, он обрел в 1810 году после сильнейшего пожара.

С 1852 года и по настоящее время территория Храма Гроба Господня поделена между шестью религиозными христианскими общинами: католической, греко-православной, армянской (этим трем общинам принадлежит обширная зона), коптской, сирийской, эфиопской (монастырь последней находится на крыше храма). Каждой из конфессий строго определены часы для молитв.

В связи с тем, что между конфессиями не редко в разные время возникали конфликты, ключи от Храма Гроба Господня с середины 12 века хранятся в мусульманской семье. И в течение многих веков передаются старшему сыну из поколения в поколение.

Современный Храм Гроба Господня состоит их трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.

Сверху Храм покрывают два купола: один находится над часовней Гроба Господня, другой – над храмом Воскресения. Раньше в Храме Гроба Господня было семь открытых дверей, но с середины 19 века осталась только одна.



3

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

4

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

5

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

6

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

8

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

9

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

10

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара

Куву́клия (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — это небольшая (6 × 8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

12

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

13

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

14

роб Госпо́день, или Свято́й Гроб (греч. Αγιος Τάφος) — главная святыня христианского мира, гробница в скале; эта гробница признана Историческими церквями местом, где, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.



Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.



В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, Гроб Господень — это вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место.

15

Гроб Господень — это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 × 80 см, высота от пола 60 см[5]) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю. С давних пор Ложе сильно повреждено[6] неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году[7]). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

18

Придел Ангела (греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου) — небольшое помещение (3,4 × 3,9 м) в восточной части Кувуклии, которое является единственным проходом в Гроб Господень. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам Воскресение Христа:

19

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году

20

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов

22

Трёхэтажное здание монастыря Авраама расположено с правой стороны двора Храма Гроба Господня и является главным представительством Иерусалимской православной церкви в храме.

Место, где располагается монастырь Авраама, ассоциируется с  горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение Богу. 

Св. императрица Елена считала, что именно это место и есть гора Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношения Богу. 

23

Киворий принадлежит армянской апостольской церкви.

Он представляет собой шестигранный купол на четырёх колоннах.

24

Золотые ворота — единственные восточные ворота Храмовой горы и одни из всего двух, которые когда-то обеспечивали доступ в город с этого направления. Расположены в северной трети восточной стены Храмовой горы. Входят в число нескольких запечатанных ворот в стенах Старого города Иерусалима, наряду с Воротами Хульды и маленькой калиткой, относящейся к библейской эпохе и периоду крестоносцев, которая расположена несколькими этажами выше поверхности земли на южной стороне восточной стены.



Золотые ворота заложены со времён средневековья, во исполнение пророчества (Езекиель 44:1-3). Дата их сооружения оспаривается, а в зоне ворот не разрешены никакие археологические работы; тем не менее, указываются две датировки, между которыми разделились существующие точки зрения: поздний византийский либо ранний омейядский периоды. В еврейских источниках восточные ворота храмовой территории называются Шушанскими воротами. Если Золотые ворота действительно соответствуют местоположению Шушанских ворот, — что является лишь предположением, — тогда это означало бы, что они являются старейшими среди существующих ворот в стенах Старого города.

В христианских текстах сказано, что Иисус прошёл этими воротами в Пальмовое воскресенье — что облекает их, помимо еврейской, ещё и христианской мессианской значимостью[1]. Некоторые отождествляют Золотые ворота с Прекрасными воротами, упомянутыми в Деяниях 3.

В апокрифических христианских текстах ворота являются местом встречи родителей Марии после Благовещения, так что они стали символом непорочного зачатия Иисуса[1], а встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот стала стандартной темой легенд, описывающих жизнь Девы. Чтя еврейскую традицию (см. выше) и будучи вдохновлены этими апокрифическими повествованиями о жизни Девы Марии, средневековые христианские художники изображали взаимоотношения между дедом и бабушкой Иисуса по материнской линии — Иоакимом и Анной — во время встречи у Золотых ворот. Пара стала олицетворением христианского идеала целомудренности супружеских отношений в браке. Благочестивая традиция переноса женихом своей невесты через порог их супружеского дома может быть основана на традиционном символизме Золотых ворот, как он воспринимается верующими.

Эта метафора также широко представлена в субъективистской феноменологии Папы Иоанна Павла II — его Теология тела и собрание размышлений на эту тему Crossing the Threshold of Hope были написаны для воодушевления верующих римско-католической церкви в их столкновении с вызовами материализма и нарастающего антиклерикализма, и опубликованы на пороге нового тысячелетия в 1998 году. Порог между царствами земным и небесным, символизируемый Золотыми воротами, олицетворяет Мистическое Тело Церкви, часто представляемой в качестве Христовой невесты.



27

два водоёма (бассейна), вырытые в русле реки Бейт-Зейта (בית זיתא) в Иерусалиме. В Библии, в Евангелии от Иоанна упоминается как место исцеления Иисусом Христомрасслабленного (Ин. 5:1-16). Купель располагалась у Овечьих ворот, которые упоминаются в Библии в Книге Неемии (Неем. 3:32), (Неем. 12:39).

31

Как известно, Старый город Иерусалим окружен крепостной стеной. Эта стена в разные периоды жизни города имела другое очертание (по крайней мере, известны 3 варианта стены), но всегда существовала. С наступлением сумерек или при вражеском нападении все врата запирались. Не успевшим возвратиться в город жителям спасением служило именно «игольное ушко», защищать которое изнутри было во 100 раз легче, чем сами ворота. Предположительно, именно «игольное ушко» послужило основой для известной притчи Иисуса Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 24). Фрагмент древней стены с «игольным ушком» был обнаружен в 1883 году на территории русских раскопок, где сейчас находится Александровское Подворье императорского православного палестинского общества, недалеко от Храма Гроба Господня.

Над ушком находится картина Ильи Репина «Несение Креста». Рядом с "ушком"находится Порог Судных Врат

32

Поро́г Су́дных Врат — православная святыня, находящаяся на территории Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. Представляет собой порог древних ворот, через которые по преданию переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

34

Александровское подворье — историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение (расположено в непосредственной близости к Храму Гроба Господня, от подворья до Голгофы примерно 70 м). Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности, построенный Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году.

Алекса́ндровское подво́рье, также известное как Русские раско́пки — историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи[1] в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение[2] (расположено в непосредственной близости к Храму Гроба Господня, от подворья до Голгофы примерно 70 м). Представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности, построенный Императорским Православным Палестинским Обществом в 1896 году[3].

36

Виа долозора - улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.

Маршрут Крестного пути начинается от школы Аль-Омарийа (en:Umariya Elementary School), от места, где когда-то стояла римская крепость Антония, и ведёт на запад по Старому Иерусалиму до Храма Гроба Господня[1]. Описание этого маршрута было впервые дано в конце XIII века доминиканским миссионером Рикольдо да Монтекроче[2], а установлен он был в XIV веке монахами-францисканцами из Кустодии Святой Земли.

Известно, однако, что сам Иерусалим был полностью разрушен ещё в I веке после иудейского восстания 66—71 годов, описанного Иосифом Флавием[3]. Руины находились в запустении несколько десятков лет. В 130 году на месте Иерусалима был построен римский город Элия Капитолина[4].

37

Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

По преданию, известному с IV века, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Её в Гефсимании в гробнице, где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе».[1] Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу.[2] Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.[3]

Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора[4]. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.[5]



Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.

43

Це́рковь Свято́го Алекса́ндра Не́вского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима.

Храм имеет резной, двухрядный, деревянный иконостас. Высота пространства храма составляет 10 метров, длина 22 метра. В нижнем ряду иконостаса по обе стороны от Царских врат сохранились иконы Спасителя (справа), Божией Матери (слева), образ Спаса Нерукотворного (справа) и святители Филипп митрополит Московский и Иоанн, митрополит Киевский. Вверху Царских врат изображение Благовещения, внизу парные иконы четырех евангелистов и апостолов Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Икона святых архангелов Михаила и Гавриила, соседствуют с образами Иакова брата Господня по плоти и архидиакона Стефана — первого христианского мученика.

Второй ряд образов иконостаса представляют собой новозаветный ряд с великими двунадесятыми праздниками. Образ « Тайной вечери» объединяет композицию. На северной и южной стенах церкви, икона святых равноапостольных императоров Константина и Елены. На вершине иконостаса Распятие со Спасителем и предстоящими перед ним Божией Матерью и св. Апостолом Иоанном Богословом[2].

Всего в церкви было 82 образа и 205 предметов церковной утвари. В левой части храма находится Плащаница Спасителя, исполненная на полотне с золотой вышивкой — пожертвование из Петербурга. В самом центре храма напротив иконостаса находится часть колонн древней базилики Воскресения Господня IV в., которая на сегодняшний день используется как престол[9].

46

Монастырь Святой Анны или монастырь Богоотцов Иоакима и Анны — греческий православный монастырь, находящийся, согласно православному преданию, на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария. Расположен в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Современное здание построено в 1907 году над пещерой, которая в прошлом была частью дома родителей Богородицы. На первом этаже монастыря расположена церковь Рождества Богородицы.[1]

Под храмом находятся две пещеры. В одной из них, по преданию, молилась праведная Анна, прося у Бога, чтобы Он даровал ей ребенка. Другая пещера находится на месте, где родилась Пресвятая Богородица, и где были первоначально похоронены Иоаким и Анна[2].

Согласно католическому преданию место рождения Девы Марии находится в крипте близлежащей базилики Святой Анны[3].

47

Церковь Святой Марии Магдали́ны в Гефсима́нии — русская православная церковь в Восточном Иерусалиме. Расположена в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Построена Императорским Православным Палестинским Обществом на средства Императорской семьи[1], в память об императрице Марии Александровне. Освящена в 1888 году в честь святой Марии Магдалины. С 1921 года в церкви хранятся мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

Храм относится к РПЦЗ, является главной церковью женского Гефсиманского монастыря Вифанской общины Воскресения Христова

Семиглавый однопрестольный храм сооружён из бело-серого иерусалимского камня и является образцом русской архитектуры московского стиля. Церковь имеет небольшую колокольню. Иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. Иконы для иконостаса написали художники С. В. Иванов и В. П. Верещагин. На алтарной арке находится известное изображение — «Мария Магдалина перед римским императором Тиверием» С. В. Иванова. Кроме В. П. Верещагина и С. В. Иванова живописные работы выполняли А. И. Корзухин, А. П. Соколов, Е. С. Сорокин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!