СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Христианские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование. Разработан с применением технологии процессуального мониторинга.

Просмотр содержимого документа
«Инструкция»

Задания

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) В каком случае обращается поэт к молитве?

Б) Что заключено в словах молитвы?

В) В каком состоянии находится человек после молитвы?



  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте:

- эпитеты, повторы, сравнения



Задания

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) В каком случае обращается поэт к молитве?

Б) Что заключено в словах молитвы?

В) В каком состоянии находится человек после молитвы?



  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте:

- эпитеты, повторы, сравнения

Задания

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) В каком случае обращается поэт к молитве?

Б) Что заключено в словах молитвы?

В) В каком состоянии находится человек после молитвы?



  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте:

- эпитеты, повторы, сравнения



Задания

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

индивидуально

  1. Каждый читает текст самостоятельно.

  2. Найди информацию в тексте:

А) В каком случае обращается поэт к молитве?

Б) Что заключено в словах молитвы?

В) В каком состоянии находится человек после молитвы?



  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте:

- эпитеты, повторы, сравнения



Задания

Группа № 1

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

  1. Групповое обсуждение текста.

А) Что такое «благодатная сила», «святая прелесть»?

Б) Объясните состояние героя после прочтения молитвы. Почему оно передано безличными глаголами?

  1. Ответьте на вопросы:

Что значит молитва для лирического героя?

Назовите мотив стихотворения.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.



















Задания

Группа № 1

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

  1. Групповое обсуждение текста.

А) Что такое «благодатная сила», «святая прелесть»?

Б) Объясните состояние героя после прочтения молитвы. Почему оно передано безличными глаголами?

  1. Ответьте на вопросы:

Что значит молитва для лирического героя?

Назовите мотив стихотворения.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.



Задания

Группа № 1

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

  1. Групповое обсуждение текста.

А) Что такое «благодатная сила», «святая прелесть»?

Б) Объясните состояние героя после прочтения молитвы. Почему оно передано безличными глаголами?

  1. Ответьте на вопросы:

Что значит молитва для лирического героя?

Назовите мотив стихотворения.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.















Задания

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте

А) Какое определение даёт Лермонтов песне ангела?

Б) О чём поёт ангел?

В) Кого ангел принёс в «мир печали и слёз»?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найдите в тексте:

- эпитеты, слова высокого стиля (старославянизмы), олицетворения



Задания

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте

А) Какое определение даёт Лермонтов песне ангела?

Б) О чём поёт ангел?

В) Кого ангел принёс в «мир печали и слёз»?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найдите в тексте:

- эпитеты, слова высокого стиля (старославянизмы), олицетворения

Задания

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте

А) Какое определение даёт Лермонтов песне ангела?

Б) О чём поёт ангел?

В) Кого ангел принёс в «мир печали и слёз»?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найдите в тексте:

- эпитеты, слова высокого стиля (старославянизмы), олицетворения









Задания

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте

А) Какое определение даёт Лермонтов песне ангела?

Б) О чём поёт ангел?

В) Кого ангел принёс в «мир печали и слёз»?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найдите в тексте:

- эпитеты, слова высокого стиля (старославянизмы), олицетворения

Задания Группа № 2

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

  1. Групповое обсуждение текста.

А) Как вы понимаете «он душу младую в объятиях нёс»?

Б) Почему душа на свете «томится»? И почему ей «скучные песни земли» не могут заменить «звуков небес»?



  1. Ответьте на вопрос:

О чём это стихотворение?

Назовите основной мотив.

  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.

Задания Группа № 2

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

  1. Групповое обсуждение текста.

А) Как вы понимаете «он душу младую в объятиях нёс»?

Б) Почему душа на свете «томится»? И почему ей «скучные песни земли» не могут заменить «звуков небес»?



  1. Ответьте на вопрос:

О чём это стихотворение?

Назовите основной мотив.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.

Задания

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Кто лирическому герою «приветливо кивает головой»?

Б) О чём «лепечет» «студёный ключ»?

В) Кого видит в небесах лирический герой?

3. Работа с художественными средствами языка:

найди в тексте: эпитеты, олицетворения.

Как построено стихотворение с точки зрения синтаксиса?



Задания

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Кто лирическому герою «приветливо кивает головой»?

Б) О чём «лепечет» «студёный ключ»?

В) Кого видит в небесах лирический герой?

3. Работа с художественными средствами языка:

найди в тексте: эпитеты, олицетворения.

Как построено стихотворение с точки зрения синтаксиса?



Задания

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Кто лирическому герою «приветливо кивает головой»?

Б) О чём «лепечет» «студёный ключ»?

В) Кого видит в небесах лирический герой?

3. Работа с художественными средствами языка:

найди в тексте: эпитеты, олицетворения.

Как построено стихотворение с точки зрения синтаксиса?





Задания

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Кто лирическому герою «приветливо кивает головой»?

Б) О чём «лепечет» «студёный ключ»?

В) Кого видит в небесах лирический герой?

3. Работа с художественными средствами языка:

найди в тексте: эпитеты, олицетворения.

Как построено стихотворение с точки зрения синтаксиса?



Задания Группа № 3

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

1.Групповое обсуждение текста:

А) Какую картину вы представляете?

В) Что происходит с героем, что он чувствует?


2.Ответьте на вопрос:

О чём это стихотворение?

Назовите основной мотив.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.



Задания Группа № 3

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

1.Групповое обсуждение текста:

А) Какую картину вы представляете?

В) Что происходит с героем, что он чувствует?


2.Ответьте на вопрос:

О чём это стихотворение?

Назовите основной мотив.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.



Задания

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Что дарует Господь лирическому герою?

Б) С кем он разговаривает?

В) В чём состоит «отрада сладкая» для героя?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте: эпитеты, сравнения, анафору.



Задания

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Что дарует Господь лирическому герою?

Б) С кем он разговаривает?

В) В чём состоит «отрада сладкая» для героя?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте: эпитеты, сравнения, анафору.





Задания

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Что дарует Господь лирическому герою?

Б) С кем он разговаривает?

В) В чём состоит «отрада сладкая» для героя?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте: эпитеты, сравнения, анафору.











Задания

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

индивидуально

  1. Прочитай текст.

  2. Найди информацию в тексте:

А) Что дарует Господь лирическому герою?

Б) С кем он разговаривает?

В) В чём состоит «отрада сладкая» для героя?

  1. Работа с художественными средствами языка:

Найди в тексте: эпитеты, сравнения, анафору.



Задания Группа № 4

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

1.Групповое обсуждение текста.

А) В чём состоит одиночество лирического героя? И что меняется, когда «закат разлил свой пышный пламень»?

Б) Почему герою отрадно осознавать своё одиночество?


2.Ответьте на вопрос:

О чём это стихотворение? Назовите основной мотив.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.

Задания Группа № 4

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

1.Групповое обсуждение текста.

А) В чём состоит одиночество лирического героя? И что меняется, когда «закат разлил свой пышный пламень»?

Б) Почему герою отрадно осознавать своё одиночество?


2.Ответьте на вопрос:

О чём это стихотворение? Назовите основной мотив.



  1. Представьте в виде кластера, схемы или рисунка текст стихотворения, выразив в нём своё отношение.



Просмотр содержимого документа
«Ключи»

Ключ

М.Ю. Лермонтов «Молитва»

  1. Информация в тексте:

А) «В минуту жизни трудную»

Б) «Сила благодатная», «святая прелесть»

В) «С души как бремя скатится….. И верится, и плачется, и так легко, легко…»

3.Работа с художественными средствами языка:

- эпитеты: «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть», «слов живых».

-повторы: «И верится, и плачется, и так легко, легко…»

-сравнения: «Как бремя скатится».



Ключ

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

2. Информация в тексте:

А) «Тихая песня», «святая песня»

Б) «О блаженстве безгрешных духов, … о Боге великом»

В) «Душу младую»



3.Работа с художественными средствами языка:

- эпитеты: «тихая песня», «святая песня», «безгрешных духов», «райских садов», «о Боге великом», «в душе молодой», «желанием чудным», «скучные песни земли».

- слова высокого стиля: «внимали», «о блаженстве», «душа младая», «томилась».

- олицетворения: «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне святой», «звук… живой».







Ключ

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

  1. Информация в тексте:

А) «Ландыш серебристый»

Б) « про мирный край, откуда мчится он»

В) «И в небесах я вижу Бога»


3.Работа с художественными средствами языка:

- эпитеты: «желтеющая нива», «свежий лес», «малиновая слива», «роса душистая», «ландыш серебристый», «студёный ключ», «таинственная сага».

- олицетворения: «ландыш кивает головой», «студёный ключ играет…»

- синтаксис: всё стихотворение одно сложноподчинённое предложение.





Ключ

И. Бунин «За всё тебя, Господь, благодарю!»

2. Информация в тексте:

А) «Даруешь мне вечернюю зарю, простор полей и кротость синей дали»

Б) «с Тобой» (с Богом)

В) «… в сознанье, что я один в безмолвном созерцанье, что всем я чужд и говорю – с Тобой»



3.Работа с художественными средствами языка:

- эпитеты: «вечерняя заря», «пышный пламень», «самоцветный камень», «печальною судьбой», «безмолвном созерцанье».

- сравнения: «дрожа насквозь, как самоцветный камень».

- анафора : «Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с Т обой»





Просмотр содержимого документа
«ЛИСТЫ достижений»

Лист достижений

ФИ: Роль в группе:

Умения

++/+/ /-


  1. Нахожу информацию в тексте


  1. Определяю художественные особенности текста


  1. Отвечаю на вопросы по тексту


  1. Интерпретирую содержание текста


  1. Оцениваю содержание текста




Лист достижений

ФИ: Роль в группе:

Умения

++/+/ /-


  1. Нахожу информацию в тексте


  1. Определяю художественные особенности текста


  1. Отвечаю на вопросы по тексту


  1. Интерпретирую содержание текста


  1. Оцениваю содержание текста




Лист достижений

ФИ: Роль в группе:

Умения

++/+/ /-


  1. Нахожу информацию в тексте


  1. Определяю художественные особенности текста


  1. Отвечаю на вопросы по тексту


  1. Интерпретирую содержание текста


  1. Оцениваю содержание текста


































МОТИВ – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент.





МОТИВ – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент.





МОТИВ – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент.





МОТИВ – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент.



Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТЫ»

М.Ю. Лермонтов

Молитва

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.



Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.



С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

1839



Ангел

(1831)

По небу полуночи ангел летел
        И тихую песню он пел,
И месяц и звезды и тучи толпой
        Внимали той песне святой. 

Он пел о блаженстве безгрешных духов
        Под кущами райских садов,
О боге великом он пел, и хвала
        Его непритворна была. 

Он душу младую в объятиях нес
        Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
        Остался - без слов, но живой. 

И долго на свете томилась она
        Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
        Ей скучные песни земли. 



***

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

(1831)

И.А. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.


Я одинок и ныне — как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.


И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с Тобой.

(1901)



И.А. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.


Я одинок и ныне — как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.


И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с Тобой.

(1901)



И.А. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.


Я одинок и ныне — как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.


И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с Тобой.

(1901)




Просмотр содержимого презентации
«Стихи Лерм.»

Вот он изображен юношей в Москве –  там учился в университете.

Вот он изображен юношей в Москве –

там учился в университете.

в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Ф.О.Будкин. Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского  полка. 1834 г.

в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.

Ф.О.Будкин. Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834 г.

Перед вами автопортрет М.Ю. Лермонтова, написанный им в 1837-1838 гг...

Перед вами автопортрет М.Ю. Лермонтова, написанный им в 1837-1838 гг...

Таким художник Петр Заболоцкий  увидел Лермонтова в год гибели...

Таким художник Петр Заболоцкий

увидел Лермонтова в год гибели...

о М.Ю. Лермонтове: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

о М.Ю. Лермонтове:

«Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи» Тема природы «На севере диком», «Три пальмы» Тема Родины «Родина», «Бородино», ??? «Ангел», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи»

Тема природы «На севере диком», «Три пальмы»

Тема Родины «Родина», «Бородино»,

???

«Ангел», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Что такое молитва?  Когда человек прибегает к ней?   Молитва  — это обращение к Богу, общение с Ним. В молитве человек выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

Молитва это обращение к Богу, общение с Ним. В молитве человек выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».  О.А.Смирнова Мария Алексеевна Щербатова (1820 – 1879)

«Машенька велела ему молиться, когда у него тоска.

Он ей обещал и написал эти стихи».

О.А.Смирнова

Мария Алексеевна

Щербатова

(1820 – 1879)

Стихотворение «Ангел»  (написано в 1831 году)          А́нгел   («вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями.   «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»  М. Ю. Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова - мать поэта.

Стихотворение «Ангел» (написано в 1831 году)

А́нгел   («вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» М. Ю. Лермонтов

Мария Михайловна Лермонтова - мать поэта.

«Когда волнуется желтеющая нива…»  1837

«Когда волнуется желтеющая нива…»

1837

И.И. Шишкин - Полдень.

И.И. Шишкин - Полдень.

И.А. Бунин За все Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я одинок и ныне — как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой. (1901)

И.А. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне — как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с Тобой.

(1901)

Соедините стрелками мотив и стихотворение, в котором он проявляется «Молитва» * восприятие человеческой души «Ангел» * гармония человека и природы «Когда волнуется желтеющая нива…» *значение молитвы

Соедините стрелками мотив и стихотворение, в котором он проявляется

«Молитва» * восприятие человеческой души

«Ангел» * гармония человека и природы

«Когда волнуется желтеющая нива…» *значение молитвы

Соедините стрелками мотив и стихотворение, в котором он проявляется «Молитва» * восприятие человеческой души «Ангел» * гармония человека и природы «Когда волнуется желтеющая нива…» *значение молитвы

Соедините стрелками мотив и стихотворение, в котором он проявляется

«Молитва» * восприятие человеческой души

«Ангел» * гармония человека и природы

«Когда волнуется желтеющая нива…» *значение молитвы

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ:

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ:

  • Восприятие человеческой души.
  • Значение молитвы.
  • Гармония человека и природы.
Адресаты молитвы

Адресаты молитвы

10-11 «+» - «5»  8-10 «+» - «4»  6- 7 «+» - «3»       ОЦЕНИВАНИЕ

10-11 «+» - «5» 8-10 «+» - «4» 6- 7 «+» - «3»

ОЦЕНИВАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   1. Прочитать все стихотворения. Составить по ним толстые вопросы.  2. Одно стихотворение выучить наизусть.  3. Дополнительно: ответить на вопрос: «Какой он – мой Лермонтов?»  (письменно)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать все стихотворения. Составить по ним толстые вопросы. 2. Одно стихотворение выучить наизусть. 3. Дополнительно: ответить на вопрос: «Какой он – мой Лермонтов?» (письменно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!