СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хронометраж, пульсометрия, анализ урока

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология хронометража, пульсометрии и педагогического анализа урока физической культуры и здоровья

Просмотр содержимого документа
«Хронометраж, пульсометрия, анализ урока»

Педагогический анализ урока

Педагогический анализ урока включает следующие компоненты:

1. Анализ плана-конспекта урока.

2. Анализ проведения подготовительной части урока.

3. Анализ проведения основной части урока.

4. Анализ проведения заключительной части урока.

5. Выводы и предложения по уроку.

При анализе плана-конспекта урока необходимо обратить внимание на постановку задач урока, их конкретность и направленность, на соответствие плана-конспекта записям в поурочном плане, на чередование упражнений и дозировку нагрузки, на распределение времени в каждой части для решения поставленных задач, на характер организационно-методических указаний, их педагогическую направленность, на терминологическую грамотность записей.

Педагогический анализ урока должен отразить оценку организаций воспитательной, образовательной и оздоровительной сторон деятельности учителя в каждой части урока.

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ части необходимо акцентировать внимание на организационную и методическую деятельность учителя, оценить своевременность начала урока; подготовку условий проведения; раздачу и сбор инвентаря; целесообразность построений и перестроений учеников; эффективность общеразвивающих упражнений; умение выбрать место для управления работой занимающихся; качество показа и рассказа; владение терминологией. Дать оценку оздоровительной значимости подобранных упражнений, нагрузки в данной части; характеру указаний и замечаний учителя, относящихся к форме и содержанию упражнений. Указать методы организации учеников, продолжительность подготовительной части.

В ОСНОВНОЙ части необходимо проанализировать организационную воспитательную, образовательную и оздоровительную стороны урока: рациональность размещения групп занимающихся в зале или на площадке для управления и контроля за исполнением работы; уровень технической подготовленности учителя; требовательность к учащимся и оценка их деятельности в целях стимулирования; использование помощников и освобожденных от урока; индивидуальный подход в методических указаниях, исправлении ошибок;наблюдение за работой групп; помощь и страховка учеников различной подготовленности; формы поощрения и порицания; умение доступно объяснить игру и руководство ею; требования к осанке; отношение к ученикам и характер эстетических и педагогически оправданных требований; методы организации учащихся; особенности педагогических воздействий в целях нравственного воспитания; моторную плотность урока и использование метода дополнительных упражнений для увеличения плотности основной части. Необходимо указать основные методы обучения и развития двигательных способностей, используемые в основной части урока, при решении образовательных задач.

В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ части целесообразно указать содержание и организованность завершения занятия, эффективность подбора заданий для решения оздоровительных задач, продолжительность заключительной части урока.

Завершающей частью анализа должны быть выводы и предложения;

а) по плану-конспекту урока;

б) по подготовке условий для проведения урока;

в) по выполнению поставленных задач урока;

г) по деятельности учителя (ошибки, недостатки, личные качества, подготовленность к уроку, стремление к комплексному решению задач);

д) по общей оценке проведенного урока.

Педагогический анализ урока №______

в _____ классе


Дата

Урок проводил

Место проведения

На уроке присутствовало _________ учеников

Задачи урока:

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


Оценка руководителя



Хронометрирование урока физической культуры

Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об эффективности организации урока, его общей и моторной плотности, о распределении времени на уроке. Практикант разрабатывает: протокол хронометрирования, хронокарту плотности урока и текстовый анализ плотности урока.

Техника хронометража. Для наблюдения выбирается ученик, наиболее добросовестно выполняющий задания педагога. На протяжении всего урока хронометрист наблюдает за действиями одного ученика, во время проведения игр за командой. Приступая к хронометрированию, прктиканту необходимо ознакомиться с содержанием предстоящего урока.

Секундомер пускается одновременно со звонком и до окончания урока не останавливается. Фактическое начало урока определяется командой дежурного или учителя о готовности учащихся к занятию. Время от звонка до фактического начала урока следует считать простоем. Показания секундомера заносятся в специальный протокол. При хронометрировании заполняются только первые две графы — «Виды деятельности» и «Показатели секундомера» и фиксируется лишь время начала вида деятельности, которое для последующего вида служит окончанием (возможено время окончания вида деятельности). Протокол хронометрирования следует вести подробно, фиксируя в минутах и секундах показатели секундомера при различных видах деятельности. Когда раздается команда на выход из зала или учитель прощается с классом, практикант фиксирует время фактического окончания урока. Последнее показание секундомера составляет общую должную продолжительность урока и вписывается в последнюю строку протокола.

При обработке протокола хронометрирования вычисляют длительность отдельных действий, записанных в первой графе. Для этого из каждого последующего времени вычитают предыдущее, а разность разносят по соответствующим графам («Выполнение упражнения», «Вспомогательные действия», «Объяснение и показ учителя», «Пассивный отдых», «Простой»). Полученные данные суммируются и заносятся в протокол. Затем в абсолютных, а затем и в относительных величинах (в процентах к общей продолжительности урока) определяется время, затраченное на каждый вид деятельности. Суммированные данные заносятся в хронокарту. Для облегчения расчетов, рекомендуется перевести в секунды сумму времени по каждой графе. Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и нерациональных затрат времени должна равняться общей продолжительности урока.

Хронометраж завершается анализом и оценкой общей и моторной плотности занятия с учетом задач и содержания урока. При анализе следует выделить причины низкой плотности (недостатки в организации и методике проведения урока, неподготовленность условий, слабая дисциплина учеников, длительные ожидания очереди и др.) и дать предложения по устранению отмеченных недостатков, указать пути повышения общей и моторной плотности урока.

ПРОТОКОЛ

хронометрирования урока

Урок физической культуры в _______________классе школы №

Дата ____________ Место проведения

Урок проводил

Задачи урока: 1.

2.

3.

4.

В классе по списку ____________________ Присутствовало

Занималось

Наблюдение проводилось за учеником

(фамилия, имя, возраст)

Хронометрировал урок

(фамилия, имя, отчество учащегося)




Виды деятельности


Показатели

секундомера

Объяснение и показ учителя

Выполнение

упражнений

Вспомогатель

ные действ.

Пассивный

отдых

Простой




































ХРОНОКАРТА плотности урока

Виды деятельности

Общеевремя

(мин)

В %
к общей продолжи

тельности занятия

Плотность

условные
обозначения

во времени

(мин)

в %

Выполнение упражнений



Общая

плотность



Объяснение

и показ



Вспомога

тельные действия



Пассивный отдых



нерациональнозатраченное

время



Простой




Текстовый анализ данных хронометрирования

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Замечания руководителя____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИЗМЕРЕНИЕ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
(ЧСС) НА УРОКЕ


Наблюдения за изменениями пульса (пульсометрия) при выполнении упражнений на уроке «Физическая культура и здоровье» позволяют выявить динамику нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, объективно оценить знания учителя об основных физиологических закономерностях управления состоянием ученика в рамках отдельного занятия.

Наблюдения проводятся за одним из занимающихся. Выбранного ученика необходимо предупредить о его роли на данном занятии в качестве наблюдаемого. Для проведения пульсометрии следует подготовить секундомер и протокол для записи данных измерения.

В течение занятия измерения делаются не реже чем через каждые 3 минуты. Всего в процессе проведения пульсометрии, с учетом особенностей содержания и организации работы занимающихся, может быть взято 20 и более проб. Частота сердечных сокращений определяется подсчетом количества пульсовых ударов за 10 секунд на левой руке испытуемого общепринятым способом: накладыванием двух пальцев на запястье левой руки у основания большого пальца. Процедура измерения пульса не должна нарушать ход занятия и отвлекать внимание других учеников. Первая проба пульса берется до начала занятия в состоянии покоя испытуемого. Затем сразу после звонка, что будет соответствовать «0» минуте замера пульса на занятии. В подготовительной части целесообразно брать 4-6 проб пульса после выполнения различных видов деятельности (разновидностей ходьбы, бега, первого, четвертого и последнего общеразвивающего упражнения). В основной части урока рекомендуется делать от 6 до 20 замеров до и после каждой смены деятельности, в заключительной части 2–4 замера после перестроения на заключительную часть, упражнений на восстановление. Количество измерений будет зависеть от содержания занятия и его организации. После слов преподавателя «занятие закончено» делается предпоследний замер ЧСС, что соответствует последней минуте урока. Последняя проба берется через 5 минут после окончания урока.

На основании результатов исследования оформляется график динамики ЧСС ученика на уроке «Физическая культура и здоровье» и делается письменный анализ нагрузки. При описании и оценке нагрузки, необходимо отразить ее соответствие возрасту и подготовленности ученика, задачам, содержанию и организации каждой части занятия, требованиям к построению занятия (постепенного нарастания нагрузки в подготовительной части, ее стабилизации в основной и снижением в заключительной частях). В конце анализа необходимо дать общее заключение о целесообразности и эффективности подобранной нагрузки. Указать ошибки преподавателя при нормировании нагрузки в разных частях занятия и объяснить причины данных ошибок, дать рекомендации по их устранению.


ПРОТОКОЛ


измерения частоты сердечных сокращений на уроке

физической культуры в _______классе, школы №_______,

проведенном учащимся

(фамилия, имя, отчество)

Дата

Наблюдения проводились за учащимся

(фамилия, имя, возраст)

Задачи урока:___________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Пульс ученика в покое до урока__________ударов в минуту.


пробы

Виды

деятельности

Время измерения

ЧСС по минутам

ЧСС за10 с

ЧСС

за1 мин

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.











Пульс ученика через 5 мин после окончания урока _________________ударов в минуту


АНАЛИЗ ПУЛЬСОМЕТРИИ

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Замечания руководителя____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________